Смена работы не всегда проходит без стресса
Основные причины, вынуждающие сменить место работы, сводятся к следующему:
Любая из причин, которая привела к желанию осуществить переход на новое место, требует осознанного выбора. Однако, какая бы причина ни послужила принятию столь ответственного решения, возникает стресс при смене работы. Чтобы с ним справиться, необходимо оценить возможные трудности, которые обязательно возникнут, и постараться следовать рекомендациям по преодолению подобных стрессовых ситуаций.
Невысокая зарплата побуждает людей искать новое место работы
Даже если потеря работы произошла недавно, а другое место удалось найти достаточно быстро, все равно возникают трудности, приводящие к стрессовой ситуации:
Анализ психологического состояния людей, которые потеряли работу и пытаются устроиться на другую, показывает, что почти 85% испытывают глубокий и продолжительный стресс. Не у всех гладко проходит этап адаптации. Психологи объясняют это различной степенью стрессоустойчивости, индивидуальными особенностями личности. Любое стрессовое состояние, особенно если оно длительное, способно спровоцировать появление новых заболеваний или усилить уже имеющиеся болезни.
Психологи подразделяют возникновение стрессовой ситуации на несколько этапов:
В первых двух случаях происходят серьезные изменения жизни в худшую сторону: снижается уровень доходов, изменяются взаимоотношения в семье, появляется чувство вины и неуверенности в себе. Итогом может стать апатия и общее угнетенное состояние.
Поэтому необходимо постараться увеличить свою устойчивость к стрессу, возникшему на этом жизненном этапе:
Эти советы помогут пережить сложившуюся стрессовую ситуацию, которая возникает как при увольнении, так и при трудоустройстве на другую работу. Чтобы быстрее пройти адаптацию при смене работы, можно участвовать в специализированных психологических тренингах.
Нельзя продолжать трудиться во время обеденного перерыва. Лучше выяснить, где сотрудники обедают, и постараться составить им компанию. Непринужденная беседа во время обеда позволит быстрее освоиться в новом коллективе. Такие совместные обеды существенно снижают уровень стресса.
Следует проявить истинный интерес к своим обязанностям: изучить инструкции, распорядок дня, выяснить у коллеги и непосредственного руководителя специфику выполнения работы. Не нужно стесняться спрашивать у своих коллег, как правильно выполнить те или иные задания. Это не понизит ваш профессиональный статус, но повысит уважение по отношению к вам как к человеку, проявляющему истинное желание разобраться в специфике новых обязанностей. Важно понять особенности поведения коллег на рабочем месте, манере общения и способах разрешения возможных конфликтных ситуаций. Проявите себя при выполнении порученных заданий. Если проводятся корпоративные мероприятия, следует подключиться к организации, проведению и участию в них.
Чего точно не стоит делать – так это терпеть и бездействовать. Если не нравится работа – нет желания ее делать хорошо, нет развития. Зато есть нервы и множество негативных эмоций. А это не нужно ни вам, ни работодателю. Цените свое время.
Все эти рекомендации помогут преодолеть стресс.
Источник
Тоскуете по старой работе? Не только вы.
Смена работы – не просто ответственный момент в жизни человека. В большинстве случаев данный период сопутствуется стрессом, который проходит только по прошествии продолжительного времени в новом коллективе.
По мнению психологов, в большинстве случаев человек решает сменить работу по следующим причинам:
Независимо от того, что побудило человека сменить работу, без стресса не обойдется. Чтобы его преодолеть, важно правильно оценить будущие трудности и постараться следовать рекомендациям по поведению в напряженных ситуациях.
Психологи считают, что при смене работы человек подвержен трем стадиям стресса:
И если с первыми двумя стадиями вы уже благополучно справились, то впереди вас ждет адаптация в новой компании и трудности, которые с ней связаны. Но что же может пойти не так?
Месторасположение офиса может напрямую влиять на жизнь человека. Так, если предыдущая работа была в шаговой доступности от дома, а до новой необходимо добираться час, то первое время вам будет трудно. Да, дорога в самом деле утомляет, и к ней необходимо привыкнуть. Если для вас это стало по-настоящему неприятным моментом, пробуйте использовать время в пути для того, что любите, например, послушайте музыку или почитайте книгу.
