Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)
методическая разработка по психологии на тему
Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Способы снятия стресса у педагогов
Юлия Николаевна Авдонина
ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, — а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, воспитателя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В этом помогают психотехнические упражнения. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.
Психотехнические игры для учителей направлены на достижение двух основных целей.
Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели.
Во-второй, и это очень важно, психотехнические упражнения нацелены на расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Упражнение «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя. в зависимости от того, в какой ситуации оно будет выполняться.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч. который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица , шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и т.д.
Представление теплом луче необходимо осуществлять необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие.
Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз.
Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.
Упражнение снимает раздражение, способствует восстановлению эмоционально-положительного настроя.
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги.
Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вым больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.
Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
Вполне возможно, что у учителя, воспитателя может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры.
В этом случае мы рекомендуем использовать метод вербального самовнушения. Мы предлагаем несколько формул. которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, длительности фраз и пр.
Важно иметь четкий язык, формулируйте самоприказ. Текст формулы самовнушения может быть составлен заранее, но иногда могут быть действенными не заготовленные формулы, а тексты коротких самоприказов, рождающихся «в ситуации» («здесь и теперь») и органично переплетающиеся с вашим состоянием и внешними условиями.
Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективны, помните о следующих правилах:
1 Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2 Большое значение имеет начало формулы. Могут быть использованы следующие начала фраз: » Мое желание иметь. «, » Я вижу себя человеком. «, » Я все умею, все могу. «, » Я верю в то, что . «, » Я убежден в том, что. «.
3 Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
4 Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
5 Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Утренние и вечерние игры-формулы.
Утром, перед вставанием,когда ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже не сна, но еще и не полноценного бодроствования, заведите себе правило прочитывать основную формулу.Эта же формула межет быть повторена вами вечером, в постели перед сном.
Формула «Уверенность в себе.»
» Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз.»
Формула » На работу.»
» Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни.»
Игры-формулы в течение всего рабочего дня.
Формула 1 . Спокойствие и стабильность.
» Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.
» На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я способен к огромным волевым усилиям».
Формула 3. Любовь к своей работе.
» Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
Формула 4. Любовь к ученикам.
» Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».
Перед сложным разговором.
Формула 1. Спокойствие.
» Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.
» Мне легко, легко и свободно. Ярко отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив. Каждая клеточка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье».
Снятие усталости и восстановление работоспособности.
» Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».
» Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня здоровые, молодые нервы, У меня неутомимое богатырское сердце».
Все мы знаем, что стресс влияет не только на наше эмоциональное состояние, но также стрессовые ситуации влияют на наше здоровье.
Непрерывный стресс может нанести вред сердцу и даже способствовать закупорке артерий. Согласно последним данным, он может вызвать резкий скачок гормонов стресса в крови, в результате чего ослабевает иммунная защита организма и человеку становится труднее сопротивляться инфекциям. Все заболевания, от изжоги до астмы и рака, связаны со стрессом — он может даже ускорить ухудшение памяти. Но существуют проверенные методы снятия стресса.
Чтобы обуздать стресс, вам не обязательно в корне менять свою жизнь. » Многие говорят: Я слишком занят, у меня нет просто времени на борьбу со стрессом». Но существуют упражнения, которые можно делать где угодно. За несколько минут вы сможете предотвратить чрезмерно эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, прежде чем процесс выйдет из-под вашего контроля. Научившись успокаиваться, вы, быть может, даже обнаружите, что не так уж сильно загружены.
1 Возьмите тайм — аут.
Хотя бы раз в день 5-10 минут посидите спокойно, абсолютно ничего не делая.Сосредоточьтесь на окружающих звуках, на своих ощущениях.
Когда вы просто спокойно сидите, замедляется сердцебиение и снижается давление, т.е. устраняются самые очевидные симптомы стресса.
2 Смейтесь в полный голос.
Держите под рукой что-нибудь, что вызывает у вас смех.
