Снова бьется сердце от восхищения воскресли все былые чувства

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» по плану

1. История создания

Стихотворение имеет интереснейшую историю создания, его смело можно назвать автобиографическим.

Все началось на одном из балов 1819 года. Именно тогда двадцатилетний Александр Сергеевич впервые встретил Анну Керн – и был покорен ее благородной красотой.

Поэт безответно влюбился в замужнюю женщину. Однако стихотворение, посвященное ей, появилось гораздо позже – в 1825 году. Тогда автор вновь повстречал возлюбленную, спустя много лет после их знакомства.

Чувства вспыхнули с новой силой, Пушкин открылся перед Керн. Удивительно, но в этот раз женщина ответила взаимностью. Некоторые исследователи полагают, что ей просто льстила любовь знаменитого поэта, к тому времени отбывающему очередную ссылку (они встретились, когда Александр Сергеевич находился в Михайловском).

Но, так или иначе, Керн и Пушкин сблизились. В свете нахлынувшего чувства родилось одно из самых прекрасных и нежных произведений, посвященных любви, – стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

Это лирическое произведение, наполненное искренними чувствами и эмоциями.

4. Жанр

Жанр этого красивого, нежного стихотворения – любовное послание. Оно точно описывает переживания влюбленного человека.

5. Проблематика

В произведении затрагивается проблема неразделенной любви, глубоких внутренних переживаний и возрождения былого чувства.

Автор показывает, как преображается человек, когда ему отвечают взаимностью. Мир словно раскрывается с другой стороны – и в нем воскресают когда-то забытые чувства.

6. Тематика

Пушкин затрагивает животрепещущие, знакомые каждому человеку темы: тема неразделенной любви, и тема любви взаимной.

Также автор затрагивает и тему времени-доктора: под напором жизненных обстоятельств, человек забывает о некогда будоражащих чувствах.

7. Идея

Автор написал бессмертное стихотворение, чтобы выразить собственные чувства, показать изменения, происходящие во внутреннем и внешнем мире влюбленного мужчины.

Это тончайшее психологическое произведение, помогающее понять душу человека. Оно глубоко интимно и в то же время открыто всему миру.

8. Пафос

Эмоциональный фон стихотворения настолько насыщен и неоднороден, что читатель невольно сам испытывает эти «качели чувств».

Тут есть и отчаянье, и надежда, и восхищение, и грусть, и счастье. Пушкин гениально передал весь спектр эмоций, рождаемых волшебным чувством любви, как неразделенной, так и взаимной.

9. Система образов

Центральный образ – образ возлюбленной. Поэт не скупится на описания прекрасной женщины: «гений чистой красоты», «образ нежный», «милые черты». Именно она возвращает ему смысл жизни, возрождает, вызволяет из «мрачного заточенья».

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей только два:

  • это женщина, вызвавшая сильнейшее чувство,
  • и лирический герой, или художественная проекция автора.

Так как стихотворение глубоко интимное, даже автобиографическое, без личности Пушкина, вдохновившегося собственными переживаниями, тут не обойтись.

11. Лирический герой

Практически в каждом произведении, относящемся к любовной лирике, так или иначе, появляется фигура автора. Ведь именно он переживает описываемые чувства и пытается выразить их, перенести на бумагу.

Вот почему лирический герой этого произведения – сам Пушкин, точнее, его художественная проекция.

Это он испытывает вихрь эмоций, признается любимой женщине в чувствах, пребывает в мрачном заточении и воскресает, ощутив новую волну чувств.

12. Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

13. Композиция

Композиция линейная. Хотя в конце лирический герой снова встречается со своей возлюбленной, он вовсе не приходит к тому же, с чего все началось. Смысл второй встречи совсем другой.

Назовем первую строфу условно экспозицией (так как речь идет о прошлом) и одновременно завязкой. Герой впервые встречает прекрасную незнакомку, узнает ее – и мгновенно влюбляется.

Далее следует развитие действия, которое можно назвать классической «любовной лихорадкой». Человек, испытывающий неразделенное чувство, живет под его властью. Что бы он ни делал, везде его преследует обожаемый образ.

Но время идет, идет и жизнь героя. Постепенно чувство забывается. Под напором жизненных обстоятельств страсть проходит и, кажется, совсем исчезает.

Читайте также:  Способы регуляции эмоций виды

Герой попадает в заточение (яркий художественный образ реальной ссылки в Михайловское), тоскует, страдает, но уже не от неразделенного чувства, которое он успел забыть, а от вынужденного одиночества, несвободы.

И вдруг – новая встреча! Этот момент можно назвать кульминацией. Герой снова наполняется любовными переживаниями, его душа оживает.

