- Разрушительное чувство долга: как обязательства губят лучшее в человеке
- Чем опасно преувеличенное чувство долга
- Читайте также
- В пустоту шагать опасно
- 66. Воздержание опасно для здоровья
- Чем опасно накопление обид?
- Ошибка 11. Преувеличенное чувство долга
- Чем опасно сотворение кумиров
- Чем опасно уныние
- Чем опасно пристрастие к распродажам
- Чувство обладания и чувство любви
Разрушительное чувство долга: как обязательства губят лучшее в человеке
Одно из последних эссе писателя и философа Айн Рэнд
Айн Рэнд, основоположница теории объективизма, автор известного романа «Атлант расправил плечи», категорически не принимала философских учений, навязывавших человеку чувство покорности и предопределенности. В одном из своих последних эссе «Причинность против долга» она резко критикует необходимость делать что-то из чувства долга и объясняет, какая формула может поддерживать баланс в мире, где никто никому ничего не должен. Эссе стало частью русскоязычного издания книги «Философия. Кому она нужна?»
Одним из самых разрушительных антипонятий в истории нравственной философии является «долг».
Антипонятие — это искусственный, необоснованный и рационально непригодный термин, назначение которого —заменить и уничтожить какое-либо обоснованное понятие.
Термин «долг» уничтожает больше одного; это метафизический и психологический убийца: он отрицает все основы рационального взгляда на жизнь и делает их неприменимыми к действиям человека.
Обоснованное понятие, наиболее близкое по смыслу к слову «долг», — это «обязанность». Они часто используются как синонимы, хотя между ними существует серьезное различие, которое люди чувствуют, но едва ли определяют.
В одном из словарей (The Random House Dictionary of the English Language, Unabridged Edition, 1966) это различие представлено так: «И долг, и обязанность имеют отношение к тому, что человек считает должным сделать. Долг — это то, что человек выполняет (или избегает выполнять), исходя из указаний сознания, уважения, права или закона: долг перед страной; долг говорить правду или как следует воспитывать детей. Обязанность — то, что человек должен сделать, чтобы удовлетворить предписания узуса, обычая, приличий или чтобы выполнить конкретное, особенное и часто личное обещание или соглашение: финансовые или социальные обязательства».
Из того же словаря следует, что синонимами слова «исполнительный» (исполненный осознанием долга) являются такие слова, как «уважительный, послушный, покорный».
Очевидно, что антипонятие — продукт мистицизма, а не процесса абстракции, вытекающего из реальности. В мистической теории этики за словом «долг» кроется представление, что человек должен слушаться приказов сверхъестественной силы. Несмотря на переход данного антипонятия в светское, когда божественный авторитет стал приписываться таким земным сущностям, как родители, страна, государство, человечество, их сомнительное превосходство все так же зиждется лишь на мистическом указе. Какого черта кто-то вообще обладает правом требовать подобного послушания и покорности? В данных обстоятельствах это единственно правильная формулировка вопроса, потому что никто и ничто на земле такого права иметь не может.
Фанатичным защитником «долга» считается Иммануил Кант. Он зашел настолько дальше других теоретиков, что на его фоне они кажутся невинными доброжелателями. «Долг», говорит Кант, — это единственный стандарт добродетели; но добродетель не награда: если награда в принципе предусмотрена, то это больше не добродетель. Единственная нравственная мотивация, по его мнению, — это приверженность долгу ради долга; только действие, мотивированное исключительно такой приверженностью, может считаться моральным (то есть действие, осуществленное без какой-либо «склонности» [желания] или личного интереса).
«Сохранять же свою жизнь есть долг, и, кроме того, каждый имеет к этому еще и непосредственную склонность. Но отсюда не следует, что трусливая подчас заботливость, которую проявляют большинство людей о своей жизни, имеет внутреннюю ценность, а ее максима — моральное достоинство.
Они оберегают свою жизнь сообразно с долгом, но не из чувства долга. Если же превратность судьбы и неизбывная тоска совершенно отняли вкус к жизни, если несчастный, будучи сильным духом, более из негодования на свою судьбу, чем из малодушия или подавленности, желает смерти и все же сохраняет себе жизнь не по склонности или из страха, а из чувства долга, — тогда его максима имеет моральное достоинство». Оттуда же: «Так, без сомнения, следует понимать и места из Священного Писания, где предписывается как заповедь любить своего ближнего, даже нашего врага. Ведь любовь как склонность не может быть предписана как заповедь, но благотворение из чувства долга, хотя бы к тому не побуждала никакая склонность и даже противостояло естественное и неодолимое отвращение, есть практическая, а не патологическая любовь. Она кроется в воле, а не во влечении чувства, в принципах действия, а не в трогательной участливости; только такая любовь и может быть предписана как заповедь».
