- Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
- Родительское собрание «Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье» методическая разработка (средняя группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Татьяна Леонова
Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Однажды утром воспитательница детского сада у входа здоровалась с детьми. Она привычно пожала ручку Оле,которая сказала:» Надежда Викторовна, сегодня утром я встала с правой ноги». Надежда Викторовна посмотрела на маму девочки,та усмехнулась:» Наш папа старается,чтобы дочка по утрам вела себя лучше. Оля обняла маму на прощание, сняла сменную обувь и пошла к столику, где несколько детей раскрашивали картинки. Тем временем Надежда Викторовна здоровалась с Арсением, у которого глаза были мокрыми от слёз мальчика. Он крепко обнял маму. Его родители подали на развод, и мальчик стал напряженным и грустным, особенно по утрам, когда расстаётся с мамой. Воспитатель побеседовал с ней и посоветовала подбадривать и отвлекать ребёнка, пока он не свыкнется с новой ситуацией. Так прошли первые утренние полчаса в одной из групп детского сада. Воспитательница, родители и дети встречались у входа. Домашний мир, из которого приходил каждый ребёнок, является важным элементом перехода в мир детского сада, который не существовал сам по себе, а частично совпадал с ним. Объятие сменялись пожатием рук, а им на смену приходила задача переобувания
Все колебания остались, позади и мир детского сада вновь наполнялся звуками, впечатлениями, шумом и запахом детворы. Как в любом дошкольном учреждении,учёба здесь сочетается игрой, порядок с беспорядком, свобода с ответственностью.
Я, думаю, что это маленькое описание нашей работы породило в Вас какое-то чувство, и не каждый мог отрегулировать свои эмоции. В вас что-то проснулось, а некоторые из вас
обладающие компетентностью и степенью самоконтроля, сумели замаскировать свои эмоции.
Маленькие дети обладают удивительной способностью, как выражать свои эмоции, так и понимать эмоциональную экспрессию. С самых ранних лет младенцы способны изменять своё поведение в зависимости эмоционального состояния взрослых. Эмоции ребёнка естественны и открыты. Дети растут, развиваются.Некоторые родители задают такой вопрос: Как отличить, имеется ли у ребёнка реальные проблемы обучения или это какой-либо тип эмоциональной проблемы?»
Между обеими проблемами существует взаимосвязь, эмоциональные осложнения могут ослаблять функции нейроразвития, а его дисфункции ведут к эмоциональным и поведенческим нарушениям.
Вот часто выраженные, ситуационно-личностные реакции расстройств поведения и эмоций у ребёнка:
1. Агрессивность (ломает игрушки)
2. Вспыльчивость (грубо отвечает)
3. Негаплевизм (делает всё наоборот)
4. Демонстративность (отворачивается спиной)
5. Обидчивость (эмоциональная не устойчивость, обижается)
6. Конфликтность (не уступает игрушек)
7. Эмоциональная отгороженность (занят своим делом и не замечает окружающих)
8. Дурашливость (передразнивает)
9. Нерешительность (отказывается от ведущих ролей)
10. Страхи (страх темноты)
11. Тревога (неожиданно вздрагивает)
12. Скованность (запинается в речи)
13. Заторможенность (не знает чем заняться)
14. Избегание умственных усилий (быстро устаёт)
15. Дефицит внимания (переспрашивает)
16. Двигательная расторможенность (темп действия убыстрённый)
17. Речевая расторможенность (речь взахлёб)
18. Не понимание словесных инструкций.
19. Застреваемость (навязчив при общении)
20. Работоспособность (быстро устаёт от заданий)
Все дошкольные воспитатели знают, что наиболее проблемные дети обычно встречаются в семьях, где привязанности к взрослому слабые, нарушенные или даже опасные. Некоторые трудные дети действительно имеют нарушения деятельности головного мозга, тогда как другие находятся в состоянии огромного эмоционального стресса – стресса потери привязанности и поэтому с трудом обучаются.
Для того чтобы помочь мозгу такого ребёнка и укрепить психоэмоциональное здоровье нужно использовать наилучшим образом способности к обучению воспитанию и оздоровлению дошкольников. Мозг нуждается в психологической привязанности для того, чтобы полностью вырасти и обучатся. Мы можем представить МОЗГ в виде растения, тянущегося к солнцу. Оно может расти и в тени, но тогда оно развивается не так, как растения получающее необходимое количество солнечного света. Мозг – растение вынуждено изгибаться в сторону солнца. Но в этом случае оно или не зацветёт совсем, или зацветёт позже, или не достигнет полного цветения, пока не найдёт того количества света которого ему требуется. Мозг должен греться у солнца до тех пор, пока полностью не разовьётся. Если ребёнок, например, крепко привязан к очень значимому для него человеку, который о нём заботится: к матери, отцу, бабушке, дедушке, или воспитателю, он от него узнаёт больше. Способность эмоциональной привязанности по мнению учёных чёткая и безошибочная.
