Словарь эмоций для детей дошкольного возраста

НОД «Словарик эмоций
план-конспект занятия (средняя группа)

Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие»

Конспект для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_slovarik_emotsiy.docx 31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТр РАЗВИТИя РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 135

Тема: «Словарик эмоций» в средней группе

Воспитатель: Афанасьева И.М.

  • Закрепление и обобщение знаний о чувствах (радости, грусти, гнева, удивления, обиды, страха)
  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Возраст участников: средний дошкольный возраст.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Цикл занятий по изучению таких эмоциональных состояний: как радость, гнев, удивление, страх, спокойствие; через зрительные и слуховые представления.

Платок – ковёр самолёт. Музыка для полёта, Аудиозапись – релаксация; цветы с пиктограммами: радость, грусть, злость, спокойствие, удивление. Цветные прищепки, платочки, жидкие краски, кисти, картинки для фотовыставки с разными эмоциями. Музыкальная игра «У жирафа пятна пятна», игрушки ёжик, мишку, песок, фасоль.

Игра «Вышли дети на лужок»

Вышли дети на лужок,

Сели дети все в кружок,

Дети все красивые,

Вот такие сильные!

Выросли совсем большие,

Стали добрые такие.

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим.

Воспитатель: Я понимаю и вижу, как вы себя чувствуете, а вы можете, посмотрев друг на друга сказать у кого какое настроение.

Воспитатель: я вижу, что не все могут догадаться и понять по лицу, у кого какое настроение. Я вам предлагаю отправиться в путешествие «В страну эмоций», чтобы научиться их различать. Это нам поможет лучше понимать друг друга. Согласны?

Воспитатель: На чем туда можно добраться? Не забывайте, что страна сказочная.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путь на ковре-самолете. Согласны?

Воспитатель: Занимайте места и в путь. Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова:

«Энике-бенике, коврик лети

В страну волшебную нас отнеси»

Ребята, держитесь крепче! Посмотрите вокруг, что вы видите? Например, я вижу вдалеке птиц, а вы? Что ещё можно разглядеть с высоты птичьего полёта?

Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько всего вы увидели.

Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим слова:

«Энике-бенике коврик спустись

В стране волшебной мы появись».

Итак, мы с вами приземлились в стране Эмоций.

На станции Фотовыставка».

Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения,

На всех нас – настроение.

Развеет без сомнения

(Краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций) .

Посмотрите на картинку, что вы видите (картинки с изображением детей с разными эмоциями) .

Воспитатель: Ну что с заданием мы справились можно двигаться дальше, а вот и «Полянка эмоций».

Игра «Фасольки»
В этой стране чудеса да и только
В гости к песочку прибежали фасольки
Попрятались детки, попробуй, найди
И тут же получишь помощь в пути
Но легким заданье не будет, учти
Ты глазки закрой и так поищи
Ход: Дети с закрытыми глазами находят фасольки и складывают их в чашу.

Когда вы нашли фасольки вы какую эмоцию испытали? (Удивление) Цветок с пиктограммой удивления.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами преодолели почти половину пути, и я предлагаю вам отдохнуть.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела) .

Сейчас мы какую эмоцию испытали показываю Цветочек с пиктограммой «Радость»

Воспитатель: ох как весело мы потанцевали, но не всем на этой полянке весело. Подходим к игрушке ежа, он сердитый.

Жил да был сердитый еж,

Всех пугал иголками,

Он ни с кем не дружил,

И сидел под елкою.

Воспитатель: ребята, а давайте ёжика научим расслабляться.

Аутотренинг: ( сидя в позе лотоса)

Если очень рассердился,

На кого-то разозлился,

Ручки сжать, глaза закрыть,

И тихонько говорить:

«Я спокоен, не кричу,

И ногами не стучу.

И не буду я сердиться –

Злость совсем не пригодится!

Дружно до пяти считаем,

Глазки тихо открываем

Нужно тихо всем сказать.

Вот пора уже нам встать

Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть.)

Их повыше поднимаем,

Злость мы в небо отпускаем!

Показать пиктограмму «Спокойствие».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ёжик то у нас успокоился. Теперь мы можем познакомиться с ещё одной эмоцией – «Спокойствие», пиктограммой которой она обозначается.

Дети: рассматривают пиктограмму.

Воспитатель: Ежу спокойно на душе,

Легко ему шагается,

Ему, конечно, хорошо,

Хоть он не улыбается.

Воспитатель: Ну, вот ёжик успокоился ну, а мы двигаемся дальше.

Воспитатель: Посмотрите, а здесь сидит маленький Мишутка, а рядом растёт цветочек. Как вы думаете? Какое настроение у них? Какие сейчас они испытывает эмоции? Посмотрите на картинку, и вы сразу догадаетесь.

Мишка грустный сидит на поляне –

Мишка устал, мишке хочется к маме.

Мишка, мишка, не грусти –

Лучше с нами пошали.

Нас тут много, ты один,

И грустить тебе мы не дадим.

Давайте вместе с мишкой поиграем в игру

«На цветочной поляне»

Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.

Превратимся в цветочки на полянке. Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.

Воспитатель: На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)

Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)

Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)

Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)

Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)

Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)

Воспитатель: Посмотрите. Мишке понравилась наша игра, и он стал весёлый.

Но нам пора возвращаться. Занимайте места на нашем ковре-самолете. Попрощаемся с жителями страны Эмоций. Помашем им рукой.

Скажем волшебные слова:

«Энике-бенике ковер поднимись

Энике-бенике в садик вернись».

