Снижение настроения у детей

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Расстройства настроения в детском возрасте

Расстройства настроения в детском возрасте

Беседа с детским и подростковым психиатром Саркисовой Овсанной Акоповной

Я работаю детским и подростковым психиатром в ЛРНЦ «Феникс» вот уже 5 лет. Ко мне на прием ежедневно приходят отчаявшиеся родители, зашедшие в тупик в общении со своим ребенком, напуганные его буквальным перерождением: все ухудшающимися отношениями как со взрослыми, так и со сверстниками; потерей интереса к учебе; пристрастием к алкоголю, табакокурению, наркотикам. Ребенок из благополучной семьи вдруг уходит в уличную компанию. В семье наступает разлад … Катастрофа!

Читайте также:  Как снять приступ депрессии

В «Феникс» они обычно приходят по совету тех знакомых, у кого был положительный результат обращения к нам в Центр. Но, случается, взрослые приводят своих детей, когда уже позади печальный опыт бесполезного хождения по кабинетам психологов, невропатологов, наркологов, когда проведен не один курс лечения лекарственными препаратами, назначенными врачами, но ребенок по-прежнему сам не свой. Бывают, обращаются родители с желанием во что бы то ни стало доказать школе, что у их ребенка все в порядке, а все учителя «сговорились против него»: «Дайте справку, чтобы они убедились в его абсолютном психическом здоровье».

На заочном (без ребенка) консультационном приеме я как психиатр обнаруживаю, что предчувствия и опасения близких, а также неутешительные прогнозы педагогов оказываются небезосновательны. И только после встречи и беседы с самим пациентом, его родителями можно определить, насколько тревожна ситуация и в каком характере медицинской помощи нуждается ребенок. Работа с каждым пациентом у нас в Центре строится по четко установленному порядку. На основе клинического исследования выявляется патология, ставится диагноз, правильность и точность которого обсуждается на наших врачебных консилиумах, на которые в случае необходимости привлекаются врачи- консультанты других специальностей. Только после такой процедуры назначается индивидуальная терапия в том объеме, который необходим именно этому пациенту, включая работу психотерапевта и психолога. Никаких шаблонов и заранее готовых схем! Кстати сказать, 50% успеха в лечении ребенка с заболеванием «расстройства настроения» зависит от грамотно проведенного семейного психотерапевтического лечения, рассчитанного на работу не только с самим пациентом, но и с его родителями.

Как распознать болезнь?

Какие изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей и сделать безотлагательным визит к психиатру?

О некоторых из них расскажем в доступной для широкой аудитории форме.
Расстройства настроения (биполярное аффективное расстройство) — заболевание, встречающееся как у взрослых, так и у детей. Связано оно с нарушениями деятельности мозга, что проявляется в чередовании состояния депрессии и мании (приподнятого настроения). Родителей должны встревожить резкие перепады в настроении ребенка в течение дня («суточная динамика»), периодичность таких состояний (фаз). Но если депрессия легко диагностируется и современным родителям не составляет особого труда распознать ее, то маниакальное состояние часто протекает в виде «масок».

«Маской» настроения могут быть внезапно возникающие соматовегетативные нарушения. Так, поверхностный гастрит у ребенка с эмоциональным расстройством сопровождается болями, тошнотой, рвотой, не характерными для течения желудочно-кишечного заболевания.

Одной из «масок» может быть демонстрируемое подростком асоциальное поведение: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. Не торопитесь списать на подростковый возраст резкие перемены, возникшие в характере и поведении ребенка — то неожиданно возникающую пассивность, то гиперактивность. Для этого периода взросления свойственно лишь обострение черт характера, а не перерождение личности до неузнаваемости. Когда ваш ребенок, вчера еще домашний, вежливый, увлеченный чтением или музыкой, вдруг от всего отказывается и превращается в «дитя улиц и подворотен» — это серьезный повод проконсультироваться у подросткового психиатра. Асоциальная компания новых товарищей, потеря ценностных ориентиров, утрата интереса к учебе — все это возможные побочные эффекты, которыми может сопровождаться психическое расстройство. Хотя ни депрессия, ни мания не ослабляют интеллекта, но из-за потери позитивного жизненного опыта ребенок перестает развиваться. А каждая упущенная в детстве минута полноценной жизни невосполнима!