Советы взрослому по установлению эмоционального психологического контакта.
1. Будь искренним с детьми
2. Называй каждого ребёнка по имени
3. Будь знаком с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами
4. Используй утверждения типа : “Я заметила…” (обратила внимание)
5. Улыбайся, дотрагивайся (когда это целесообразно) и старайся установить визуальный контакт
6. Будь внимателен, к событиям происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это возможно
7. Уважай ребёнка за его мнение
8. Если можно, лично рассказывай о своей жизни, о случаях из неё.
9. Не осуждай ребёнка.
10. Слушай и вникай.
11. Представляй ребёнку, возможность выбора, решения и мнения, что позволит ему принять правильное мнение и решение.
12. Признавай свои ошибки.
Для сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей, а также для успешного обучения, воспитания и развития дошкольников. Исключительно важно,чтобы : 1. Домашняя и детская жизнь ребёнка были взаимосвязаны. Также важно впервые годы его жизни, чтобы дома обеспечивалось хорошее развитее мозга, и, таким образом, когда ребёнок придёт в детский сад, его мозг был готов учиться.
Учителя во многом становятся для детей родителями, а родители — учителями.
2. Исследования мозга показали, то, что едят дети, серьёзным образом влияет на их поведения и способность воспринимать знания. Особенно это верно в отношении маленьких детей, которые ещё недостаточно взрослые, чтобы управлять импульсами, возникающими в состоянии стресса. Если пятилетний ребёнок находится под действием эмоционального стресса, у него возникают большие сложности управления собой и в обучении. Это верно в случае пищевого стресса, где дети должны есть правильную пищу, в нужное время! Родителей учат вопросам организации правильного питания. Ученые, занимающиеся исследованиями в области мозга рекомендуют, чтобы в дошкольных учреждениях запретили завтраки с повышенным содержанием сахара, а на полдник также уменьшить объём потребляемых сахаров и крахмала, поскольку уже углеводы ослабляют мозг и после такой пищи, ребёнок не может ни учиться, ни выполнять задания. Полезна пища с высоким содержанием протеина и волокон, йогурт и молоко. Мозг человека более чем на 60% состоит из жиров. Для оптимального функционирования ему требуются кислоты Омега-3 (присутствуют в большом количестве в рыбе рыбьем жире).При нехватке жирных кислот мозг наших детей недополучая ту (пищу мозга, что ему требуется. Мы делаем мальчиков агрессивными и импульсивными, создаём им проблемы с моторными навыками, заставляем страдать от отклонений в учёбе. Мы погружаем наших девочек в открытую депрессию, создаём им расстройства питания и эмоциональной сферы, а также наращиваем уровень отклонений в учёбе.
3. Мы взрослые должны помнить, что мальчики и девочки совершенно отличаются друг от друга. Мужской мозг и его химические процессы побуждают мальчиков реже использовать контакт»глаза в глаза», а чаще «плечо к плечу», реже «с тобой всё в порядке?», а чаще «ты в порядке, вставай!», реже давай поговорим, а чаше «уйди с дороги».Конечно и общественные тенденции, и социальное давление толкают мальчиков чаще использовать «мужское поведение», а девочек – поведение, основанное на мгновенной реакции сопереживания. Чтобы позаботиться о детях, которые могут страдать от эмоционального вреда.
4. Нужно создать оптимальную среду обучения, мы должны добиваться, чтобы дети использовали больше слов.С нейрологической точки зрения : слова, объясняющие чувства. В конечном счёте воспитатели смогут управлять агрессивностью (у мальчиков) и сопереживанием (у девочек).
5. Нужно использовать при обучении и воспитании детей практические рекомендации, которые станут помощниками воспитателям и родителям.
Практическими рекомендациями могут являться игротерапия для психоэмоционального развития и коррекции поведения и эмоций с использованием основных стратегий.
1. На стимуляцию у ребенка ориентации на поведение и эмоционального состояния другого. Предлагаемая игра «Линейку перекинь как мост с своего носа на мой нос, долго её продержи и что-нибудь весёлое расскажи «.