Не все люди одинаково хорошо умеют налаживать контакт, да и спешить с этим на работе не стоит. Помните, что на каждом предприятии существуют свои традиции и неформальные лидеры, так что, если не хотите со старта нажить себе врагов, не стоит начинать с кем-то плотно общаться с первых дней. Для начала нужно присмотреться и разобраться, кто есть кто. Приверженцев подхода «на работу я прихожу не чтобы общаться, а чтобы работать», может ожидать жестокое разочарование, так как коллектив – важная часть существования организации.
Работы в разных компаниях, но на одинаковых должностях, могут заметно отличаться. Возможно, на новом месте от вас требуется знание других программ или в плане заложен больший объем работы. Разузнайте эти моменты заранее, а если уже столкнулись – помните, что в современном мире необходимо быть гибким и постоянно учиться новому. Да, на первых порах придется попотеть, но совсем скоро ныне непривычные действия покажутся элементарными. К тому же, первое время на новом месте многие работники ощущают эмоциональный подъем, который позволяет справиться со стрессом.
Интересно, что даже если вы ушли с предыдущего места по объективным причинам, у вас может начаться тоска по старой работе. Будьте готовы к тому, что первый месяц вы можете думать о том, что это было крупной ошибкой, новая должность не для вас, а коллеги настроены враждебно. Скоро ситуация изменится, а пока не накручивайте себя.
Привыкание к новому месту работу в среднем занимаем порядка 3 месяцев, так что если вы проработали год, и все еще чувствуете себя не в своей тарелке – возможно, стоит бежать, или нужно сходить к психологу.
Источник
Адаптация – это процесс приспособления сотрудника к работе в новой организации. Каждый человек, студент или опытный работник, испытывает стресс при смене работы. Людям свойственно переживать, справятся ли они, смогут ли наладить отношения с коллегами, как будет складываться взаимодействие с руководством. Мало кто может сразу включиться в работу, на привыкание к новому месту, согласно исследованию Superjob, требуется от одного до четырех месяцев.
Для работодателя важно, чтобы адаптация новых сотрудников была быстрой и безболезненной. Согласно исследованию, только 27% компаний организовывают пребординг новым сотрудникам ( процесс адаптации сотрудника к новым условиям ещё до его выхода на работу).
Большинство людей, уволившихся в первые 6 месяцев с начала работы, принимали решение об этом в первые 2-3 недели. Успешная адаптация персонала позволила бы избежать затрат на поиск и обучение сотрудников, взамен уволившихся.
Адаптация может быть первичной, если сотрудник впервые в жизни приступает к работе, и вторичной, когда у него уже есть трудовой опыт. Однако, это деление не охватывает все направления, по которым проходит приспособление сотрудников к новой среде. Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации:
1. Социальная адаптация – знакомство с «атмосферой компании», интеграция в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой.
2. Производственная адаптация – включение сотрудника в процесс производства, изучение трудовых норм и производственных условий, сюда можно отнести привыкание к новой технике и программному обеспечению, изучение CRM-системы.
3. Профессиональная адаптация – приобретение новых знаний и умений, необходимых на новом месте работы, оценка перспектив роста, возможность обучения и повышения квалификации.
4. Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам.
5. Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством.
6. Организационная адаптация – изучение механизмов взаимодействия в организации: к кому можно обратиться с тем или иным вопросом, кто кому подчиняется. Ее итог – четкое понимание своего места в структуре компании.
7. Экономическая адаптация – процесс привыкания к системе материального стимулирования, уровню оплаты.
Этот подход нельзя назвать удачным. Работодатели, выбирающие его, предпочитают обсуждать заработную плату и обязанности сотрудника после того, как посмотрят на него в деле. Обучения практически нет, новичок сразу приступает к работе. Если он не подойдет, нанимают другого. Для нового сотрудника это может обернуться разочарованием и ощущением ненужности.