( сборник анекдотов, смешные письма, цитаты из своей любимой кинокомедии).
В течение дня время от времени обращайтесь к этому средству. Исследования показали, что когда вы от души смеетесь, в организме сокращается содержание гармонов стресса и повышается иммунитет. Этот эффект может продолжаться до 24 часов.
3 Слушайте музыку.
Когда перед вами стоит пугающая вас задача, послушайте успокаивающую музыку — классическую, джаз, «релакс» или любые ваши любимые мелодии.
4 Подумайте о хорошем.
На какое-то время, будь-то 15 секунд или 5 минут, сосредоточьтесь на ком-то или чем-то, что вам очень дорого. Помочь может даже фраза или слово, повышающее вашу самооценку.
5 Побольше ходите.
Встаньте из-за стола или дивана и хотя бы 10 минут погуляйте.
6 Дышите глубоко.
На 5 минут замедлите дыхание: делайте около 6 глубоких вдохов животом в минуту. ( т.е. 5 секунд вдыхайте воздух и 5 секунд выдыхайте.)
7 Вставайте с постели расслабленным.
Вечером, перед тем как заснуть, и утром, после того как прозвенит будильник, пока вы еще в постели, потратьте 5 минут на то, чтобы расслабить все тело. Для начала напрягите пальцы ног, потом медленно расслабьте их. Тоже самое проделайте поочередно с мышцами стоп, икр бедер, ягодиц, а также с верхней частью тела, пока не дойдете до лицевых мышц, которые тоже нужно напрячь и расслабить. В начале и конце каждого дня потратьте минуту — другую на то, чтобы сознательно расслабиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении.
Мастер — класс проводился для педагогов — психологов на муниципальном уровне.Цель: снятие психоэмоционального напряжения и развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение приёмов са.
В школьной жизни много праздников. А праздник — это сюрпризы, шутки, подарки. Очень часто классному руководителю необходимо помочь ребятам сделать подарки, например для мамы или бабушки. Моя презент.
Познакомить родителей с правилами и порядком проведения ОГЭ по математике. Выполнение родителями типовых экзаменационных заданий из «Модуль алгебра» , «Модуль геометрия»и «Модуль реальная .
Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие.
Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте.
В данной методической разработке представлено занятие по теме «Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи». Методическая разработка предназначена для педагогов дополнит.
Источник
Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»
Мария Серебрякова
Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога.
Задачи:
• снять мышечное напряжение у участников тренинга, переключение внимания
• создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
• совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Ведущий тренинга: старший воспитатель Серебрякова Мария Юрьевна.
Ход проведения тренинга
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Именно этим мы сегодня будем заниматься.
Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации — тупиковыми. Все. Еще мгновение — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг,и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…
Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно-влажный.
Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.
– Меня зовут Мария, и сегодня я проведу для вас тренинг на снятие эмоционального напряжения.
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».
Карточки «Значение цвета».
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Аутотренинг.
Снятие эмоционального напряжения.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова.
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…
Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…
Набери всей грудью по-больше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.
— Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.
Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.
Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах
применения:Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с, пауза.
Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.
Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат.
спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек. :
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь
Рефлексия упражнение «Подарок»
Наш тренинг подходит к концу, и я вам предлагаю сделать друг другу подарок, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Заключительная часть: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, упражнения пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Конспект занятия по снятию эмоционального напряжения «Экскурсия в страну настроения» для детей 5–6 лет Конспект занятия педагога-психолога по снятию эмоционального напряжения. Тема: «Экскурсия в страну настроения» для детей 5-6 лет. Конспект.
Мастер-класс для воспитателей «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников» Одной из важных проблем в работе с детьми — сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных.
Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.
Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.
Тренинг на знакомство и снятие эмоционального напряжения участников республиканского конкурса «Сердце отдаю детям» Время проведения: 35 минут. Количество участников: 15-20 человек (педагоги дополнительного образования). Оборудование и необходимые материалы:.
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Источник