- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- Детские книги для развития эмоционального интеллекта
- Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
Детские книги для развития эмоционального интеллекта
В доме бабушки Лейлы собрались девять животных с непростыми характерами: кто-то ленится, кто-то ревнует, кто-то стесняется. Кошка Мина раньше постоянно плакала: у нее всегда было плохое настроение. Но одно событие помогло ей понять: капризами ничего не добьешься, да и радоваться куда приятнее, чем грустить. Когда познакомитесь с Миной, не забудьте прочитать про упрямого ежика Колючку, ревнивую лягушку Кваку и сердитого паука Рыка — у них есть для вас парочка советов.
У Сони и Ника появились новые друзья — монсики. Это волшебные существа, которые рассказывают ребятам про то, что происходит у них внутри, когда они злятся, радуются или ревнуют. Оказывается, во всем виноваты эмоции, но, если с ними подружиться, можно научиться контролировать свою злость, побеждать страхи и быть аккуратным и внимательным.
Встречайте хамелеона Игната. Его цвет меняется в зависимости от настроения, но Игнат всегда знает, как справиться с самыми сложными эмоциями: гневом, страхом, стеснением. А еще он умеет превращать негативные эмоции в позитивные и, конечно, научит этому вашего малыша! В книге есть много поучительных историй и психологических игр, так что знакомство с эмоциями будет и приятным, и полезным.
Источник
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта
Елена Тихонова
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования
Методическая разработка
Картотека литературных произведений с
применением технологии развития эмоционального
интеллекта «Пятерка друзей»
Составитель воспитатель: Елена Георгиевна Тихонова.
В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало?»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-уважаете ли вы своих родных;
-как ласково называете маму? Папу?
-когда мама бывает грустной, что вы ей говорите?
-когда заболели ваши родные, вы волнуетесь за них?
Чтение и обсуждение рассказа:
Андрейка пришел из школы и увидел заплаканную маму. Он положил портфель и сел за стол. Ждет обеда.
-А папу отвезли в больницу,- сказала мама. -Заболел наш отец.
Она ждала, что сын встревожиться, заволнуется. Но сын оставался невозмутимым, спокойным. Мама с удивлением смотрела на Андрейку.
-А нам завтра в лес идти, — сказал Андрейка. — Завтра воскресенье…
Учительница приказала, чтобы все пришли в семь часов утра.
-Ну,и куда же ты пойдешь завтра? –в лес…Учительница ведь приказала.
-А сердце тебе ничего не приказало? –спросила мама и заплакала.
-Что произошло в семье?
-Как отреагировал сын?
-О чем мальчик думал все это время?
-Почему заплакала мама?
-Какие качества проявил мальчик по отношению к родным?
1 Два мальчика бегали за котом, ловили его за хвост. Мимо проходил мальчик, но он даже не обратил внимания.
Как бы ты поступил ты?
2 Девочка с мамой вышли на прогулку. Мама подошла к дедушке и стала ему помогать дойти до подъезда, а девочка подбежала к забавной собачке.
Почему девочка заметила только собачку?
Что бы вы сказали этой девочке?
Цель: развитие воображения,выразительности движения, эмоциональных состояний: радости, веселья, грусти.
По небу плыли облака, а я на них смотрел
И два похожих облака найти я захотел
Вот облачко веселое смеется надо мной
Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним мне весело с тобой
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьез
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес
И каплями-дождинками расплакалось оно
И стало грустно-грустно так и вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я,друзья,но ветер мне помог
Так дунул, что страшилище пустилось наутек
А маленькое облачко над озером плывет
И удивленно облачко приоткрывает рот
-ой, кто там в глади озера пушистенький такой,
Такой мохнатый, маленький? Летим, летим со мной
Так очень долго я играл, но два похожих облачка
Не смог я отыскать.
-проявлять внимание, заботу сочуствие к своим родным
-уважать и любить близких
-просить прощения и прощать обиды.
А. Барто «Девочка-ревушка»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-Как можно назвать человека, которому все не нравится?
