«Словарь эмоций» младших школьников
«Словарь эмоций» младших школьников
, педагог-психолог МОУ «Ялгинский лицей»
Многочисленные работы педагогов и психологов показывают, что школьники, которые не способны осознавать и определять свои переживания, как правило, имеют и проблемы в учебе, такие, как низкая учебная мотивация, высокий уровень агрессивности, трудности при адаптации. Это ставит нас перед необходимостью изучения «словаря эмоций» школьников – совокупности словесных обозначений эмоциональных переживаний, служащих средством их осознания и различения.
Различными исследователями в разное время принимались попытки определить подходы к разработке словаря эмоций и чувств [2]. Так, в 1976 году лингвисты и отметили отсутствие систематизации языковых средств выражения эмоций. Поставленный ими вопрос вызвал целую серию исследований.
По мнению , различение человеком своих чувств осуществляется при помощи слова и иными средствами реализовано быть не может. Слово неотделимо от испытываемого чувства потому, что дает человеку возможность осмыслить его, осознать. Слово, обозначающее ту или иную эмоцию, получило название эмотива.
указывает, что преобладание у человека словесного выражения эмоций связано с особым значением языка как средства знакового, обобщенного отражения мира [3].
, рассматривая вопрос о словесных обозначениях чувств, пишет, что в языке закреплены слова, обозначающие наиболее частые и стойкие чувства, хотя они отнюдь не исчерпывают всей эмоциональной палитры человека.
Большое значение в формировании «словаря эмоций» личности имеет младший школьный возраст. В это время происходит интенсивное расширение сферы явлений, вызывающих эмоции, следовательно, должен расти и эмоциональный лексикон ребенка. Иначе бедность словарного запаса в данной области приведет к значительным проблемам в подростковом возрасте, когда ключевым становится именно глубокое, эмоционально насыщенное общение.
Итак, мы с учащимися старших классов Картавых Н. и Мисурурагиной А. поставили перед собой задачу составить «словарь эмоций» младших школьников нашего лицея.
Исследование было проведено на выборке в 60 человек, учащихся 3-4-х классов МОУ «Ялгинский лицей» г. Саранска. Оно проводилось в групповой форме. Детям давалась следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, обозначающие человеческие чувства, переживания. Слушайте внимательно. Если вы знаете значение слова, поставьте около его номера знак «+». Если же слово вам незнакомо, то поставьте около его номера знак «-». Каждое слово зачитывалось дважды с небольшой паузой. Список слов-эмотивов был взят из работы «Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы» [3].
На основе полученных ответов был составлен «словарь эмоций» младших школьников, содержащий 187 слов (Приложение 1). Слова проранжированы по частоте узнавания. Общеизвестными оказались всего 11 слов: радость, страх, злость, обида, удивление, грусть, любовь, веселье, нежность, горе и благодарность.
При этом средний «эмоциональный» словарный запас оказался равен 96 словам, и этого явно недостаточно для выражения всего многообразия человеческих эмоций. Отсюда трудности в общении, понимании, использование нецензурных слов. Ребенок не может рассказать о своих переживаниях, полноценно передать их оттенки. И вот уже через пару лет остро встает проблема «взрослые меня не понимают». То же можно сказать и про восприятие настроения других людей, столь важное в человеческих взаимоотношениях. Собеседник говорит о своей внутренней боли, а ребенок не откликается на нее. Но не потому, что он черствый и эгоистичный. Он просто не понимает смысла сказанного. Например, очень нужное в современном мире чувство сострадания. Слово, его обозначающее, знакомо лишь 24% обследованных младших школьников.
Проведенная работа подтверждает необходимость пополнения «словаря эмоций» младших школьников. Для этого можно рекомендовать следующее:
• чтение художественной литературы с последующим обсуждением переживаний описываемых героев,
• проведение классных часов, посвященных отдельным эмоциям и управлению ими,
• поощрение вербального выражения своих чувств.
В заключение хотелось бы привести слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармонического развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности» [4].