Испытательный срок становится настоящим экзаменом на выживание – новичку дают сложные и ответственные задачи, но не объясняют, как их выполнять. В этих условиях остаются только самые целеустремленные. С сотрудником, который не подошел, расстаются и нанимают нового. Этот способ имеет негативные последствия: после зачисления в штат, новый сотрудник расслабляется или начинает «мстить». К новичкам в таких организациях относятся враждебно или стараются не замечать – неизвестно долго ли он продержится. Так попытка нанять самые лучшие кадры оборачивается в долгосрочной перспективе плохим отношением к работе и конфликтами в коллективе.
Этот подход – результат эффективной кадровой политики. Работодатель осознает, что идеальных кандидатов не бывает, не затягивает поиск, а выбирает на должность самого подходящего человека. Вход в работу максимально плавный – сотрудника обучают, знакомят с организацией, прикрепляют наставника, чтобы он мог задать ему свои вопросы.
Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России:
«Наша система проектного менеджмента внедрялась естественным органическим путем и базировалась на желании достигнуть целей компании. У нас нет отдела, который мог бы заниматься адаптацией персонала. Вместо этого внедрена система «стартапов». Они формируются исходя из психофизиологических особенностей каждого участника и основаны на непрерывном обучении руководителей групп, которые следят за балансом, четким планированием и иерархией внутри команды. При таком подходе эффективность целого подразделения всегда больше, чем сумма способностей составляющих его сотрудников.
Каждый стартап набирается под определенный проект, и его длительность зависит от срока выполнения задачи. Как только один стартап закрывается, сразу же формируется новый, уже с другим составом сотрудников. Таким образом, новый сотрудник не проходит долгий процесс адаптации, а сразу приступает к своему делу и знакомится с коллегами по стартапу. Когда задача меняется, новичок начинает вникать в особенности работы другого стартапа и работает с другими коллегами.
Довольно сложно принять структуру, где нет инструкций для персонала, процента от продаж и штрафов. Но результаты говорят сами за себя: у нас в Mankiewicz средний срок работы сотрудников – 12 лет, нет той текучки кадров, которой страдают российские компании. Многие остаются с нами, придя впервые студентами на стажировку. А значит, система подтверждает свою эффективность»
Обычно оно проходит в течение испытательного срока. Работник знакомится с целями и задачами компании, корпоративной культурой, коллективом. Он анализирует, совпадают ли его ожидания и карьерные цели с тем, что предлагает работодатель, и делает вывод – оставаться ли работать в организации.
Работодатель же оценивает потенциальные возможности и профессиональные компетенции, чтобы понять, подходит ли работник для этой должности. В зависимости от принятого решения, кадровая служба готовит документы о приеме нового сотрудника в штат или об увольнении.
Эта стадия длится от месяца до года. Ее продолжительность зависит от сложности работы, предполагаемого уровня ответственности, той помощи, которую оказывают сотруднику коллеги, подчиненные, руководство и кадровая служба. Быстрее всего адаптируются кладовщики (27 дней), у офис-менеджеров и секретарей этот процесс занимает 46-47 дней. Менеджеры по продажам, бухгалтеры и руководители привыкают к новому месту работы за 80-82 дня. Дольше всех адаптируются программисты (102 дня) и сотрудники кадровой службы (100 дней).
Работник принят коллективом и хорошо осознает свое место в команде. Его эффективность повышается. На этом этапе сотрудник может сам определять, какие задачи важные и приоритетные, а какие – рутинные.
Ранее сайт Job.ru (ныне hh.ru) проводил опрос » Кто чаще помогает новичку быстрее вписаться в новый коллектив, освоить новые задачи» и вот его результат:
Найм сотрудника – длительная и сложная процедура. Работник еще не приступил к своим обязанностям, а в него уже вложены финансовые и временные ресурсы. Любой работодатель заинтересован в том, чтобы адаптация новых сотрудников проходила как можно быстрее. Что для этого можно предпринять:
Это пособие для кадровой службы и руководителя новичка, где поэтапно отражены мероприятия по введению сотрудника в курс дела. Сюда можно включить:
Любая компания развивается, вместе с ней меняются и регламенты, поэтому план нужно периодически актуализировать: убирать лишнее и дополнять новой информацией.
