- Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии» план-конспект занятия
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мастер-класс для педагогов «Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога»
- Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии
- Введение в тему.
- Основная часть
Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии»
план-конспект занятия
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель: Выявление стадии профессионального выгорания у коллег-педагогов; повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания, посредством проведения специальных упражнений по арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_profilakticheskogo_zanyatiya_dlya_pedagogov_na_temu.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Подготовила воспитатель Орлова Н.В.
Цель: Выявление стадии профессионального выгорания у коллег-педагогов; повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания, посредством проведения специальных упражнений по арт-терапии.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагогов:
– на первой начальной стадии у педагогических работников наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
– на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
– третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Возникает закономерный вопрос: «Что теперь делать этому человеку?»
Так вот, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому предлагаю вашему вниманию различные арт-терапевтические техники и упражнения для профилактики профессионального выгорания.
Но для начала предлагаю пройти небольшое анкетирование, из которого вы сами увидите, на какой стадии выгорания вы находитесь, и есть ли оно у вас вообще.
Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).
Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки отдаются ведущему индивидуально в конце встречи.
- Часть «Арт-терапевтический тренинг»
Цель: формирование навыков сотрудничества. Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.
Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении. Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой — либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
Упражнение «Начальник и подчиненный»
Цель: прояснение отношения к работе, определение психологического климата в коллективе. Инструкция: Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем участники меняются ролями. Участники делятся на пары. Предлагается нарисовать «Аквариум» и «Земной шар» Один из участников пары даёт пошаговые инструкции другому.
Упражнение «Круг времени»
Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время. Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.
Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека.
Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленный в начале встречи вопрос «Что теперь делать этому человеку?»
Цель: подведение итогов занятия. Инструкция: Давайте с вами встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие. Можно высказать свои пожелания и предложения.
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» — 4 балла;
«иногда» — 2 балла;
«никогда» — 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
— суммарный показатель до 10 баллов — низкий показатель эмоционального выгорания;
— суммарный показатель от 11 до 20 — средний показатель эмоционального выгорания;
— суммарный показатель от 21 и более баллов — высокий показатель эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Снятие мышечного напряжения.
Данное занятие направлено на решение следующих задач:Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятны.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это мето.
Данное занятие было проведено в целях профилактики ЭВ .
В данном конспекте рассматривается методы и приёмы по снижению уровня тревожности, напряжения, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт- терапии.
Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя, воспитателя. В работе педагога много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высок.
Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор.
Источник
Мастер-класс для педагогов «Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога»
ирина кулик
Мастер-класс для педагогов «Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога»
Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии
в работе педагога-психолога.
Пояснительная записка
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
Изучая современную литературу можно сделать вывод о том, что психолог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала подростка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, обучающий получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
В последнее время всё чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.
Арт-терапия не навязывает «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.
Использование «Арт-технологий» позволяет расширить круг интересов у обучающихся, помогает развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приводит к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.
:[/b] создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.
• Стабилизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения, тревожности, агрессивности) по средствам арт-техник.
• Формирование мотивации на самопознание, саморазвитие и самовыражение.
• Развитие творческого и креативного мышления.
Оборудование: краски, листы бумаги, кисти для рисования, стаканчики с водой, губка, влажные салфетки, ноутбук и флешка с музыкой для релаксации.
Контингент: от 12 лет до 99
Введение в тему.
«Арт-терапия» в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, «Арт-терапия» использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и подростками, и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда подросток не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Сегодня, я расскажу вам о правополушарном (интуитивном) рисовании. Это современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент, позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки.
Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности.
Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основой для разработки метода интуитивного рисования.
Суть техники правополушарного рисования.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т. д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи. Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого.
Можно долго рассказывать, но лучше один раз попробовать, и я предлагаю начать с релаксации.
Основная часть
Займите удобную позу, закройте глаза, расслабьте все мышцы вашего тела. Включается расслабляющая музыка.
Вдохните через нос, выдыхайте медленно через рот (повторите 3 раза).
Релаксация «Волшебный остров»
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Расслабьтесь всем телом: почувствуйте, как уходит напряжение с ног….ступней…коленей…бедер, как расслабляется живот…грудь…плечи…шея. Осознайте, в каком положении находятся руки, и положите их так, как Вам хочется, как они будут отдыхать… Расслабьте голову и мышцы лица…
Сделайте глубокий вдох и с выдохом отпустите все мысли и переживания… Теперь просто слушайте мой голос и позвольте себе представлять и фантазировать…
Представьте себя на волшебном острове. Это может быть место, где Вы уже однажды побывали, которые видели на картинке. Вы – единственный человек на этом острове. Кроме Вас тут только звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете? Вас окружают самые фантастические деревья. Высокие пальмы с тяжелыми кокосами, заросли цветущих кустарников, фруктовых деревьев. Вы чувствуете запах спелых, согретых жарким солнцем бананов, ароматных апельсинов.
Вы видите песчаный берег и прозрачную воду. Вода голубая и такая прозрачная, что видны дно и стайки экзотических рыбок. Рыбки сверкают на солнце, как маленькие серебряные монетки. Поплавайте в море. Какое оно? Вода в море очень теплая, но в то же время она освежает. Волны так приятно качают Вас. Можно просто полежать на воде и смотреть на небо, на пробегающие белоснежные облака, пусть все Ваши неприятности улетят вместе с облаками. Захватите с собой это чувство свободы, уверенности т покоя и возвращайтесь.
Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.
А теперь у вас есть возможность раскрыть в себе свой творческий потенциал, попробовать технику «Правополушарное рисование»!
• Самое главное правило данной техники — нет никаких правил.
• Логику и обдумывание будущей работы следует исключить.
• Рисуйте любыми кисточками и красками, можно использовать руки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста — не думайте о процессе, наслаждайтесь им!
• Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое.
• Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета.
Рисуют картину «Волшебный остров», под сопровождение релаксирующей музыки.
*Взять половину листа белой бумаги А-4.
*Под лист нужно положить клеенку или основу из простой бумаги.
*Лист бумаги нужно загрунтовать белой гуашевой краской используя большую кисть.
*Взять кисть среднего размера, и поставить пятна краски ярко красного цвета.
*Добавить пятна желтого цвета.
*Взять опять большую кисть, немного макнуть в белую гуашь и проводить ею поверх наших мазков. Можно спокойно выходить за границы листа – для этого подложили основу из простой бумаги.
*Взять тонкую кисть, мокнуть в черную краску и провести короткую линию с правой стороны листа.
*Над проведенной линией произвольно нарисовать волнистую линию.
*Полностью закрасить черной краской.
*Провести линию черной краской с левой стороны чуть ниже, чем с правой.
*Опять нарисовать волнистую линию.
*Полностью закрасить черной краской.
*Нарисовать волнистую линию в нижней части листа, с возвышением по центру.
*Полностью закрасить черной краской.
*По центру нарисовать полоску с небольшим уклоном влево.
*Рядом нарисовать полоску, чуть короче, с уклоном вправо.
*На конце каждой полоски нарисовать 5-6 расходящихся в стороны линий.
*Взять кисточку с жесткой щетинкой, мокнуть в черную краску, простукать ее на бумаге, и короткими мазками нарисовать листья пальмы.
*Нарисовать листья у второй пальмы.
*Белой краской нарисовать солнце.
*Нарисовать блики тонкой кисточкой на горах.
*Белой краской подрисовать блики на стволах и листьях пальмы.
Нарисовать 2-3 чайки (количество по желанию) Наш рисунок готов!
Источник