Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник
Депрессия у современных подростков
В работе описаны виды депрессии у современных подростков, проведены исследования в этой области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
depressiya_u_sovremennykh_podrostkov.rar | 284.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОМСОМОЛЬСКИЙ – НА – АМУРЕ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Тема: ДЕПРЕССИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Студент Г.С. Коршунов
Классификация основных типов депрессии по причинному признаку
Описание состояния депрессии
Симптомы депрессии у подростков
Причины депрессии у подростков
Лечение депрессии у подростков
Профилактика депрессии у детей и подростков
Список использованных источников
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка — один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия — депрессивные состояния.
Целями исследовательской работы являлись:
— проведение теоретического анализа понятия «депрессия»;
— выяснение при анкетировании данных по наличию депрессивного состояния у респондентов;
— выявление основных типов депрессии по причинному признаку;
— исследование жизненных факторов, влияющих на здоровье подростка;
— дать практические рекомендации по улучшению депрессивного состояния у подростков.
Объектом исследования являлись молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет, студенты техникума.
Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство , характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость ( ангедония ), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью.
При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Классификация основных типов депрессии по причинному признаку
Существует несколько основных типов депрессии по причинному признаку:
- Реактивная или психогенная депрессия – депрессия, в результате серьезного психотравмирующего фактора (потеря родственников, близких, работы, партнера)
- Циркулярная депрессия – депрессия, связанная с изменением времени года, или суток
- Дистимия – хроническая депрессия, с относительно слабой симптоматикой
- Эндогенная депрессия – депрессия в результате нарушения метаболизма головного мозга (может быть наследственной)
- Невротическая депрессия – результат длительной психотравмирующей ситуации, стресса
- Послеродовая депрессия – депрессия, развивающееся после родов.
Депрессия — это серьезное психическое расстройство, которым страдают до 21% населения развитых стран по данным Gainotti etal., 2001.
Согласно исследованию, проведенному психиатрическими учреждениями, около 20% подростков, страдают от приступов тревоги и депрессии. Статистика депрессии среди подростков отражает то, как эта болезнь стала общей проблемой не только среди взрослых, но и среди подростков. Это также говорит о том, что депрессия может ударить людей всех возрастов.
Вот еще несколько статистик, которые покажет вам, как депрессия становится серьезной проблемой в области здравоохранения и требующие немедленного внимания и решения проблем, в которых они нуждается.
Хотя небольшой процент подростков страдают от сезонной депрессии- 5%, из этой числа развивают другие нарушения, в том числе антиобщественным поведением, наркотиками или зависимости от алкоголя и тревоги.
Половина подростков с депрессией унаследовали болезнь от своих родителей.
Около 30% подростков страдающие от депрессии, имеют тенденцию к развитию наркомании и алкоголизму.
Подростки с депрессией, которые не лечатся, имеют более высокие суицидальные наклонности.
Около 15% подростков страдающих от депрессии, имеют тенденцию к развитию более серьезных проблем психического здоровья.
Отчасти должен радовать тот факт, что 80% подростков может легко преодолеть депрессию, если они обратятся за помощью к медицинским специалистам и психотерапевтам, а также пройти ряд процедур и психофармакотерапию.
Печалит тот факт, что в связи со слабой информированностью, люди часто депрессию воспринимают за лень, слабую силу воли и скверный характер, что приводит к более плачевным последствиям. К тому же с советских времен, когда психотерапия в СССР была не особо развита, в сознании многих людей осталось заблуждение о том, что обращение к психотерапевту – явный признак психических отклонений, и до сих пор для некоторых обращение к психологу – это все равно, что признать себя ненормальным. Интересно то, что в США большое количество нормальных, а уж тем более ненормальных людей имеют своего психотерапевта или психоаналитика.
Так же находят распространения деструктивные субкультуры или компании, в которых является нормой подражание симптоматики депрессии, ее провоцирование и суицидальное поведение. В большинстве случаев это объясняется попыткой манипулирования окружающими, стремлением обратить внимание не свои проблемы родителей, педагогов и других людей или модой.
Распространению депрессии в современном мире среди подростков способствуют такие факторы, как: обилие стрессовых ситуаций, рост информационной базы, распространение в СМИ деструктивных духовных ценностей, недостаток внимания, воспитания или нерациональное воспитание в семье, генетическая предрасположенность.
А так же нельзя упустить тот факт, что по данным ВОЗ до 15% депрессий кончается суицидом. Из этого следует вывод: на предупреждение распространения депрессии и ее профилактику необходимо уделять больше внимания.
Основная опасность для больных депрессией состоит в том, что на пике болезни, в момент наибольшей тоски и отчаяния, нередко случаются попытки самоубийства. Особенно часто такие попытки возникают у больных с выраженным чувством тревоги. Ежедневно 15 человек в возрасте от 15 до 24 лет убивают себя в связи с депрессией. Приблизительно такое же количество самоубийств наблюдается в возрасте после 60 лет. Депрессия – это единственное состояние, которое влечет за собой такое количество непредвиденных смертей. Самый эффективный способ предупреждения самоубийств – это раннее выявление и своевременное лечение депрессий.
Описание состояния депрессии
Чаще всего больные, страдающие депрессией, испытывают тревогу или тоску. Они считают себя несчастными, беспомощными и забытыми. Как правило, они раздражены и недовольны всем происходящим, их ничто не радует.