Это могут быть мероприятия, разработанные для обучения новых сотрудников или общие занятия для всех работников. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, готовый вводный видео-курс в корпоративной системе обучения.
Именно наставнику новый сотрудник может задать любые вопросы по организации работы, коммуникации с другими отделами и прочим важным нюансам.
Новичок должен получать обратную связь от своего начальника. Возможно, на это стоит выделить специальное время, когда можно будет задать все вопросы и получить отзыв о своей работе. Руководителю важно обратить внимание на признаки дезадаптации в поведении сотрудника:
Нужно обязательно представить сотрудника коллективу, рассказать, что будет входить в его обязанности, по каким вопросам к нему можно будет обращаться. Если организация большая, лучше продублировать эту информацию в рассылке по электронной почте.
Также для этого подходят мероприятия по тимбилдингу. Новичок может проявить себя в спортивных состязаниях или творческих проектах. Не все готовы сразу активно включаться в корпоративную жизнь, но если человек проявляет инициативу – нужно дать ему эту возможность.
Анна Леонова, сотрудник отдела мотивации и адаптации персонала ICL Services:
«Новая работа – это всегда стресс, будь ты senior-специалистом или стажером. Новый коллектив, офис, обязанности или процессы – все это потенциальный риск, что новичку не понравится, и он уйдет в другую компанию. Именно поэтому организации делают все возможное, чтобы свести эти риски к минимуму.
В ICL Services адаптация новых сотрудников отработана до мелочей. Мы понимаем, что, чем меньше времени новичок потратит на вход в должность, тем быстрее и эффективнее начнет работать и приносить пользу бизнесу.
Первое, что видит новый сотрудник после HR в компании – это его наставник. Программа наставничества длится 3 месяца и помогает социализироваться в коллективе. Рядом всегда есть тот, кто подскажет: как пользоваться внутренним порталом, как подать заявку на тренинг, к кому обратиться по рабочему вопросу или где находится столовая. ICL Services получила за эту программу престижную премию IT HR Awards.
Портал изучен, набор новичка на столе, оборудование получено, и вот первое письмо приходит на почту. В нем сотрудник видит, что его ждали на новом месте. Кстати, всем коллегам тоже приходит рассылка с фотографией новичка, чтобы понимать, в какой команде он работает.
Вводный тренинг рассказывает о работе всех отделов компании, о социальной ответственности, процессах и проектах. Сюда приходят руководители отделов и топы, чтобы вживую рассказать о миссии компании, что тут и зачем. Проводят такой тренинг по мере набора группы.
Чтобы легче понять неофициальные правила поведения в open space, компания разработала комикс, где объясняет, что хорошо, а что не очень.
Также у нас есть электронный курс адаптации. В нем сотрудник видит какие тренинги он должен пройти и какую информацию изучить, чтобы работа стала понятнее и проще.
После испытательного срока сотрудник проходит оценку «360», которая призвана оценить его успехи за этот период. Оценивает сотрудника его руководитель, коллеги, с которыми довелось поработать, и, конечно, он сам.
Всегда нужно помнить, что в найме и адаптации участвуют две стороны. И новичок тоже оценивает компанию, когда сюда приходит. И если он не смог адаптироваться, это вопрос к компании»
Адаптацию нельзя рассматривать как процесс обучения новой работе. Она предполагает погружение сотрудника в новую среду, понимание им правил поведения, взаимодействие в коллективе, принятие корпоративных норм, установку отношений с коллегами и партнерами.
Процесс адаптации обоюдный: организация оценивает сотрудника, а сотрудник – организацию. На поиски подходящего специалиста, особенно высококвалифицированного, тратится много времени, поэтому каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудник как можно быстрее начал работать с максимальной эффективностью и приносить пользу.
Адаптация новых сотрудников может идти по-разному: где-то новичка бросают в гущу событий, надеясь, что он разберется сам; где-то относятся бережно, чтобы стресс, который испытывает сотрудник, был минимальным.
Важно понимать, что длительность адаптации не совпадает с длительностью испытательного срока, она может занимать до четырех месяцев и более. Ускорить ее поможет разработанный план адаптации, прикрепление наставника, система тренингов и корпоративного обучения.
Источник