-если вы чего то хотите, как вы поступаете (плачете, кричите или спокойно просите)
Чтение и обсуждение стихотворения:
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка –
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
– Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
– Ой, пойду обратно!
Дали Гане молока.
– Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
– В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
– Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят – девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
– Что ты плачешь, рёвушка,
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
-почему девочку называют ревушкой?
-Что не нравилось девочке?
-как выглядит капризуля (смешно)
-как бы вы развеселили девочку (спеть песенку, рассказать стихотворение, станцевать)
-у Наташи день рождения, именнинице подарили говорящую куклу, а другой девочке понравилась эта кукла, она расплакалась и начала требовать такую же куклу.
Как поступила бы ты, если бы тебе понравилась эта кукла?
-бабушка готовила внуку чай и вместо сахара насыпала в чашку соль. Нечаянно (ведь соль и сахар похожи, а бабушка плохо видит).Внук рассердился.
Как ты поступишь?
Психогимнастика «Обидели девочку»
Девочку обидели, ее пожалела подружка.
Как можно утешить девочку (дать игрушку, обнять, сказать ласковое слово)
Девочка демонстрирует эмоции (радости, равнодушия)
-вести себя спокойно
-не мешать окружающим, не кричать
-научиться разговаривать в приветливой форме
Е. Бехлерова «Капустный лист»
Вхождение в проблемную ситуацию:
— Всегда ли вы поступаете хорошо?
— А вы любите помогать друг другу?
— А ты готов прийти на помощь,тем кому нужна помощь?
Кто поступает хорошо, тот поступает мудро.
Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый,и зайчик шел и радовался:
— Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк.Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
— Пить, пить, — стал просить воробышек.
Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
— Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, — подумал зайчик и пошел дальше.
А в это время хлынул дождь.
— Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! — сказал зайчик и припустил со всех ног домой.
И снова его кто-то тихонько окликнул:
Это бабочка лежала в траве.
— Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. — Ну, ничего, зато.
И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.
— Кто нашел лист капусты? Какое у него было настроение?
-Какие поступки совершил зайчик, чтобы помочь животным?
-Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он (добрый, отзывчивый) — А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека,
который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.)
— Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?
— А вы тоже готовы прийти на помощь тем, кому нужна помощь?
— Вот это и называется взаимопомощь.
— Кому помог зайчик? Сегодня зайчик помог, мышке, а завтра и мышка поможет зайчику или бабочка, или воробышек, ведь помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает, как наш зайчик.
-Заслуживает ли он благодарности?
-Какое на строение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа?
-Собачка сидит на цепи, не может достать кость. Чтобы ты сделал (прошел мимо, помог собачке)
-Кошечка взобралась на дерево высоко, а сама спуститься не может-боится.
Что делать? Как помочь кошке? Как ее спасти?
Если вы услышите хороший поступок, то показываете солнышко оно- «смеется», если плохой тучку –она «плачет»
1. Я с ребятами дружу, раньше всех я прихожу
Садик я не пропускаю и режим не нарушаю.
2. Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
3. Застилаю быстро, гладко в детском садике кроватку.
4. Ходит в садик замарашка не умыта, не причесана
Как попало платье брошено, руки мыла-не домыла
И отправилась за стол.
5. Аккуратно, быстро ем надо знать об этом всем.
Три полезных я. («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»
-разговаривать друг с другом вежливо, благодарить;
В. Осеева «Сторож»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-что значит быть добрым?
-кого называют жадным?
-у вас друзья добрые или жадные?
-с каким человеком интереснее играть?
Чтение и обсуждение рассказа:
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
-почему мальчик не играл с детьми?
-почему всем детяи было весело?
-почему мальчику было скучно?
-почему дети назвали его «сторожем»?
-как бы вы назвали мальчика?
-как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
-что бы вы посоветовали этому мальчику?
-мальчик Сережа хотел посмотреть мультфильмы, а папа смотрел футбол. Сережа подошел к папе и сказал
—«я хочу смотреть мультфильмы»
Как бы поступил ты (уступил папе или настоял бы смотреть мультфильмы)
-волшебная сковородка напекла много блинов.