Что можно посоветовать родителям, в чье сознание закралось сомнение по поводу болезни ребенка?

Не откладывайте консультацию у психиатра, ведь депрессия и мания успешно лечатся!

Современная фармакология предлагает эффективные лекарственные препараты, которые не вызывают зависимости и привыкания, не оказывают побочного неблагоприятного воздействия. А длительность их приема продиктована исключительно особенностями протекания процесса нормализации работы мозга, его биохимическими реакциями.

Ну а если вы затянули с визитом к психиатру, то будьте готовы к безрадостной перспективе.
Во-первых, заболевание с огромной долей вероятности может перейти в хроническую форму. Тогда лечение пациента растянется на годы: неизбежен постоянный прием лекарств и систематическое наблюдение у врача. Только при стабильном состоянии возможно снижение доз лекарственных препаратов.

Во-вторых, со 100% гарантией заболевание, которое не вылечено в детстве, даст о себе знать во взрослом возрасте. К примеру, для здорового человека, если говорить о жизненных целях, то приоритетными являются те, что связаны с самореализацией личности – достижение карьерного роста, создание семьи, путешествие по миру и многое другое. А для человека с эмоциональными проблемами главным становится совсем иное: как бы не заболеть, и как следствие из этого — не лишиться работы. Таким образом, ограничиваются жизненные цели и интересы человека, сужается круг общения — все это приводит к существенному снижению качества жизни, обеднению личности.

Итак, в разговоре с читателями, в первую очередь с родителями, я ставила цель рассказать о расстройствах настроения в детском возрасте. Возможно, мне удалось предостеречь Вас от ошибок в воспитании ребенка и предупредить возникновение и развитие болезни.

Читайте также:  Приятная открытка для мужчины для настроения приятного

Помните, своевременное обращение к профессионалам – единственно правильный путь решения проблемы восстановления здоровья вашего ребенка!

«Феникс» вот уже более 27-ми лет успешно лечит душевные расстройства как у детей, так и у взрослых.

Специалистами нашего Центра разработаны уникальные методики, имеются соответствующие патенты. Наши опытные психотерапевты и психологи помогут вам откорректировать внутрисемейные отношения, обострившиеся в связи с болезнью ребенка. Родителям полезно будет получить уроки основ гармоничного воспитания, направленные на то, чтобы помочь своему ребенку найти себя в этом мире, вновь ощутить радость жизни, вернуть счастье в семью.

Знайте, от вашего правильного выбора зависит здоровье и счастье ребенка не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым!

Источник

Причины плохого настроения у детей

Почему портится настроение у ребенка?

Если взрослый человек вдруг становится раздражительным и несдержанным или, наоборот, молчит и не хочет ни с кем общаться, мы говорим про него: «Он не в духе». Но сталкиваясь с точно таким же поведением у ребенка, мы считаем, что он плохо себя ведет. А ведь у детей тоже бывают расстройства настроения. И это требует нашего самого пристального внимания и участия.

В сентябре Маша впервые пошла в новую школу. Будучи спокойной и уравновешенной, она совершенно не волновалась перед встречей с будущими одноклассниками и учителями. Не волновались и родители: дочь легко находила общий язык со всеми, а по успеваемости была одной из лучших в прежнем классе.

Но буквально через месяц настроение Маши изменилось. Родители, решив, что дело в трудностях с математикой (школа была с математическим уклоном), пригласили репетитора. Но проблема была не в уроках, и родители это поняли, когда сами пришли в школу.

