Когнитивные нарушения при депрессии встречаются достаточно часто.
Благодаря когнитивным функциям у человека происходит познание и постижение окружающего мира и рациональное взаимодействие с ним. К этим процессам относится: восприятие, обработка и анализ информации, ее запоминание, а также ее хранение и обмен. Также составляющими когнитивного функционирования человека является планирование и осуществление программы действий, анализ и синтез, адаптация к внешним обстоятельствам, контроль за эмоциями и поведением и т.д.
Когнитивные нарушения приводят к ухудшению памяти, понижению умственной трудоспособности, возможности сосредоточиться, сконцентрироваться, нарушению восприятия информации в сравнении с исходными способностями человека, то есть, его индивидуальной нормой.
Нарушение когнитивных функций при депрессивных расстройствах затрудняет социальное взаимодействие и ресоциализацию депрессивных больных. Но по мере ухода депрессивной симптоматики состояние улучшается, восстанавливаются когнитивные функции, а также адаптация человека в социуме.
Значительное внимание, уделяемое когнитивной составляющей депрессии в последнее время, объясняется тем, что именно ее нормализация играет первостепенную роль в восстановлении социальной деятельности пациентов в период ремиссии.
Базовые сведения о депрессии и ее признаках – важная информация, которую необходимо знать не только психиатрам и психотерапевтам, но и неврологам, эндокринологам, терапевтам и иным врачам соматического профиля, а также больным, страдающим депрессивным расстройством, и их родственникам.
Эпидемиологические исследования показывают, что риск возникновения депрессии в течение всей жизни человека равен приблизительно10% среди мужского населения и около 20% – среди женского. Женщины в 2 раза чаще болеют депрессией потому, что патологические гены, отвечающие за ее возникновение, находятся в Х-хромосоме, а ее у женщин их вдвое больше, чем у мужчин.
Термин депрессия происходит от латинского слова, означающего давить, подавлять. Она характеризуется депрессивной триадой: ухудшением настроения, замедлением темпа мышления (идеаторная заторможенность), а также снижением двигательной активности.
Болеющий депрессией человек теряет возможность получать удовольствие, что называется ангедонией. Часто у страдающих депрессивным расстройством наблюдается чувство тоски, тревоги, вины, низкая самооценка, подавленность, акцентуация исключительно на трудностях и тяжёлых событиях, повышенная утомляемость, ухудшение способности сосредоточиться, воспринимать новую информацию и т. д.
У человека в состоянии депрессии наблюдается понижение работоспособности и желания выполнять привычную работу, возможности испытывать радость, уменьшается активность и возможность концентрировать внимание, усваивать новую информацию; он избегает общения с людьми, не следит за своей внешностью и чистотой собственного жилья.
Депрессия ухудшает качество жизни человека и значительно снижает ее продуктивность, поскольку он воспринимает реальность сквозь призму депрессивных эмоций, которые негативно влияют на его активность в социуме, трудоспособность, возможность и желание коммуницировать.
Нарушение когнитивных функций при депрессии существенно ухудшает жизнь таких людей.
Исследователями доказано, что депрессивные расстройства из-за их распространённости и обусловленного ими понижения трудоспособности являются одними из достаточно затратных болезней.
Экономические потери возникают в двух случаях: из-за временной нетрудоспособности, а также вследствие значительного снижения продуктивности деятельности даже при физическом присутствии на работе человека, находящегося в депрессивном состоянии.
Проявления когнитивных нарушений при депрессии – частое явление, о чем уже упоминалось в этой статье. Нарушение когнитивных функций при таком психическом заболевании, как депрессия, достаточно тягостно переносится больными, которых беспокоит собственная несостоятельность. Они переживают о том, что плохо запоминают и воспроизводят информацию, считают, что у них наступило слабоумие, хотя если когнитивное снижение обусловлено только депрессивным состоянием, тогда при патопсихологических (тестовых) исследованиях не подтверждается наличие проблем с интеллектуальным функционированием.
Психическое состояние людей с диагнозом «депрессия» может значительно ухудшать их возможность концентрироваться и распределять свое внимание. Они полностью погружаются в свои болезненные депрессивные переживания. Снижение мотивации значительно ухудшает когнитивные процессы. Оно приводит к отсутствию активной познавательной деятельности, трудностям решения повседневных ситуаций.
Восприятие же, обработка, анализ и запоминание информации при депрессивном состоянии нарушаются также за счет снижения концентрации внимания и восприятия информации.
