Слезы радости у ребенка

Что делать, если ребенок плачет по любому поводу

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

· Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.

· Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».

· Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.

· У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.

· У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.

· В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.

· У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.

Читайте также:  Что такое логические эмоции

· Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.

· Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.

· Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.

· Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

· Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.

· Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.

· Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.

· Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.

· Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.

· Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.

· Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.

· Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Источник

Почему люди плачут от счастья?

С уверенностью можно сказать, что каждый человек плакал в своей жизни хотя бы один раз. Человеческий организм состоит на восемьдесят процентов из воды, следовательно, слезотечение характерно для людей любого возраста с того момента, как они появляются на свет. Такой факт не вызывает недоумения и мало кому это неизвестно. Однако слезы бывают разные…

Всем, без исключения, знакомо словосочетание «слезы радости» или «слезы счастья», хотя на вопрос, почему люди плачут от счастья, ответить сможет далеко не каждый.

Слезы, несомненно, ассоциируются с негативным поведением, депрессией, но почему же тогда люди плачут от счастья? Ответ на этот вопрос попыталась дать психолог Йельского университета со своей командой Ориана Арагон, которая считает, что такой негативной для многих реакцией на радостное событие человек пытается восстановить свое душевное равновесие, нарушенное сильным эмоциональным положительным потрясением.

Вполне реальной и непротиворечивой эту мысль делает обратное явление: сильные неприятные ощущения могут спровоцировать положительную реакцию. Примером является дальнейшая «картина»: в неприятной ситуации у человека может проявиться нервный смех. Так что «слезы радости» не единственное явление, вызывающее ряд вопросов.

Существует и другой ответ на вопрос: почему люди плачут от счастья. Многие психологи уверяют, что «слезы радости» — явление несуществующее вовсе. А плачут люди во время радостных событий, встреч, новостей только по тому, что негативные чувства и переживания в данный момент исчезают. Таким образом, слезы становятся для человека лишь показателем эмоционального освобождения вместе с такими чувствами, как грусть, страх, недопонимание, облегчение и другими.

Люди плачут от счастья и не задумываются, почему слезы текут ручьем из глаз тогда, когда им хорошо, когда они довольны происходящим, когда они счастливы. Почему слезотечение во время свадебной церемонии не вызывает недоумения? Почему слезы из глаз предательски текут во время просмотра романтической комедии, когда главные герои счастливы? Почему мать встречает сына из армии со слезами на глазах?

Есть еще мнение австралийских ученых. В результате проведенных исследований они сделали интересное заключение.

Люди, которые не знакомы с работой нервной системы, считают, что она одна. Однако есть симпатический отдел нервной системы, регулирующий дыхание, кровообращение и пищеварение. Он мобилизует силы организма в экстренных ситуациях. И парасимпатический отдел нервной системы, который, наоборот, способствует восстановлению энергетических ресурсов.

Т.е. симпатическая нервная система начинает действовать во время стресса. У человека может участиться сердцебиение и дыхание, возникнуть неприятные ощущения в животе, могут сузиться кровеносные сосуды, активизироваться потоотделение, может повыситься артериальное давление и т.п.

Парасимпатическая система связана с слезными железами. И когда человек испытывает сильную радость, сильное счастье, то учащается сердцебиение, которое в свою очередь активизирует парасимпатическую систему. Слезным железам отправляется сигнал, и человек начинает плакать. Организм не может отличить сильную положительную или сильную отрицательную эмоции.

Читайте также:  Водитель плохо себя чувствует

Эти и многие похожие темы поднимают психологи, но к единому ответу на сегодняшний день ученые не пришли.

Источник

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

Татьяна Симонова
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

… Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

Эмоции являются первым проявлением психики человека, основой его психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Способность понимать эмоции другого человека является чрезвычайно важной для процесса общения. Неправильно понятая эмоция приводит к неадекватной реакции, что усложняет коммуникацию и ведет к внешним конфликтам. Неосознаваемость собственных чувств порождает внутренние конфликты, повышает уровень тревожности, ведет к ненормативному использованию психологических защит. Взрослые же, вместо того чтобы развивать у детей способность к пониманию своих и чужих эмоций и научить способам адекватного выражения чувств, зачастую неосознанно наоборот, подавляют детские эмоции. Ежедневная депривация эмоций ребенка становится нормой. Под запретом оказываются практически все эмоции:

«Сейчас же прекрати плакать!» — подавление эмоции обиды,

«Нельзя злиться на маму!»эмоции гнева,

«Ешь что дают!»эмоции отвращения,

«Отвяжись со своими вопросами!»эмоции интереса,

«Не смейся так громко!»эмоции радости.

