- Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
- Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
- План работы
- Композиция произведения
- Жанровая принадлежность и размер
- Художественные приемы
- Главная мысль
- Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, без сомнения, одна из вершин русской поэзии. Изумительно эмоциональный, классик, ученик школы «чистого искусства» воспевал в своих произведениях только то, что считал по-настоящему прекрасным.
Особое место в его творчестве занимала тема природы. Афанасий Фет был явным сторонником пантеизма; он не раз признавался себе, например, в дневниках, что не знает ничего более гармоничного, чем всё, что есть в природе. Даже страшная, стихийная, она остаётся поразительно прекрасной. Ничто, пожалуй, не вдохновляло Фета сильнее, чем всё, что творилось вокруг него. В отличие от Ф.И. Тютчева, этот лирик не ощущал трагического разрыва человека и природы, не считал невозможным возвращение «сына» к стихии-матери.
Поэт со всем присущим ему жизнелюбием воспевал гармонию Вселенной и зачастую вплетал в, казалось бы, простую пейзажную зарисовку сложнейшие философские мотивы. Он размышлял о смысле бытия, о быстротечности жизни и, конечно же, о любви и счастье. Несмотря на то, что судьба поэта оказалась долгой и очень трудной, в своей лирике он предстаёт перед нами как неунывающий оптимист, проповедующий жизнь во всех её проявлениях. Это мажорное настроение он сумеет сохранить до конца своих дней.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Одним из самых известных стихотворений Фета оказывается его «Это утро, радость эта…», написанное в 1881 году. Оно относится к поздним произведениям поэта. Сложно представить, но в последние годы классик всё острее ощущал несовершенство собственной жизни и свою неудовлетворённость ею. Он корил себя за женитьбу на нелюбимой женщине и косвенное участие в гибели Марии Лазич. Несмотря на это, его лирика осталась всё такой же трогательной и чистой, как и прежде.
Стихотворение «Это утро, радость эта…» посвящено смене времён года и наступлению весны. Кажется, что поэт смотрит в окно и описывает всё, что видит вокруг себя:
«Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…».
Несмотря на то, что стихотворение бессюжетно, оно напоминает не внутренний монолог поэта, не поток его сознания, а быструю смену кадров. Фет нарочно обращается к использованию назывных предложений и приёму синтаксического параллелизма, применённого впервые в его бессмертном «Шёпот, робкое дыханье…», поскольку это обусловлено поэтическим замыслом автора. Классику будто бы не хватает слов, чтобы описать всепобеждающую красоту и прелесть природы, поэтому он не стремится соревноваться с ней в изысканности, а простыми, небрежными штрихами-набросками успевает запечатлеть в вечности некоторые мгновения весны, покоряющей его сердце.
В произведении стремительно охвачен один весенний день с утра до вечера. Каждая строфа символизирует один из временных промежутков, при этом каждый «отрезок» времени окрашен своей прелестью; Фет везде находит особую притягательность. Он, «импрессионист в поэзии», тонко подмечает детали окружающей его природы, и строки, наполненные стремительностью, беспрерывным движением вперёд, оживают в воображении.
В стихотворении нет эпитетов, потому что практически нет и прилагательных. Особую выразительность строкам придают повторы указательных местоимений: этот, эта, эти и т.д. Несмотря на то, что в произведении использованы мотивы, встречающиеся и в ранних фетовских текстах, поэтическая лексика автора не кажется ни бедной, ни банальной, скорее наоборот. Этот эффект обусловлен прежде всего удивительной рифмовкой и размером текста: Фет обращается к четырехстопному хорею, благодаря которому создаётся иллюзия восклицательной интонации. Из каждой третьей строки «выпадает» одна стопа — это сделано нарочно, поскольку такое интонационное оформление стихотворения позволяет обеспечить эффект бьющегося в нетерпении человеческого сердца.
Особого внимания заслуживает последняя строфа. В ней мотив смены дня и ночи приобретает иное звучание — и скрытый, неожиданный смысл. Фет рассказывает не только о красоте весенней ночи, но — о любви. Неспроста весна ассоциируется с безумной юностью, наполненной эмоциями и красками. Так, Афанасий Афанасьевич отмечает символы ночного любовного свидания — «эта ночь без сна». Быть может, что в такие вот ночи сам поэт задумывается о своей единственной в жизни любви, к сожалению, упущенной. Мысли поглощают его целиком и не дают забыться. И поэт заканчивает стихотворение удивительно простой, но притягательной строчкой, становящейся логическим окончанием стихотворения — «Это всё — весна».
