Стресс – следствие и причина конфликтов
Конфликты и стресс – два явления, которые неразрывно связаны. С одной стороны, стресс практически всегда сопровождает любые конфликты, как социальные, так и внутриличностные. С другой – стресс может быть прямой или косвенной, главной или второстепенной причиной конфликтов.
Конфликт – наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Помимо конфликта социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избегания. Конфликт – процедура и способ измерения соотношения сил борющихся сторон.
Для возникновения конфликтов необходимо наличие трех условий. Во-первых, должно быть противоречие, столкновение интересов, тенденций, сторон. Во-вторых, в социальных конфликтах необходимым компонентом является противодействие, борьба оппонентов в сферах общения, поведения или деятельности. И наконец, третьимнаиболее интересным для нас компонентом конфликта является переживание оппонентами негативных эмоций по отношению друг к другу. Эти негативные эмоции, вызванные социально-психологическими стресс-факторами, являются одной из разновидностей стресса.
Удивительно, но стресс той или иной силы практически всегда сопровождает не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты. К ним относятся конфликты между малыми, средними и большими социальными группами.
Когда мы ссоримся с членами семьи, начальником, подчиненным, сослуживцами, другими людьми, мы переживаем стресс. Он вызван тем, что мы не можем защитить свои интересы иначе как путем конфликта. Стресс может быть очень сильным. Более 30 тыс. людей в среднем ежегодно погибают в России в результате межличностных конфликтов. Убийство, как правило, связано с сильнейшим стрессом у жертвы и убийцы.
Конфликты между малыми и средними социальными группами также обычно связаны со стрессом. К таким видам конфликтов относятся межгрупповая борьба в коллективе, межгрупповые драки спортивных фанатов, терроризм, забастовки, различные акции протеста и др. Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен по сравнению с межличностными конфликтами. Однако он почти всегда присутствует и часто может быть значительным. Таким образом, любые конфликты обычно вызывают стресс, часто очень сильный. Стресс также может приводить к конфликтам. Поэтому профилактика и конструктивное завершение конфликтов является важнейшим условием и направлением работы по предупреждению стресса. Значение профилактики конфликтов в решении проблемы управления стрессом переоценить невозможно. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса, и наоборот. Только в связи с этими соображениями автор решил посвятить проблемам профилактики конфликтов, их типичным причинам и конструктивному завершению самостоятельную главу.
Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.)
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов
Пути преодоления стресса
метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
-осознание конфликта, его естественной природы;
-регулирование конкретного предмета конфликта;
манифестирование конфликта, то есть организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;
соглашение участников на определение «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.
«Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т. п. Могут быть эффективны только в том случае, если оно не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.
«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.
В тех случа ях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция — физическая или социальная.
Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только приемлемое для его доминирующего эмоционального состояния. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, сорвется. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо..
Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы». Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: выколотить пыль из ковров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидеть в полной неподвижности. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, явля- 6 Зак. 3662 ется рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения.
Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
1. Необходимо переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.
2. Попытаться расслабиться, снять напряжение.
3. Заняться любимым видом спорта.
4. Отвлечься (кино, театр, чтение книги, встреча с друзьями, близкими).
5. Срочно уехать за город, в командировку, которая никак не связана с источником стрессовой ситуации.
6. Произвести мысленный анализ и переоценку ценностей.
Способы предупреждения и управления стрессом.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.
В психологическим стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению.
Стресс атакует человека тремя путями:
1.Когда мы чувствуем, что теряем контроль;
2. Когда мы пытаемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни;
3. Когда мы вынуждены действовать вопреки нашим предпочтениям, а не в соответствии с ними.
Советы, которые помогут справиться со стрессом и управлять своим эмоциональным состоянием, сводятся к следующему:
1. Знайте свои сильные стороны. Это означает, что следует держать в памяти преимущества ваших характеристик и поступить в соответствии с ними. Если вы решительный человек, но в стрессовой ситуации проявили нерешительность, то и вы, и окружающие будут разочарованы.
2. Стремитесь получить поощрения. Немного выигрывают в глазах окружающих те, кто пытается преодолеть свои слабые стороны, прислушавшись к своим антиподам и пытаясь проявить их положительные качества.
3. Уравновешивайте ваши предпочтения. Необходимо найти баланс между собственными психологическими установками и терпимым отношением к другим установкам. Так, экстраверт в конфликте должен искать золотую середину между экстраверсией и интраверсией.
4. Принимайте конфликт как неизбежность, конфликт – это факт жизни, и мы не властны, изменить реальность. Выделим несколько методов для снятия стресса.
Метод «осознай худший исход» состоит из трех этапов:
1. Спокойно проанализировать ситуацию и уяснить все возможные негативные последствия.
2. Представив себе самое худшее, что могло бы случиться, попытаться найти аргументы, которые позволили бы примериться с этим.
3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решения. Заставив себя мысленно принять самое худшее, человек сбрасывает с себя груз панического беспокойства.
Метод релаксации основан на сознательном расслаблении мышц. При снижении мускульного напряжения снижается и эмоциональная напряженность.
Метод переоценки значимости конфликта состоит в использовании
а) слова «зато»: следует увидеть, как извлечь пользу из неудачи;
б) сравнения собственных неприятностей с чужим горем.
Метод разрядки напряженности путем передачи чувств заключается в общении с близким человеком. Использование этих методов способно помочь руководителю, столкнувшемуся со сложной ситуацией, и может быть рекомендовано для снижения социально-психологической напряженности в коллективе.
