- 7 простых шагов, чтобы помочь ребёнку привыкнуть к новой школе
- Про адаптацию в разном возрасте
- Как помочь ребенку пережить перемены
- Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
- Советы родителям
- Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
- Советы родителям
- Как адаптация в новой школе зависит от возраста ребенка
- Социализация и отношение к ошибкам: как на ребёнка влияет смена школы
- Осложнённая социализация
- Сниженная чувствительность к внешней оценке
- Обесценивание близких отношений
- Стремление избегать неудачи и трудности
7 простых шагов, чтобы помочь ребёнку привыкнуть к новой школе
Сейчас всё реже встретишь ребенка, который 11 лет отучился в стенах одной школы. Дело даже не в том, что мы много переезжаем, а в том, что школ становится всё больше и у родителей (вместе с детьми, надеемся) есть возможность выбрать. В блоге БФ «Шалаш» рассказывают, как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе.
Смена школы — большой стресс для ребенка. Период адаптации может занять около двух месяцев, а иногда и больше, поэтому в этот сложный период как никогда нужна поддержка родителей.
Про адаптацию в разном возрасте
Психологи считают, что переход в новую школу в начальных классах наименее болезненный. Если родители будут чаще хвалить ребенка за любую, пусть и небольшую, победу и не сравнивать с другими учениками, то ему будет гораздо проще привыкнуть к новому месту. В этом возрасте вы можете помочь наладить коммуникацию со сверстниками — устройте домашнюю вечеринку, на которой ребенок в неформальной обстановке сможет обсудить с одноклассниками не только учебу, но и свои интересы.
Переход в средней школе протекает сложнее, чем в начальной. Как правило, в классе уже сформировался определенный «костяк», куда влиться новичку будет трудно
Не требуйте отличных отметок от ребенка с 1 сентября. Ему нужно время, чтобы освоиться и найти плюсы в новом месте. Может быть, первое время школьник будет тяжело переносить разлуку со старыми друзьями (если вы переехали в другой город) и всем тем, к чему он привык.
Со старшеклассником важно разговаривать на равных. Если подросток не хочет менять школу, важно это учитывать. Обсудите плюсы и минусы новой школы, какие перспективы это даёт (поступление в хороший вуз, сильная языковая подготовка). Из-за подготовки к экзаменам и дополнительным занятиям у ребёнка может просто не остаться времени на адаптацию, поэтому поддержка родителя очень важна.
Как помочь ребенку пережить перемены
1. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу. Постарайтесь спланировать переход на начало учебного года или хотя бы четверти. Во-первых, будет не так страшно начинать учебу одновременно со всеми. Во-вторых, наверняка придут еще новенькие, это тоже снимает стресс — «я не один такой».
2. Не добавляйте стресса. Отложите на пару месяцев разбор оценок, усмирите ваши ожидания («вот сейчас-то она наконец подготовится к Всеросу по физике»!) и не ругайте за несделанную домашку. Есть вероятность, что успеваемость вашего ребенка правда немного упадет. Но он совершенно точно не мог враз поглупеть. Просто сейчас его мозг очень занят тем, чтобы «сохранить лицо» и занять подобающее место в коллективе, ему пока не до оценок.
3. Будьте уверены и спокойны. Не транслируйте ребенку свои собственные страхи и сомнения. Покажите, что вы уверены, что в новом классе будет хорошо. Если вы видите, что ребенок чего-то боится, расскажите ему про свой опыт, как вы побороли свой страх. Если вы сами меняли школу, обязательно расскажите об этом.
Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую
4. Будьте рядом. Перед тем как ваш ребенок приступит к учебе, постарайтесь побывать в новой школе вместе. Лучше несколько раз, если получится. Сходите на экскурсию, познакомьтесь с учителем, поешьте в столовой, покатайтесь вокруг на велике. Пусть ребенок присвоит это новое для него пространство, разберется, как оно работает: где туалет и актовый зал, сколько стоит булочка с чаем, сильно ли злая уборщица. Новая школа в первый день занятий будет уже не такая и новая.