Если эту позицию приняли, то антипонятие «долг» разрушило бы понятие реальности: необъяснимая, сверхъестественная сила берет верх над фактами и диктует человеку действия безотносительно к контексту или последствиям.
«Долг» разрушает разум: он превосходит чье-либо знание и суждение, отделяя процесс мысли и суждения от действий.
«Долг» разрушает ценности: он требует от индивида жертвовать своими высшими ценностями ради необъяснимого приказа и превращает их в угрозу нравственности, поскольку опыт удовольствия и желания бросает тень сомнения на моральную чистоту побуждений человека.
«Долг» разрушает любовь: кто бы захотел, чтобы его любили не из-за «склонности», а в силу «долга»?
«Долг» разрушает чувство собственного достоинства: он не оставляет ничего, за что себя можно было бы уважать.
Если кто-то соглашается с этим во имя морали, то дьявольская ирония состоит в том, что «долг» разрушает мораль. Деонтологическая (основанная на долге) теория этики сужает моральные принципы до списка предписанных «долгов» и оставляет жизнь человека без какого-либо нравственного руководства, отрезая мораль от применения к насущным проблемам и заботам человеческого существования. Такие вопросы, как работа, карьера, амбиции, любовь, дружба, удовольствие, счастье, ценности (если только они не осуществляются как долг), считаются в этой теории аморальными, то есть лежащими за пределами морали. Если это так, тогда на основе какого стандарта человек должен ежедневно делать выбор и направлять свою жизнь?
Кантовское чувство «долга» внедряется родителями, заявляющими, что ребенок должен что-то делать просто потому, что должен. Ребенок, воспитанный под давлением постоянных беспричинных, произвольных, противоречивых и необъяснимых «должен», теряет (или так никогда и не обретает) способность видеть различие между действительной необходимостью и человеческими прихотями и проводит свою жизнь, подобострастно и исполнительно слушаясь вторых и отрицая первую. В широком смысле он растет без ясного понимания реальности.
Когда он взрослеет, он может отрицать все формы мистицизма, но сохранять кантовскую психоэпистемологию (если он этого не исправит). Он продолжает считать любую трудную или неприятную задачу необъяснимым наказанием, как долг, который он исполняет, но при этом отрицает; он думает, что его «долг» — зарабатывать на жизнь, быть нравственным и крайне редко быть рациональным.
В реальности и объективистской этике не существует такого феномена, как «долг». Здесь есть лишь выбор и полное, четкое признание принципа, который затмевается понятием «долг», — закона причинности.
Правильный подход к этике, старт с метафизического «чистого листа», незапятнанного даже оттенком кантианства, хорошо иллюстрируется следующей историей. Мудрая пожилая афроамериканка, отвечая мужчине, который указал ей на то, что она должна что-то сделать, сказала: «Мистер, нет ничего, что я должна, кроме как умереть».
Жизнь или смерть — единственная фундаментальная альтернатива человека. Жить — его базовый выбор. Если он выбирает жить, рациональная этика скажет ему, какие действия необходимы для воплощения этого выбора. Если он выбирает не жить, тогда им займется природа.
Реальность подкидывает человеку много того, что он «должен», но все эти приказы условны; формула настоящей необходимости такая: «Ты должен, если…», и «если» здесь означает выбор человека: «…если ты хочешь достичь определенной цели». Ты должен есть, чтобы выжить. Ты должен работать, если ты хочешь есть. Ты должен думать, если ты хочешь работать. Ты должен опираться на реальность, если ты хочешь думать; если ты хочешь знать, что делать; если ты хочешь знать, какие цели выбрать; если ты хочешь знать, как их достичь.
Чтобы сделать выбор для достижения цели, человеку надо помнить о существовании принципа, который в его разуме был практически уничтожен антипонятием «долг», — принципа причинности, особенно целевой причинности Аристотеля (который доступен только существу, обладающему сознанием), то есть процесса, благодаря которому цель определяет средства, то есть процесса выбора цели и действий для ее достижения.