1. Гордеева, языка эмоций у детей. // Вопросы психологии, 1995. № 2. С.137 – 149.
2. Иванова методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы./ Психологическая диагностика, 2008. №1. С. 101 –109.
3. Рожина эмоционального мира личности. – Минск: Высшая школа, 2003.
4. Сухомлинский и эмоциональная культура человека. // Сухомлинский отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.
5. , Гаранян , эмоции и психическое здоровье. // Вопросы психологии, 1999. № 2. С. 61 – 74.
Источник
Словарь эмоций, чувств и образов для дошкольников
занимательные факты на тему
Словарь эмоций, чувств и образов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_emotsiy_chuvstv_i_obrazov.docx | 407.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ЭМОЦИЙ, ЧУВСТВ И ОБРАЗОВ
ЭМОЦИЙ, ЧУВСТВ И ОБРАЗОВ,
КОТОРЫМИ МОЖНО ОТРАЗИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ОТ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВИДЕНИЯ
ВЫРАЖАЮЩИЙ ЛАСКУ, ЛЮБОВЬ, МЯГКИЙ, ПРИЯТНЫЙ, ТОНКИЙ
НАВОДЯЩИЙ СТРАХ, ГРОЗЯЩИЙ БЕДОЙ, ЖЕСТОКИЙ, СУРОВЫЙ
ПОЛНОЙ РАДОСТИ, ВЕСЕЛЬЯ, ВЫРАЖАЮЩИЙ РАДОСТЬ
ИСПЫТЫВАЮЩИЙ ЧУВСТВО ГРУСТИ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ
НАХОДЯЩИЙСЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ, МАЛОПОДВИЖНЫЙ
АКТИВНЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ
ЦЕЛИКОМ ОТДАЮЩИЙСЯ КАКОМУ-НИБУДЬ ЗАНЯТИЮ, КРАЙНЕ УВЛЕКАЮЩИЙСЯ ЧЕМ-НИБУДЬ
ЗАГАДОЧНО-НЕПОНЯТНЫЙ, НЕИЗВЕСТНЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ
ПРОНИКНУТЫЙ ПОЭЗИЕЙ, ОЧАРОВАНИЕМ, ТВОРЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
С ПОДЪЕМОМ РАДОСТНЫХ ЧУВСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ВОСТОРГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для педагогов ДОУ, раскрывает тему развития эмоциональной сферы детей дошкольников.
«Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни».
Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, нужно научиться контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять их характер. Регулярное выполнение разр.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей четвёртого года жизни «Музыка — язык чувств и образов".
Словарь эмоций в помощь музыкальному руководителю.
Разнообразьте словарь эмоций, чувств, ассоциаций ваших детей.
Словарь эмоций. Слушание, словарь для анализов произведений.