5. Предложите помощь. Спросите у ребенка, что сложного в новом месте? Дети очень разные, для каждого сложности свои: не знаю, что отвечать на расспросы других детей; страшно, что учителя часто вызывают; мне не с кем дружить. Ему правда сейчас требуется ваша помощь, будет здорово, если вы посоветуете ему, как вести себя в разных ситуациях, поделитесь своим опытом, проявите заинтересованность в его делах.
6. Следите за эмоциональным состоянием вашего ребенка. Если вы замечаете, что ребенок не хочет вставать по утрам, часто болеет, не общается ни с кем из новых одноклассников, не успевает по учебе, — это может быть признаком слишком сильного стресса. Если в течение 3 месяцев эти симптомы не проходят и не смягчаются, нужно обратиться к психологу. К сожалению, часто бывает, что новенькие, оказавшись в токсичном коллективе, становятся жертвой травли. Такую ситуацию обязательно нужно решать вместе с учителем и не надеяться, что дети «сами разберутся».
7. Важна стабильность. Постарайтесь сохранить как можно больше привычного в жизни ребенка. Новая школа — большое изменение (тем более, если причина в переезде), пусть хотя бы блинчики на завтрак, вечерняя прогулка с собакой и кафе-мороженое по субботам останутся неизменными.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник
Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?
Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.
Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.
В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.
Советы родителям
1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.
2. Дайте понять, что обсудите любую проблему, возникшую в новой школе. Для того, чтобы ребенок делился своими переживаниями, необходимо создать атмосферу доверия в семье, свести к минимуму конфликты и ссоры. Обнимайте ребенка, устраивайте семейные пикники, радуйте его развлечениями или вкусностями «просто так». Положительные эмоции, поддержка родителей придадут уверенности в себе.
3. Придите в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем, выразите готовность участвовать в жизни класса, оказывать посильную помощь в организации мероприятий, экскурсий. Ненавязчиво расскажите об особенностях вашего ребенка, «подайте» его в выгодном свете. Доброжелательное отношение педагога – мощное подспорье в деле адаптации ребенка.
4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.
5. Помните мультфильм «Головоломка»? Позвольте ребенку погрустить, поплакать о покинутом доме и друзьях. Видеть его расстроенным тяжело, но проявлять отрицательные эмоции необходимо, чтобы справиться со стрессом.
6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.
7. Приложите все усилия, чтобы школьник «вписался» по внешнему виду: фирменные кроссовки или модная модель телефона повысят его рейтинг среди одноклассников.
Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.
Источник
Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?
Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.
Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.
В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.
Советы родителям
1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.
2. Дайте понять, что обсудите любую проблему, возникшую в новой школе. Для того, чтобы ребенок делился своими переживаниями, необходимо создать атмосферу доверия в семье, свести к минимуму конфликты и ссоры. Обнимайте ребенка, устраивайте семейные пикники, радуйте его развлечениями или вкусностями «просто так». Положительные эмоции, поддержка родителей придадут уверенности в себе.
3. Придите в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем, выразите готовность участвовать в жизни класса, оказывать посильную помощь в организации мероприятий, экскурсий. Ненавязчиво расскажите об особенностях вашего ребенка, «подайте» его в выгодном свете. Доброжелательное отношение педагога – мощное подспорье в деле адаптации ребенка.
4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.
5. Помните мультфильм «Головоломка»? Позвольте ребенку погрустить, поплакать о покинутом доме и друзьях. Видеть его расстроенным тяжело, но проявлять отрицательные эмоции необходимо, чтобы справиться со стрессом.
6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.
7. Приложите все усилия, чтобы школьник «вписался» по внешнему виду: фирменные кроссовки или модная модель телефона повысят его рейтинг среди одноклассников.
Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.
