Снижение эмоционального тонуса это

Снижение эмоционального тонуса это

4) В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

5) Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

4. Эмоциональная реактивность:

1) Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

2) Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

3) Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

4) Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

5. Общий эмоциональный тонус:

1) Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

2) Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

3) Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

4) В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

5) Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

6. Эмоциональная уравновешенность:

1) Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

2) Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

3) Эмоционально уравновешен.

4) Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

5) Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Источник

Поддержание эмоционального тонуса

Тем не менее он существует — смысл, который вытащит вас из любых невзгод и даст жизненную силу во время крушения всех остальных смыслов. Не принцип удовольствия, а принцип поддержания эмоционального тонуса и остроты эмоций изо дня в день влечет нас по жизни.

Автор: Вадим Игоревич Короткий, психолог-консультант, разработчик авторских методик преподавания психологии.

Виктор Франкл первым обратил внимание на то, что в обществе тотального потребления происходят достаточно странные изменения «настроения и ощущения жизни». «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». Одно из открытий, сделанное Франклом, состоит в том, что у людей, добивающихся наслаждений и развлечений, проблем со смыслом оказывается значительно больше, чем в среднем у населения.

«Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно», написал Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла».

Поддержание эмоционального тонуса в равной степени беспокоит всех: и тех, кто сделал карьеру и живет внешне благополучной жизнью, и тех, кто сегодня бьется за минимум. Вот что пишет по этому поводу Франкл: «Как известно, Маслоу ввел различение низших и высших потребностей, имея в виду при этом, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К высшим потребностям он причисляет и стремление к смыслу, называя его даже при этом «первичным человеческим побуждением». Это свелось, однако, к тому, что человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда, когда жизнь у него устроена («сначала пища, потом мораль»). Этому, однако, противоречит то, что мы — и не в последнюю очередь мы, психиатры, — имеем возможность постоянно наблюдать в жизни: потребность и вопрос о смысле жизни возникают именно тогда, когда человеку живется хуже некуда». Мы не ошибемся, если усмотрим в этом кажущемся противоречии подтверждение гипотезы, согласно которой стремление к смыслу представляет собой мотив, который несводим к другим потребностям и невыводим из них».

Почему мы отождествляем «эмоциональный голод» (или потребность поддержания эмоционального тонуса) с проблемой постижения смысла жизни, чего никогда не делал Франкл? Ответ лежит на поверхности и связан с историей вопроса. После того как Фрейд свел все виды стремлений к получению удовольствия, научная дискуссия приобрела заведомо ложное направление. Многие выдающиеся умы всеми доступными средствами пытались опровергнуть не лишенные рационального зерна идеи Фрейда. Логика Франкла показательна в этом отношении. Этот известный представитель «гуманистического крыла» считал, что согласиться с «принципом удовольствия» — значит признать, что наша жизнь имеет цель лишь вызывать определенное состояние клеток мозга, и таким образом обесценить все истинно нравственные порывы, которых не меньше развлечений. С нашей точки зрения, Франкл здесь борется с ветряными мельницами. Нравственное переживание так же способно вызывать «колебание клеток мозга», как и чувственное, телесное удовольствие, потому что смысл существования, в конечном итоге, и состоит в том, чтобы где-нибудь что-нибудь шевелилось (колебалось). Не принцип удовольствия, а принцип поддержания эмоционального тонуса, поддержания остроты эмоций изо дня в день влечет нас по жизни.

В переводе с латинского «эмоция» означает «потрясаюсь», «волнуюсь». Волноваться можно в положительном и отрицательном смысле. Согласно информационной теории, сила эмоции отражает силу потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Человек, естественно, стремится к воспроизведению положительных эмоций.

Первые положительные эмоции связаны с удовлетворением самых насущных потребностей: потребностей жизни. В процессе приобретения жизненного опыта или в процессе удовлетворения основных потребностей происходит условно-рефлекторное закрепление эмоциональных реакций за первоначально нейтральными стимулами. Например, с определенного момента, лица и голоса родных и близких также начинают вызывать положительные эмоции малыша, хотя никакого кормления в этот момент не происходит. Всю свою жизнь человек стремится к поддержанию эмоционального тонуса, стараясь получать как можно больше положительных эмоций, и свести к минимуму возникновение отрицательных эмоций. Ориентируясь на эмоции значимых лиц, мы постепенно расширяем свою потребностно-мотивационную сферу, постигая, таким образом, смысл некоторых высших потребностей.

