- Чем опасен скепсис?
- Читайте также
- 99. Оставьте скепсис
- ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОПАСЕН ДЛЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
- Чем опасен комплекс неполноценности
- Чем опасен шантаж в отношениях?
- Ошибка 37. Скепсис
- Скептицизм как ловушка: почему мы не можем во всём сомневаться
- Нет никаких разумных причин выбрать синюю, а не черную ручку, рубашку в клетку, а не в полоску. Разум может бесконечно перебирать аргументы в пользу того или иного решения. Но само решение, как показывает случай Эллиота, он может принять только вместе с телом и эмоциями.
- Скептицизм сделает вас счастливым (или нет)
- Мед кажется сладким, а соль — соленой. Но каковы они сами по себе? Этого мы знать не можем. Следовательно, стоит воздержаться от суждений, следовать за ощущениями и не приписывать вещам дополнительных оценок.
- Антонио Дамасио называет чувства, которые направляют наши мысли и решения в ту или иную сторону, соматическими маркерами. Предвкушение удовольствия от хороших выходных, чувство голода, разочарования, гнева или удовлетворения — всё это выражается в определенных состояниях тела.
- Декарт говорит: предположим, что мир создан злым демоном, который контролирует все мои впечатления. Если даже у меня нет тела, даже если каждое мое воспоминание и ощущение — ложь и обман, я все-таки не могу усомниться в том, что тот, кто сомневается, действительно существует.
- Всё не то, чем кажется
- Вот одна рука, а вот другая, рассуждает Мур. Я знаю, что мои руки существуют — это эмпирически очевидный факт. А если существуют руки, то существует и вся Вселенная.
- Научный скептицизм не претендует на открытие абсолютно достоверного знания. Наука стремится не к истине, а к согласованным, эффективным и функционально простым объяснениям.
- Принципы современного скептицизма хорошо суммировал Бертран Рассел:
- Психологам хорошо известен феномен избирательного скептицизма: мы чаще применяем критическое мышление к тем утверждениям, которые нам интуитивно не нравятся.
- В теории Ахиллес никогда не догонит черепаху, а Джордж Эдвард Мур никогда не докажет существование Вселенной, указывая на свои руки. Но радикальный скептицизм сегодня можно реализовать только в стенах психиатрической клиники или на страницах философских журналов. В обыденной жизни нам остается довольствоваться умеренным сомнением.
Чем опасен скепсис?
Чем опасен скепсис?
Скепсис – это не что иное, как оборотная сторона синдрома неудачника. Скептик не признается себе в том, что он – неудачник, вместо этого он винит жизнь: мол, здесь и не может быть ничего хорошего, как ни старайся. Но такая позиция вовсе не спасает его от страданий. Он ведь видит, что другим людям все же удается преуспевать, даже вопреки его мрачным прогнозам. И тогда он начинает завидовать, и даже подспудно желать другим зла: мол, ничего, их успех временный, и они получат свое… Да, скептик может даже радоваться чужому горю – ведь страдания других людей, как ему кажется, подтверждают правоту его убеждений в том, что жизнь трудна и беспросветна.
Конечно, в жизни встречаются и трудности, и неудачи, и серьезные испытания, но превратиться в скептика и перестать вообще ждать чего-то хорошего, да еще и другим внушать, что мир плох – это путь в тупик. Маска скептика и позиция человека, гордящегося своими ранами, конечно, может приносить какое-то удовлетворение, но ненадолго. Да и удовлетворение это ущербное.
Для настоящего счастья нам нужен настоящий успех, нам нужно достигать свои цели, нам нужно, чтобы исполнялись наши желания. Тот же, кто лишь презрительно кривится, глядя на попытки других людей прийти к счастью, и сам, естественно, счастливым быть не может.
Упражнение 1.
Ищи во всем хорошее
Научитесь видеть положительную сторону во всем, что бы ни происходило. Помните, что про стакан, наполовину заполненный водой, пессимист скажет: «Стакан наполовину пуст», а оптимист – «Стакан наполовину полон». Многие вещи мы оцениваем негативно не потому, что они в самом деле такими являются, а лишь потому, что таково наше восприятие. Перестаньте выискивать плохое в себе, в других людях, в окружающем мире – начните выискивать хорошее, и вы с удивлением обнаружите, что его гораздо больше, чем вам казалось.