Как адаптация в новой школе зависит от возраста ребенка
Дети 7-10 лет вливаются в коллектив легче, чем новички старшего возраста, особенно если семья переехала до начала учебного года. В классе еще нет четко сформированных групп, явных лидеров и аутсайдеров. В сентябре появление в классе незнакомого ребенка вызовет меньше внимания, чем в середине четверти.
Ученики младших классов лояльно относятся к недостаткам сверстников, да и собственные комплексы у них выражены не так ярко, как в подростковом возрасте. Им легче идти на контакт, знакомиться.
Мнение учителя для учеников начальной школы авторитетно. Если педагог правильно представит новенького, попросит ребят показать ему школу, научить играм, то дети охотнее примут его.
Ученики средних классов
В классе, где учатся школьники 11-15 лет, уже успели сформироваться группы, и новичку потребуется время, чтобы примкнуть к одной из них. Сверстники будут присматриваться друг к другу, прежде чем завести разговор, и это нормально.
В этом возрасте имеет значение одежда, гаджеты, прическа. Первый день в новой школе как раз тот случай, когда встречают по одежке. Уделите внимание внешнему виду подростка, но не навязывайте своего мнения.
Внимательно следите за эмоциональным состоянием школьника. Если сын или дочь не рассказывает о школе, отнекивается и отмалчивается, пребывает в подавленном настроении изо дня в день или вовсе отказывается посещать учебное заведение – поговорите с ребенком. Убедите подростка, что вы всегда будете на его стороне, защитите и поможете. Подростки склонны к травле, самоутверждению за счет слабого. Объектом буллинга может стать новенький, так как он растерян и уязвим. Помните, что травля – системное явление, и советы «не обращай внимания», «дай сдачи», «учись за себя постоять» не работают.
Научите ребенка показывать свои знания и при этом не выглядеть выскочкой или зубрилой в глазах одноклассников. Если за подростком в прежней школе закрепилась репутация двоечника или хулигана, то после переезда у него есть шанс, что ситуация изменится в лучшую сторону. Возможно, для восполнения пробелов в знаниях потребуются занятия с репетитором.
В старших классах подростки настроены на учёбу, на поступление в среднее или высшее учебное заведение. Социальные связи внутри коллектива сформированы, и новичку будет трудно обзавестись друзьями. Доброжелательные отношения с одноклассниками – неплохой вариант развития событий. Компанию для задушевных разговоров и прогулок ребенок может найти в кружке или секции.
Поддержка мама и папы, помощь в адаптации к новой школе бесценна. Трудности из-за переезда, пережитые вместе, укрепят детско-родительскую привязанность.
Источник
Социализация и отношение к ошибкам: как на ребёнка влияет смена школы
Иногда после переезда ребёнок готов ездить на другой конец города — лишь бы не уходить из школы, не оставлять друзей. Смена школы может научить справляться с обстоятельствами или, наоборот, превратит школьную жизнь в стресс. Психолог Александр Загонов рассказывает, как смена школы влияет на ребёнка.
Всё чаще среди участников тренингов и в индивидуальном консультировании я встречаю ребят, которые уже не раз меняли школу. Иногда это бывает вынужденной мерой — из-за переезда, развод родителей, иногда — из-за плохой работы учителей или плохого психологического климата в классе. Бывает, что родители ищут подходящее место учёбы, в котором будет больше шансов для успешной самореализации ребёнка или будут учитывать его индивидуальные особенности.
В любом случае, переход в новую школу (особенно если ребёнок сменил её несколько раз) повлияет на личностное развитие.
Осложнённая социализация
Школа позволяет усвоить социальные ценности и психологические установки, даёт знания о том, как жить в обществе. Этот процесс называется социализацией. Для того, чтобы ребёнок успешно справлялся с этой задачей, ему нужна относительно устойчивая и стабильная по составу группа ровесников. Тогда процесс обретает последовательность и естественность.
- До подросткового возраста ребёнок учится соответствовать обществу.
- Затем, наоборот, ищет себя, старается определить свою уникальность, особенность.