Так ребенок лишается права проявлять свои эмоции. Культивируется только чувство вины («Вот посиди и подумай. Тебе должно быть стыдно!») Огромная энергия подавляемых эмоций никуда не девается, а находит выход в психосоматических заболеваниях, неврозах. В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку очень трудно научиться понимать чувства окружающих его людей и свои собственные.

А ведь это непременное и очевидное условие успешности человека в сфере межличностных отношений. В связи с этим проблема эмоционального развития детей представляется мне очень актуальной.

Я хочу предложить вашему вниманию свой проект «Такая разная радость». Радость – одна из самых естественных детских эмоций, но, как уже говорилось выше, она может подавляться так же, как и все остальные. Детские страхи, гнев (агрессия, тревожность все же попадают во внимание детских психологов и педагогов, с ними работают. А вот детская радость остается без внимания.

Мы в детском саду часто беседуем с детьми о переживаемых ими эмоциях. Однажды в ходе такой беседы и родилась идея проекта «Такая разная радость». Как-то в понедельник дети делились впечатлениями о том, как они провели выходные. Одна девочка рассказала, что она ходила в гости к крестной, у которой живет маленькая собачка. Когда девочка вошла в дом, собачка радостно бросилась ей навстречу, запрыгнула на руки. «Я так обрадовалась собаке, но у меня из глаз почему-то потекли слезы» (Лиза, 5 лет). На вопрос, почему же у Лизы потекли слезы, если она обрадовалась, никто не мог ответить. Были версии, что собака укусила девочку или испачкала ее. Но причина была в чем-то другом… И мы стали искать причину.

Основной целью проекта стало знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений. Для этого необходимо было сформировать у детей представление о том, что радость бывает разная и не всегда это чувство однозначно. Важным также представлялось развитие умения различать проявления эмоции радости по мимике, пантомимике, интонации. Кроме этого, необходимо было побудить детей к осознанию собственной радости и адекватным способам ее выражения. И конечно же – стимулировать переживание положительных эмоций и желание СОрадоваться.

Родителей также предполагалось вовлечь в проект, повысить их активность и интерес к общению с собственными детьми на тему переживаемых эмоций и чувств, совместному прочтению и обсуждению литературных произведений, просмотру мультфильмов и детских телепередач в рамках тематики проекта.

Чтобы оценить эффективность работы, предварительно была проведена диагностика. Детям предлагалось определить эмоции по фотографиям. По результатам диагностики, эмоцию радости в ее «классическом» проявлении, определяют практически все дети. А идентификация такой эмоции как «злорадство», вызывает значительные затруднения. 50% детей считывают ее как «гнев», 38 % — как «радость», остальные либо затрудняются, либо предлагают прочие варианты. Установлено, что наибольшую информативность при идентификации эмоций по мимике имеет верхняя половина лица, в особенности, область глаз и бровей. В данном случае верхняя часть лица как раз имеет мимические проявления гнева. Поэтому половина детей назвали мальчика с фотографии «злым». Менее информативна нижняя часть лица. «Мальчик радостный, ведь он улыбается» — ответили 38 % детей. Слезы счастья интерпретировались детьми как горевание. Таким образом, можно сделать вывод, что определение различных оттенков и проявлений эмоции радости вызывает у детей старшего дошкольного возраста значительные затруднения.

Реализация проекта происходила в различных видах детской деятельности.

В игровой деятельности были использованы:

• театрализованные игры (психогимнастические этюды на выражение эмоции радости по М. И. Чистяковой – «Вкусные конфеты», «Золотые капельки», «Колыбельная медвежонку», «Ласковый котенок» и др.)

• психологические игры на развитие эмпатии,положительного отношения к себе и другим: «Подари свет души своей» (авт., «Капелька доброты» (авт., «Волшебники», «Большое доброе существо», «Звезда дружбы» и др.

• телесно-ориентированные техники на снятие мышечных зажимов (игры «Тортик», «Дружеский массаж» и др.)

Читайте также:  Опросник для изучения темперамента по стреляу

• релаксация (с фиксацией на дыхании, без фиксации на дыхании, с «5Dэффектом»)

• дидактические игры на закрепление знаний о мимических проявлениях эмоции радости («Лицемер», «Эмоциональное лото», «Экран настроений»)

Коммуникативная деятельность детей в рамках проекта включала в себя свободное общение на тему «Радость», обмен впечатлениями, мнениями, коммуникативные игры на стимуляцию положительных эмоций, развитие эмпатии, навыков взаимодействия – «Поводыри», «Сиамские близнецы», «Охота на тигра» и др. Содержание рисунков, техника исполнения, стилистика выбирались самим ребенком. Была организована выставка детских работ «Радостный вернисаж».