Ставьте оценку «плюс» всему, чему можно, и совсем откажитесь от оценки «минус». Запомните такую простую фразу: «Это хорошо», и задайтесь целью произносить ее вслух при малейшем поводе, а то и при отсутствии повода. Если вам кажется, что вам не везет в чем-то крупном – начните положительно оценивать разные мелочи, и то, что вам кажется само собой разумеющимся. Попробуйте начать благодарить жизнь за эти мелочи. За воздух, которым вы дышите, за хорошую погоду, а может, даже за дождь и ветер, ведь это тоже прекрасные проявления природы. За то, что у вас есть близкие люди, друзья, работа, возможность отдыхать, читать, думать…
Вы увидите, что в жизни есть множество недооцененных вами вещей, которые стоят вашей положительной оценки и благодарности. Даже если кто-то относится к вам не так хорошо, как хотелось бы, все равно скажите «Это хорошо!». Ведь порой окружающие учат нас терпению, выдержке, и даже своим негативным отношением помогают стать сильнее!
Когда научитесь положительно оценивать хорошие мелочи, начните искать положительную сторону в том, что кажется плохим. Вы обнаружите, что в мире нет ничего однозначно плохого! Всегда есть оборотная сторона. И если вы ее сможете увидеть, то извлечете позитивный опыт даже из неудач.
Привычка искать во всем хорошее очень скоро сделает свое дело: вы заметите, как ваше изменившееся восприятие меняет вашу реальность: вам чаще везет, и с вами происходит только хорошее!
Упражнение 2.
Извлеки уроки из прошлых ошибок
Большой успех невозможен без предшествующих ему неудач. Если вы прочтете биографию любого известного человека, преуспевшего в бизнесе, в политике, в спорте или в искусстве, то убедитесь, через какие тернии ему пришлось пройти. Секрет успеха этих выдающихся людей в том, что они не стали скептиками вследствие неудач и поражений. Что бы ни случалось с ними, они не только не сдались на полпути – но превратили трудности и препятствия в настоящую движущую силу своего успеха. Каждая неудача лишь подстегивала их идти дальше, вопреки всему добиваться своих целей.
Вы тоже можете последовать их примеру! Во-первых, поймите, что неудача на пути к успеху – это естественно и нормально. Она вовсе не означает, что «пришел конец всему». Поэтому дайте себе право на ошибки и неудачи, и не считайте, что ошибаются лишь неудачники. Нет. Ошибаются все. Но одни сдаются, а другие даже после самого болезненного падения поднимаются и идут вперед.
Вспомните свои неудачи. Остановитесь на той, которая вам кажется самой крупной, и вследствие которой у вас появилось скептическое мировосприятие. Скажите себе: «Это – не поражение. Это – урок, из которого можно извлечь позитивный опыт».
Неудача могла быть своего рода подсказкой – призывом скорректировать ваши дальнейшие действия. Может быть, она сигнализировала вам: остановись, ты идешь в не лучшем для себя направлении, тогда как рядом есть другие, счастливые возможности!
Подумайте: что вы сделали неправильно? Может, пытались достичь успеха в области, в которой не очень сильны, и вам надо заняться чем-то другим? А может, сделали ставку не на тех людей?
Извлекайте уроки – и пробуйте снова и снова, ищите новые пути к успеху. Не забывайте известную истину – кто ищет, тот обязательно найдет.
Упражнение 3.
Сделай ставку на свои сильные стороны
Часто бывает, что человека преследуют неудачи лишь потому, что он не знает своих сильных сторон и пытается делать ставку на то, в чем он не силен. Представьте, что человек, которому дан дар музыканта, не развивает свой талант, а вместо этого пытается стать великим спортсменом. Он вкладывает все силы в спорт, но все равно не поднимается выше среднего уровня. В итоге ему в голову может прийти скептическая мысль: «Сколько ни старайся, все равно все бесполезно, ничего не получится, трудом ничего не добьешься, судьи несправедливы, правила соревнований неправильные, болельщики предвзяты», и т. д. Тогда как в музыке он мог добиться больших успехов и признания с гораздо меньшим трудом и большим удовольствием.
Задумайтесь: почему на вашем пути были трудности и неудачи – может быть, просто потому, что вы шли не своим, или, по крайней мере, не самым лучшим для себя путем?
Взгляните на себя объективно, и выясните, в чем вы действительно сильны. Возьмите бумагу, ручку, и запишите все то, что вы делаете хорошо – лучше, чем другие люди. Может быть, вы пытались ломать себя, боролись с собой, сами создавали себе препятствия, пытаясь делать то, что получается у вас не очень хорошо? Пересмотрите этот подход. Он ошибочный. Скажите себе, что отныне будете ценить свои лучшие качества, таланты и способности, и делать ставку на них.
