Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
Ксения Гребенюк
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, тревожности, замкнутости, гипервозбудимости, это осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Соответственно организованная психолого-педагогическая работа нашей дошкольной организации и семьи обогощает эмоциональный опыт детей, смягчает или даже полностью устраняет недостатки в их личностном развитии. Работа в нашем учреждении в данной области ведется в нескольких направлениях:
1. Формирование у детей навыков самоконтроля, произвольности. Способствуют развитию умения управлять своим поведением.
— «возьми себя в руки». (Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека»).
— «врасти в землю». («Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека»).
— «стойкий солдатик». («Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться. Встань на одну ногу, а другую подоги в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается. Кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Ты настоящий солдат. Молодец. А теперь найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой и тебе будет интересно»).
— «гора с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
2. Техника визуализации. Способствуют развитию самосознания, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.
— «цветок-имя» «Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто–то сможет услышать, например, пение птиц или что–нибудь ещё. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза». Предложите детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
— «ты — лев» каждый ребенок представляет себя львом – могучим, сильным, смелым, гордым и уверенным. Затем каждый по-очереди говорит «Я – лев Гоша!» и проходит по кругу уверенной походкой, как ходят львы.
— «дыши и думай красиво» Ребенок делает глубокий вдох, закрывает глаза и мысленно представляет себе и говорит: «Я — лев» и выдох. Потом – «Я — птица», я — камень, я – цветок, я- спокоен. Взрослый дает инструкцию.
3. Техника напряжение – расслабление. Данные упражнения способствуют снижению психохоэмоционального напряжения, снятию мышечных зажимов, развитию умения управлять своим воображением.
— «лес» Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растет березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, ягода, кустики». Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваши растения реагируют на: тихий нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жаркий день; ночь; град; заморозки? Дети стремятся передать образ выбранного ими растения.
— «мыльные пузыри» Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «лопнули», дети ложатся на пол.
— «сломанная кукла» «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Куклу починил ты сам, и снова она красивая и с ней хотят играть!»
«Шалтай-Болтай» сидел на стене,
«Шалтай-Болтай» свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала поворачиваем туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз.
— «надувная кукла» Дети представляют, что они надувные куклы. Один ребенок изображает звук насоса, остальные, куклы, начинают надуваться. Дети сначала сидят свернувшись калачиком, потом потихоньку распрямляются.
4. Воздействие на биологически активные точки. Способствуют развитию умения концентрироваться, быть внимательными.
— «Кнопки мозга». Положите указательный и большой пальцы одной руки на точки – две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок. Помассируйте пальцами в течение 30 секунд эти точки, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.
— «Уши». Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. помассировать ушную раковину.
— «Лепим себя». Дети пальчиками обеих рук лепят как из пластилина свои ушки, глазки, носик, щечки, ручки, животик, грудку и т. д.
5. Дыхательные упражнения. Способствуют снятию повышенной возбудимости, поддержание и укрепление физического и психологического здоровья детей.
— «Корабль и ветер» «Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
— «Воздушный шарик» Дети представляют, что надувают воздушный шарик. Руки перед лицом, делают глубокий вдох и выдох, руки медленно разводят в стороны, как будто надувается шарик. Потом шарик у нас в животике – на вдох надуваем животик, на выдох сдуваем. Мысленно представляем цвет надуваемого шарика – оранжевый, желтый.
Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи — 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: — создание положительного эмоционального.
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Релаксация как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела.
Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения «Муравей» Цель: снятие эмоционального напряжения. Процедура.
Мастер-класс для педагогов «Игры для снятия психоэмоционального напряжения» Мастер-класс для педагогов «Игры на снятие психоэмоционального напряжения»Психоэмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние.
Психологический уголок, как средство снятия психоэмоционального состояния дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой.
Конспект релаксационного занятия для педагогов для снятия психоэмоционального напряжения Релаксационное занятие для педагогов. Цель: снятие психоэмоционального напряжения и профилактика эмоциональных проблем педагогов. Задачи:.
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения. Виной тому может быть адаптационный стресс,.
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников посредством психологических минуток в детском саду «Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников, посредством психологических минуток в детском саду»[/b] Попадая в разные жизненные.
Источник
Картотека игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
лилия дувалкина
Картотека игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
Релаксационные игры как способ снятия
психоэмоционального напряжения
у детей раннего возраста.
(подборка игр для детей раннего возраста).
1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре.Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое.Ведущий: «Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела.»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.» (Дети повторяют действия.)
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком.Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова- потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому —
Из большой миски
Да большой ложкой.
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки, жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными — самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Игра с шарфиком»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения.Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки.Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
Цепь: снять напряжение.
Процедура проведения.Ведущий говорит: «Вы — медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий
Картотека дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Картотека физминуток. Картотека физминуток. 1. Буратино. Дети декламируют стихотворение, выполняя движения. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся,.
Картотека игр для детей 3–5 лет Картотека игр детей 3-5 лет Воронина Н. М., воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 99 ОАО «РЖД» Дыхательная гимнастика «На турнике» И. п. стоя,.
Картотека подвижных игр «Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Картотека подвижных игр Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Картотека подвижных игр в ДОУ В данном сборнике разработки подвижных игр которыми успешно могут заниматься дети — дошкольники. Регулярное проведение подвижных игр под.
Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.
Картотека словесных игр Баба Яга По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку- помело и становится в центр круга. Ребята бегают.
Картотека творческих игр Картотека творческих игр по программе «Детство» (младший, средний, старший возраст) КАРТОТЕКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР (по программе «Детство») Младший.
Картотека закличек Закличка – это небольшие по объему фольклорные произведения – обращения, которые помогут педагогу подвести детей к проведению подвижной.
Источник