Эмоция — это форма передачи видового опыта, когда наглядно-действенным путем, с помощью эмоций, одни индивиды открывают другим значение тех или иных стимулов. Например, взрослые открывают детям значение игры. Индивидуальный человеческий опыт может сложиться настолько своеобразно, что даже получение отрицательных эмоций может стать насущной потребностью, вызывая особое переживание «очищения», изменения себя в лучшую сторону перед лицом наказания или непоправимой потери.

Читайте также:  Хорошего настроения весенний дождь

Проблема смысла жизни всегда развивается на фоне эмоционального голода. Эмоции близких людей открывают для нас значимость тех или иных объектов. Благодаря такому эмоциональному открытию происходит прочное запечатление первого сигнала (который уже ничем не своротишь). Однако в процессе длительной эксплуатации тех или иных объектов происходит автоматическое угасание силы воздействия раздражителя (повторяющийся сигнал в мозг не поступает).

При переводе всего вышесказанного на человеческий язык получается, что приедается абсолютно все! Нам иногда хочется вернуться в прошлое, но мы понимаем, что ничего не получится. «В одну и ту же воду нельзя войти дважды». И как после этого прикажете поддерживать свой эмоциональный или жизненный тонус? «Мы можем утверждать следующее, — анализирует Франкл ту же проблему, — если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности, с помощью химических препаратов».

Помимо развлечений и химических препаратов, другими традиционными способами поддержания эмоционального тонуса (в обход обретения смысла) являются:

  • попытка заполнить опустошение сексом,
  • трудоголизм,
  • стремление к обладанию деньгами.

Когда на горизонте появляются деньги, вопрос о смысле жизни сразу отодвигается на второй план. Деньги — это не зло. Якобы когда много денег, куда легче потерять смысл жизни?! Без денег его можно потерять значительно быстрее. Деньги, напротив, дают нам легкий универсальный способ разобраться со смыслом жизни. Когда их нет, поддерживать в себе смысл становится более сложной задачей. Деньги отучают человека бороться за себя, не требуют систематической работы ума и души. И когда они вдруг исчезают с горизонта, у всех разнежившихся и незакаленных в боях «потребителей» вдруг резко пропадает смысл жизни.

Здесь возникает еще один интересный вопрос, на который бы хотелось ответить. Как же так получается, что один человек может иметь полноценную возможность трудиться, увеличивать свой достаток и в то же время оставаться лишенным полноты жизненного смысла, а другой, невзирая на потерю такой возможности и достатка, полностью сохраняет осмысленность собственной жизни?

Описав посредством эмоций развитие потребностно-мотивационной сферы, было бы крамольно утверждать, что существует какой-либо универсальный смысл жизни. Мы утверждали выше, что все, «поддерживающее эмоциональный тонус», включая страдание, может придавать индивиду смысл. И тем не менее он существует — смысл, который вытащит вас из черной ямы любых невзгод и даст волю к жизни во время крушения всех остальных смыслов. Об этом лучше всех сказал Франкл: «Мы возьмем на себя смелость сказать, что ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности как осознание того, что перед ним стоит жизненно важная задача. Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача кажется будто специально предназначенной для него лично, когда она представляет собой нечто вроде «миссии». Такая задача помогает человеку ощутить свою незаменимость, жизнь его приобретает ценность уже потому только, что она неповторима».

Утрату смысла, при сохранении возможности и способности трудиться следует искать в изменившихся запросах человека. Человеческое достоинство современного индивидуума не позволяет ему выступать в качестве простого орудия трудового процесса, деградировать до выполнения функций средств производства. Никто не хочет быть токарем, но все хотят стать менеджерами. Эти менеджеры будут работать на «токарских должностях», которые специально для них назовут «менеджерскими». Выход из этого тупика будет только один — перестать беспрестанно трясти это скудное денежное дерево, а на секунду отойти и подумать. Во-вторых, перестать бояться трудностей, главной из которых является непонимание близких, и перестать бояться жить в полноценном, цельном смысле этого слова. И, в-третьих, надо-таки научиться контролировать собственные мотивы или хотя бы постараться научиться контролировать их. Только тогда появляется масса свободного времени и начинается подлинное развитие человека.