Человек, чувствующий себя неудачником, часто берется за дела, в которых он заранее обречен на проигрыш. Тем самым он как бы демонстрирует себе и другим: «Ну, вот видите, я же знал, что у меня не получится». Настрой на поражение и приводит к поражению.
А человек, верящий в успех, будет заниматься тем, в чем он действительно является сильным. И у вас есть то, в чем вы сильны – надо только найти ту сферу, где вы чувствуете себя уверенно. Там и есть ваша стезя успеха.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
99. Оставьте скепсис
99. Оставьте скепсис Скепсис и цинизм – вот два главных оружия в борьбе с собственным счастьем. Большую часть замечательных возможностей, интересных приключений, новых знакомств и правильных решений мы отсекаем самостоятельно. Даже если жизнь подносит их нам на блюде, мы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОПАСЕН ДЛЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОПАСЕН ДЛЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ Деловой стиль обязывает строить по-особому рабочие отношения, он полностью меняет ритм жизни человека. У того появляется четкий распорядок дня, каждая минута этого распорядка имеет значение. Но жить в таком ритме
Чем опасен комплекс неполноценности
Чем опасен комплекс неполноценности Человек, страдающий комплексом неполноценности, постоянно недоволен и собой, и миром. Жизнь кажется ему слишком тяжелой и полной страданий. И, как правило, он не замечает, что причина такого мироощущения – лишь в плохом отношении к
Чем опасен шантаж в отношениях?
Чем опасен шантаж в отношениях? Все способы шантажа и манипулирования несут большую угрозу подлинному чувству любви, и неизбежно приводят к страданиям человека, ставшего жертвой шантажиста. Рассмотрим основные из них.Угроза разрывом. Вы часто слышите от партнера или
Ошибка 37. Скепсис
Ошибка 37. Скепсис Откуда берется скептическое отношение ко всему и всем? Человек, в глубине души чувствующий себя неудачником, порой прикрывается маской скептика. Он ничего хорошего не ждет от жизни, во всем сомневается, все критикует, осмеивает благие порывы других
Источник
Скептицизм как ловушка: почему мы не можем во всём сомневаться
Эллиот, пациент нейробиолога Антонио Дамасио, мог бесконечно выбирать между синей и черной ручкой, одним рестораном и другим, рубашкой в полоску и клетку. Столкнувшись с любым заданием, он то и дело отвлекался — к примеру, зачитывался документом, который ему нужно было просто положить в ту или иную папку. Таким он стал после операции по удалению опухоли мозга: благоразумный финансист превратился в рассеянного человека, который безразличен ко всему — в том числе и к собственному недугу. Он по-прежнему хорошо справлялся с тестами на IQ и логические способности, но не мог испытывать эмоций. В результате он лишился и обыденной рациональности.
«Я ни в коей мере не вступлю в противоречие с разумом, если предпочту, чтобы весь мир был разрушен, тому, чтобы я поцарапал палец», — писал в XVIII веке философ Дэвид Юм.
Нет никаких разумных причин выбрать синюю, а не черную ручку, рубашку в клетку, а не в полоску. Разум может бесконечно перебирать аргументы в пользу того или иного решения. Но само решение, как показывает случай Эллиота, он может принять только вместе с телом и эмоциями.
Разум не может устранить всех сомнений — он лишь дает им новую пищу.
Задолго до современной нейробиологии этот факт хорошо поняли античные философы-скептики. Они утверждали, что познавательные способности человека несовершенны и ограниченны. Мы не можем доказать даже того, что мир существует — и уж тем более, что он обладает какими-то определенными характеристиками. Как бы странно это ни звучало, скептики сделали метод радикального сомнения способом достижения счастья. Ради счастья эпикурейцы предлагали уклониться от мира, стоики — войти в согласие с ним. Скептики отвергли и то и другое, сомневаясь во всем.
Скептицизм сделает вас счастливым (или нет)
Основоположник школы скептицизма Пиррон советовал всем, кто стремится к счастью, обратить внимание на три обстоятельства: во-первых, какова природа вещей; во-вторых, как следует к ним относиться; и в-третьих, к чему это должно привести.
Вещи сами по себе, пишет Секст Эмпирик, «безразличны, неопределенны и неподсудны». Мы не знаем, что они собой представляют, потому что видим не вещи, а лишь явления вещей.
