- § 3. Собственно эмоции
- Читайте также
- От собственно опыта к счастью целой страны
- Что, собственно, мешает нам концентрироваться?
- Что, собственно мне мешает концентрироваться?
- Слово «собственно»
- Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции
- ЭМОЦИИ
- Несколько слов собственно о подарках
- Эмоции
- Эмоции
- Эмоции
- Собственно процесс терапии
- Собственно убеждающее выступление
- Глава пятая А С КАКОЙ СТАТИ, СОБСТВЕННО, ЛЕВ ТОЛСТОЙ БЫЛ ПРОТИВ, ЧТО В ПОСТЕЛИ ЕГО ЖЕНОЙ ЦЕНИМ БЫЛ НЕ ОН, А ИМПЕРАТОР НАПОЛЕОН? ПОЧЕМУ — НАПОЛЕОН?!
- Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии
- Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.
- 1. Эмоции. Радость.
- 2. Эмоции. Удивление.
- 3. Эмоции. Печаль.
- 4. Эмоции. Гнев.
- 5. Эмоции. Отвращение.
- 6. Эмоции. Презрение.
- 7. Эмоции. Страх.
- 8. Эмоции. Стыд.
- 9. Эмоции. Зависть.
§ 3. Собственно эмоции
§ 3. Собственно эмоции
В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства (Б. М. Теплов). Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют и многочисленные этнографические описания и такие факты, как, например, своеобразная бедность мимики у врожденно ? слепых людей. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые — как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например аффектом острого гнева.
Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.
Читайте также
От собственно опыта к счастью целой страны
От собственно опыта к счастью целой страны Хочу начать с того, что я никогда не пытался достичь счастья, применяя результаты собственных исследований на себе. Ожидаемое мной счастье построено на внутренних чувствах и развивалось спонтанно. Однако, когда я присутствовал
Что, собственно, мешает нам концентрироваться?
Что, собственно, мешает нам концентрироваться? Только за редкими исключениями, недостаток внимания является врождённым пороком. Порой недостаток внимания является следствием тяжёлого психологического потрясения. Но речь не идёт об этих двух причинах отсутствия навыка
Что, собственно мне мешает концентрироваться?
Что, собственно мне мешает концентрироваться? Что, собственно, мне мешает концентрироваться, когда это необходимо? Где заложены проблемы, над которыми следует работать? В чём заключаются ваши сильные стороны, на которые следует опираться? Следующее упражнение поможет
Слово «собственно»
Слово «собственно» Это слово вы можете смело исключить из своей речи. У него нет положительных качеств. Прочитайте следующие примеры и судите сами:• «Я, собственно, всегда говорил тебе только правду».• «Собственно говоря, я тебя люблю».• «Собственно, это очень хорошее
Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции
Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем
ЭМОЦИИ
ЭМОЦИИ Особенностью эмоциональной жизни шизоидного ребенка является отсутствие обратной связи. Он удивительно неэмоционален, и мы никогда не знаем, плохо ему или хорошо. Он не высказывает ни радости, ни печали, ни гнева.Трудно понять, как он относится к другим людям. При
Несколько слов собственно о подарках
Несколько слов собственно о подарках Возможно, кто-то из вас, самые заядлые скептики, которые никак не могут согласиться с тем, что мужчины не «КО…» и не «СВО…», зададут вопрос: если мужчинам действительно нравится дарить нам подарки, то почему они не делают это так часто,
Эмоции
Эмоции Маслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что
Эмоции
Эмоции Учение йоги направляет энергию на духовный рост человека.«Пока эти страсти (гнев, похоть и так далее) направлены к миру и его объектам, они — наши враги. Но когда они направлены к Богу, то становятся лучшими друзьями человека, так как тогда они ведут его к Богу. Жажду
Эмоции
Эмоции Важной целью буддистского обучения является научение тому, как контролировать свои эмоции, избавившись от их власти. В большинстве эмоций нет ничего плохого; однако немногие люди проявляют свои эмоции должным или адекватным образом. Большая часть людей гневается
Собственно процесс терапии
Собственно процесс терапии Наличие вышеперечисленных условий приводит к процессу психотерапии со следующими характеристиками:1. Пациент все более свободно начинает выражать свои чувства через вербальные и моторные каналы.2. Выражаемые им чувства имеют отношение
Собственно убеждающее выступление
Собственно убеждающее выступление Цель – побудить аудиторию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение. В собственно убеждающем выступлении приводятся аргументы и ЗА, и ПРОТИВ и показывается, что тезис, защищаемый оратором, наиболее
Глава пятая А С КАКОЙ СТАТИ, СОБСТВЕННО, ЛЕВ ТОЛСТОЙ БЫЛ ПРОТИВ, ЧТО В ПОСТЕЛИ ЕГО ЖЕНОЙ ЦЕНИМ БЫЛ НЕ ОН, А ИМПЕРАТОР НАПОЛЕОН? ПОЧЕМУ — НАПОЛЕОН?!
Глава пятая А С КАКОЙ СТАТИ, СОБСТВЕННО, ЛЕВ ТОЛСТОЙ БЫЛ ПРОТИВ, ЧТО В ПОСТЕЛИ ЕГО ЖЕНОЙ ЦЕНИМ БЫЛ НЕ ОН, А ИМПЕРАТОР НАПОЛЕОН? ПОЧЕМУ — НАПОЛЕОН?! Обсудив некоторые факты из стайной жизни крыс, светлячков, шимпанзе и поселений валаби, мы можем предположить, что стая есть
Источник
Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии
1-04-2019, 12:07 | Экстремальные условия / Тема дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 129)
Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.
Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.
Всем привет, уважаемые читатели!
Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую — эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.
Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:
Что такое собственно эмоции человека?
Эмоции — это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны.
Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями. Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.
Различают четыре основных вектора направления эмоций.
Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.
Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.
1. Эмоции. Радость.
Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.
Радость можно разделить на несколько вариантов:
• Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
• Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
• Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
• Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».
2. Эмоции. Удивление.
Удивление — это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.
Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:
• Изумление — человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
• Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
• Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
• Недоумение — состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.
3. Эмоции. Печаль.
Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.
Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:
• Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
• Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
• Уныние — человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
• Собственно, печаль — человек страдает из-за неполучение желаемого.
• Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.
4. Эмоции. Гнев.
Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.
Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.
Причины возникновения гнева весьма различны.
1. Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
2. В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
3. В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
4. Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
5. В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
6. Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
7. Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
8. Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.
Гнев также может быть представлен в различных вариантах:
• Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
• Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
• Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
• Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.
5. Эмоции. Отвращение.
Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.
Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.
Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.
На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.
Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений. Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту. Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.
6. Эмоции. Презрение.
Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.
Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые — это низшая «каста».
Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.
7. Эмоции. Страх.
Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.
При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:
• Ужас — высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
• Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
• Тревога/беспокойство — переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.
8. Эмоции. Стыд.
Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям — верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.
Различают варианты стыда:
• Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
• Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
• Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.
9. Эмоции. Зависть.
Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.
Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.
Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.
В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.
Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.
В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно — социальном срезе. Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый. Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.
Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.
Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.
В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.
Полагаю, что тема про эмоциональные переживания раскрыта с моей стороны достаточно и Вы получили ответы на большинство вопросов. Но если это вдруг не так, то с удовольствием расскажу еще больше, просто в комментариях задавайте вопросы. На этом сегодня откланиваюсь и до новых встреч!
С Вами был Владислав Якимов! Друзья, пишите комментарии и ставьте лайки!
Источник