В рациональной этике именно причинность, а не «долг» служит ведущим принципом в обдумывании, оценке и выборе действий, особенно тех, которые нужны для достижения долгосрочных целей. Следуя этому принципу, человек не действует, если он не знает цели своих действий. Выбирая цель, он обдумывает необходимые средства, взвешивает ценность цели и сравнивает ее с трудностью средств и с иерархией всех своих целей и ценностей. Он не требует от себя невозможного и долго думает перед тем, как обозначить вещи как невозможные. Он никогда не опускает контекст доступных ему знаний и никогда не уклоняется от реальности, полностью сознавая, что его цель не будет предоставлена ему другой силой, кроме как силой его собственных действий, а если он уклоняется, то обманывает не какой-то кантовский авторитет, а самого себя.
Если он приходит в отчаяние от трудностей, он напоминает себе, что цель требует их наличия, зная, что он волен в любой момент передумать и спросить себя, стоит ли оно того, и это не повлечет за собой никакого наказания, только отказ от ценностей, которые он хочет получить (в таком случае он едва ли сдастся, если только по рациональной необходимости).
В похожих обстоятельствах кантианец фокусируется не на своей цели, а на своем нравственном характере. Его бессознательная реакция — это вина и страх: страх не выполнить свой «долг», страх слабости, которую этот «долг» запрещает, страх оказаться морально «недостойным». Ценность его цели исчезает из его разума и тонет в потоке сомнений в себе. Какое-то время он протянет в таком безрадостном темпе, но не долго. Кантианец едва ли ставит или достигает важные цели, так как они угроза его чувству собственного достоинства.
Приверженец причинности сталкивается лицом к лицу с реальностью без необъяснимых оков, навязанного бремени, невыполнимых требований или сверхъестественных угроз. Его метафизический подход и ведущий моральный принцип лучше всего демонстрирует старая испанская пословица: «Бог сказал: “Бери что хочешь и заплати за это”». Но чтобы знать собственные желания, их значение и стоимость их осуществления, нужно обладать высшей человеческой добродетелью — рациональностью.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Чем опасно преувеличенное чувство долга
Чем опасно преувеличенное чувство долга
Преувеличенное чувство долга опасно прежде всего тем, что вы, поддавшись ему, рискуете просто потерять контроль над своей жизнью, и начать жить жизнью других людей.
У человека, от которого другие все время чего-то хотят, а он чувствует, что им должен, просто теряется ощущение ценности собственной жизни и собственных интересов. Ему начинает казаться, что сам по себе он ничего стоит, и его жизнь совершенно не важна – в отличие от жизни других людей. Стараясь ради других, он не замечает, как сам остается у разбитого корыта.
Очень часто люди следуют навязанному чувству долга, потому что подсознательно (а то и сознательно) рассчитывают получить какую-то награду. Но эти ожидания, как правило, оказываются тщетными. Манипуляторы эксплуатируют вас вовсе не для того, чтобы наградить за ваши труды, а лишь для того, чтобы попользоваться вами и, не ударив палец о палец, получить все, что им нужно. А вы достигаете чужих целей, живете чужой жизнью – а сами остаетесь лишь с чувством усталости и опустошенности. Причем заметьте: чем больше вы стараетесь угодить тому, кто навязывает вам чувство долга – тем больше он от вас требует! Вы хотите отдать свой мнимый долг – но вместо этого долги как будто все растут и растут.
Ничего кроме чувства зависимости, обделенности и бессмысленности потраченных времени и сил в итоге вы не получите!
Упражнение 1.
Разоблачи навязанное чувство долга
Если вам легко навязать чувство долга, значит, у вас есть целый ряд ошибочных убеждений. Вот они:
• я не имею права оценивать себя – это должен делать кто-то другой;
• я должен объяснять свое поведение другим людям;
• я больше должен другим, чем себе;
• меня нужно контролировать, а иначе я буду совершать ошибки;
• надо стремиться, чтобы все люди меня любили, хорошо ко мне относились;
• я должен быть внимателен к другим, угождать им, делать то, что они хотят;
• я должен принимать участие во всем, что происходит вокруг, и ни в коем случае не оставаться равнодушным.
Эти убеждения могут не осознаваться вами. Когда вы честно признаетесь себе, что действительно убеждены в чем-то подобном, вам будет легко разоблачить всю ложность и ошибочность подобных убеждений и избавиться от них.