2. Ориентация ребёнка на состояние другого и на стимуляцию чувств юмора. Предлагаемая игра «Открой глаза и на меня посмотри, что во мне изменилось, скажи «.
3. На стимуляцию гуманных чувств и положительных эмоций. Предлагаемая игра «Я ласковым прикинусь, обниму и скажу нежные слова «.
4. На отреагирование состояния с переключением на иное поведение. Предлагаемая игра «Если скажу «можно»,то смеёмся и дурачимся»
5. Моделирование и преодоление. Предлагаемая игра «куколку возьму, с ней о чём-нибудь поговорю».
6. На переключение.Предлагаемые игры : 1.»Картинку быстро покажу, а ты увидишь-назови» 2. «Я шепотом скажу, а ты постарайся услышать.»
7. На положительное подкрепление, похвалу. Предлагаемая игра «Этот пальчик игрушки кидал! Этот бегал и шумел! Этот песни с нами пел! Этот плохое исправить хотел!»
8. На игнорирование «Тактика выжидания».
9. Чувства удивления. Предлагаемая игра «В какой руке монетка?».
10. На отрицательное подкрепление предлагаемая игра «Не ругаю, не кричу, иронично я хвалю. Опять пальцы во рту. Молодец!»
11. Стимуляция чувства прекрасного (вместо обидного «это плохо» — говорим, это не красиво).
12. Стимуляция положительных эмоций. Предлагаемая игра «Кто меня попросит лучше или рассмешит».
13. Стимуляция чувства юмора. Предлагаемая игра «Я не взрослый, я бычок Паша!».
14. Стимуляция соревнования соперничества. Предлагаемая игра 1. «Брусок из рук тяни, попробуй вытяни.»
2.) «Я обезьянка, я хочу достать апельсин палкой».
15. Стимуляция телесного контакта. Предлагаемая игра 1. «Давай я тебе погадаю». 2.»Я на тебя смотрю, дотронусь,я покажу: где лоб, где руки»
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ :
Источник
Родительское собрание «Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_psikhologa.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье
МБДОУ детский сад №29 «Рябинушка»
Цель: изучение факторов, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка и влияющих на его психическое здоровье.
Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребёнок-взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я хотела бы с вами поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.
Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. с этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
3. Основная часть.
Нервно-психическое здоровье – один из критериев здоровья в целом. Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникают эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребёнка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать своего ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребёнку, но и взрослому.
Социологический опрос родителей.
Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли работать над собой и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье всё прекрасно.
Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.
Обработка результатов . Родители оцените результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы об этом написали вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».
— Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Я только призываю вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!
Тест 2. «Какой мой ребёнок?»
Задание . Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребёнка.
Затем оцените каждое качество знаком «+» или «-», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у вашего ребёнка она настолько выражена, что вы склонны считать это недостатком. Будьте предельно откровенны с самими собой, иначе тест теряет смысл».
Обработка результатов . Подсчитайте, сколько получилось плюсов и минусов. Если преобладают плюсы (не менее 8), то ваше отношение к ребёнку все в порядке. Вы любите его, стараетесь принимать таким, каков он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала надо их признать. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребёнка наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребёнке в основном плохие качества, то ни о каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете в ребёнке недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное – любовь и искренность ребёнка.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
Общение играет огромную роль для любого человека, а тем более для ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, которое им можете дать только вы – родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. А главное для дошкольника – игра. Простые игры можно организовать по дороге в детский сад, в ванной комнате (можно знакомить с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край»), игры между делом, игры на кухне.
Давайте рассмотрим другие причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка:
- Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
- Нарушение режима дня.
- Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
- Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
- Неблагополучное положение в семье.
- Частое посещение ребенком мест массового скопления людей.
- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
- Снижение двигательной активности.
- Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу. Если два – приколите синее сердечко. Если три и более приколите — черное. Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка. (Выполнение задания. Обсуждение результатов).
4. Заключительная часть.
Я надеюсь, что наша работа, помогла разобраться в том, что надо делать, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка. (Раздаю памятки. Приложение 1).
по созданию благоприятной семейной атмосферы
1. Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
3. Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
4. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения — игра «Педагогический КВН»Цель педсовета: систематизировать знания п.
Собрание для родителей средней группы.
Сохранение и укрепление психического здоровья у детей с речевыми нарушениями. слайд-шоу.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с речевыми нарушениями.
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.
Консультация «Эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста".
Источник