Скороговорки для развития речи детей 5 лет
Татьяна Бахтина
Скороговорки для развития речи детей 5 лет
Картотека скороговорок для детей старшего возраста
Область: речевое развитие
Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по
2. Развивать чёткую, правильную дикцию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Совершенствовать интонационную выразительность.
I.Скороговорки на произношение парных согласных.
1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
2. В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.
3. Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб :
Сено граблями, краб, грабь.
4. Дали Клаше каши с простоквашей
Ела Клаша кашу с простоквашей.
5. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
6. В пруду у Поликарпа
Три карася и три карпа.
7. Гроза грозна, грозна гроза.
II.Скороговоркина сонорные согласные:
1. Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.
Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.
2. Стоит гора, в горе- нора.
3. В норе зверёк, зовут сурок.
4. Рубанок в руки взял мастак,
Встал спозоранок за верстак:
Тарасу, Рустику, Марусе
Строгает на салазки брусья.
5. На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
6. Маланья – болтунья молоко болтала,
Выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
Полили лилию. Видели Лидию.
7. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
8. Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
9. Пошла Поля полоть в поле.
10. Не бывает улова у ленивого рыболова.
12. Тридцать три вагона в ряд
13. Свинья тупорыла, белорыла
Весь двор перерыла.
14. Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
15. Вбили кол в частокол,
16.Корили Кирилла: «Не дразни гориллу».
Корили гориллу: «Не дразни Кирилла».
17. Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
18. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
19. Перепёлка перепелят прятала от ребят.
20. Проворонила ворона воронёнка.
21. У ёлки иголки колки.
III.Скороговорки на шипящие и свистящие согласные.
1. Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.
Санки вбок, Сенька с ног,
Сонька с Санькой в сугроб.
2. Косил косой косой косой.
3. Течёт речка, печёт печка.
4. Прекрасен зрелый, твёрдый сыр.
Незрелый сыр невкусен, сыр.
5. У ежа ежата, а у ужа ужата.
6. Сшила Саше Маша шапку.
7. У Сени и Саши дома хлеб да каша.
8. Купила бабуся бусы Марусе.
9. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
10. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
11. Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
12. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по две гроши.
13. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
От груза арбузов развалился кузов.
14. Шалит и машет Сашка
А на кушетке в шашки
Играют Яшка с Пашкой.
15. Стакан сметаны съел Софрон,
Сосиску с соусом — Самсон.
Ставридку – Стас, салатик – Стелла.
Сусанна сайку с маслом съела.
16. К арбузу на грядку пришёл карапуз.
Крупней карапуза огромный арбуз.
17. Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?»
И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась
18. Летят три пичужки через
Три пустых избушки.
19. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
20. Наступила сороконожка сороке на ножку.
IV.Скороговорки на отдельные звуки.
1. Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
2. Кефаль не кафель,
А кафель не кефаль.
3. Архип осип, Осип охрип.
4. Дед Додон в дуду дудел.
Димку дед дудой задел.
5. Добр бобр до бобрят.
6. От топота копыт пыль по полю летит.
Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.
Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :»Определи слово». Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.
Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.
Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.
Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки — это уникальное явление языковой культуры.
Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а с другой стороны, речевое развитие — показатель.
Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.
Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.
Источник
Картотека скороговорок
Ольга Шевлякова
Картотека скороговорок
Картотека скороговорок.
Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
1. Сшила Саша Сашке шапку.
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
4. Шесть мышат в камышах шуршат.
5. Сыворотка из – под простокваши.
6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.
9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.
10. Кукушка кукушонку купила капюшон.
11. Слишком много ножек у сороконожек.
12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.
15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
16. Наш Полкан попал в капкан.
17. От топота копыт пыль по полю летит.
18. Ткет ткач ткани на платок Тане.
19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.
23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
24. На дворе трава, на траве — дрова.
25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.
28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.
29. Мокрая погода размокропогодилась.
30. Полпогреба репы, полколпока гороха.
31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
32. Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.
33. У Кондрата куртка коротковата.
34. Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.
35. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
36. Король – орел, орел — король.
37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.
38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
39. Бобр добр для бобрят.
40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.
41. Орел на горе, перо на орле.
42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.
43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
45. Милая Мила мылась мылом.
46. Мы ели-ели линьков у ели.
47. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы две недели карамель на мели ели.
49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
50. В перелеске перепел, перепёлку перепел.
51. Утром присев на зеленом пригорке,
учат сороки скороговорки:
картошка, картонка, карета, картуз,
карниз, карандаш, карамель, карапуз.
52. Сова советует сове, спи соседка на софе,
на софе так сладко спится, о совятах сон присниться.
53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,
соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.
54. Хорош пирожок, внутри творожок.
55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.
Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.
56. Вырастил Толя тополь за полем,
по полю, по полю шел к тополю Толя.
57. Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу, кричать до хрипу.