«А как же насчет потребности учиться? Почему нигде не прозвучала потребность учиться?» — такой вопрос часто задают учащиеся курсов повышения квалификации.

К сожалению, такой потребности нет. Так же, как нет потребности трудиться. Учеба и труд — всего лишь производные, результат нерешенности других более важных человеческих нужд. Кто-то учится исходя из соображений безопасности. Кто-то учится исходя из соображений превосходства. Кого-то к учебе толкают гигиенические потребности. Потребность в минимизации энергозатрат, помимо всего прочего, является источником технического прогресса. И это большая удача, когда, оттолкнувшись от низших мотивов, человек перерастает самого себя, взлетает и начинает решать принципиально иные задачи, связанные с подлинным смыслом учения — задачи развития своих способностей для того, чтобы понять свое предназначение.

Источник

Симптомы неврастении: распознать и обезвредить

Неврастения – одна из форм невроза, сущностью которой является истощение нервной системы на фоне сильного или систематического стресса и переутомления, физического или психического. «Благоприятный» возраст для развития заболевания – 20–40 лет. По статистике неврастения чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Неврастения или астенический невроз хорошо поддается лечению, если пациенту оказывается квалифицированная помощь. Однако многое зависит и от самого больного, в частности, создание благоприятной атмосферы.

Почему развивается

Впервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками.

Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:

  • одномоментным, но высокой интенсивности – смерть близкого человека, потеря работы, развод.
  • систематическим, но меньшей интенсивности, например, уход за тяжелым больным, психологический прессинг со стороны начальника и другие повторяющиеся конфликты, неспособность найти выход из сложившейся ситуации.

Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению.

Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение.

Читайте также:  Что чувствуют женщины когда текут

Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение.

Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции. Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков.

Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:

  • инфекции;
  • тяжелые, истощающие хронические заболевания;
  • интоксикации;
  • эндокринные заболевания;
  • нарушение распорядка дня – недостаточный отдых;
  • недоедание, авитаминоз;
  • вредные привычки– алкоголь, курение, наркотики;
  • черепно-мозговая травма;
  • заболевания головного мозга – опухоли, нейроинфекции;
  • внутричерепная гипертензия.

Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью.

Общие симптомы расстройства

Астенический невроз может проявляться в таких формах:

  • гиперстеническая;
  • гипостеническая;
  • раздражительная слабость.

Каждая из них сопровождается собственным симптомокомплексом, но существуют признаки заболевания, общие для всех видов:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • расстройство сна;
  • недомогание;
  • плохая память;
  • неуверенность в себе;
  • соматические нарушения.

Головная боль нарастает обычно к концу дня, носит расплывчатый характер. Появляется ощущение сдавления головы, как будто на нее надет массивный шлем. Явление получило название «каска неврастеника».

Головокружение проявляется чувством вращения внутри, но не окружающих предметов. Нередко оно сопровождает ситуации, сопряженные с физической усталостью, нарастающим волнением, переменой погоды.

Среди соматических симптомов распространены:

  • ощущение ускоренного сердцебиения;
  • учащенный пульс;
  • гипертония;
  • бледность, гиперемия лица;
  • боль в грудной клетке давящего, колющего характера;
  • запоры, поносы;
  • газообразование, изжога, тяжесть в желудке;
  • повышенное потоотделение;
  • чувство жара в теле;
  • озноб;
  • учащение позывов к мочеиспусканию при эмоциональном напряжении, нормализация состояния в покое;
  • половая дисфункция: преждевременное семяизвержение, импотенция, аноргазмия, фригидность.

Соматические нарушения могут возникать изолированно или в комплексе неожиданно, в любое время, особенно в момент психического напряжения.

