Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему
Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_-_statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.
Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.
Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.
Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.
Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.
Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.
Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.
Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –
- психогимнастика «Гимнастика для ума»
- мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
- релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
- дыхательные упражнения
- использование полифункционального интерактивного оборудования
Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.
«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.
«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.
«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.
«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.
Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:
— снятие эмоционального напряжения,
— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,
— формирование адекватной самооценки у детей,
— привитие новых форм поведения.
— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,
— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,
— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.
— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,
— развитие навыков общения,
— формирование адекватных форм поведения,
— стимуляция познавательной активности.
- Приветствие;
- Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
- Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
- Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
- решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
- релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
- рефлексия.
- Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.
— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного
— снятие эмоционального напряжения
— активизация работы всех органов и систем
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.
Совместная с педагогом деятельность заключается:
— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;
— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.
Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:
- Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
- Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
- Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
- Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.
В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.
- Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
- Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
- Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
- Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
- Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
- Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
- Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
- Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
- Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
- Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
- Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.
сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.
Источник
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО
Светлана Котихина
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Большинство современных исследований подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Термин “психологическое здоровье” был введен недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в разных аспектах (Н. Г. Гаранян, А. Г Холмлгорова, О. В. Хухлаева). Дубровина И. В. говорит о том, что “ психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства” [20; 43].
“Забота о психологическом здоровье, — пишет И. В. Дубровина,— предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, (выделено мной. — И. М.) к окружающему миру,. к жизни как таковой.
Таким образом, психологическое здоровье включает в себя:
Способность к саморегуляции
Наличие позитивных образов Я и Другого
Владение рефлексией как средством самопознания
Потребность в саморазвитии
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.
“Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу”, — подчеркивает О. В. Хухлаева [29;24]. Поэтому одна из задач работы педагога-психолога — создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы работы психолога со старшими дошкольниками в системе психологических занятий.
Метод Значение Примечания
Психологические игры и упражнения Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. «Король-Солнце», «В царстве Нептуна», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки» и др.
Психогимнастические этюды и игры Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»
Коммуникативные игры Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договориваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Добрые эльфы», «Путанка», «Принцесса, воин и дракон», «Магазин «Попроси», «Мигалки»
Подвижные игры с правилами Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»
Сказкотерапия и мульттерапия Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. «Белочка – Припевочка», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.
Мультфильмы «Варежка», «Он попался», «Приключения Хомы», «Лунтик»
Чтение и обсуждение художественных произведений, беседа Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений. Маршак С. Я. «Два котенка», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Циферов Г. «Жил на свете слоненок» и др.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций Развивает у ребенка представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Шаловливые игры», «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Злой язычок», «Машина шутка», «Цирк»
Рассматривание рисунков и фотографий, слушание музыки Обогащение эмоционального мира детей, развитие понимания других и себя Пиктограммы эмоций, сюжетные картинки, музыка для релаксации, музыка настроений
Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации Развивает у ребенка способность к самопониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна», рисование на одном листе в парах, тройках и др.
Релаксационные упражнения Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мыщцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»
Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни. Поэтому каждую возникающую ситуацию в общении необходимо использовать как воспитательную, развивающую.
«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.
Источник