Последняя строфа – яркая развязка действия. Это гениальный образ возрождения через любовь, через воскресшие мечты, через вспыхнувшую, казалось давно забытую, страсть.

14. Художественное своеобразие произведения

В стихотворении поэт использовал пятистопный ямб. Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Язык живой, простой, красивый и понятный. Пушкин практически не использует устаревших или сложных слов, лексика знакомая, бытовая.

Кажется, он просто признается в любви, облекая слова в стихотворные строки.

15. Средства художественной выразительности

Произведение наполнено различными тропами и средствами художественной выразительности.

  • эпитеты («чудное мгновенье», «небесные черты», «грусти безнадежной»),
  • метафора («бурь порыв мятежный рассеял прежние черты»),
  • сравнения («как гений чистой красоты», «как мимолетное мгновенье»),
  • олицетворения («воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»).

16. Значение произведения

Произведение воспевает чувство искренней любви и его небывалую волшебную силу, возрождающую человеческую душу.

Оно наполняет читателя прекрасными эмоциями и точно передает переживания влюбленного.

17. Актуальность

Пока в мире существует неразделенная или, наоборот, взаимная любовь, стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» не потеряет своей актуальности.

Недаром его читают до сих пор, кладут на музыку, создают проникновенные романсы. Это вечная тема, живая до тех пор, пока живо человечество.

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение своей точностью, потрясающей выразительностью и красотой.

19. Чему учит

Произведение учит тому, что должен понимать и чувствовать каждый человек: любовь способна на все.

Она возрождает, спасает от смерти и наполняет жизнь смыслом. Это самое прекрасное чувство, совершающее истинные чудеса, созидающее и вдохновляющее.

Источник

АЛЕКСАНДР БЛОК. Первая любовь. Отроческие стихи (не вошедшие в Осн. Собр.)

Лето 1897 года. Живописное уютное местечко в Южной Германии. Курорт Бад-Наугейм,
куда юноша приехал с матерью и теткой. Первая любовь. Ему 16, ей 37.
Это была высокая статная темноволосая дама с тонким профилем, великолепными синими
глазами и протяжным чарующим голосом.
Ксения Михайловна Садовская.

Нелюбимая работа, неудачное замужество, трое детей. «Она первая заговорила со скромным
мальчиком, который не смел поднять на нее глаз, но сразу был охвачен любовью. Красавица
всячески старалась завлечь неопытного мальчика» (из воспоминаний тети А. Блока).
Рано поутру он бежал покупать для нее розы. Почти все время они проводили вместе: гуляли
по тенистым аллеям, катались на лодке, слушали музыку. И тут полились стихи, первые
настоящие стихи.

Мы были вместе, помню я.
Ночь волновалась, скрипка пела.
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела.
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки.
9 марта 1899

Образ любви, вскоре сменившейся другой, многолетней (к Любовь Дмитриевне Менделеевой),
долгие годы тревожил Блока.

Шли мы стезею лазурною,
Только расстались давно.
В ночь непроглядную, бурную
Вдруг распахнулось окно.
Ты ли, виденье неясное?
Сердце остыло едва.
Чую дыхание страстное,
Прежние слышу слова.
Ветер уносит стенания,
Слезы мешает с дождем.
Хочешь обнять на прощание?
Прошлое вспомнить вдвоем?
Мимо, виденье лазурное!
Сердце сжимает тоской
В ночь непроглядную, бурную
Ветер, да образ былой!
28 февраля 1900

* * *
Я шел во тьме дождливой ночи
И в старом доме, у окна,
Узнал задумчивые очи
Моей тоски. — В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую.
Я любовался без конца,
Как будто молодость былую
Узнал в чертах ее лица
Она взглянула. Сердце сжаяо..
Огонь погас — и рассвело
Сырое утро застучалось
В ее забытое стекло.
15 марта 1900

В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произойдет последнее письменное
объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным
человеком», она проклянет свою судьбу за то, что встретила его.

Шли годы и уносили все наносное, случайное, оставляя золото благодарной памяти.
Через 12 лет Блок еще раз вернется в Бад-Наугейм.

Все та же озерная гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен,
Той давней, незабвенной тени?
Июнь 1909

Через 12 лет был создан цикл стихов, посвященных Ксении Михайловне Садовской — К.М.С.

Так сложилось, что долгое время они жили в Петербурге по соседству, но ни разу
не встретились. Он ничего не знал о ее безрадостной судьбе, она — о его литературной
славе.

