- Теория личности Адлера
- Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру
- Целостность личности
- Влияние осознанного творческого начала
- Мотивация
- Три базовых фактора теории Адлера
- Чувство общности
- Чувство собственной значимости
- Чувство неполноценности
- Творческое Я как доминирующий конструкт
- Стремление к превосходству
Теория личности Адлера
Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.
Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.
Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.
Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:
- фиктивный финализм,
- стремление к превосходству,
- чувство неполноценности,
- общественный интерес,
- стиль жизни,
- творческое Я.
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.
Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:
- неполная компенсация,
- полная компенсация,
- сверхкомпенсация,
- мнимая компенсация, или уход в болезнь.
Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.
В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.
В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.
Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.
Теория личности Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
Источник
Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру
Альфред Адлер, австрийский офтальмолог, невролог и психиатр, изначально был одним из последователей Зигмунда Фрейда. Их сотрудничество началось в 1902 году, после того как Адлер познакомился с книгой «Толкование сновидений», написанной Фрейдом. Однако уже в 1911 году научные пути Адлера и Фрейда разошлись. Причиной профессионального разрыва оказалось несовпадение во взглядах на некоторые явления. В частности, Адлер выдвинул теории, противоречащие концепциям, которые предлагал Фрейд.
Вскоре Адлер и его сторонники организовали собственный научный кружок, впоследствии названный «Ассоциация индивидуальной психологии». Результатом деятельности сообщества стала работа руководителя «О нервном характере». В ней учёный изложил ключевые концепции индивидуальной психологии. Исследователь выдвинул ряд идей, которые позднее стали фундаментом гуманистического подхода в психологии.
Целостность личности
В отличие от Фрейда, который настаивал на расщеплении личности и борьбе внутренних начал, Адлер утверждал, что сознательное и подсознательное друг другу не противостоят. Цели, желания, чувства, на первый взгляд разрозненные, — воплощение единства, которым и является личность.
Влияние осознанного творческого начала
Именно оно, по мнению Адлера, способно менять направление, в котором развивается индивид. Творческое Я формирует так называемый жизненный стиль, который включает:
- вкусы;
- привычки;
- особенности постановки целей;
- методы их достижения;
- манеру поведения.
Согласно данной теории, человек сам отвечает за собственную жизнь. Ему предоставляется много возможностей, но и обязательства накладываются серьёзные.
Мотивация
Фрейд утверждал, что главная цель индивида в жизни — поиск удовольствия. Однако и по этому пункту Адлер не согласен. По мнению учёного, движущей силой оказывается стремление к совершенству.
Три базовых фактора теории Адлера
Между параметрами, которые будут описаны ниже, наблюдается взаимосвязь и взаимозависимость. При этом каждый фактор можно проанализировать в отрыве от других.
Чувство общности
Чувство общности позволяет корректно выстраивать межличностные связи, оказывается стимулом для генерации новых культурных ценностей.
Оценить развитость чувства общности можно по тому, как человек относится к интимно-романтическим взаимодействиям, окружающим, труду.
Чувство собственной значимости
Руководствуясь стремлением к самоутверждению, заложенном в структуре личности, человек гонится за определёнными достижениями в творчестве, труде. Если представления и ценности искажены, жажда самоутверждения может спровоцировать комплекс превосходства.
На формирование данного комплекса влияют различные негативные факторы — ошибки, допущенные в воспитании, принадлежность к угнетаемым меньшинствам, неблагоприятные условия проживания, патологии развития.
Чувство неполноценности
Оно негативно отражается на всех сферах жизни — самоощущении, межличностных взаимодействиях, постановке целей и задач.
Творческое Я как доминирующий конструкт
Именно от Творческого Я зависит, как реализуются другие конструкты личности, описанные Адлером. Творческое Я — базис, обуславливающий сформированный человеком стиль жизни, характер личных целей. Индивид, наделённый конкретными творческими способностями, отвечает за то, кем становится и как в дальнейшем себя ведёт.
Адлер не отрицал, что на формирование личности влияет среда и наследственность. Однако этими факторами условия её развития не ограничиваются.
Наследственность и среду, по мнению исследователя, индивид использует как фундамент. Но стиль жизни — вопрос исключительно творческой силы.
Стремление к превосходству
Человек жаждет преодолевать себя, развивать свои способности и возможности. Воля к власти и агрессия, согласно концепции Адлера, отражают стремление к превосходству. Данное чувство носит врождённый характер, поэтому освободиться от него человек не может в принципе. Степень выраженности оценивается критерием социального интереса. Если он высокий, речь идёт о конструктивном превосходстве. Уровень социального интереса также указывает на состояние психического здоровья.
Индивидуальная психология Адлера стала толчком к развитию социально-психологического подхода. Исследователь практически отошёл от классического психоанализа, предложенного Фрейдом, и своей теорией положил начало гуманистической психологии, которая господствует и по сей день.
Таким образом, психология сосредоточилась на исследовании здоровой творческой личности с собственными целями, желанием роста и самоактуализации.
В стремлении к превосходству человек рано или поздно понимает, что нужно уметь управлять своими эмоциями. Этому можно научиться с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект».
Источник