Слабый тип нервной системы это темперамент

Что такое неврозы?

Неврозы — обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Для людей со слабыми нервными процессами большое количество жизненных требований и воздействий внешней среды может стать непосильными и вызвать перенапряжение нервных клеток, а, следовательно, и патологическое состояние — невроз.

Перенапряжение нервных процессов у человека создается его тяжелыми переживаниями, иногда неблагоприятными условиями быта и работы, конфликтными ситуациями и т.д.

Громадное значение у человека имеет прочный динамический стереотип, или свойства характера, складывающиеся под влиянием воспитания и примеров со стороны окружающих людей с раннего детского возраста. К проявлениям динамического стереотипа, помимо свойств характера, относятся также высокие чувства патриотизма, классовой солидарности, товарищества, чувство долга и т. д.

Типы высшей нервной деятельности у человека могут способствовать возникновению невроза, если имеется несоответствие между условиями существования, характером профессиональной деятельности и т.п.

И.П. Павловым было установлено, что перемена стереотипа для организма является трудной задачей. В связи с этим причина невроза нередко заключается в столкновении неправильного, несоответствующего социальным условиям стереотипа, сложившегося в период детства, с требованиями социальной среды, предъявляемыми к взрослому человеку.

При этом причина, обусловившая развитие невроза, далеко не всегда может быть объективно оценена как тяжелое, могущее вызвать перенапряжение нервных процессов переживание. Она принимает болезнетворный характер в связи с предшествующими условиями жизни, событиями, впечатлениями и т.д. В зависимости от прошлого жизненного опыта незначительные сами по себе переживания могут стать экстремальными и вследствие этого патогенными. Ослабление нервной системы соматическими или эндокринными заболеваниями может способствовать более легкому перенапряжению нервных клеток, причем патогенными становятся не сверхсильные, а обычные жизненные раздражители, ранее болезнетворно не действовавшие.

Соматические заболевания, ослабив организм и силу нервных процессов, могут лишь подготовить почву для развития невроза, но не создать его.

В основу классификации неврозов И.П. Павлова были положены 2 принципа:

  1. экзогенная обусловленность неврозов функциональным перенапряжением нервных процессов действием внешних раздражителей
  2. особенность почвы, на которую действуют эти раздражители, тип высшей нервной деятельности больного.

Первый принцип дает возможность определить какие состояния могут быть отнесены к неврозам, а какие к неврозам отнесены быть не могут. Итак, неврозом считается хроническое длительное нарушение нормальной высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием раздражителей:

  • неадекватных по силе воздействия,
  • неадекватных по длительности воздействия,
  • требующих слишком быстрой смены нервных процессов,
  • индивидуально не выносимых для данной нервной системы.

Любые другие патологические состояния высшей нервной деятельности, в основе которых лежат не перенапряжения высшей нервной деятельности, локализованных в коре больших полушарий головного мозга, например,

  • нарушения корковых процессов иной природы,
  • нарушения отделов центральной нервной системы, не являющихся корой больших полушарий к неврозам отнесены быть не могут.

Второй принцип дает возможность собственно классификации типов патологии в зависимости от типа высшей нервной деятельности больного.

Коренное качественное отличие человека от животного заключается, таким образом, в том, что он сносится с окружающей средой посредством двух сигнальных систем. Первая сигнальная система, общая у него с животными, включает в себя ощущения, восприятия и представления; вторая сигнальная система — система речи, слова — обусловливает возможность обобщения, отвлечения и развития понятий.

Читайте также:  Чувства определяющие личность человека

Обе сигнальные системы неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Вторая сигнальная система отражает в словах воздействия внешнего и внутреннего мира на первую сигнальную систему. Отрыв одной сигнальной системы от другой равносилен отрыву формы от содержания.

Другими словами, разница в клинической картине неврозов зависит не от разной природы заболеваний, а от разной почвы, на которой невроз развивается, от того, какая сигнальная система более слаба, а, следовательно, более подвержена изменениям.