Начните следовать вместо них другим убеждениям:
Я имею право сам судить о себе и своем поведении и не зависеть от чужих оценок!
Я имею право не отчитываться о своих поступках, не объясняться и не оправдываться ни перед кем!
На первом месте для меня мои собственные интересы. Если я принимаю участие в решении проблем других людей, то делаю это исключительно по собственной воле!
Я имею право действовать самостоятельно, я имею право совершать ошибки, я сам несу ответственность и за свои решения, и за свои ошибки!
Я имею право не зависеть от того, любят меня люди или нет, хорошо ко мне относятся или плохо!
Я не обязан всегда быть чутким и внимательным к потребностям других людей, я имею право сказать другому, что я его не понимаю, не могу дать того, что он хочет, не в состоянии ему помочь!
Я имею право не проявлять внимания к происходящему вокруг, пройти мимо, сказать: «Меня это не интересует!»
Упражнение 2.
Обзаведись своими собственными ценностями и интересами
Помните, что есть ситуации, когда наша помощь действительно необходима близким, родным и друзьям, и когда свои интересы невольно отодвигаются в сторону. Несчастные случаи, горе, беда, потеря близких – все это требует незамедлительного участия в жизни тех, кто нам дорог, с кем произошло нечто экстраординарное. Но в таких случаях нами обычно движет не чувство долга, а искреннее сопереживание и стремление помочь.
Также есть ситуации, когда вы сами определили свой долг – не потому, что кто-то требует от вас его выполнения, а потому, что это нужно в первую очередь вам, и вы следуете такому долгу добровольно. Например, навещаете пожилых родителей не потому, что так положено и вы должны это делать, а потому, что так велят совесть и сердце.
Во всех же прочих случаях надо помнить: ваша собственная жизнь и ваши интересы – это для вас ценности номер один.
Определите для себя круг этих незыблемых интересов, а лучше запишите их на бумаге в порядке убывания, например: моя семья, мое здоровье, моя работа, и т. д. Вспомните ситуации, когда вам приходилось жертвовать своими интересами ради других. Например, драгоценными минутами семейного обеда – ради пустого телефонного разговора с по-другой. Возможностью отдохнуть и восстановить силы в выходные – сверхурочной работе, которой вы не обязаны заниматься. Любимым хобби – ради того, чтобы сделать школьное домашнее задание по математике для соседского ребенка, лентяя и троечника.
Потакая чужим прихотям, вы вредите не только себе, но и другим людям, разрушаете собственную жизнь, и потакаете безответственности, лени и эгоизму других.
Когда вы осознаете свои базовые ценности, и то, как они нарушаются манипуляторами – вам будет легче противостоять манипуляциям, так как вы наконец поймете: ваша жизнь и ваши интересы – это ценность, для вас более важная, чем проблемы и заботы других людей.
Упражнение 3.
Освой приемы, которые не позволят никому навязать тебе чувство долга
Вы можете заранее прокрутить в воображении, или даже отрепетировать некоторые модели поведения, которые просто выбьют почву из-под ног у всех тех, кто привык управлять вами и играть на вашем преувеличенном чувстве долга. Вот они.
Выдвиньте альтернативу. Кто-то просит вас об очередном одолжении? Не соглашайтесь, а предложите свой вариант: «Я не буду сидеть с твоими детьми – но могу предложить всем вместе куда-то пойти в выходные»; «Купить тебе шубу сейчас не позволяет семейный бюджет – давай подумаем, на чем мы можем сэкономить, чтобы отложить нужную сумму»; «Работать сверхурочно я согласен, но за двойную оплату, и не в выходные дни», и т. д.
Уведите разговор в другое русло. Обезоружьте манипулятора уводом разговора в другое русло: «Ваш ребенок сам не может решать задачи? Да, в школе сейчас такая сложная программа… А у моих знакомых трое детей, и все учатся прекрасно – знаете, я верю в их будущий успех, они сами решают задачи», «Да, я понимаю, тебе нужны деньги, сейчас всем нужны деньги, мне тоже нужны деньги, я тут потратился – не посоветуешь, где можно быстро заработать?»
Дайте неопределенный ответ. В ответ на просьбы и требования не говорите ни да, ни нет, но и не мямлите, а твердо произнесите одну из следующих фраз: «Я не готов дать ответ», «Мне нужно подумать», «Мне нужно посоветоваться», «Вы переоцениваете мои возможности», «Не могу ничего обещать», «Мне это неинтересно». Помните, что вы не обязаны оправдываться и объясняться.