Одесса. 1919 год. Голод, разруха.
Похоронив мужа, старая (в то время ей было уже 65), нищая, одинокая женщина попадает
в психиатрическую клинику. Врач, лечивший ее, большой почитатель Блока, случайно
обращает внимание на полное совпадение инициалов своей пациентки с блоковской К.М.С.
На его вопрос, не она ли та самая К.М.С., которой Блок посвятил стихи, она открывает ему
свою тайну. Но врач все же не до конца ей верит. Однако после ее смерти в подоле платья
будут обнаружены засохшая роза и 12 писем поэта, перевязанных розовой лентой.

Читайте также:  Когда переполняют эмоции цитаты

Отроческие стихи (не вошедшие в Осн. Собр.)

Всякий, кого коснется любовь,
становится поэтом.


I

A la très chère, à la très belle.
Baudelaire *

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Февраль — март 1898
________________________________
* Самой дорогой, самой прекрасной.
Бодлер (фр.)

Пора забыться полным счастья сном,
Довольно нас терзало сладострастье.
Покой везде. Ты слышишь: за окном
Нам соловей пророчит счастье?

Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой,
Всю ночь хочу я плакать без конца
С тобой вдвоем, от всех украдкой.

О, плачь, мой друг! Слеза туманит взор,
И сумрак ночи движется туманно.
Смотри в окно: уснул безмолвный бор,
Качая ветвями таинственно и странно.

Хочу я плакать. Плач моей души
Твоею страстью не прервется.
В безмолвной, сладостной, таинственной тиши
Песнь соловьиная несётся.

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поет ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.

И челнок пойдет, качаясь
В длинных темных камышах,
Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.

Пой любовь, пусть с дивной песней
Голос льется все сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей.

Ловя мгновенья сумрачной печали,
Мы шли неровной, скользкою стезей.
Минуты счастья, радости нас ждали,
Презрели их, отвергли мы с тобой.

Мы разошлись. Свободны жизни наши,
Забыли мы былые времена,
И думаю, из полной, светлой чаши
Мы счастье пьем, пока не видя дна.

Когда-нибудь, с последней каплей сладкой,
Судьба опять столкнет упрямо нас,
Опять в одну любовь сольет загадкой,
И мы пойдем, ловя печали час.

Ты, может быть, не хочешь угадать,
Как нежно я люблю Тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать,
Никто из наших робких поколений.

Моя любовь горит огнем порой,
Порой блестит, как звездочка ночная,
Но вечно пламень вечный и живой
Дрожит в душе, на миг не угасая.

О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки,
Когда хочу я быть везде, где Ты,
И целовать Твоей одежды складки.

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

21 сентября 1898

Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина.
Всё уснуло, да мне-то не спится.
Я хотел бы уснуть, да уж очень темна
Эта ночь, — и луна не сребрится.

Думы всё неотвязно тревожат мой сон.
Вспоминаю я прошлые ночи:
Мрак неясный… По лесу разносится звон…
Как сияют прекрасные очи.

Дальше, дальше… Как холодно! Лед на Неве,
Открываются двери на стужу…
Что такое проснулось в моей голове?
Что за тайна всплывает наружу.

Нет, не тайна: одна неугасшая страсть…
Но страстям я не стану молиться!
Пред другой на колени готов я упасть.
Эх, уснул бы… да что-то не спится.

от 28 ноября 2020

Улочки тихого немецкого городка стали свидетелями первой любви поэта.

Лето 1897 года. Живописное уютное местечко в Южной Германии. Курорт Бад-Наугейм, куда юноша приехал с матерью и теткой.
Первая любовь. Ему 16, ей 37.
Это была высокая статная темноволосая дама с тонким профилем, великолепными синими глазами и протяжным чарующим голосом.
Ксения Михайловна Садовская.

Нелюбимая работа, неудачное замужество, трое детей. «Она первая заговорила со скромным мальчиком,
который не смел поднять на нее глаз, но сразу был охвачен любовью. Красавица всячески старалась завлечь
неопытного мальчика»
(из воспоминаний тети А. Блока).
Рано поутру он бежал покупать для нее розы. Почти все время они проводили вместе: гуляли по тенистым аллеям,
катались на лодке, слушали музыку. И тут полились стихи, первые настоящие стихи.

Мы были вместе, помню я.
Ночь волновалась, скрипка пела.
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела.
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки.
9 марта 1899

Образ любви, вскоре сменившейся другой, многолетней (к Любовь Дмитриевне Менделеевой),
долгие годы тревожил Блока.