Удивительной чертой этого стихотворения А.А. Фета становится потрясающая образность, созданная, в принципе, без использования массы средств художественной выразительности. Особо привлекательна мелодика стихотворения и его параллелизм. Читатель способен прочувствовать, увидеть всё, что описывает поэт — все краски, звуки, запахи. В произведении «Это утро, радость эта…» банальные мотивы приобретают особое звучание; автор не просто изливает собственные переживания на бумагу, но и обращается к читателю, словно предлагая и ему тоже ощутить всю прелесть наступающего времени.
Источник
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»
Пейзажная лирика занимает важное место в творчестве Афанасия Фета. Поэт считал, что искусство должно воспевать прекрасное. Картины, описываемые поэтом, восхищают красотой и простотой. Особенно популярно его произведение «Это утро, радость эта», в котором великолепно описана природа.
План работы
Анализ «Это утро, радость эта» Фета можно разделить на несколько пунктов. Главные из них:
- История — произведение было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году и относится к позднему периоду его творчества.
- Тема — изменения природы в весеннюю пору.
- Композиция — стих состоит из трех шестистопных строф.
- Жанр — элегия.
- Размер поэтического произведения — трех- и четырехстопный хорей.
История создания
«Это утро, радость эта» было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году. Поэзия относится к позднему периоду жизни и творчества поэта. В те годы он умиротворенно отдыхал в загородной усадьбе, посвятив себя творчеству.
В работах автора того периода преобладали философские мотивы. Это связано с утратой возлюбленной Марии Лазич. Трагический эпизод произошел с ним еще в молодости, но оставил след в сознании на всю жизнь. Еще юному Афанасию пришлось расстаться с девушкой из-за того, что она была бедной. Но спустя недолгое время после разрыва он узнал о смерти возлюбленной. Воспоминания об этом терзали его душу. Особенно остро эта боль напомнила о себе в зрелом возрасте.
Композиция произведения
У стихотворения простая структура. Оно делится на смысловые части, в которых автор описывает все, что видит вокруг. Он рассказывает о своих самых незначительных впечатлениях, формируя из них полноценную картину природы.
Каждая строфа стиха описывает определенное время суток — утро, день и ночь.
В заключительной строфе автор соединил природные изменения и состояние человека, которое объясняется приближением долгожданной весны.
Ключевая особенность стихотворения — безглагольность. То, что Фет исключил глаголы из поэзии, придало событиям статичности и помогло выразить спокойную атмосферу, отображающую внутреннее состояние.
Жанровая принадлежность и размер
Стих относится к лирике. Жанр произведения — элегия. В основе стиха лежит пейзаж, но все же в ней чувствуется философия Фета. Пробуждающаяся после зимних холодов природа способствует к рассуждениям о ее вечности и о месте человека в ней. В произведении преобладают грустные ноты.
Стихотворный размер — хорей. Фет использует чередование мужской и женской рифмы. Рифма перекрёстная, при которой чередуются две строки с одной. При этом 1 и 2, 4 и 5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.
3 и 6 строки — закрытые рифмы, а 1 и 2, 4 и 5 — открытые. Схема стихотворения — аабввб.
Художественные приемы
Произведение не наделено большим количеством средств выразительности. Автор не старается красиво нарисовать природу, а лишь кратко перечисляет все, что его окружает. Часть видимого пейзажа наталкивает его на ассоциации, которые выражаются при помощи художественных приемов.
- Эпитет — «вздох ночей».
- Сравнения — «эти капли — эти слезы» и «мощь дня и света».
- Аллитерация в поэзии выступает средством для отображения печального настроения автора. К примеру, согласный «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
- Анафора — повторение форм слова «это» в каждой строке как ключевая особенность данного произведения.
- Употребление однородных членов в предложении как синтаксический прием всего стиха: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и т. д. Афанасий перечисляет все изменения природы, уделяя внимание каждой мелочи, отображая все, что происходит c окружающим миром с приходом весны.
Помимо этого, единой метафорой можно назвать все строки, в которых через пейзажные образы характеризуют весну и туманное утреннее время.
Главная мысль
Основная мысль стихотворения Афанасия Фета выражается в том, что мощь и красота природы имеет прямое влияние на душу человека и его настроение. Даже стареющий поэт, почувствовавший на себе все беды и тяготы земной жизни, с приходом весны чувствует прилив новых сил и испытывает вдохновение.
Интересно, что весь поздний период творчества поэта пронизан его печальными мыслями о неудачной жизни и приближении кончины. Это же стихотворение, наоборот, пропитано оптимизмом и жизнеутверждающей верой.
Источник
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 34.
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 34.
Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображённые в его стихотворениях, восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5–7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом стихотворения «Это утро, радость эта» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.
История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.
Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы».
Эпитеты – «вздох ночной».
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич. Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.
«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели» . Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, переполняющие душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы.
Средства выразительности
В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной» . Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.
Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения « это » в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод» .
Источник