Источник
Словарь чувств для детей
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21596
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Занятие № 3 Словарь чувств Предыдущее занятие было посвящено рассмотрению естественных последствий поступка ребенка. К сожалению, не во всех случаях возможно допустить естественное развитие событий. • Когда естественное последствие (далее еп) может быть опасно для ребенка. В таких ситуациях применяются логические последовательности (далее лп), которые не вытекают естественным образом, а назначаются родителями. Применение лп представляет собой заключение сложного многоступенчатого договора с ребенком. Для того чтобы заключение договора не имело никаких шансов скатиться до банального шантажа: «Если не соберешь игрушки – мультиков не увидишь!», предлагается провести несколько этапов предварительной работы. Занятие № 3 посвящено как раз одному из таких предварительных этапов – работе с чувствами. Работа с чувствами представляется важной по нескольким причинам: во-первых, часто для того, чтобы узнать, почему ребенок ведет себя таким образом, важно понять, что он чувствует. Во-вторых, общество в целом ориентировано на интеллектуальное восприятие событий, часто в ущерб в восприятию чувственному, это подтверждается тем фактом, что часто при работе в тренинговой группе участники на вопрос: «Что вы чувствуете?» начинают ответ словами: «Я думаю, что…», «Я думаю, что чувствую…», «Я чувствую, что…». Все перечисленные грамматические конструкции вводят мысли говорящего, а не его чувства… В качестве практического задания к сегодняшнему занятию предлагается составить свой личный словарь чувств. Словарь чувств — это список имен чувств, которые может испытывать человек. Смысл подобной работы заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше названий чувств, так как обычно мы используем не более десятка этих слов: счастье, радость, веселье, горе, обида, злость, спокойствие, равнодушие и еще очень немногие имена чувств. В то время как язык предоставляет в наше распоряжение несколько сотен подобных имен. Поскольку наш обыденный словарь чувств, как правило, беден, то именно такой объем чувств мы обычно и выражаем: существует слово — существует чувство. Тот объем чувств и их имен мы передаем нашему ребенку, ограничивая его в выражении чувств. Итак, каждому участнику нашего семинара предлагается составить список названий чувств, которые удастся вспомнить. В результате будет получен коллективный словарь чувств, который, во-первых, обогатит личный словарь каждого участника, во-вторых, к этому словарю можно будет обращаться в ходе дальнейшей работы. |
Неведома зверушка
На сайте с 15.11.03
Сообщения: 28936
В дневниках: 7494
Откуда: Бердск, НП
если я правельно поняла то вот примерный список возникший у меня за 5 минут: Радость Облегчение Гордость Счастье Нежность Заботу Ласку Любовь Удовлетворенности Умиротворенности Романтическое Пацифестическое Индифферентное Умиление Беспокойство Участие Зависть(черная и белая) Раздражение Злость Бешенство Бессилие Печаль Горе Обиду Ностальгию Меланхолию Депрессию Утомление Скука Тревога Интерес Любопытство Задумчивость Истома Ожидание Недоверие Изумление Непонимание Опустошение Опасения Предчувствие Маразм (если что простите за повторение, 4 раз правлю, все время всплывут все новые и новые слова определения) |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21596
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Вэйрочка, это замечательно, что при каждой правке всплывают новые слова — имена чувств. Смысл этого задания в том и заключается, чтобы названия чувств перевести из пассивного словарного запаса в активный. |
Ясельки
На сайте с 22.07.05
Сообщения: 31
В дневниках: 1
Добавлю от себя: Восторг Тоска Разочарование Чувство «окрыления» (не знаю как бы правильно выразиться, то есть не знаю определения этому чувству) |
Стендфордская выхухоль
На сайте с 05.11.04
Сообщения: 4328
В дневниках: 13975
Откуда: Академгородок, Российская
Беспечности Благодарности Брезгливости Гнева Доверия Досады Жалости Желания Злобы Зрелости Надежды Ненависти Необходимости (кому-либо) Одиночества Ответственности Отвращения Отчаяния Преданности Равнодушия Ранимости Раскаяния Ревности Скорби Страха Стыда Терпения Уверенности Цельности Энтузиазма Ярости З.Ы. Это «сухой остаток» после сравнения с постами ранее написавших авторов. |
Ясельки
На сайте с 25.05.05
Сообщения: 56
Откуда: Sibiria
Думаю над вашим заданием уже давно. Надо сказать, оно поставило меня в тупик. А «горе», «непонимание» — это описание жизненной ситуации или тоже чувства? |
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21596
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Rusalochka, результатом выполнения этого задания должно стать пополнение активного словарного запаса словами, называющими чувства и сходные с ними явления (эмоции, состояния). На данном этапе работы мы не вдаемся в лингвистические тонкости, задача этого упражнения — вспомнить как можно больше слов, имеющих отношение к чувствам. Например, есть устойчивое словосочетание «чувство локтя» — что это за чувство? Даже такие словосочетания могут быть включены в список, потому что обозначают вполне определенное чувство или даже комплекс чувств. |
Ясельки
На сайте с 25.05.05
Сообщения: 56
Откуда: Sibiria
Источник