Шли мы стезею лазурною,
Только расстались давно.
В ночь непроглядную, бурную
Вдруг распахнулось окно.
Ты ли, виденье неясное?
Сердце остыло едва.
Чую дыхание страстное,
Прежние слышу слова.
Ветер уносит стенания,
Слезы мешает с дождем.
Хочешь обнять на прощание?
Прошлое вспомнить вдвоем?
Мимо, виденье лазурное!
Сердце сжимает тоской
В ночь непроглядную, бурную
Ветер, да образ былой!
28 февраля 1900

* * *
Я шел во тьме дождливой ночи
И в старом доме, у окна,
Узнал задумчивые очи
Моей тоски. — В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую.
Я любовался без конца,
Как будто молодость былую
Узнал в чертах ее лица
Она взглянула. Сердце сжаяо..
Огонь погас — и рассвело
Сырое утро застучалось
В ее забытое стекло.
15 марта 1900

В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произойдет последнее письменное объяснение.
На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянет
свою судьбу за то, что встретила его.

Читайте также:  Пусть внук растет радости

Шли годы и уносили все наносное, случайное, оставляя золото благодарной памяти.
Через 12 лет Блок еще раз вернется в Бад-Наугейм.

Все та же озерная гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен,
Той давней, незабвенной тени?
Июнь 1909

Через 12 лет был создан цикл стихов, посвященных Ксении Михайловне Садовской — К.М.С.

Так сложилось, что долгое время они жили в Петербурге по соседству, но ни разу не встретились.
Он ничего не знал о ее безрадостной судьбе, она — о его литературной славе.

Одесса. 1919 год. Голод, разруха.
Похоронив мужа, старая (в то время ей было уже 65), нищая, одинокая женщина попадает в психиатрическую клинику.
Врач, лечивший ее, большой почитатель Блока, случайно обращает внимание на полное совпадение инициалов своей пациентки
с блоковской К.М.С. На его вопрос, не она ли та самая К.М.С., которой Блок посвятил стихи, она открывает ему свою тайну.
Но врач все же не до конца ей верит. Однако после ее смерти в подоле платья будут обнаружены засохшая роза и 12 писем поэта,
перевязанных розовой лентой.

Всякий, кого коснется любовь,
становится поэтом.


I

A la tres-chere, a la tres-belle.
Baudelaire *

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Февраль — март 1898
________________________________
* Самой дорогой, самой прекрасной.
Бодлер (фр.)

Пора забыться полным счастья сном,
Довольно нас терзало сладострастье.
Покой везде. Ты слышишь: за окном
Нам соловей пророчит счастье?

Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой,
Всю ночь хочу я плакать без конца
С тобой вдвоем, от всех украдкой.

О, плачь, мой друг! Слеза туманит взор,
И сумрак ночи движется туманно.
Смотри в окно: уснул безмолвный бор,
Качая ветвями таинственно и странно.

Хочу я плакать. Плач моей души
Твоею страстью не прервется.
В безмолвной, сладостной, таинственной тиши
Песнь соловьиная несётся.

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поет ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.

И челнок пойдет, качаясь
В длинных темных камышах,
Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.

Пой любовь, пусть с дивной песней
Голос льется все сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей.

Ловя мгновенья сумрачной печали,
Мы шли неровной, скользкою стезей.
Минуты счастья, радости нас ждали,
Презрели их, отвергли мы с тобой.

Мы разошлись. Свободны жизни наши,
Забыли мы былые времена,
И думаю, из полной, светлой чаши
Мы счастье пьем, пока не видя дна.

Когда-нибудь, с последней каплей сладкой,
Судьба опять столкнет упрямо нас,
Опять в одну любовь сольет загадкой,
И мы пойдем, ловя печали час.

Ты, может быть, не хочешь угадать,
Как нежно я люблю Тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать,
Никто из наших робких поколений.

Моя любовь горит огнем порой,
Порой блестит, как звездочка ночная,
Но вечно пламень вечный и живой
Дрожит в душе, на миг не угасая.

О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки,
Когда хочу я быть везде, где Ты,
И целовать Твоей одежды складки.

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

21 сентября 1898

Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина.
Всё уснуло, да мне-то не спится.
Я хотел бы уснуть, да уж очень темна
Эта ночь, — и луна не сребрится.

Думы всё неотвязно тревожат мой сон.
Вспоминаю я прошлые ночи:
Мрак неясный… По лесу разносится звон…
Как сияют прекрасные очи.

Дальше, дальше… Как холодно! Лед на Неве,
Открываются двери на стужу…
Что такое проснулось в моей голове?
Что за тайна всплывает наружу.

Нет, не тайна: одна неугасшая страсть…
Но страстям я не стану молиться!
Пред другой на колени готов я упасть.
Эх, уснул бы… да что-то не спится.

Источник

Оцените статью