Мед кажется сладким, а соль — соленой. Но каковы они сами по себе? Этого мы знать не можем. Следовательно, стоит воздержаться от суждений, следовать за ощущениями и не приписывать вещам дополнительных оценок.
Воздерживаясь от суждений, скептик достигает желанной невозмутимости — а для греков это и есть главное условие счастья.
Греческий культ невозмутимости кажется прямой противоположностью современных представлений о счастье. Но на самом деле скептики пытаются сообщить нам одну важную вещь: жить можно как угодно, но к философии и науке это не имеет никакого отношения.
Античный скептик может жить, как все остальные люди: есть, когда захочется; спать, когда возникнет потребность; надевать клетчатые рубашки, если ему нравится именно этот узор. Ни одно из этих действий невозможно обосновать, основываясь лишь на разуме. Теоретически можно доказать, что движения не существует, как это сделал Зенон в знаменитом парадоксе об Ахиллесе и черепахе. Но люди, пишет Секст Эмпирик, «предпринимают путешествия пешком и морем, строят корабли и дома и рожают детей, не обращая внимания на рассуждения против движения и возникновения».
Теоретически мы можем сомневаться во всем. Но на практике сделать это невозможно.
Антонио Дамасио называет чувства, которые направляют наши мысли и решения в ту или иную сторону, соматическими маркерами. Предвкушение удовольствия от хороших выходных, чувство голода, разочарования, гнева или удовлетворения — всё это выражается в определенных состояниях тела.
Человек следует не за вещами, а за феноменами, отражениями вещей, утверждают скептики. Он руководствуется не знаниями, а соматическими маркерами, мог бы добавить Дамасио.
В своем крайнем виде скептицизм всегда приводит к иррационализму. Если ничего нельзя доказать, то все абсурдно. А если все абсурдно, в реальность можно только верить. Неудивительно, что аргументы скептиков охотно использовали Отцы Церкви в полемике против древней философии и языческих верований.
В XVI веке в Европе впервые опубликовали немногие сохранившиеся сочинения скептиков. С этого началась мода на пирронизм, которая могла приобретать самые разные формы. Автор знаменитых «Опытов» Мишель Монтень, признавая слабость человеческих познаний, вовсе не отвергает веру. Не делает этого и Рене Декарт, который строит основу научной философии, пользуясь методом радикального сомнения.
Декарт говорит: предположим, что мир создан злым демоном, который контролирует все мои впечатления. Если даже у меня нет тела, даже если каждое мое воспоминание и ощущение — ложь и обман, я все-таки не могу усомниться в том, что тот, кто сомневается, действительно существует.
Немногие способны довести свой скептицизм так далеко, как Декарт. Но процедура радикального сомнения встречается даже в примитивных культурах, которым мы обычно отказываем в рациональности.
Индонезийцы с острова Були, которых исследовал антрополог Нильс Бубанд, приписывают все свои тяжелые несчастья ведьмам. Но нельзя сказать, что они верят в существование ведьм — скорее, они постоянно в этом сомневаются. Ведьмы могут принять любую форму и обитают где-то на границах познания, оставаясь неразрешимым противоречием. Никто не знает, верить в них или нет. В начале XX века индонезийцы приняли христианство — с помощью новой религии они надеялись раз и навсегда избавиться от злых духов. Но если тот, кто сомневается в существовании ведьм, может сам оказаться ведьмой, сделать это не так уж просто.
Всё не то, чем кажется
К 1939 году гипотеза о том, что мир действительно существует, всё еще оставалась недоказанной: в конце концов, всегда можно было предположить, что существует только Рене Декарт.
В этом году британский философ Джордж Эдвард Мур представил свою скандальную работу «Доказательство внешнего мира».
Вот одна рука, а вот другая, рассуждает Мур. Я знаю, что мои руки существуют — это эмпирически очевидный факт. А если существуют руки, то существует и вся Вселенная.
Людвига Витгенштейна, как и многих других, это доказательство не убедило. Когда мы говорим «я знаю», это утверждение можно подтвердить или опровергнуть. Но как мы можем подтвердить или опровергнуть существование рук Джорджа Эдварда Мура? Мы можем их потрогать, но это ничего не докажет: может быть, мы просто спим или бредим. В качестве обоснования того, что его руки (а, следовательно, и Вселенная) действительно существуют, Мур предлагает только одну причину — собственную убежденность в том, что его знание достоверно. Но эта убежденность и сама нуждается в обосновании.