Почему при депрессии происходят когнитивные нарушения? Этот вопрос очень часто звучит из уст пациентов и их родственников.
Дело в том, что когнитивные нарушения при депрессии обусловлены снижением синтеза и активности определенных нейромедиаторов, что является нейрохимическим механизмом возникновения эмоциональных расстройств (моноаминовая доктрина). Происходит уменьшение количества серотонина, норадреналина, дофамина в синапсах и снижение активности этих систем.
Нейромедиатоная система, которая отвечает за обмен серотонина, принимает участие в развитии мотивации, необходимой для процессов познавания.
Дофаминергическая – важна именно для распределения и переключения внимания, реализации мнестической координации за тем, что поставленная цель выполнена.
Норадренергическая – играет значительную роль в процессах запоминания той информации, что поступают от наших органов чувств.
Также депрессия активирует ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники. Это нарушает нейрогенез и влияет на нейропластичность головного мозга, содействует формированию атрофических изменений в нем.
Постоянным спутником депрессивного расстройства являются нарушения сна, которые, безусловно, могут способствовать изменению когниции, потому что во время сна завершаются процессы обработки и консолидации тех сведений, которые мы получили за день. Диссомния снижает активнсть церебральной коры мозга, что приводит к ухудшению концентрации внимания, восприятия информации, познавательной деятельности и т.д.
Нарушение когнитивных функций проявляется также в «горячих» и «холодных» симптомах.
К первым можно отнести выделение из всего потока информации, что поступает к человеку, находящемуся в состоянии депрессии, только негативных моментов. Запоминаются такие факты также намного лучше, чем что-то радостное, приятное. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные нарушения возникают в связи с тем, что постоянно формируется депрессивная реакция на окружающий мир.
К «холодным» относится ухудшение всех познавательных процессов, то есть, замедление их темпа, а именно – получение, обработка, анализ и передача информации.
У таких больных когнитивные и двигательные функции замедляются, а на выполнение любой интеллектуальной или физической работы требуется значительно больше времени. Наблюдается повышенная утомляемость, эти люди становятся астенизированными, а все действия требуют гораздо большего ресурса, усилий и времени, чем в здоровом состоянии.
Человек, страдающий депрессией, жалуется на постоянное чувство усталости, утомляемость от той работы, которая раньше выполнялась гораздо проще. Часто также проявляются сложности с планированием, постановкой целей.
В моей практической деятельности бывали случаи, когда хорошие хозяйки не могли приготовить блюда, хотя ранее (до депрессии) они делали это бесконечное количество раз. Также было невозможно больным депрессией выполнять привычные действия, отвечать на простые вопросы, хотя в здоровом состоянии они это делали практически на лету.
Забывчивость, нарушение процессов запоминания, что сказывается на работе, учебе, повседневной жизни – одна из постоянных жалоб депрессивных больных. Наблюдается и ухудшение воспроизведения информации даже при условии, что человек ее запомнил.
Лечение когнитивных нарушений при депрессии должно быть комплексным, к этому выводу приводят многочисленные исследования.
Необходимо работать как с когнитивными, так и с эмоциональными нарушениями. Это касается и тех ситуаций, когда расстройства вызваны другим заболеванием, например, болезнью Альцгеймера или последствиями органических поражений головного мозга.
Но если когнитивные нарушения связаны только с наличием депрессивной симптоматики, и нет органических болезней, которые также могут вызывать когнитивное снижение, тогда нужно лечить только депрессию. По мере редукции (ослабления) депрессивной симптоматики и улучшения состояния на фоне применения антидепрессивной терапии будет улучшаться когнитивное функционирование с дальнейшим возвратом его уровня к обычному состоянию.
То есть, если депрессия является единственной причиной возникновения когнитивных нарушений, – нет необходимости назначать дополнительные препараты для улучшения памяти и других умственных возможностей пациента. В этой ситуации основной задачей является правильный выбор антидепрессантов, которые не будут еще больше усугублять когнитивные нарушения.
Если вы заметили у себя или близкого вам человека проявления забывчивости, сложности концентрации внимания и восприятия информации, нежелание общаться и ухаживать за собой и своим жильем, подавленность, апатию – это повод обратиться к психиатру. Именно врач этой специальности знает, какие исследования и препараты необходимы в каждом конкретном случае.
Самое главное в данной ситуации – не откладывать обращение к доктору, чтобы получить помощь своевременно.
Даже в самых сложных случаях ранняя диагностика и комплексный подход к лечению значительно улучшают дальнейший прогноз, увеличивают длительность, а самое главное – качество жизни.