- Ну и наконец, на третьем этапе он совмещает этот противоречивый опыт и находит своё место в обществе с учётом своих персональных свойств.
Если же ребёнок резко меняет социальную группу, он может застрять в одном из промежуточных состояний. Если он менял школу в начальных классах, тем более в первом, он может столкнуться с трудностями в освоении норм поведения, в установлении контакта с окружающими, а также с саморегуляцией.
Если переход пришёлся на более старшие классы, у подростка могут быть проблемы с самоидентификацией, самостоятельностью и принятием ответственности за свои поступки и решения.
Сниженная чувствительность к внешней оценке
Ребёнок, который несколько раз менял школу, получает опыт: «Правила игры всегда относительны и условны». Конечно, во всех школах есть некие общие универсальные требования, но большая часть правил существенно отличается в разных школах. И уж точно отличается значимость разных критериев, по которым оценивают учеников.
В одной школе поощряется «хорошее поведение»: спокойствие, пассивность, послушность. В другой — инициативность и оригинальность считаются более важными качествами. Где-то акцент ставится на усидчивости и трудолюбии, а где-то — на раскрытии талантов и способностей. Получается, переходя из школы в школу, ребёнок утрачивает чувство устойчивости системы координат, по которой он либо хорош, либо плох.
У него есть три пути
- Не придавать большое значение внешней оценке.
- Развить свою внутреннюю устойчивую систему принципов и ориентироваться больше на неё.
- Развить в себе гибкость мышления и научиться быстро ориентироваться в изменяющихся правилах игры, подстраивая своё поведение под них.
В этом ракурсе, опыт смены школы может сыграть на руку, стать неким стимулом к развитию. Но может, наоборот, замедлить и осложнить его личностный рост. Это зависит от степени готовности ребёнка к переменам и испытаниям с ними связанным, от того, насколько сильным стрессом для него это является.
Обесценивание близких отношений
Специфический опыт накладывает отпечаток и на стратегию построения отношений ребёнка со сверстниками. Часто это выражается в том, что он в принципе перестает стремиться к доверительному общению. Дело в том, что для возникновения доверия между людьми, им необходимо приложить много усилий — и внутренних, душевных, и внешних, обращённых к другому действий. А если люди неожиданно расстаются, тем более по независящим от них причинам, это может стать потрясением, и срабатывает защитный механизм.
Иногда защитное поведение выражается в отстранённости, подчёркнутой настороженности, ребёнок как бы изолирует сам себя, отгораживается и не идёт на контакт. Иногда он выбирает защитную стратегию, казалось бы, противоположную. Ребёнок чрезмерно общителен, всех любит, со всеми очень быстро сближается и начинает дружить. Но при этом он остаётся на уровне очень поверхностного общения и скорее играет в доверительные отношения, нежели по-настоящему открывается людям.
Стремление избегать неудачи и трудности
Если переход из школы в школу был инициирован родителями в связи с какими-то сложностями в учёбе или общении, то для ребёнка это может стать моделью поведения: «Если сложно — уходи». Стратегия ухода бывает вполне эффективной и в определенных случаях наиболее подходящей, но это лишь одна из возможных линий поведения. Опасность заключается в том, что она может стать для ребёнка универсальным ответом на любую неудачу. Тогда он будет чаще пасовать перед вызовами, в которых он мог бы вырасти. К тому же эта стратегия хорошо сочетается с ролью «спасателя», и если это близкая позиция для родителя, то они начинают подыгрывать друг другу. В результате у ребёнка могут формироваться и закрепляться инфантильность и пассивность, которые в подростковом возрасте служат серьёзным ограничением для самореализации.
Взаимодействие с миром взрослых — одно из необходимых условий развития в ребёнке самостоятельности, уверенности в своих силах и даже социального интеллекта. Поэтому мы предложили нашим клиентам участвовать в ведении этого блога. Теперь каждая статья сопровождается рисунком ребёнка на предложенную ему тему.
Источник