Практически у всех больных, страдающих депрессией, возникает множество физических симптомов. Очень часто беспокоят головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и живота, боли в суставах. Запоры, чередующиеся с поносами, нарушения менструального цикла, исчезновение сексуального влечения – все это частые признаки депрессии. Трудно представить себе соматическое заболевание, которое не могло бы быть имитацией депрессии. Именно по этой причине у врачей-психиатров возник термин «маскированная депрессия» для случаев, когда депрессия «прячется» под видом соматического расстройства. Такие больные безуспешно лечатся у терапевтов и хирургов, гинекологов и эндокринологов. По статистике, более трети больных, посещающих общесоматические поликлиники, страдают скрытыми «маскированными» депрессиями.
Симптомы депрессии у подростков
Давайте рассмотрим симптомы возникновения депрессии у подростков:
- частые «приступы» печали, слезливости или плаксивости.
Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.
Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением;
- чувство безысходности, бесполезности или чрезмерной вины. Часто от подростка можно услышать фразы типа: «У меня все плохо», «В любом случае все бесполезно, так что какой смысл что-либо делать?», «Все отвратительно и ужасно, мне ничего не светит в будущем»;
- отстранение от друзей, игнорирование общественных мероприятий;
В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.
- отсутствие энтузиазма и мотивации. Упадок сил.
Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.
Серьезные перемены в употреблении пищи или режиме сна: подростки, как правило, едят много, но некоторые недоедают. Девочки-подростки неравнодушны к углеводсодержащей пище. Что касается сна, то стоит обратить внимание, если у ребенка началась бессонница, появилась сонливость или жалобы на усталость.
У подростка снижается аппетит, он отказывается от еды, иногда может не есть несколько дней. Спит мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у подростка поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.
- повышенная раздражительность, возбуждение, частые проявления гнева и враждебности. Иногда подростки могут ввязываться в авантюры или рискованные мероприятия, не понимая, что виной этому — зарождающаяся депрессия;
- частые жалобы на здоровье (головные боли, боли в желудке).
Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.
Нерешительность и неспособность сосредоточиться. Как правило, вследствие этого резко снижается успеваемость в школе.
Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое;
- чрезмерная чувствительность к неудачам. На столе появляются мрачные рисунки и журналы с картинками в темной цветовой гамме (или книги с мрачными сюжетами);
- поведение, которое включает в себя чрезмерную агрессию, направленную к себе или другим. Иногда подростки принимают участие в рискованных ситуациях (связываются с плохой компанией, «экспериментируют» с алкоголем или наркотиками), чтобы отвлечься от своих проблем;
- повторяющиеся мысли или разговоры о смерти, самоубийстве.
Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.
Причины депрессии у подростков
Развитию депрессии способствуют следующие факторы:
1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.
2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.
3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.
4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.
5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.
6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.
Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).
Лечение депрессии у подростков
Очевидно, что лечение зависит от типа депрессии. Сложно придерживаться определенной системы, но важно знать ее основные компоненты.
Не растекаясь мыслью по древу, скажем, что грусть и угрюмость, нормальные состояния, к ним следует проявлять определенное уважение. Использование эмпатии в отношениях с подростком, способность врача-консультанта заинтересоваться его внутренним миром, сосредоточение на нескольких конфликтных моментах нередко помогают подростку по-новому взглянуть на мир, вспомнить о том, чем он увлекался раньше, и т.д. С этой точки зрения слишком поспешное назначение лекарственных препаратов скорее вредит, чем оказывает благотворное воздействие.
Тревожно-депрессивный кризис вполне оправдывает психотерапевтическое лечение, в частности применение метода краткосрочной психотерапии; когда возникает угроза фиксации психического страдания, можно прибегнуть к некоторым психотропным препаратам, но они вовсе не должны быть единственным средством лечения.
Часто при депрессивном состоянии (или дистимии) необходимо проводить длительные курсы терапии (психоанализ) в сочетании с другими методами: семейной терапией, изменениями условий жизни (помещение в клинику, в специализированный интернат и т.д.), назначением лекарств. Подобное лечение нередко требует внимания со стороны двух, а порой даже большего количества специалистов: психиатра, психотерапевта, терапевта или педиатра и др.
Лечение большой депрессии поднимает вопрос о применении психотропных средств в целом и антидепрессантов в частности. (4)
Профилактика депрессии у детей и подростков
По моему мнению, со стороны государства должны приниматься меры предупреждению развития депрессии среди молодежи, а именно: постоянно работать над молодежной политикой страны; заниматься пропагандой здорового образа жизни и ценностей семьи; следить за экологичностью духовных ценностей, навязываемых СМИ; искать и использовать методы воспитания родителей; следить за исправностью работы системы здравоохранения; следить за укомплектованностью системы здравоохранения и учебных заведений специалистами – психологами, психиатрами и психотерапевтами.
Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересоваться жизнью ребенка, показать насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Стараться знать родителям друзей их ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает им. Необходимо обращать внимание на поведение ребенка, замечать все новые пристрастия у ребенка.
При анкетировании в политехническом техникуме было опрошено 35 респондентов: 25 девушек и 10 человек юношей.
В результате анкетирования были выявлены признаки депрессивного состояния у 9 человек (6 девушек и 3 юношей). Вопросы из анкеты приведены в приложении А.
При анкетировании у респондентов они заявили, что их депрессивное состояние улучшится при поддержке родных и близких друзей, использование рационального отдыха, планировании своего времени, ведении здорового образа жизни (занятии спортом, правильное питание).
Источник