Источник
ВОЗ признает деменцию одним из приоритетных направлений общественного здравоохранения. Прогнозы, которые дают эксперты, настораживают. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2030-му году в мире общее число людей с деменцией составит около 82 млн, а к 2050-му году их может стать уже около 152 млн.
Деменция «помолодела», и сегодня она проявляется не только у очень пожилых людей, а в 9% встречается у людей в возрасте моложе 65 лет. С этим заболеванием связано немало заблуждений. Не все знают, что причиной когнитивных расстройств могут быть не только наследственность, но и ведение неправильного образа жизни, вредные привычки, лишний вес. Раньше считалось, что снижение когнитивных функций с возрастом – процесс нормальный: человек стареет, и поэтому становится забывчивым, раздражительным, растерянным. Но сегодня специалисты пришли к другому мнению: процессы старения мозга, которые являются необратимыми, можно затормозить и помочь близкому человеку дольше прожить в ясном уме.
Подробно о причинах и механизмах появления когнитивных расстройств рассказала врач-психиатр Ставропольской краевой психиатрической больницы №1, кандидат психологических наук Анастасия Василенко.
– Что такое когнитивные расстройства?
– Когниция – это познание. Когнитивный означает все, что относится к познавательным процессам – восприятие, мышление, память, внимание, способность строить планы и оценить последствия своих действий. Проще говоря, это то, что относится к уму и интеллекту.
– Люди какого возраста находятся в группе риска?
– Если говорить о возрастной динамике, то понятно, что мы всегда разные. Каждый год мы отличаемся от того, кем были прежде. Есть, так называемое, здоровое старение, а есть расстройства и болезни. При здоровом старении у человека нет грубых нарушения памяти, и он не делает каких-то нелепостей. Когда эти нарушения появляются, мы говорим о том, что начинает развиваться старческое слабоумие или какой-то другой вид слабоумия. К сожалению, такие когнитивные нарушения бывают не только в старческом возрасте. Вообще сейчас расстройства интеллектуального спектра могут начинаться уже после 40 лет.
– Деменция или слабоумие: что это такое и почему оно начинает прогрессировать?
– Слабоумие – утрата возможности правильно думать, запоминать и вспоминать. Когда у человека начинаются расстройства интеллектуального спектра, первое, что становится заметным – нарушения памяти. Он становится забывчивым. Иногда такие нарушения возникают очень рано. Я встречала в своей практике развитие деменции и в 36 лет, и в 27. Если вы замечаете, что с памятью возникают проблемы, стоит обратиться к врачу.
– Почему мозг начинает работать по-другому?
– Существует две основных формы слабоумия. Первая обусловлена генетическими предпосылками. Это болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и некоторые другие. И есть слабоумие, которое развивается без такой генетической предрасположенности, а в результате того, что мозг страдает по другим причинам. Никогда это не бывает «вдруг», никогда это не начинается внезапно. Развитию деменции может способствовать образ жизни, наличие заболеваний и негативные факторы среды, в которой живет человек. Здесь уместно использовать такое понятие, как гигиена мозга. В 17-20 лет, если нет каких-либо заболеваний, мозг находится в прекрасном состоянии. И если молодой человек не пьет алкоголь, не курит, не употребляет наркотики, занимается спортом, не имеет лишнего веса, следит за здоровьем, его мозг будет долгое время оставаться в хорошей форме. И велика вероятность дожить до 70, 80, 90 лет с ясным умом.
Анастасия Василенко рассказал, что причиной развития слабоумия до 30-40 лет может быть хронический алкоголизм, запущенные эндокринологические заболевания, гипертония, курение, малоподвижный образ жизни, лишний вес, черепно-мозговые травмы. По этим причинам нарушается кровоснабжение мозга, и он постепенно начинает умирать. Если не приступить к лечению, слабоумие будет развиваться катастрофически быстро.
Врач-психиатр также напомнила, что на фоне перенесенной тяжелой инфекции или какого-то другого заболевания, может появиться временное расстройство памяти и утрата внимания. Но это происходит из-за того, что организм ослаблен. Стоит вылечиться, выспаться, отдохнуть, и интеллектуальные способности восстановятся.
– Появление каких симптомов должно насторожить и заставить пойти к врачу?