Кого вы накормите в первую очередь (сами съедите или своих родных угостите)
Игра «Капризный ребенок»
Дети, стоящие в кругу, поочередно изображают капризного ребенка. Все помогают словами «сильнее, сильнее».Потом дети делятся на пары «родитель» «ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает.
-заботиться друг о друге
-играть в игры, которые интересны всем.
Г. Браиловской «Ушки-неслушки»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-знаете ли вы своих родных (бабушек, дедушек, сестер,братьев?
-Как их зовут? Чем они занимаются?
-Какую семью можно назвать дружной?
Чтение и обсуждение рассказа:
Пришел папа с работы и просит дочку…
-дай мне пожалуйста Анюта, тапочки.
А я не слышу, у меня ушки-неслушки!-говорит Анюта.
Зовет из кухни мама:
-Анюта,отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
А я не слышу, у меня ушки-неслушки!
Просит бабушка:-Куда это я свои очки дела?Не поищешь, Анюта?
А я не слышу, у меня ушки-неслушки!
Отложил дедушка газету, вздохнул.
Вот ведь досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить-большую куклу или заводную машинку? Или книжку?
-куклу,куклу! Ичтобы глаза открывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка приставил к уху ладонь и говорит…
-что не слышу! Ничего не разберу. Что было силы закричала Анюта
Я говорю: «Куклу!» И чтобы глаза закрывались…
Но дедушка только руками развел. Не слышу, ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть на ветру продуло. Вот ведь беда какая! Вздохнул дедушка и снова начал читать газету. Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки теперь у нее послушки.
-Как вы думаете, почему попросил папа Анюту дать ему тапочки?
-Почему Анюта говорила, что у нее ушки-неслушки?
-Почему дедушка не купил внучке куклу?
-Почему у Анюты стали ушки-послушки?
-Что можно сказать про Анюту, какая она?
-Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?
-А как вы откликаетесь на просьбы своих близких?
-Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?
-Как вы дома помогаете своим родным?
-папа принес конфеты. Как ты их поделишь между своими родными?
-бабушка несет тяжелую сумку, а ты идешь рядом.
Как ты поступишь?
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее к подходящему к тексту из стих-я А. Барто
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Какая девочка любит свою лошадку?
-проявлять чувство привязанности и любовь к близким
-оказывать посильную помощь
-помогать близким людям.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза,короткий хвост»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-как называют человека, который никого не боится? (храбрый, смелый)
-а вы совершали смелые поступки?
Чтение и обсуждение сказки:
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.
— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.
— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.
Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.
Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам,проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. осказках. ру — oskazkax.ru Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк,уселся на задние лапки и заговорил:
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я. я. я.
Тут язык у хвастуна точно примёрз.
Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.
Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.
Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?.
Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся,прищурил глаза и проговорил:
— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.
-кто главный герой?
-Чего боялся зайчик, пока он был маленький?
-когда он перестал бояться?
-как он об этом рассказал?
-кто собрался послушать,как заяц хвастается?
-почему всех зайцев насмешило его хвастовство?
-что сделал заяц, когда увидел волка?
-испугался ли он сам при этом?
-почему он все же убежал и спрятался?
-похвалили ли зайца за его смелость?
-поверил ли заяц, что он и правда никого не боится?
-стал ли он смелым?
-зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем ему помочь. Как ты проявишь свою заботу? (пожалеешь, заберешь домой)
-мальчики обидели девочку, она заплакала. Как ты заступишься за нее?
Психогимнастика «Спасение зайчика»
Зайка помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети демонстрируют эмоции (радости, восхищения)
-самому совершать добрые поступки
-вырасти хорошим, добрым человеком
-каждый день совершать пусть маленькие,но добрые дела.
«До первого дождя» В. А. Осеева
Вхождение в проблемную ситуацию
-кто такие дружные ребята?
-что они вместе делают?
-расскажи про своего друга?
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
-как дружили Маша и Таня?