Музыкально-двигательная деятельность, также как и рисование, является арт-терапевтическим приемом. Дети слушали веселую музыку, исполняли танцы-импровизации, устраивали «Веселую детскотеку».

Родителям было рекомендован к совместному прочтению с детьми ряд веселых произведений детской литературы. Например, стихи Ю. Мориц, стихи Б. Заходера, К. Чуковский «Радость», «Путаница» и др. стихи, В. Сутеев «Веселые истории в картинках», сказки и рассказы для детей, В. Бондаенко «Три веселых зайца» и др.

В ходе реализации проекта была активно задействована и познавательная деятельность детей.

Дети рассматривали фотографии на тему «Радость», обсуждали их, обменивались мнениями, спорили. Составляли пиктограммы различных проявлений эмоции радости. Обсуждали персонажей детских книг, мультфильмов, детских телепередач, для которых характерны те или иные проявления эмоции радости.

Итоговым продуктом проекта стал коллаж «Стена Радости», созданный детьми. Как известно, создание коллажей является арт-терапевтической техникой, с помощью которой можно осознать свои чувства, пересмотреть свое видение ситуации, найти ответы на свои вопросы, увидеть решение проблемы. Мы создавали коллаж «Стена Радости» для того,чтобы:

Выразить свою радость (осознание своих чувств, адекватные способы выражения эмоций)

Порадоваться задругих (эмпатия, умение сорадоваться)

Поделиться мыслями, рассказать о том, что узнали в ходе проекта (познавательный компонент)

«Зарядиться» хорошим настроением (стимуляция положительных эмоций)

Стену Радости мы расположили на видном месте, где ее хорошо могли рассмотреть и дети, и родители, и все сотрудники детского сада, заходящие в эту группу. В течение всего времени проекта любой желающий мог дополнить Стену Радости рисунками, надписями, аппликацией и т. д., главное, чтобы это соответствовало теме «Радость». Стена Радости стала интерактивной. Фотографии и рисунки с веселыми лицами людей разных возрастов невольно вызывали улыбку у каждого, кто входил в группу.

Также в ходе проекта дети узнали, что радость бывает разная, что она может смешиваться с другими эмоциями, что причин для радости очень много и у каждого они свои.

Дети научились различать многообразие проявлений эмоции радости по мимике и пантомимике. По результатам диагностики, 80% детей правильно определяли по мимике различные проявления эмоции радости.

В речь детей вошли новые слова и выражения. К примеру, все дети запомнили словосочетание «злая радость», которое мы использовали в обсуждениях, а некоторые дети запомнили и стали использовать в речи слово «злорадство». Для многих открытием стало, что страх может приносить радость. И, наконец, мы ответили на вопрос «Почему же у Лизы текли слезы из глаз, когда она обрадовалась собаке?» В ходе обсуждений различных ситуаций, размышлений, споров, наблюдений, рассматривания фотографий дети сами пришли к выводу, что, «когда радость очень-очень-преочень сильная, то человек может даже плакать. Плакать от радости».

Педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 9» г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Симонова Татьяна Ивановна

«Игрушка — такая вредная и такая полезная». Консультация для родителей Игрушка — такая вредная и такая полезная. Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Такая разная осень» Цель: обобщение представлений детей о времени года осени через различные виды художественно-эстетической и музыкальной деятельности. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Развитие речи» «Такая разная посуда» Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, кастрюля, ложка,.

Конспект открытого занятия с Использованием ИКТ в Подготовительной группе «Такая разная музыка» Программное содержание. Учить определять характер и форму музыкальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обогатить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Такая разная кошка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Такая разная кошка» Цели занятия: • Учить передавать образ кошек, используя разные.

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов «Такая разная осень» Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов Тема: «Такая разная осень» Задачи: 1. Развивать самостоятельность,.

Мини-музей «Такая разная посуда» Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне.

Новый год всем нам радость принесёт! Фотоотчёт об украшении фасада детского сада к Новому году! Много праздников есть разных, Но любимый – Новый год! Говорят, он очень важный, Кто как встретит – так живёт! В этом году наш педагогический.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Выставка рисунков детей второй младшей группы «Такая разная осень» Над бумажным над листом машет кисточка хвостом. И не просто машет,а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ах,какая красота. 1.»ЕЖ»-Развиваем.

Источник

Оцените статью