Механизм развития соматических симптомов связан с перестройкой работы высшей нервной деятельности. Когда на мозг длительно или резко с высокой интенсивностью воздействует негативный фактор, первый, чтобы повысить сопротивляемость организма, перестраивается, внося коррективы в деятельность нервной системы. В ВНД формируется доминанта, направляющая мозг на борьбу или игнорирование повреждающего фактора.

Работа внутренних органов регулируется нервной системой, где особая роль отводится балансу между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс их взаимодействия приводит к сбоям правильного функционирования НС, в результате чего органы получают ошибочные сигналы, нарушающие их работу. В первую очередь «сдает позиции» самый уязвимый орган, который до воздействия стрессового фактора уже имел проблемы функционирования.

Важно разграничивать неврастеническую и обычную физиологическую усталость. Последняя возникает вследствие чрезмерных физических или умственных нагрузок, нарушении режима работы и отдыха, смене климатических поясов. Физиологическая усталость развивается одноразово и исчезает после достаточного отдыха. Неврастеническая усталость отличается постепенным развитием, не проходит даже после длительного отдыха.

Пример из жизни

Больная, 43 года, жалуется на головные боли в лобной области, плохое настроение, чрезмерную беспочвенную раздражительность. Присутствует постоянное чувство страха сойти с ума, заразиться сифилисом, из-за чего больную сопровождает чувство пугливости.

Симптомы беспокоят женщину на протяжении 6 месяцев. Она отмечает у себя присутствие таких, как обидчивость, застенчивость, впечатлительность.

В школе училась хорошо, трудолюбива, усидчива, много работает, отличается хорошей выносливостью.

Дважды была замужем, первый муж погиб. Второй супруг злоупотреблял алкоголем и проявлял по отношению к ней физическое насилие. Когда заразил женщину сифилисом, больная чрезмерно переживала этот факт как позор.

Очень переживала по поводу взаимоотношений с мужем и развода, много и напряженно работала. Вскоре начала систематически испытывать головные боли, появился шум, боль и зуд в ушах. По этому поводу пришлось обратиться к ЛОР-врачу. Было проведено лечение, но осталось ощущение, что в ушах образовались язвы. Стала раздражительной, нарушился сон, пребывала практически постоянно в плохом настроении. Головные боли нарастали.

Обратилась к другому специалисту. Тот долго и пристально всматривался в больную и молчал, из-за чего женщина сделала вывод, что сифилис вернулся. Ей стало очень страшно, по ночам вообще перестала спать, постоянно ходила по врачам.

Состояние ее ухудшалось, нарастало беспокойство, появились неописуемые ощущения в голове, взрывалась по малейшему поводу. В какой-то момент решила, что сходит с ума, и обратилась за помощью к психиатру. После должного обследования ей был выставлен диагноз: неврастения с навязчивостями.

Навязчивые ощущения при неврастении – довольно частый симптом. Как правило, они вытекают из ипохондрических мыслей, приобретающих устойчивый, тяжелый характер.

Гиперстеническая форма неврастении

  • возбудимость и раздражительность;
  • низкая работоспособность за счет невнимательности;
  • сон поверхностный, прерывистый.

Данный вид расстройства, в первую очередь, определяется повышенной возбудимостью с преимущественной раздражительностью. Больного способно привести в раздражение что угодно: посторонний звук (капающая вода, колебание форточки, тиканье часов, скрип дверей), разговоры, любое движение, собрание людей. Легкая «воспламеняемость» передается на окружающих. Больные часто беспочвенно кричат на близких, коллег, оскорбляют, не задумавшись, быстро теряют самообладание, зачастую им бывает трудно сдерживать себя.

Наблюдается снижение работоспособности. Но связано это не с переутомлением, а с ослаблением концентрации внимания. Больному сложно сосредоточиться на объекте. Он становится рассеянным, несобранным, неспособен длительное время фокусировать внимание на нужном объекте или процессе.

Пациенту сложно проследить мысль собеседника, дочитать текст, прослушать лекцию и до конца вникнуть в ее смысл. Немного поработав, он отвлекается, переключается на другую деятельность, что вынуждает тратить большое количество времени впустую. В результате продуктивность неврастеника очень низкая.