-что нужно было сделать Маше, чтобы Таня не промокла?
-почему сказала учительница, что ваша дружба до первого дождя?
-почему Таня покраснела за Машу?
-какой оказалась Маша?
-можно ли назвать другом человека, который не пришел на помощь в трудную ситуацию?
Сережа и Коля строили гаражи из конструктора, у Сережи закончились кирпичики, а у Коли много, но он не дает. Как быть?
-мальчик угощает пирожным собачку. Это видят твой друг,нищий и старушка. Как бы поступил ты?
Игра «Море волнуется»
Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура радости (страха, грусти) замри».Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.
-проявлять доброту, взаимопомощь
-помогать друг другу
-просить прощения и прощать обиды.
«Как Маша стала большой» Е. Пермяк
Вхождение в проблемную ситуацию:
Педагог демонстрирует семейные фотографии, просит рассказать о том, кто изображен на снимке, как зовут родителей, братьев, сестер.
-чем ваша семья любит заниматься в свободное время.
-что делает мама? Папа? Брат? Сестра?
-кто им помогает?
-как и чем вы помогаете своим родным?
Чтение и обсуждение рассказа:
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела,что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился.Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.
-что делала Маша, чтобы встать взрослой?
-почему над ней все смеялись?
-когда ее стали называть взрослой?
-могут ли маленькие стать большими, если будут носить прически, бусы, часы?
-могут ли маленькие стать большими, если будут помогать родителям по дому?
-мама пришла с работы уставшая. Как бы ты с братом (сестрой) встретил маму (подал тапочки, взял сумку)
-девочки играли в «дочки-матери», а другая девочка подошла и начала отнимать куклу. Оторвала кукле руку. Как бы ты поступила?
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: дети выбирают из предложенных корточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся девочки, наиболее подходящую к тексту стихотворения А. Барто.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
Почему хозяйка бросила зайку?
-совершать хорошие поступки
-заботиться друг о друге
-оказывать посильную помощь
Евгений Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-кто такой родной человек?
-как можно назвать семью в которой уважают друг друга, говорят правду?
Чтение и обсуждение рассказа:
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
-почему мама всплеснула руками?
-какой поступок совершил Миша?
-над чем задумался мальчик?
-одна девочка в детском садике на участке потеряла игрушку и расплакалась. Как ты поступишь?
-друг попросил у тебя машинку, а вернул поломанную. Как ты поступишь?
Психогимнастика «Мама огорчена»
Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?
-бережно относиться к игрушкам, вещам
-совершать хорошие поступки
«Синие листья» В. Осеева
Вхождение в проблемную ситуацию:
-у вас есть друзья?
-Всегда ли настоящие друзья должны помогать друг другу?
Чтение и обсуждение рассказа:
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного.Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш.А Катя и говорит:
Приходят на другой день обе девочки в школу.Спрашивает Лена:
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя,побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена.А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
-что нужно было Лене раскрасить?
-почему она раскрасила листья синим цветом?
-а у подружки Кати был зеленый карандаш?
-Лена просила у Кати карандаш?
-что ответила Катя?
-Катя оказалась хорошей подругой?
-как должны поступать друзья?
-брат с сестрой ходят в детский сад, но в разные группы. Однажды пришла за ними мама. Был дождь, на площадке было грязно. Брат упал.
Что бы сделала ты?
Помогла ли брату?
-ты получил в подарок игру «Лото». Вся семья села играть, но вас на одного человека больше.
Кто же будет играть?
Этюд «Даша и кукла Катюшка»
(дети демонстрируют эмоции и имитируют)
Куклу подарили Даше,
Даша очень-очень рада
Даша прыгает и скачет,
И уже два дня не плачет!
Даша кукле шьет одежду,
Даша кормит куклу с ложки.
Лучше всех ее Катюшка-
-помогать друг другу
-вместе пользоваться игрушками, книгами.
Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.
Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.
Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Детский возраст является.
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.
Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Пересказ литературных произведений Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление.
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление.
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.
Источник