Ну, а пока мы с вами летим, давайте вспомним эмоции, которые мы с вами испытали. Вспомните, кому мы сегодня помогли? (мишке, и ежику)

Ну, вот мы и вернулись из нашего путешествия.

Понравилось вам сегодня путешествовать?

И в память о нашем путешествии, о волшебной полянке в стране эмоций сделаем бабочек в нашей мастерской.

Бабочки с белыми крылышками и им грустно, они хотят стать неповторимыми и красивыми, поможем им раскрасим крылышки тем цветом или несколькими цветами так, чтобы бабочки стали неповторимыми.

Источник

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Словарик эмоций»

Темирова-Скороходова Ольга-Александровна
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Словарик эмоций»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Конспект

коррекционно – развивающего занятия

«Словарик эмоций»

Темирова-Скороходова О. А.

Городской округ город Выкса

1. Закрепление и обобщение знаний о чувствах (радости, грусти, гнева, удивления, обиды, вины, страха, стыда, спокойствия).

2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

4. Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понять и простить.

1. Развивать слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.

2. Развивать целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез).

3. Развивать произвольное внимание, а также его свойства (концентрацию и переключение).

4. Развивать зрительную память.

5. Развивать способности выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики.

Цикл занятий по изучению таких эмоциональных состояний: как радость, гнев, удивление, обида, вина, страх, стыд, робость, спокойствие; через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление.

В занятия были включены коррекционные игры и упражнения на формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.

Продолжительность занятий: 20–25 минут.

Возраст участников: старший дошкольный возраст.

Магнитная доска, шкатулка, нарисованные ключи, карандаши, медали.Карточки с изображением пиктограмм: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», «обида». Бланки с заданиями и разрезанная на 4 части пиктограмма «радость» (для каждого ребенка).

Ход занятия

1 этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

В страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться.

Нас ждут приключения, сказки, игра,

Задания разные нового друга.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

(Дети передают по кругу приветствие.)

2 этап. Мотивационный

Педагог-психолог. Ребята Фея страны Настроения подарила нам чудесный ларец, который закрыт на 5 волшебных замков. Замки откроются лишь тогда, когда мы выполним задания Феи – вспомним все чувства и эмоции, о которых мы узнали раньше. За каждое выполненное задание мы будем получать ключик. А в ларце для вас лежит подарок от Феи. Ну что, хотите открыть чудесный ларец? (Да)

3 этап. Практический

1. Выполнение первого задания Феи

Упражнение «Разрезная картинка — радость»

Цель: развитие целостного восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез).

Дети собирают картинку с изображением чувства радости, разрезанную на 4 части и называют чувство, которое на картинке изображено.

Педагог-психолог. Вот мы и справились с первым заданием Феи и получили волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

2. Выполнение второго задания Феи

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Выполняется за столами.

Пошли пальчики гулять.

(Пальцы рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движение средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

Задание «Сказочные герои».

Цель: развивать свойства произвольного внимания (концентрации).

Каждому выдается бланк с заданием.

Педагог-психолог. Кто из нарисованных героев грустный, веселый, добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым, сердитых – черным. Добрых героев подчеркни зеленым цветом.

Педагог-психолог. Вы справились и со вторым заданием Феи и получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

3. Выполнение третьего задания Феи

Рассказ — задание «Новая игрушка»

Цель: развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.

Дети рассаживаются полукругом на коврике.

Педагог — психолог. Дети, родители и близкие часто делают вам разные подарки. Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, другие не включаются в игру по разным причинам. Сегодня я хочу как раз прочитать вам рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.

На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила.Она недовольно поджала губки и сердито сказала:

— Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!

Маша возмущенно спросила:

— Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем!

А потом с обидой добавила:

— Ты просто мне завидуешь! Ну и у холи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!

Девочки стали играть в «Дочки-матери» с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства взяло верх. Наташа подошла к девочкам и стала смотреть, как они играют.

— Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.

— А у тебя же есть сто таких кукол, — с иронией ответила Маша.

— Я соврала, — грустно промолвила Наташа, — у меня никогда не было такой куклы.

Маша посмотрела на виноватое лицо Наташи и уже по доброму сказала:

— Ну ладно. Иди к нам. Будешь родной тетей моей дочки

1. Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?

2. С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?

3. Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?

4. Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к девочкам?

5. Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония? Чем закончилась история?

Педагог-психолог. Вот мы получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку)

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

4. Выполнение четвертого задания Феи

Задание «Дорисуй эмоции»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Дорисуй эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу.

5. Выполнение пятого задания Феи

Игра «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти

Пиктограммы выкладываются в линейку. Дети запоминают последовательность. Закрывают глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется).

Педагог – психолог. Вот последний ключик!

4 этап. Рефлексивный

Подведение итогов, ритуал прощания.

Педагог – психолог. Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи – медали. Теперь вы многое знаете об эмоциях и умеете справляться с ними, за это Фея награждает вас медалями.

Игра «На цветочной поляне»

Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.

Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.

Педагог-психолог. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)

Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)

Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)

Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)

Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)

Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)

Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга,и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы!»

На этом наше занятие завершается, до свидания!

1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. – (Сказки – подсказки).

2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик -семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218 с.

3. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М. : национальный книжный центр,2013. – 72 с. (Психологическая служба.)+CD.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет «Волшебный мир моих эмоций» Цели: — установление доброжелательных отношений; — коррекция эмоциональной сферы. Задачи: — создание положительного эмоционального настроения.

Знакомство с миром эмоций. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы Знакомство с миром эмоций (конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы) Программное содержание. 1. Обучать детей.

Источник

Читайте также:  Братья вачовски восьмое чувство
Оцените статью