Смирнова ушла оставив радостное счастливое чувство это эпитет или метафора
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после ухода Смирновой настроение у Коли Луковкина было радостным и счастливым?»
1) Девочка принесла Коле гостинцы.
2) Коля обрадовался, что ему больше не надо притворяться вежливым.
3) Коля понял, что о нём не забыли ребята из отряда, что он не одинок.
4) Смирнова дала Коле волшебные таблетки, которые позволили быстро справиться с болезнью.
1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.
(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.
(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее,
а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.
(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
– (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.
– (24)Здравствуй, – отозвался больной.
– (25)Как твоё здоровье?
– (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.
– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.
(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.
(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.
– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.
– (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!
– (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.
(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:
– (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.
– (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
– (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.
(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась.
(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.
(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
В предложении 2 лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. Выделенное слово является эпитетом.
Горел, как раскалённый — сравнение.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Арутюновой
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни, от одиночества…»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Для подтверждения справедливости слов Н. Арутюновой обратимся к тексту Юрия Яковлева. Перед нами описание состояния мальчика во время болезни (предложение №3). Метафора «нос горел» показывает, насколько неприятны ощущения больного. А в предложении 57 (И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…) метафора «ягодка отдавалась в нём радостью», напротив, передаёт приподнятое настроение героя после того как к нему пришла Смирнова.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться метафорой во всей его многогранности и многозначности.
15.2 В тексте Юрия Яковлева рассказывается, как благодаря заботе и отзывчивости девочки Коля Луковкин перестал чувствовать ненужным, забытым. После визита Смирновой он обязательно быстрее поправится. Об этом финальные строки текста: «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни, от одиночества…»
Простое человеческое участие исцеляет душу. Коля почувствовал себя значимым: «(34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг».
Когда о тебе заботятся, пусть не совсем умело, как это делала Смирнова, все вокруг окрашивается в совсем другие, яркие краски. Мальчик почувствовал «прилив тепла» (предложение №44), и это состояние было очень похоже на счастье.
Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.
15.3 Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома. Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.
Очень переживает своё одиночество заболевший Коля. Ему кажется, что его все забыли, что он одинок и попал в плен. Можно понять чувство восторга и радости Коли, когда его пришла проведать девочка из отряда и передала привет от всех ребят. От нахлынувшего счастья и осознания того, что его не забыли, что он не чужой, самая простая черника кажется мальчику невероятно вкусной. Внимание ребят стало для Коли тем лекарством, которое так необходимо, чтобы не чувствовать себя одиноким.
Помню, в шестом классе, прямо на новогодних каникулах, я попала в больницу. Ко мне никого не пускали, болезнь была инфекционная. Приходили родители, что-то говорили под окнами, писали записки. Но это было не то. Я всё ждала, когда же придут одноклассники. Или не придут? У всех кружки, младшие сёстры-братья, до меня ли? Я так завидовала тем ребятам, которые хоть и через закрытое окно, но жестами и улыбками общались со своими друзьями. А потом все завидовали мне: пришли мальчишки (во главе с подругой!) и слепили мне снеговика под окнами больницы. Как же было на сердце тепло от этого холодного человечка, сделанного руками моих друзей!
Дружба — это бесценный дар. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.
Источник
Смирнова ушла оставив радостное счастливое чувство это эпитет или метафора
Данный вариант тестовых задний составлен в формате ОГЭ и содержит ответы на вопросы, а также необходимый теоретический материал.
Версия для печати удобна для использования теста на уроках.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
2)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
3) И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни
4) Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.
Ответ: 2
Пояснение:
Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что.
2)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием.
2) Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу.
3) Что-то тесновато стало на душе.
4) Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось.
Ответ: 3
Пояснение.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глаголы или существительные. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.
3) Что-то тесновато стало на душе.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам.
2) Чем он живёт, что может его заинтересовать?
3) Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал.
4) Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал.
Ответ: 1
Пояснение.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глаголы или существительные. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.
1) Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел
2) Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел
3) При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот
4) Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания.
Ответ: 3
Пояснение.
Противопоставление – это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и противопоставляются по определённым качествам, признакам.
3) При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен.
2) Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться.
3) Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирал нос, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.
Ответ: 4
Пояснение.
Фразеологизм – это устойчивое выражение, по значению равное одному слову. Значение фразеологизма определяется не значением отдельных входящих в него слов, а выражения в целом.
4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирал нос, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.
2) Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал.
3) За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой.
4) Смирнова поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам.
Ответ: 3
Пояснение.
Эпитет – это образное определение, употреблённое в переносном смысле, чаще выраженное именем прилагательным .
3) За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
2) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
3) Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску.
4) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
Ответ: 4
Пояснение.
Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что.
4) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая, как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!
2) Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:
3) Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
4) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
Ответ: 2
Пояснение.
Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностью мыслить, чувствовать, думать.
2) Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет и нет, несмотря ни на какие жалобы.
2) Затем ткнется носом в теплую ладонь.
3) Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить –– пожалуйста, только не мешай.
4) Вот он и пытался задавать грустные концерты.
Ответ: 4
Пояснение.
Эпитет – это образное определение, употреблённое в переносном смысле, чаще выраженное именем прилагательным .
4) Вот он и пытался задавать грустные концерты.
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»
2) сравнительный оборот
Ответ: 4
Пояснение.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глаголы или существительные. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.
«И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»
Источник