У новой Машиной учительницы был свой особый метод преподавания. В классе, в самом углу, стояла парта, выкрашенная в черный цвет — «парта позора». Каждый день за ней должен был сидеть ученик, который накануне набрал наименьшее количество учебных баллов. Все ученики в классе к этому привыкли и даже не особо переживали, но Маша-то была новенькая.

Причины расстройств настроения у детей — те же самые, что и у взрослых. Это и трудности в общении, и напряжение, связанное с постоянным стрессом, и общее состояние здоровья. Но взрослый, как правило, может сам понять, с чем связан его внутренний дискомфорт, может рассказать об этом окружающим и даже знает, что ему может в этом случае помочь.

Детям бывает гораздо труднее. До подросткового возраста они во многих случаях вообще не могут оценить свое состояние и как-то его дифференцировать. Труднее им разобраться и в причинах, вызвавших недовольство собой и миром. А потому справиться с эмоциональным спадом самостоятельно им бывает не под силу.

Дети ведут себя не так, как взрослые. Не умея попросить помощи, поговорить с окружающими о том, что его беспокоит, ребенок начинает капризничать. Так, семилетний мальчик скорее не скажет о том, что чувствует подавленность, ревность и агрессию (он даже слов таких не знает), когда в его присутствии постоянно хвалят трехлетнего брата. Он будет плакать, привлекать к себе внимание, третировать младшего — делать все то, что у взрослых вызовет отнюдь не сочувствие.

В подростковом возрасте дети уже рассказывают о своем состоянии, могут определить причины своего плохого настроения. Но все же они нуждаются в помощи взрослых, в первую очередь, родителей.

Особые случаи: депрессия и чувство тревоги у детей

Конечно, в самом по себе плохом настроении нет ничего страшного и странного. Но депрессии — расстройства, когда помимо сниженного настроения, подавленности, тоски и тревоги наблюдается еще мыслительная и двигательная заторможенность, снижение жизненного тонуса и самые разные телесные расстройства — у детей тоже встречаются, причем все чаще.

Веселый, общительный ребенок становится плаксивым, медлительным. Тот, кто интересовался всем на свете и имел массу увлечений — безучастным. Меняется сон ребенка. Могут появиться трудности с засыпанием, ночные кошмары, слишком раннее пробуждение. Бывает и так, что сон, наоборот, становится очень глубоким и длительным: ребенка приходится будить и утром, и после дневного сна, хотя раньше он вообще не ложился спать днем.

Многие дети отказываются от пищи, которой раньше отдавали предпочтение, или становятся избирательными в еде и подолгу ковыряются в тарелке, разделяя пищу на составные части. Аппетит может утратиться до такой степени, что именно это послужит поводом для обращения к врачу. Дети становятся плаксивыми, причем часто расстраиваются по абсолютно не значимым поводам, высказывая иногда мысли, кажущиеся окружающим просто странными.

Десятилетняя Настя потеряла сумку с костюмом из театральной студии. Родители, видя, как расстроен ребенок, в тот же день купили новое платье — точную копию утраченного. Но, к их удивлению, Настю это совсем не успокоило. «Как же там мое старое платье, оно же лежит где-то одно и мерзнет без меня», — плакала девочка и не поддавалась ни на какие уговоры.

Читайте также:  Пожелать женщине отличного настроения

У детей школьного возраста заметны ухудшения памяти и внимания. Ребенок может часами сидеть за учебниками, много раз пересказывать материал дома, но на следующий день в классе все забыть. А реакция одноклассников и учителей является дополнительным источником переживаний.

Вообще же картина депрессивного расстройства у детей может быть очень своеобразна. Поэтому все случаи, когда ребенок находится в плохом, подавленном настроении, должны обращать на себя внимание взрослых. Депрессия — серьезное расстройство. Она может приводить к проблемам в общении, нарушению адаптации к школе и другим психологическим трудностям, которые проявятся спустя годы.

Что может быть причиной такого серьезного нарушения? Чаще всего это психотравмирующие ситуации в семье. Развод родителей, длительная болезнь или смерть одного из членов семьи, запутанные межличностные отношения. Причем расстройства могут возникать даже в том случае, когда родители пытаются скрыть от ребенка эту неприятную ситуацию. Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие объяснений вселяет в них еще большую тревогу.

