- Словарь настроений. материал по чтению по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Словарь ЭМОЦИЙ для уроков литературного чтения. учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Словарик настроений материал по чтению (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Словарь эмоций» младших школьников
Словарь настроений.
материал по чтению по теме
Имена прилагательные, определяющие чувства, настроение, душевное состояние человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_nastroeniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАДОСТЬ. Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, бодрость, счастье.
Настроение и состояние : радостное, хорошее, светлое, весёлое, смешное, праздничное, солнечное, приподнятое, бодрое, торжественное, игривое, хвалебное, задорное, приятное, шаловливое, лёгкое, шумное, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, хвастливое, ироническое, лукавое, забавное, ликующее, восторженное, восхищённое, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое, бурное, возбуждённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прославляющее, сказочное, жизнерадостное.
ТАИНСТВЕННОСТЬ. Чувства: загадочность, заворожённость, отстранённость, призрачность, затаённость, скрытность, иллюзорность, фантастичность.
Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое, таинственное, загадочное, скрытное.
СПОКОЙСТВИЕ. Чувства : добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощённость, покой.
Настроение и состояние : спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, заворожённое, беззаботное, просветлённое, серьёзное, сонное, сосредоточенное, тёплое, тихое.
ГРУСТЬ. Чувства : печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Настроение и состояние: печальное, плохое, сочувствующее, грустное, болезненное, хмурое, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушённое, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.
СТРАХ. Чувства : испуг, тревога, боязнь, ужас, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.
Настроение и состояние : испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное, жуткое, трусливое, ужасное, подавленное, застенчивое, растерянное.
ЗЛОСТЬ. Чувства : гнев, обида, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.
Настроение и состояние : тяжёлое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное, возмущённое, мрачное, злое.
УДИВЛЕНИЕ. Чувства : изумление, недоумение.
Настроение и состояние : чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.
КАКОЙ? Добрый, добродушный, сварливый, мягкий, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый, послушный, грубый, неуживчивый, скромный, почтительный, красивый, хороший, плохой, высокомерный, ленивый, плавный, медленный, отрывистый, быстрый, ловкий, неуклюжий, певучий, чёткий, громкий, нежный, толстый, жёсткий, густой, бурый, кудрявый, тёмный, чистый, аккуратный, длинный, благоустроенный, смелый, робкий, сильный, храбрый, весёлый, любимый, привычный, страшный, любознательный, внимательный, решительный, взрослый, мудрый, глупый, мужественный, упорный, упрямый, прилежный, самокритичный, трусливый, храбрый, мужественный, отзывчивый, отчаянный, жизнерадостный, невоспитанный, грубый, неряшливый, непослушный, послушный, серьёзный, воспитанный, прилежный, строгий, сказочный, беспощадный, справедливый, жалостливый, коварный, обманчивый, важный, уверенный, самоуверенный, ответственный, мечтательный, жалостливый, трудолюбивый, дружелюбный, огромный, великодушный, гостеприимный, находчивый, отважный, хвастливый, хитрый, самостоятельный, целеустремлённый, заботливый, умный, капризный, терпеливый, любящий, скупой, жадный, бедный, быстрый, проворный, робкий, остроумный, насмешливый, доверчивый, активный, горький, опытный, одинокий, сердитый, доверчивый, грозный, современный, эмоциональный, сложный, простой, щедрый, чуткий, жалкий, странный, чудной, догадливый, внимательный, упорный, остроумный, завистливый, легкомысленный, самокритичный, прекрасный, озорной, неугомонный, уравновешенный, молчаливый, бесстрашный, музыкальный, гордый, удивительный, смирный, суетливый, полезный, правдивый, лживый, приятный, отталкивающий, решительный, неуверенный, упрямый – покладистый, халатный , добросовестный, беззаботный, смекалистый, задумчивый, верный, несдержанный, ласковый, застенчивый, тихий, отважный, торжествующее, самолюбивый, тёплый, обиженный, искренний, сонный, жестокий, смелый, капризный, восхищённый, раздражительный, лёгкий, вежливый, отзывчивый, обидчивый, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, злопамятный, общительный.
КТО? Красавец, ленивец, ловкач, певец, толстяк, смельчак, силач, храбрец, весельчак, мудрец, малыш, глупец, сказочник, хвастун, хитрец, бедняк, простак, музыкант, фантазёр, труженик, добряк, трус.