И.П. Павлов считал, что экспериментально установленные у животных 4 основных типа высшей нервной деятельности и их вариации, зависящие от соотношения силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, имеют место и у человека. Установленная И. П. Павловым классификация общих с животными типов высшей нервной деятельности человека совпадает с созданной Гиппократом классификацией темпераментов, хотя основана не на эмпирических, а на научно обоснованных физиологических принципах.

Однако основные свойства типа высшей нервной деятельности оказывают влияние как на возникновение, так и на течение различных заболеваний, в том числе неврозов.

  1. Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
  2. Флегматическим темпераментом, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу. Для этого типа темперамента, в силу его инертности, наиболее вероятным критическим воздействием, вызывающим перенапряжения коры головного мозга может быть раздражитель, требующий слишком быстрой смены нервных процессов.
  3. Холерический темперамент — другой сильный тип темперамента — неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Для этого типа темперамента, в силу его истощаемости, наиболее вероятным критическим воздействием, вызывающим перенапряжения коры головного мозга может быть раздражитель, неадекватный по длительности воздействия.
  4. Сангвинический темперамент — третий сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. Для этого типа темперамента, в силу его истощаемости, наиболее вероятным критическим воздействием, вызывающим перенапряжения коры головного мозга может быть раздражитель, неадекватный по силе воздействия.

И.П. Павлов писал: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах — писателей, музыкантов, живописцев и т.д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

В зависимости от степени развития и соотношения сигнальных систем у человека формируется: средний тип с равномерным развитием обеих сигнальных систем; художественный с относительным преобладанием первой сигнальной системы и мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы.

Читайте также:  Девушка ничего не чувствует с парнем

Экспериментальные исследования И. П. Павлова на животных показали, что почвой, способствующей развитию невроза, является тип высшей нервной деятельности. Значение биологического типа высшей нервной деятельности сохраняется до известной степени и у человека. Основным «поставщиком» неврозов является слабый и неуравновешенный типы высшей нервной деятельности.

Таким образом, к неврозам И. П. Павлов относит 3 основных заболевания, вызываемых перенапряжением корковых нервных процессов и зависящих от 3 специально человеческих типов высшей нервной деятельности: неврастению, истерию и психастению, различая внутри каждого невроза особые формы его течения.

«Неврастения есть болезненная форма слабого общего и среднего человеческого типа, — писал И.П. Павлов. — Истерик есть продукт слабого общего типа в соединении с художественным, а психастеник — продукт слабого общего в соединении с мыслительным».

Разница в клинической картине трех форм неврозов (неврастении, истерии и психастении) зависит не от разной природы заболеваний, а от разной почвы, на которой невроз развивается, от того, какая сигнальная система более слаба, следовательно, более подвержена изменениям.

В связи с этим можно построить следующую классификацию неврозов.

Классификация неврозов

I. Неврастения (заболевание среднего типа высшей нервной деятельности):

а) гиперстеническая форма

б) гипостеническая форма

в) неврастения с преобладанием состояний навязчивости.

II. Истерия (невроз художественного типа высшей нервной деятельности.

III. Психастения (заболевание мыслительного типа).

Таким образом, нет основания выделять в качестве самостоятельных форм неврозов ситуационные или реактивные неврозы. Различие между ними заключается в том, что при первых перенапряжение нервных процессов вызывают хронически длительно действующие раздражители, влияние которых еще продолжается, а при так называемых реактивных неврозах оно создается действием экстремальных по силе раздражителей. При этом как реактивные, так и ситуационные неврозы в зависимости от типа высшей нервной деятельности больных принимают форму одного из общих неврозов и должны быть к ней отнесены.

Каждая форма невроза может иметь различное течение от коротких невротических реакций до затяжных хронических форм.

Источник

Слабый тип нервной системы это темперамент

Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы имеет значение для прогнозирования успешности в трудовой деятельности человека. Оно широко применяется в физиологии труда, входит в комплекс показателей психомоторной организации человека, используемый для проведения профотбора [4].

Влияние значительной нагрузки во время учебного процесса и психоэмоциональных факторов, связанных с подготовкой к экзамену и его сдачей, могут негативно сказаться на функциональном состоянии нервной системы, обостритьпроцессы адаптации к стрессовой ситуации, тем самым привести к снижению уровня выполнения работы во время сдачи экзамена и негативно сказаться на его результате.

