Приёмы работы для использования на уроке
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_nastroeniya_i_emotsionalnogo_sostoyaniya.doc | 95.5 КБ |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния .
Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.
Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадак, уныние.
3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант – эмоционально — художественную рефлексию.
Какие эмоции вы испытываете:
Я чувствую. потому, что. мне скучно (не скучно)
был активным, эмоциональным
полностью выполнил задание
получил хорошую отметку.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, которые вы можете использовать в практике для реализации данного вида рефлексии.
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строиться в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.
Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Что меня удивило?
Как строил отношения?
Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
Для меня было открытием то, что…
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
Зачем нам был нужен этот урок?
Отследите состояние своей души.
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно..
Мне было трудно…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся,
-они легче остальных,
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
— Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
— На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
4. Подведение итогов дня, урока.
— Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
— Рисование образа урока (мероприятия, игры).
— Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.
Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку с дождиком,
тучку с молнией
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
«Пик взаимопонимания» (понимания)
Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)
По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Уверен в своих силах
День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.
Внутри – дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1) Выбери верное утверждение : 1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
7) Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде . Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами ( например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
13) Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
14) Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
15) Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
16) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Уважаемая Татьяна, здравствуйте!
Не могу сказать, насколько это будет ново, так как, то , что для одного — новое, для другого коллеги — нет.
Могу предложить Вам такой вид рефлексии – „Litfaßsäule“ — афишная тумба. На доске – рисунок афишной тумбы и надпись — „Unsere Litfaßsäule“. Ниже – столько надписей, сколько Вам необходимо ( Мне было интересно…. Я узнал….) и так далее, в зависимости от того, что Вы хотите проанализировать, Вы просите детей написать на листах бумаги продолжение предожений и прикрепить на доску, получается «афишная тумба».
Еще один вид – «Blumenwiese“. (Хотя, это, новерное больше подходит для учащихся помладше). Я применяю его, когда хочу оценить — понравилась ли детям организация урока. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Успехов Вам в конкурсе!
Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой «Эмоциональная расположенность к школе».В таблице указан про.
Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния.
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст.
Оформление стенда школьного психолога.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн.
Дано описание приемов рефлексии настроения в начале и в конце урока.
Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния.
Источник