Источник
Словарь ЭМОЦИЙ для уроков литературного чтения.
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Словарь слов, выражающих различные человеческие эмоциональные оттенки, предназначен для учащихся 2-4 классов при работе с литературными произведениями различных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_imociy.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока: — обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » — писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о спос.
Источник
Словарик настроений
материал по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_nastroeniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАДОСТЬ. Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, бодрость, счастье.
Настроение и состояние : радостное, хорошее, светлое, весёлое, смешное, праздничное, солнечное, приподнятое, бодрое, торжественное, игривое, хвалебное, задорное, приятное, шаловливое, лёгкое, шумное, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, хвастливое, ироническое, лукавое, забавное, ликующее, восторженное, восхищённое, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое, бурное, возбуждённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прославляющее, сказочное, жизнерадостное.
ТАИНСТВЕННОСТЬ. Чувства: загадочность, заворожённость, отстранённость, призрачность, затаённость, скрытность, иллюзорность, фантастичность.
Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое, таинственное, загадочное, скрытное.
СПОКОЙСТВИЕ. Чувства : добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощённость, покой.
Настроение и состояние : спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, заворожённое, беззаботное, просветлённое, серьёзное, сонное, сосредоточенное, тёплое, тихое.
ГРУСТЬ. Чувства : печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Настроение и состояние: печальное, плохое, сочувствующее, грустное, болезненное, хмурое, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушённое, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.
СТРАХ. Чувства : испуг, тревога, боязнь, ужас, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.
Настроение и состояние : испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное, жуткое, трусливое, ужасное, подавленное, застенчивое, растерянное.
ЗЛОСТЬ. Чувства : гнев, обида, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.
Настроение и состояние : тяжёлое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное, возмущённое, мрачное, злое.
УДИВЛЕНИЕ. Чувства : изумление, недоумение.
Настроение и состояние : чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.
КАКОЙ? Добрый, добродушный, сварливый, мягкий, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый, послушный, грубый, неуживчивый, скромный, почтительный, красивый, хороший, плохой, высокомерный, ленивый, плавный, медленный, отрывистый, быстрый, ловкий, неуклюжий, певучий, чёткий, громкий, нежный, толстый, жёсткий, густой, бурый, кудрявый, тёмный, чистый, аккуратный, длинный, благоустроенный, смелый, робкий, сильный, храбрый, весёлый, любимый, привычный, страшный, любознательный, внимательный, решительный, взрослый, мудрый, глупый, мужественный, упорный, упрямый, прилежный, самокритичный, трусливый, храбрый, мужественный, отзывчивый, отчаянный, жизнерадостный, невоспитанный, грубый, неряшливый, непослушный, послушный, серьёзный, воспитанный, прилежный, строгий, сказочный, беспощадный, справедливый, жалостливый, коварный, обманчивый, важный, уверенный, самоуверенный, ответственный, мечтательный, жалостливый, трудолюбивый, дружелюбный, огромный, великодушный, гостеприимный, находчивый, отважный, хвастливый, хитрый, самостоятельный, целеустремлённый, заботливый, умный, капризный, терпеливый, любящий, скупой, жадный, бедный, быстрый, проворный, робкий, остроумный, насмешливый, доверчивый, активный, горький, опытный, одинокий, сердитый, доверчивый, грозный, современный, эмоциональный, сложный, простой, щедрый, чуткий, жалкий, странный, чудной, догадливый, внимательный, упорный, остроумный, завистливый, легкомысленный, самокритичный, прекрасный, озорной, неугомонный, уравновешенный, молчаливый, бесстрашный, музыкальный, гордый, удивительный, смирный, суетливый, полезный, правдивый, лживый, приятный, отталкивающий, решительный, неуверенный, упрямый – покладистый, халатный , добросовестный, беззаботный, смекалистый, задумчивый, верный, несдержанный, ласковый, застенчивый, тихий, отважный, торжествующее, самолюбивый, тёплый, обиженный, искренний, сонный, жестокий, смелый, капризный, восхищённый, раздражительный, лёгкий, вежливый, отзывчивый, обидчивый, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, злопамятный, общительный.
КТО? Красавец, ленивец, ловкач, певец, толстяк, смельчак, силач, храбрец, весельчак, мудрец, малыш, глупец, сказочник, хвастун, хитрец, бедняк, простак, музыкант, фантазёр, труженик, добряк, трус.