– Даже от сидячего образа жизни мозг страдает. Первыми симптомами, на которые нужно обращать внимание, являются головные боли, головокружения, тошнота. При их появлении необходимо обращаться к неврологам. В этом случае еще нет нарушений памяти, внимания, когнитивных функций, но человек чувствует тяжесть в голове, быстро устает, плохо соображает в конце рабочего дня, активно реагирует на изменения погоды. Это говорит о недостаточном кровоснабжении мозга.
К нарушению питания нервной ткани могут также привести анорексия, неграмотное вегетарианство, сахарный диабет, любые эндокринологические заболевания. Важно! Если вы будете здоровым физически, если будете вести активный образ жизни и вовремя обращаться к врачу, а не просто бездумно принимать таблетки, то у вас и мозг будет здоровым. Но это не касается болезни Альцгеймера и Паркинсона.
– Как заметить первые симптомы болезни Альцгеймера?
– Очень быстро нарастают расстройства памяти, расстройства интеллекта, которые при болезни Альцгеймера выражены ярче, чем при старческом слабоумии. Человек вдруг становится растерянным, не может понять, что происходит, потому что плохо запоминает текущие события. Буквально, если он отвернется от вас и повернется снова, то будет думать, что увидел вас впервые. У таких пациентов всегда удивленный, растерянный вид. Также наблюдаются нарушения речи и привычного порядка действий. Пациенты путают слова и не могут, например, выполнить простой тест: разобрать и собрать шариковую ручку.
Как отметила Анастасия Олеговна, до определенного момента человек может понять сам, что у него развивается деменция. Он жалуется на расстройство кратковременной памяти и забывает то, что было день или час назад. Будет ли вовремя назначено лечение, как будет протекать расстройство – все это зависит от окружения пациента. Именно близкие должны вовремя забить тревогу и не игнорировать симптомы.
– Деменция может быть с психотическими нарушениями: с бредом, галлюцинациями, агрессией, яркими поведенческими нарушениями и без них. Понятно, если человек вдруг высказывает бредовые идеи (например, «вы хотите меня убить и забрать квартиру») и ведет себя агрессивно, то родственники обращаются к психиатру. Но когда таких ярких нарушений нет, а память и интеллект угасают постепенно, к сожалению, за помощью обращаются очень поздно. И зачастую родственники говорят, что все было нормально “буквально до вчерашнего дня”. Но когда начинаешь задавать вопросы, выясняется, что пять лет назад у пациентки была забывчивость, а два года назад она потерялась на улице, а последний год боится выходить из дома, потому что не уверена, что найдет дорогу назад. Тогда становится понятным, что симптомы появились давно. Пациенты с деменцией часто помнят до мелочей события далекого прошлого, а текущие не закрепляются в памяти. Многие говорят: да у моей бабушки такая память, ни у кого в семье такой нет, она “Евгения Онегина” читает наизусть. А на самом деле это грозный симптом того, что текущие события из памяти уже стираются.
– Вылечить эти расстройства нельзя, но возможно ли как-то продлить ясность ума?
– И родственники, и врачи, и сами пациенты понимают, что процесс необратим. И это иногда заставляет их отказываться от лечения, что неправильно. Чем больше внимания будет уделено болезни, чем лучше будут выполняться назначения врача, тем дольше пациент останется самостоятельным в простых бытовых ситуациях.
Медикаменты существуют, их действие эффективно, но они не дают обратного развития, потому что умершая нервная ткань не восстанавливается. Лекарства помогают нейронам начать работать активнее: они меньше устают, и у человека дольше сохраняется высокий уровень функционирования. Медикаментозное лечение необходимо, но его одного недостаточно. Нужны поддерживающие социальные мероприятия. Человек, страдающий деменцией, должен хорошо ориентироваться там, где они живет. Для этого в его комнате необходимо поддерживать порядок (у каждой вещи – свое место), разместить на стенах часы и календарь. Важно держать таблетки в таблетнице и контролировать, как пациент их принимает. И главное – тренировать навыки, которые нужны постоянно: ходить в магазин за хлебом, самостоятельно одеваться, чистить зубы. Важно не стараться делать то, что человек еще может делать сам.
– Чтобы мозг дольше продолжал функционировать, нужно тренировать те функции, которые вы хотите сохранить. Мозг делает хорошо то, что он делает каждый день. Для того, чтобы он оставался «свежим», нужно постоянно учиться. Танцевать, учить иностранные языки, разучивать стихи, читать книги. Постоянно обучение держит мозг в тонусе!
Полную версию интервью в эфире телеканала Своё ТВ можно посмотреть по ссылке
Смотрите и читайте нас в соцсетях
Источник