С нервно-психическим состоянием тесно связано и состояние моторики, в связи с чем, интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС.Максимальные скоростные показатели человека в физиологии принято понимать, как способность совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Согласно данным литературы максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека [3].

Функциональная подвижность нервной системы характеризуется также возможностью экстренного переключения действий и быстрой сменой возбудительного и тормозного процессов.

Читайте также:  Что лучше думать или чувствовать

Качественное выполнение учебной нагрузки учащимися во многом зависит от индивидуальных особенностей. В этой связи становится актуальным изучение психофизиологических реакций для успешной реализации студентами учебной деятельности. Применяемые в исследованиях методы должны быть доступны, информативны и достоверны [1]. Одной из таких методик является теппинг-тест.

Целью исследования явилась сравнительная оценка психофизиологических показателей студентов лечебного и педиатрического факультетов на основании результатов теппинг-теста.

Методика исследования: теппинг-тест для определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям по методике Е.П. Ильина [2].

Полученные в результате обработки данных варианты динамики максимального темпа движения рук по Е.П. Ильину условно разделены на пять типов:

  1. Сильный тип нервной системыхарактеризуется нарастанием темпа движений руки до максимального уровня в первые 5-15 с. рабочей деятельности; следующие 25-30 секунд наблюдается снижение работоспособности, наблюдавшейся в первые 5-15 секунд работы).
  2. Нервная система средней силы: максимальный темп удерживается преимущественно на одном уровне в течение всего периода работы.
  3. Слабая нервная система: снижение темпа движений происходит со второго 5-секундного отрезка и далее остается на сниженном уровне до конца работы.
  4. Средне-слабая нервная система: темп работы снижается после 10-15 секунды. Расценивается как промежуточный тип между средней и слабой нервной системой.
  5. Средне-сильная нервная система: начальное снижение максимального темпа движения сменяется кратковременным возрастанием работоспособности, вследствие возможной кратковременной мобилизации,до исходного уровня.

Тест проводился непосредственно перед сдачей экзамена у 403 студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. Из них 195 девушек и 208 юношей; 287 человек – студенты лечебного факультета,116 – студенты педиатрического факультета, среди них 72 девушки и 44 юноши.Средний возраст студентов 21±1,8 лет.

Результаты исследований. Среди обследованных студентов двух факультетов большинство имеют средне-сильную нервную систему – 44,41% (179 человек). При этом показатель на лечебном факультете составил 69,27% — 124 человека: 56 девушек и 68 юношей; на педиатрическом 30,73% (55 человек: 24 девушки и 31 юноша).

Доля лиц со средне-слабой устойчивой нервной системой составила 30,02% (121 человек). Среди них студенты лечебного факультета составили72,72% — 88 человек: 52 девушки и 36 юношей; студенты педиатрического факультета 27,27% — 33 человека: 16 девушек и 17 юношей.

Несмотря на то, что довольно высокий процент обучающихся имеет средне-слабую нервную систему, достаточно высок показатель лиц с сильной и средне-сильной устойчивой нервной системой.

Сильной нервной системой обладают 27 человек (6,7%). Доля студентов лечебного факультета здесь немного ниже (44,4% — 12 человек: 8 юношей и 4 девушки), чем педиатрического (55,6% — 15 человек: 10 девушек и 5 юношей).

Средне-сильная устойчивость нервной системы была выявлена у 63 человек (15,6%). Среди них 26 студентов лечебного и 37 студентов педиатрического факультета (41,26% и 58,74% соответственно).

Слабая, неустойчивая нервная система обнаружилась у 3,2% от общего числа исследуемых студентов, среди них 53,8% обучаются на педиатрическом факультете (3 юноши и 4 девушки) и 46,2% на лечебном (2 юноши и 4 девушки).

Таким образом, большинство студентов лечебного и педиатрического факультетов обладают сильным и средне-сильным типами нервной системы, причем у студентов педиатров этот показатель выше. Интересно отметить, что среди студентов педиатрического факультета с указанными типами нервной системы преобладают девушки, а среди студентов лечебного факультета юноши.

Источник

Оцените статью