Источник
«Словарь эмоций» младших школьников
«Словарь эмоций» младших школьников
, педагог-психолог МОУ «Ялгинский лицей»
Многочисленные работы педагогов и психологов показывают, что школьники, которые не способны осознавать и определять свои переживания, как правило, имеют и проблемы в учебе, такие, как низкая учебная мотивация, высокий уровень агрессивности, трудности при адаптации. Это ставит нас перед необходимостью изучения «словаря эмоций» школьников – совокупности словесных обозначений эмоциональных переживаний, служащих средством их осознания и различения.
Различными исследователями в разное время принимались попытки определить подходы к разработке словаря эмоций и чувств [2]. Так, в 1976 году лингвисты и отметили отсутствие систематизации языковых средств выражения эмоций. Поставленный ими вопрос вызвал целую серию исследований.
По мнению , различение человеком своих чувств осуществляется при помощи слова и иными средствами реализовано быть не может. Слово неотделимо от испытываемого чувства потому, что дает человеку возможность осмыслить его, осознать. Слово, обозначающее ту или иную эмоцию, получило название эмотива.
указывает, что преобладание у человека словесного выражения эмоций связано с особым значением языка как средства знакового, обобщенного отражения мира [3].
, рассматривая вопрос о словесных обозначениях чувств, пишет, что в языке закреплены слова, обозначающие наиболее частые и стойкие чувства, хотя они отнюдь не исчерпывают всей эмоциональной палитры человека.
Большое значение в формировании «словаря эмоций» личности имеет младший школьный возраст. В это время происходит интенсивное расширение сферы явлений, вызывающих эмоции, следовательно, должен расти и эмоциональный лексикон ребенка. Иначе бедность словарного запаса в данной области приведет к значительным проблемам в подростковом возрасте, когда ключевым становится именно глубокое, эмоционально насыщенное общение.
Итак, мы с учащимися старших классов Картавых Н. и Мисурурагиной А. поставили перед собой задачу составить «словарь эмоций» младших школьников нашего лицея.
Исследование было проведено на выборке в 60 человек, учащихся 3-4-х классов МОУ «Ялгинский лицей» г. Саранска. Оно проводилось в групповой форме. Детям давалась следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, обозначающие человеческие чувства, переживания. Слушайте внимательно. Если вы знаете значение слова, поставьте около его номера знак «+». Если же слово вам незнакомо, то поставьте около его номера знак «-». Каждое слово зачитывалось дважды с небольшой паузой. Список слов-эмотивов был взят из работы «Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы» [3].
На основе полученных ответов был составлен «словарь эмоций» младших школьников, содержащий 187 слов (Приложение 1). Слова проранжированы по частоте узнавания. Общеизвестными оказались всего 11 слов: радость, страх, злость, обида, удивление, грусть, любовь, веселье, нежность, горе и благодарность.
При этом средний «эмоциональный» словарный запас оказался равен 96 словам, и этого явно недостаточно для выражения всего многообразия человеческих эмоций. Отсюда трудности в общении, понимании, использование нецензурных слов. Ребенок не может рассказать о своих переживаниях, полноценно передать их оттенки. И вот уже через пару лет остро встает проблема «взрослые меня не понимают». То же можно сказать и про восприятие настроения других людей, столь важное в человеческих взаимоотношениях. Собеседник говорит о своей внутренней боли, а ребенок не откликается на нее. Но не потому, что он черствый и эгоистичный. Он просто не понимает смысла сказанного. Например, очень нужное в современном мире чувство сострадания. Слово, его обозначающее, знакомо лишь 24% обследованных младших школьников.
Проведенная работа подтверждает необходимость пополнения «словаря эмоций» младших школьников. Для этого можно рекомендовать следующее:
• чтение художественной литературы с последующим обсуждением переживаний описываемых героев,
• проведение классных часов, посвященных отдельным эмоциям и управлению ими,
• поощрение вербального выражения своих чувств.
В заключение хотелось бы привести слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармонического развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности» [4].
1. Гордеева, языка эмоций у детей. // Вопросы психологии, 1995. № 2. С.137 – 149.
2. Иванова методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы./ Психологическая диагностика, 2008. №1. С. 101 –109.
3. Рожина эмоционального мира личности. – Минск: Высшая школа, 2003.
4. Сухомлинский и эмоциональная культура человека. // Сухомлинский отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.
5. , Гаранян , эмоции и психическое здоровье. // Вопросы психологии, 1999. № 2. С. 61 – 74.
Источник