Для улучшения своего состояния человек, испытывает острый или хронический стресс, может воспользоваться комплексом мер:
1 Фармакологические средства восстановления: витамины, препараты пластического действия, препараты энергетического воздействия, адаптогены
2 Восстановление средствами физиотерапии: ультрафиолетовое облучение, аэронизация воздуха, действие теплом и холодом, водные процедуры
3 Массаж: классический массаж, точечный массаж, вибромассаж
4 Акупунктура и электроакупунктура
5 Психологическое консультирование и психотерапия
6 Аутогенная тренировка, релаксация (за Бенсоном, за Якобсеном), прогрессивная релаксация (за Джекобсоном), медитация
9 Арттерапия (терапия музыкой, пением, танцами)
10 Дыхательные упражнения
12 Переключение внимания, полноценный отдых, сон, секс,»шопинг-терапия\»
13 физических упражнения: динамические, статические, изометрические
15 Ведение дневника, общение с друзьями
16 психологических защита (отрицание, вытеснение, проекция)
17 Использование энергии микровибраций (циркулярный дущ, виброакустические аппараты)
Источник
Психотерапевт рассказала, как справиться со стрессом и конфликтами на работе
РИАМО — 9 авг. Дисгармоничные отношения на работе могут привести к стрессу, тревожному расстройству или даже депрессии — состоянию, которое требует коррекции у специалиста. Спровоцировать душевное неблагополучие может как поведение руководства и коллег, так и личностные особенности самого сотрудника. О том, какие люди более подвержены стрессу на работе и что делать начальникам и их подчиненным для налаживания продуктивных взаимоотношений, в беседе с РИАМО рассказала врач-психотерапевт, руководитель центра ментального здоровья «Эмпатия» в Реутове Надежда Панова.
Стресс на работе: кто в зоне риска?
«Всем людям неприятны некорректные высказывания или несправедливые упреки со стороны руководства или соседей по кабинету с тяжелым характером, но тем не менее лишь у части людей эти проблемы вызывают сильный стресс. Кто эти люди? Чаще всего это те, кто не уверен в собственной ценности как сотрудника, кто испытывает так называемый синдром самозванца, что бывает даже при объективно хороших навыках», — рассказала Панова.
По ее словам, для таких людей любое замечание попадает на «больную мозоль» и подтверждает внутренние переживания.
Другая категория психологически уязвимых работников — это люди, испытывающие стресс по внерабочим поводам, имеющие различные бытовые сложности, например, ипотеку или единственные кормильцы в семье. Поэтому такие сотрудники очень боятся потерять работу и сверхчутко реагируют на любую критику.
Эксперт добавила, что также сотрудникам приходится тяжело в том случае, когда стиль и темп работы не соответствуют их психотипу.
«Есть люди, чья нервная система требует стабильности, предсказуемости, они аккуратно изо дня в день выполняют одни и те же обязанности, знают их в совершенстве. Когда такой человек попадает в компанию с постоянно меняющимися проектами, задачами, где нет четкой системы оценки качества и требования к работе размыты, то они испытывают постоянный стресс», — рассказала Панова.
Аналогично азартным и творческим людям тяжело выполнять монотонную рутинную работу, в аккуратности они уступают более усидчивым коллегам, что порождает массу замечаний со стороны руководства.
Бывают и другие случаи, когда рабочая среда оказывается для человека психологически некомфортной. Например, есть люди, нуждающиеся в одобрении, для них простое отсутствие похвалы вызывает неудовлетворенность и стресс. Также есть интроверты, у которых к тревоге приводит излишняя публичность.
Что делать работнику?
Панова отметила, что справиться с конфликтами на работе помогут правила ассертивного поведения.
По ее словам, работнику нужно понимать, что такое деструктивное поведение начальника — это чужие эмоции и действия, которые невозможно регулировать со стороны и на которые не следует реагировать эмоционально.
«А вот наши мысли, эмоции и реакции на действия другого человека — это то, что мы можем выбирать и регулировать, чтобы не испытывать стресс. Основной составляющей ассертивности является самоуважение и уважение к другим. Если человек не уважает и не ценит сам себя, то и окружающие относятся к нему так же», — пояснила врач.
По ее словам, в общении с коллегами и начальством следует придерживаться трех правил — честность, открытость и прямота. Излагать свои мысли и объяснять чувства необходимо так, чтобы не расстраивать при этом партнера по общению.
«То есть важно не молчаливо терпеть некорректное отношение, а спокойно и корректно обозначить свою позицию по вопросу. Важно помнить о самоуважении и своей профессиональной ценности. С такой позиции обсуждение замечаний превращается в обыкновенный рабочий процесс, а не в повод для тяжелых переживаний», — отметила Панова.
Еще одно необходимое умение — слушать и стремиться понять точку зрения другого человека.
«Нередко мы, слушая собеседника, переходим от фактов к предположениям, домысливаем его мотивы и предполагаем последующие негативные последствия и эмоционально реагируем именно на свои домыслы. А ведь несколько уточняющих вопросов по существу помогли бы выяснить, что сердитый вид начальника не относится к вам лично, что он расстроен по другому поводу», — подчеркнула психотерапевт.
Правила для руководителей
Эксперт отметила, что в идеале руководители должны обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями. Это позволит им осознавать тот факт, что эмоциональный комфорт сотрудника — залог его продуктивности, а значит, выгоден компании.
По словам психотерапевта, «правильный» начальник пытается адаптировать каждого сотрудника в коллективе и старается высказывать свои замечания в максимально корректной форме.
«Начальник-самодур, считающий, что имеет право на любое поведение, или просто человек, имеющий проблемы с контролем собственных эмоций и поведения — это бомба замедленного действия. У такого начальника люди не задерживаются, а те, кто остается, из-за постоянного стресса работают гораздо хуже, чем могли бы», — предупредила врач.
Вместе с тем умение прояснять проблемы и достигать договоренностей снижает уровень стресса для всех участников общения, заключила Панова.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Источник