На философском уровне радикальный скептицизм был опровергнут только в феноменологии восприятия Мориса Мерло-Понти. Если всё, что мы воспринимаем, — иллюзия, тогда должен быть некий неиллюзорный мир, хотя бы для сравнения. Иллюзия — это лишь эффект восприятия, она не может заменить его целиком. Если я — мозг в банке, на который воздействуют электрохимическими импульсами, то у меня нет возможности поделить восприятия на истинные (электрохимические импульсы) и ложные (весь мир и моя жизнь). Мир — это и есть то, что мы воспринимаем.
Научный скептицизм не претендует на открытие абсолютно достоверного знания. Наука стремится не к истине, а к согласованным, эффективным и функционально простым объяснениям.
Любая теория может оказаться неверной, если ее опровергнет лишь единственное доказательство. Если ученые найдут одного летающего единорога, многие физические и биологические законы придется подвергнуть ревизии. Но пока этого не произошло, разумнее считать существующие теории верными, а существование единорогов — маловероятным.
Как показал историк Стив Шейпин, ценности экспериментальной науки во многом были позаимствованы из джентльменской культуры XVII столетия. Джентльмен в отличие от купца или придворного обладает высоким статусом и материальной независимостью, и потому может себе позволить говорить правду. Пускай некоторые джентльмены и ученые лгут и прелюбодействуют, но честность остается идеалом и для тех, и для других. Поскольку джентльменская честь тесно соприкасалась с научной честностью, обвинения в подтасовке данных в некоторых случаях могли привести к вызову на дуэль.
Современный скептицизм имеет мало общего с античной традицией. Люди, которые сегодня называют себя скептиками, руководствуются познавательными принципами, которые еще не были знакомы древним грекам. Если античный скептик ничего не утверждал, то сегодня скептики постоянно занимаются опровержением популярных заблуждений. Они критикуют веру в телепатию и астрологию, веру в бесов и колдовство, в действенность гомеопатии и альтернативной медицины, новую хронологию и теорию плоской Земли. В то же время, как и в античности, скептики не ограничиваются теорией и порой претендуют на создание определенного образа жизни.
Скептик должен беспристрастно рассматривать доказательства в пользу той или иной теории, избавляться от когнитивных ошибок и руководствоваться в первую очередь фактами.
Принципы современного скептицизма хорошо суммировал Бертран Рассел:
1) если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
2) если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
3) когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.
Как ни странно, ближе всего к радикальному скептицизму сегодня находится не наука, а теории заговора. Как пишут исследователи Майк Вуд и Карен Дуглас, все конспирологические теории отталкиваются от предпосылки, что «существует два мира: один настоящий и в основном невидимый, а другой — вредная иллюзия, которая направлена на сокрытие правды». Какова эта правда — до конца остается неясным. Заговоры всегда что-то утаивают, окончательная истина всегда остается нераскрытой. Какие-то крайне могущественные силы управляют этим миром. Они не дадут нам выяснить всю правду.
Официальные объяснения событий и научные аргументы — всего лишь часть этого глобального господства. Поэтому теории заговоров зачастую оказываются сложнее реальности, которую они объясняют.
Психологам хорошо известен феномен избирательного скептицизма: мы чаще применяем критическое мышление к тем утверждениям, которые нам интуитивно не нравятся.
Как показали эксперименты Рольфа Ребера, чем короче и яснее изложена информация, тем чаще ее считают верной. Чем она сложнее и запутаннее, тем больше вызывает недоверия. В одном эксперименте участникам давали прочесть описание конспирологической теории, набранное двумя шрифтами: четким и неразборчивым. Люди, которые читали разборчивый шрифт, склонны были сильнее верить в написанное. Конечно, они при этом не думали: «Хм, это красивый шрифт, наверное, то, что здесь написано, — правда». Даже если само сомнение рационально, его основа находится за пределами сознания.
О чем бы мы ни говорили, у нас всегда останется почва для сомнений. Большинство из нас не сомневается в существовании внешнего мира, но в рамках философского спора это сомнение может оказаться вполне оправданным.
В теории Ахиллес никогда не догонит черепаху, а Джордж Эдвард Мур никогда не докажет существование Вселенной, указывая на свои руки. Но радикальный скептицизм сегодня можно реализовать только в стенах психиатрической клиники или на страницах философских журналов. В обыденной жизни нам остается довольствоваться умеренным сомнением.
В чем бы мы ни сомневались, мы не можем сомневаться во всем — это противоречит нашей врожденной склонности хотеть и верить. Без нее мы не смогли бы даже подняться с кровати. Действительно, есть ли для этого разумные основания?
Источник