58. Разорались петухи, закачались лопухи,
громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор.
59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы,
все озёра – зеркала, из зеленого стекла.
60. Дед Данил делил дыню — дольку Диме, дольку Дине.
61. Все за столом сели, со стола всёсъели:
сметану с простоквашей, с овсяной кашей.
62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза.
Известно, звезды не достать, зачем козе о них мечтать.
63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.
65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит,
Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.
Картотека чистоговорок.
Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.
Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.
Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки!
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
1. Су-су-су, су-су-су
белку видели в лесу.
2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу
сидит ворон на дубу.
3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
Зайке холодно зимой!
4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,
есть иголки у ежа.
5. Са-са-са, вот летит оса.
6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
наша каша хороша!
7. Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Ищут, ищут мячик
девочка и мальчик.
8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
что-то шепчут камыши.
Это утка в камыше.
Выходи из камыша.
9. Мышки, не мешайте кошке,
ловить мух на окошке.
Кошка муху лапкой – хвать!
Лучше кошке не мешать!
10. До города дорога в гору,
от города – с горы.
11. Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-
просит заинька косой.
— Спой мне песню, сойка, спой!
12. Ед — ед — ед- где же мой велосипед?
Да-да-да- быстрая езда.
Али-али-али- нажимаю на педали.
Аль-аль-аль- быстро мчусь я вдаль.
мы нашли в лесу ежа.
Подошли мы к ежу.
Впереди большая лужа.
Надень, ёжик, сапожок.
14. Са-са-са – вот идет Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька — краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
15. Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ала-ала-ала — пчёлка крыльями махала.
Ила-ила-ила — пчёлка мёд носила.
16. Са-са-са – прилетела к нам оса.
Су-су-су — мы увидели осу.
Сы-сы-сы – испугались мы осы.
Са-са-са — улетай скорей, оса.
Ай- ай-ай — ты нас больше не кусай.
Ой-ой-ой — побежали мы домой.
17. Да-да-да – наступили холода.
Да-да-да — превратилась в лёд вода.
Ду-ду-ду — поскользнусь я на льду.
Ду-ду-ду — я на лыжах иду.
Ды-ды-ды — на снегу есть следы.
Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!
18. Ба-ба-ба – на крыше есть труба.
Бу-бу-бу — надо чистить трубу.
Бы-бы-бы — валит дым из трубы.
19. Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.
Ишки-ишки-ишки — вот золотые шишки.
Ош-ош-ош — шар большой хорош.
Ша-ша-ша — ёлка тоже хороша.
20. Ра-ра-ра — погляди-ка, детвора.
Ря-ря-ря — взошла красная заря.
Ре-ре-ре — растёт рябина на горе.
Ри-ри-ри — клюют рябину снегири.
21. Са-са-са- кисонька – краса.
Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы – молоко у кисы.
Иса-иса-иса — бантиком играет киса.
22. Ома-ома-ома — стоит козлик у дома.
Оме-оме-оме — хорошо в высоком доме.
Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.
Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.
23. Од-од-од — мы вскопали огород.
Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.
Да-да-да – растениям нужна вода.
Ду-ду-ду – за водой я пойду.
24. Жу-жу-жу – я границу сторожу.
Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.
Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.
25. Ба-ба-ба – заиграла труба.
Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.
Бе-бе-бе- я играю на трубе.
26. Ока-ока-ока – где живет сорока?
Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки.
Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок!
Ку-ку-ку – попить лети ты на реку.
Ко-ко-ко — а река – то далеко!
Фотоотчёт о конкурсе скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь» в логопедической группе В МАРТЕ 2019 года в группе «Колобок» прошёл конкурс скороговорок «Всех скороговорок не перевыскороговоришь». В мероприятии приняли активное.
Картотека чистоговорок и скороговорок Картотека чистоговорок. Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию. Развивать артикуляционный аппарат ребенка,.
Картотека игр на Масленицу Игры на Масленицу Эстафета «Напои водой Мороза и Зиму». Участники переносят ложкой воду из одного ведерка в другое. У кого воды окажется.
Картотека игр с детьми с ОВЗ Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 — 4 лет» Дружные фигурки.
Картотека социально –ориентированных игр и Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека социально –ориентированных игр у дошкольников Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков.
Картотека загадок Тема: Человек За стеной Костяной Соловейко, спой! (Язык) Между двух светил Я в середине один. (Нос).
Коллекция русских скороговорок и чистоговорок Коллекция русских скороговорок и Чистоговорок Упражнения по развитию речи Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса). Су-су-су: боимся.
Консультация для педагогов «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Консультация для педагогов:«Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Процесс развития.
Консультация для родителей «Всех скороговорок не переговорить, не выговорить…» Скороговорки для детей — это веселые стихи для развития речи и дикции. Согласитесь, приятно слушать красивую, правильную речь, когда человек.
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Е. С. Богатырева, г. Таганрог.
Источник