Сказки как развитие эмоций

Сказка, как средство эмоционального развития детей.

Сказка, как средство эмоционального развития детей

Эмоции и чувства не даны человеку с рождения. Они развиваются на протяжении всей его жизни. Но самый интенсивный период их формирования и развития — дошкольное детство. Именно в этот период усложняется эмоциональная жизнь: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Важной составляющей в психическом развитии детей является эмоциональная сфера. Однако в настоящее время, заботясь о познавательном и физическом развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Кроме этого, в современном мире исследователи констатируют рост эмоциональнопсихического напряжения среди взрослых, приводящий к увеличению числа детей с нарушениями эмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. На фоне таких нарушений возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.

Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Я хочу ознакомить вас с рядом особенностей эмоционального поведение малышей :

1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.

2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.

3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.

4. Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.

5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно(из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой).

6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».

7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.

8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», — мать берет на руки игрушку, гладит, жалеет ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).

9. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.

10. Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен.

11. Эмоции в раннем возрасте — показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок — тревожный признак для родителей.

Читайте также:  Когда чувствуется работа сердца

Удивительно сильным средством работы с внутренним миром ребенка является сказка. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Д. Родари писал: «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображением и научить, критически воспринимать окружающее».

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Понимание и проживание через сказку позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания, понять их важность.

Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться.

Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант -народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

В старшем дошкольном возрасте, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому — «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле — «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна.

Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Уважаемые родители, мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.

Источник

Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»

Ирина Харламова
Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»

Читайте также:  Причины резкого изменения настроения

В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Из самых благих побуждений родители очень рано начинают обучать малыша, часто не осознавая того, что ребенок не готов к этому ни физически, ни морально.

Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем.

РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

2. Язык сказок понятен даже малышу.

3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.

4. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.

6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.

7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

КАКУЮ СКАЗКУ ВЫБРАТЬ?

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Читайте также:  Что делать если чувствуешь что живешь не своей жизнью

Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен, нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказкаможет даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. «). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:

1. ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

2. ребеноксможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».

3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.

4. «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый.

Консультация для родителей «Влияние дидактических игр на развитие ребенка» Дидактическая игра является средством всестороннего развития личности ребенка. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения,.

Консультация для родителей «Влияние домашних животных на духовно-нравственное развитие детей в младшем возрасте» МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПЕРИОД В СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста» Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка» Консультация для родителей. «Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка». О положительном влиянии музыки на человека проведено.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие дошкольников» Оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Влияние оригами на развитие речи дошкольников. Оригами– японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России,.

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие дошкольников» Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей.

Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь.

Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника» Автореферат (материал для защиты реферата) Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г. ПЕДАГОГИКА Ш. АМОНАШВИЛИ: “Стремясь познать.

Источник

Оцените статью