Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Светлана Федулова
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
— формирование благоприятного психологического климата;
— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
— развитие умения работать в команде;
— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
— повысить коммуникативные навыки педагогов;
— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Оборудование: листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки; спокойная музыка для релаксации; тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.
Ход тренинга
I. Организационный этап
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.
II. Мотивационный этап
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллективадошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
III Практический этап
1. Упражнение «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»
Цель упражнения: эмоциональный настрой на работу.
2. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой.Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий.Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого
старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.
Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.
Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
5. Упражнение «Путаница»
Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.
Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.
Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
6. Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: психолограссказывает строки из стиха:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
— Тома, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
7. Упражнение «Повадырь»
Цель упражнения: учиться доверять партнеру; «слышать» друг друга.
Участники тренинга разбиваются на пары. Одному участнику завязываются глаза, второй должен с помощью команд и подсказок помочь своему партнеру преодолеть препятствия. Затем игроки меняются ролями.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Сложно ли было доверять партнеру?
8. Упражнение «Хорошее настроение»
Цель упражнения: выражение настроения
Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.
Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение,сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.
1. Что понравилось вам в данном упражнении?
2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?
9. Упражнение «Чему я научилась»
Цель: рефлексия (обратная связь)
Задание: дописать неоконченные предложения
— Я была удивлена тем, что….
— Я была разочарована тем, что… .
— Самым важным для меня было… .
Обсуждение по кругу
10. Ритуал прощания
Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.
Участники тренинга прощаются.
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях.
Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе Упражнение «Друг к дружке» Воспитатель Любое общение, любой контакт начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга.
Проект в дошкольном учреждении «Как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе» Формирование благоприятного психологического климата, как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением Успешное.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно.
Создание благоприятного психологического климата в группе раннего возраста «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов Одним из важнейших направлений.
Тренинг для адаптации новых педагогов в коллективе «Будем знакомы» Тренинг для педагогов «Будем знакомы» Цель: помощь новым педагогам в адаптации к коллективу педагогов Участники: педагогический коллектив.
Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.
Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.
Консультация «Значимость психологического климата в семье» Значимость психологического климата в семье Как воспитать ребенка доброжелательным по отношению к близким, к окружающим? Как научить быть.
Источник
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ
Елена Моторыкина
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.
Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.
Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
*хорошее настроение детей в течение всего дня;
* свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
*доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
* способность детей занять себя интересным делом;
* возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
* отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
*информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
*высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
*желание участвовать в коллективной деятельности;
* удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т. д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
— быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;
— позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
— наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
— наличие «семейных альбомов»;
«уголков психорелаксации»;
«зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
— разумная занятость детей;
— применение физминуток во время занятий;
— наличие традиций в группе;
— часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
— проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
— демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т. д.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.
В психогимнастику могут входить
— Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
— Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
— Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
— психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.
3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.
4. Минутки вхождения в день.Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие;которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.
По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.
Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей,главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.
Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.
Особенности психологического знания Понятие «знание» используется в часто употребляемой системе «знания — умения — навыки». При этом умения и навыки в этой системе рассматриваются.
Протокол психологического обследования ребенка Протокол обследования Дата обследования: 21.02.2019-23.02.2019 Фамилия, имя ребёнка: Елизавета Х. Возраст на момент обследования: 4 года.
Особенности психологического развития детей 4–5 лет В возрасте 4- 5 лет у детей большую роль играют психологические особенности, от которых зависит поведение личности. Стремление к самостоятельности.
Сенсорная неделя для создания благоприятного эмоционального микроклимата Для поднятия эмоционального настроения каждому ребенку и педагогам по возможности предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский.
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста Каликова Г. А., учитель — логопед, Мусилович Т. А., педагог — психолог, ГБУ «Психолого – педагогический центр, г. о. Тольятти СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО.
Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней.
Влияние психологического климата в семье на воспитание ребенка Семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская.
Консультация «Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка» Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка. Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда.
Создание благополучного эмоционального климата в детском коллективе Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Всю свою жизнь.
Источник