Просто скажите «нет!» Если манипулятор настойчив, давит на вас – прямо, честно и открыто говорите «Нет». На вопрос «почему?» не отвечайте. «Нет» – и все. Или, как еще принято говорить: «Без комментариев».
Упражнение 4.
Охраняй границы своей территории
Дайте себе право на свою собственную жизненную территорию – это территория ваших интересов, потребностей, целей и желаний. Определите сами, где границы вашей территории, за которые нельзя заходить людям, желающим что-то получить от вас. Помните, что эти границы не должны быть проницаемыми для всех и всегда. Перед кем-то нужно вовремя «опустить шлагбаум», и вы имеете на это полное право.
Каждый раз, когда кто-то чего-то хочет от вас, проверяйте, не противоречит ли это вашим собственным интересам. Никогда не делайте того, чего вам делать не хочется, а тем более, что делать неприятно!
Подумайте о том, как сократить общение с людьми, которые откровенно вами манипулируют. Если невозможна физическая дистанция, научитесь устанавливать дистанцию эмоциональную. Для этого представьте, что вы находитесь внутри окружности, по которой возведены непроницаемые для эмоций стены из закаленного стекла. Наблюдайте за манипулятором как бы со стороны, не поддаваясь его эмоциональному воздействию – уговорам и увещеваниям. Отвечая ему, тоже не проявляйте эмоций – иначе он не преминет «зацепиться» за них, чтобы втянуть вас в нежелательный для вас разговор. При возможности переводите беседу на какие-то нейтральные темы, не позволяйте бить на ваши чувства.
Также потренируйтесь мягко переводить все в шутку, говорить легким, доброжелательным тоном, не скупиться на улыбки и комплименты, которые тоже способны обезоружить манипулятора.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
В пустоту шагать опасно
В пустоту шагать опасно Итак, скорость, с которой пространство может быть занято, чрезвычайно важна для создателя будущей монополии. Однако я должен вас предостеречь: не торопитесь расширять бизнес, если у вас есть причины сомневаться в существовании монопольного
66. Воздержание опасно для здоровья
66. Воздержание опасно для здоровья Невыплаканная печаль заставляет плакать внутренние органы. Либидо, подавленное экстремистским ритмом большого города и банальной ленью, – мина замедленного действия, ибо длительное воздержание чревато неврозами и эндокринными
Чем опасно накопление обид?
Чем опасно накопление обид? Обида – это разрушительная реакция, и разрушает она прежде всего самого человека. Ведь обида порождает злость, гнев и агрессию, а это крайне деструктивные эмоции. Они не только лишают человека состояния гармонии с собой и с миром, но и крайне
Ошибка 11. Преувеличенное чувство долга
Ошибка 11. Преувеличенное чувство долга Как возникает чувство, что вы всем должны Чувство долга – это вообще-то позитивное качество, но лишь при двух условиях:• если вы сами для себя, по своей совести определили, что для вас есть долг,• если вы не являетесь человеком,
Чем опасно сотворение кумиров
Чем опасно сотворение кумиров Все люди по природе своей равны, нет тех, кто выше, и тех, кто ниже. Все ранжиры и сравнения – условны, и даже больше – иллюзорны. Если сегодня толпа назначила кого-то на роль кумира – не исключено, что уже завтра он рухнет с пьедестала. И
Чем опасно уныние
Чем опасно уныние Человек, склонный к унынию, недооценивает и самого себя, и те возможности, которые способен дать ему мир. Он просто не смотрит в сторону этих возможностей. Вместо этого он видит лишь плохое. Заметьте: наше сознание подобно фильтру. Наше восприятие мира
Чем опасно пристрастие к распродажам
Чем опасно пристрастие к распродажам Погоня за экономией в этом случае оборачивается самообманом. Вместо экономии вы получаете большие расходы и огромное количество ненужных (зачастую некачественных) вещей. Придя на распродажу, вы видите, что там все стоит «буквально
Чувство обладания и чувство любви
Чувство обладания и чувство любви С помощью нашего процесса я открыл для себя новый уровень безусловной любви (способности любить без условий). Сначала я научился вызывать в себе ощущение обладания. А потому могу теперь очень легко вызвать чувство обладания, скажем,
Источник