Сон – с затрудненным засыпанием. Во время сна просыпается, затем снова засыпает, цикл повторяется несколько раз за ночь. Такая цикличность носит название кивающего сна. Возникают яркие сновидения с картинками прожитого дня. С утра больной встает с трудом, разбитый, с «тяжелой» головой. Уже сразу после пробуждения ощущает усталость, обессиленность, раздражительность, подавленность. Симптомы «отпускают» только к вечеру.

Головная боль носит особый, многообразный характер. Описывается как стягивающая, давящая, покалывающая, возникает ощущение несвежей головы. Она сопровождается звоном или шумом в ушах, головокружением с чувством неустойчивости. При поворотах — иррадиирует в позвоночник, туловище, конечности. Болевые ощущения усиливаются с умственным напряжением, при проезде в транспорте, изменении погоды. Интенсифицируются во время касаний к голове, расчесывании волос.

Читайте также:  Как снять стресс женщине после развода

Гипостеническая форма

  • масштабная астения;
  • заниженное настроение.;

В картине гипостенической формы расстройства преобладает апатия и упадническое настроение. Характерна вялость, безразличие, адинамия, ощущение хронической усталости. Больные не способны настроить себя на какую-либо деятельность. Долго собираются, чтобы приступить к работе. Процесс продвигается очень медленно и малопродуктивно. В данном случае работоспособность снижена именно из-за постоянного ощущения усталости, слабости, мышечного переутомления даже при небольшой нагрузке. Присутствует постоянная напряженность, не получается расслабиться.

У больного нет заинтересованности в чем-либо, хобби, но явные признаки тоски или тревоги отсутствуют. Настроение сниженное, неустойчивое. Состояние сопровождается слезливостью. Происходит зацикливание на собственных чувствах и мыслях. Анализируя их, пациенты еще больше углубляются в свою апатию. Часто появляется ипохондрическая симптоматика: больные жалуются на сбои в работе внутренних органов.

Гипостеническая форма заболевания способна формироваться самостоятельно у людей, имеющих слабый тип нервной системы: тревожных, мнительных, астеничных, или выступать в качестве третьей фазы астении.

Раздражительная слабость

Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.

На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.

Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.

Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.

Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.

В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.

Диагностика и лечение

Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.

Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.

Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:

  • МРТ, КТ, другие инструментальные методы;
  • анализ крови, мочи;
  • бактериологические анализы;
  • консультации узких специалистов.

Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.

Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.

Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:

  • установление правильного режима труда и отдыха;
  • создание благополучного микроклимата внутри семьи;
  • спокойная, располагающая обстановка на работе;
  • полноценное питание, обогащенное витаминами;
  • умеренные физические нагрузки;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • по возможности смена обстановки;
  • обязательно обеспечение полноценного сна.

Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.

Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:

  • гопантеновая кислота;
  • глицерофосфат кальция;
  • препараты железа;
  • кофеин;
  • боярышник, валериана, пустырник – для поддержания сердечно-сосудистой системы;
  • препараты брома – бромкамфора. Она эффективна при доминировании процесса возбуждения в ЦНС, усиливает тормозные процессы, позволяя уравновесить возбуждение и торможение, снижая повышенную возбудимость. Улучшает сон, восстанавливает его структуру.

Из психотропных средств используют:

  • транквилизаторы (при повышенной возбудимости) – «Нитразепам»
  • снотворные (при расстройствах сна);
  • ноотропы (в гипостенической фазе) – улучшают обменные процессы в мозге, активизируют нейронные связи;
  • транквилизаторы в небольших дозах при гипостении – «Диазепам» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения, нормализации сна);
  • «Тиоридазин» – препарат из группы нейролептиков. В малых дозах проявляет себя как антидепрессант, стимулируя работу нервной системы. В данном качестве применяется в гипостенической фазе. Большие дозы «Тиоридазина» оказывают седативное воздействие, назначаются в гиперстенической фазе неврастении.

Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.

Назначают физиотерапевтическое лечение:

Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.

Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом.

Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.

В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.

Источник

Оцените статью