— Я пережила тяжелое расставание с мужем, — рассказывает Наталия. — Он ушел в другую семью, причем для меня это было совершенно неожиданно. Мне было так плохо, что не хотелось жить. Я каждый день плакала, почти перестала работать, я. вообще стала другим человеком. Однажды меня пригласили в школу, и классная руководительница моего сына сказала, что очень за него беспокоится. Он ни с кем не общается, отказывается отвечать у доски, грызет ногти (это в пятом-то классе!) и ведет себя абсолютно безучастно ко всему. Как ни странно, но после этого разговора я стала приходить в себя. Бедный ребенок! Ему пришлось еще хуже, чем мне. Я же совсем не замечала его все это время! Я решила, что надо начинать жить заново, и первое, что сделала — записалась в бассейн вместе с сыном. Почему именно это, не знаю, просто мимо проходила. Но, как выяснилось, это было правильным решением. Через несколько занятий мы могли говорить — просто так говорить, а не о проблемах и несчастьях. И постепенно все наладилось: и мое отношение к происходящему, и настроение, и состояние ребенка. И это меня очень радует.

Причиной серьезных расстройств настроения могут быть и школьные проблемы. Неправильный педагогический подход учителя, грубое, несправедливое отношение — все это может негативно повлиять на ранимого ребенка.

Как помочь ребенку, если у него плохое настроение

Нарушения настроения могут быть различны по степени выраженности. Бывают случаи, когда не обойтись без вмешательства врача и психолога. Однако по большей части родители сами могут оказать помощь своему ребенку.

Понять. Постарайтесь всегда выслушивать детей, что бы они ни говорили. Не старайтесь выносить сразу свои оценки и говорить, что вы сами по этому поводу думаете. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери. Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны. Быстро ли ребенок переходит от пониженного настроения к норме? Что именно улучшает настроение и как это проявляется?

Помочь. Идеально было бы исключить психотравмирующую ситуацию из жизни ребенка. Если же это невозможно, постарайтесь хотя бы сгладить остроту восприятия. Например, объясните, что в таких событиях, как развод, болезнь, смерть близких, нет его вины. Ведь дети даже школьного возраста могут считать себя и свое поведение причиной семейных проблем. Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения (смеха, приятных слов, ласк) в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного (замечаний, упреков, наказаний). Добавьте в жизнь ребенка радости. Это не потребует больших усилий. Дети обладают способностью жить настоящим моментом, радоваться элементарным вещам и быстрее взрослых забывать неприятности.

Как бороться с расстройством настроения у ребенка?

С самого раннего детства важно дать возможность детям свободно выражать любые свои эмоции. Особенно это касается мальчиков. Они и так проявляют меньше открытости, а родители часто устанавливают им еще большие запреты: «Ты же мальчик, ты не должен плакать», «Будущие мужчины не боятся ничего».

Очень полезны так называемые эмоциональные прививки. Время от времени ненавязчиво рассказывайте случаи, в которых человек сталкивался с проблемами, похожими на те, с которыми сейчас столкнулся ваш ребенок — и, конечно, справился с ними! Еще лучше, если вы расскажете случай из своего собственного детства.

Примерно с подросткового возраста можно устраивать «философские уроки», когда по тому или иному поводу вы высказываете простые общечеловеческие истины: «Многие люди сталкиваются с такими проблемами», «В жизни есть место всему — хорошему и плохому», «Со временем трудности кажутся не такими значительными».

И, пожалуй, главное — ваш собственный пример того, как относиться к жизненным трудностям. Дети жизнерадостных, уверенных в своих силах родителей почти не страдают расстройствами настроения. Они с ранних лет усваивают оптимистичный стиль поведения и умеют противостоять любым трудностям. И качество это сохраняют на всю жизнь.

Источник

Оцените статью