СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
статья
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vysupleniya_na_pedsovete_2_2019.docx | 20.28 КБ |
skazkaterapiya.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОE УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД №18
143980, Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, дом 13, а, тел. 8 (495) 522-81-49
e-mail: polyanka.18@mail.ru сайт: zddou18.edumsko.ru
на педагогическом совете № 2
«СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»
Педагог-психолог Серебрякова Я.А.
Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта.
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Основные возможности сказкотерапии:
- Интеграция личности
- Развитие творческих способностей
- Развитие адаптивных навыков
- Совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром
- Диагностика
- Обучение
- Коррекция
1.Развивать речь детей с помощью:
- Пересказывание сказок;
- Рассказывание сказок от третьего лица;
- Группового рассказывания сказок;
- Рассказывание сказок по кругу;
- Сочинение сказок.
2.Выявить и поддержать творческие способности детей.
3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4.Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5.Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель — Педагог»
Методика «Кукольное интервью»
Возрастное ограничение 5-7 лет
Цель: устранение болезненных переживаний у детей, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Методика разработана в Элизабет Бинг в 1970 году. Изначально методика была создана для решения конфликтов при семейном консультировании. Однако, можно использовать ее и в условиях ДОУ. Работа проводится в малой группе 3-5 человек.
В оригинальной методике Бинг предлагала детям и их родителям выбрать куклу (бибабо) из арсенала психолога. Однако, позднее, методика была переработана. И теперь психолог или педагог в начале методики просят нарисовать сказочного персонажа цветными карандашами.
После того, как дети нарисовали рисунки, педагог просит устроить выставку. Все рисунки выкладываются на ковер/парту.
После этого детей просят подойти и выбрать того персонажа, который больше всего понравился. «Это может быть твой рисунок, а может и чей-то еще.»
Когда дети выбрали персонажей, педагог просит рассказать о них. Как зовут персонаж? Какое настроение у персонажа? С кем он дружит? Чем любит заниматься?
Ответы на эти вопросы будут очень безопасными для ребенка. Потому, что говорит это не сам ребенок, говорит сказочный герой.
Следующее задание (по желанию педагога) может быть рассказать сказку всем вместе от лица сказочных героев. Данное задание можно давать в группах детей, где вы наблюдаете непонимание, агрессию, тревогу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад № 18 СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Выполнила: Педагог-психолог Серебрякова Я.А.
Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта
Основные возможности сказкотерапии Интеграция личности Развитие творческих способностей Развитие адаптивных навыков Совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром Диагностика Обучение Коррекция
З адачи сказкотерапии 1.Развивать речь детей с помощью: Пересказывание сказок; Рассказывание сказок от третьего лица; Группового рассказывания сказок; Рассказывание сказок по кругу; Сочинение сказок. 2.Выявить и поддержать творческие способности детей. 3.Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4.Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5.Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель — Педагог»
«Кукольное интервью» (5-7 лет) Цель : устранение болезненных переживаний у детей, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.
Инструкция: нарисуй, пожалуйста, любого сказочного, волшебного персонажа.
Вопросы для интервью: Как зовут персонаж? Какое у него настроение? С кем он дружит? Есть ли у него любимое занятие?
Источник
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей.
консультация на тему
Вопрос 1. Что такое сказкотерапия?
Это методика работы с детьми и взрослыми, в которой главным обучающим, развивающим, терапевтическим материалом являются различные сказочные истории. Это и традиционные народные «Колобок» и «Репка», и хорошо всем знакомые с детства классические сказки, такие как «Золушка» или «Красная шапочка», и специально созданные для решения отдельных задач развития и обучения «Малютка автобус, который боялся темноты» и «Сказки о буквах и словах». Репертуар таких сказок чрезвычайно широк, выбор зависит от конкретной программы развития и возраста.
Вопрос 2. Чем сказкотерапия отличается от обычного чтения сказок родителями детям?
Одно не заменяет другое. Принцип метода не только в прочтении, проговаривании и обсуждении сказок, но и в их проигрывании. «Примеряя» на себя ту или иную роль, преодолевая вместе с героями сказки трудности или делая открытия, ребенок развивает в себе отдельные качества характера, усваивает новую информацию. Обсуждая поступки героев и события, учится ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений и моральных понятий. Вспоминая и пересказывая сказку, развивает мышление, память и т. д. Рисуя самые запомнившиеся моменты сказки или её героев, выражает в цвете свои эмоции, освобождается от тревожных переживаний и просто развивает воображение, образное мышление, мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7
Макарова Марина Александровна
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Из курса литературы известно, что сказка — один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае — способ вывода противоречия изнутри во внешний мир — предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любая сказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или иначе, сказкотерапевта, — изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка «смазывает петли и засовы», вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным «походам» в сказочный мир.
Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
«Почему герой так поступил?» — то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Вопрос 1. Что такое сказкотерапия?
Это методика работы с детьми и взрослыми, в которой главным обучающим, развивающим, терапевтическим материалом являются различные сказочные истории. Это и традиционные народные «Колобок» и «Репка», и хорошо всем знакомые с детства классические сказки, такие как «Золушка» или «Красная шапочка», и специально созданные для решения отдельных задач развития и обучения «Малютка автобус, который боялся темноты» и «Сказки о буквах и словах». Репертуар таких сказок чрезвычайно широк, выбор зависит от конкретной программы развития и возраста.
Вопрос 2. Чем сказкотерапия отличается от обычного чтения сказок родителями детям?
Одно не заменяет другое. Принцип метода не только в прочтении, проговаривании и обсуждении сказок, но и в их проигрывании. «Примеряя» на себя ту или иную роль, преодолевая вместе с героями сказки трудности или делая открытия, ребенок развивает в себе отдельные качества характера, усваивает новую информацию. Обсуждая поступки героев и события, учится ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений и моральных понятий. Вспоминая и пересказывая сказку, развивает мышление, память и т. д. Рисуя самые запомнившиеся моменты сказки или её героев, выражает в цвете свои эмоции, освобождается от тревожных переживаний и просто развивает воображение, образное мышление, мелкую моторику. Все это происходит в ненавязчивой игровой форме и, как правило, очень нравится детям любого возраста. Кроме того, при современных темпах жизни и возросших требованиях к уровню развития детей, этап чтения и рассказывания сказок родителями детям очень сокращается, если не отсутствует вовсе. Родителей – «рассказчиков», очень часто заменяет телевизор, что искажает развитие ребенка. Но это уже другая тема.
Вопрос 3. Для какого возраста показана сказкотерапия?
В каждом возрасте методика решает свои задачи. Для ребенка раннего возраста (до 3-х лет) и младшего дошкольника – это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и с взрослым ведущим. Это возраст активного развития восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики. В возрасте 4-5 лет возникают и развиваются моральные понятия, различные стороны мышления, взаимодействие со сверстниками в играх по правилам и далее, в возрасте 5-6 лет, в сюжетно- ролевой игре. В более старших возрастах методика помогает в решении проблем развития, поднимает и помогает осмыслению сложных морально-этических вопросов. Для взрослых – притча, своевременная и точная метафора способствует «озарениям» при разрешении внутренних противоречий, нахождению правильного «пути» и врачует душу.
Обобщая, можно сказать, что сказкотерапия – универсальная методика, объединяющая в себе возможности терапевтические, обучающие и развивающие. Сама по себе она не заменяет систематического обучения или обращения к специалисту при разрешении возможных проблем, но является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.
Источник