Поведение людей с разным типом темперамента в одной и той же ситуации
Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А.Ф. Кони в работе «Память и внимание».
«Для характеристики влияния темперамента на показание, т.е. на рассказ о том, как, отнесся свидетель к тому или иному явлению или событию, можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие или, быть может, саму смерть вследствие того, что она не обратила внимание на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.
Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».
Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой утрате, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».
Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать, рассеянного или тугого на ум прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!».
А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят, я привстал в повозке: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали, раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее».
Источник
Ситуации по видам темпераментов
вул. Дівоча, 12, м. Харків
+380950421854 +380972465054
Тип темперамента и стиль поведения
Темперамент – одна из ярких характеристик человека, которая проявляется в его деятельности и поведении. Зная темперамент человека, можно с высокой долей вероятности прогнозировать его работоспособность, поведение в различных ситуациях и реакцию на происходящие события.
САНГВИНИК
Сангвиник жизнерадостен, быстро ориентируется в новой обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Речь сангвиника быстрая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. В новой обстановке сангвиник проявляет себя как человек деятельный и энергичный, рутина же вызывает у него безразличие, скуку и вялость.
Можно сказать, что сангвиник – натура увлекающаяся, способная к быстрым переключениям. Даже если у него что-то не складывается в соответствии с его желаниями, сангвиник быстро переключается на другое, что позволяет ему практически в любой ситуации сохранять положительный эмоциональный фон. Все происходящее сангвиник принимает легко, он неспособен долго предаваться мрачным мыслям, тревогам или страху.
Сангвиник – мастер налаживания контактов, он не переносит одиночества и лишение общение для него – суровое наказание. Выдвигая идеи, сангвиник не слишком обеспокоен их достоверностью и реализуемостью. Ему скорее нравится сам процесс использования своей фантазии. У сангвиника развиты чувства своей значимости, достоинства и уверенности в себе, что позволяет ему сохранять самообладание и самоконтроль в трудных ситуациях.
ХОЛЕРИК
Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен и инициативен. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное холерику, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости и раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства и эмоции холерика сильные, быстро возникают и ярко проявляются, настроение резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется в его деятельности: он со страстью берется новое за дело, работает с подъемом, легко преодолевая трудности. Это делает его успешным в решении ударных жизненных задач, при решении которых сангвиник чувствует себя как «рыба в воде». Рутина же вызывает у него резкий спад: подъем и воодушевление исчезают – настроение резко падает.
В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность и эмоциональную несдержанность. Его излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость и нетерпимость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликты, возникающие вокруг холерика усугубляются еще и тем, что в действиях он любитель приключений и его постоянно тянет к риску, часто не оправданному.
Высокая скорость психических процессов позволяет холерику оперативно справляться со сложными задачами в условиях дефицита времени, что существенно отличает его от представителей других темпераментов. К важным отличиям холериков надо отнести незлопамятность и легкую переносимость критики.
ФЛЕГМАТИК
Флегматик — человек спокойный и ровный, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. В деятельности проявляет основательность, продуманность и упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Поведение флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности, трудностью переключений и медлительностью.
Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. В целом он терпеливый, спокойный и доброжелательный человек. Лучше всего флегматик чувствует себя, когда все идет как всегда. Флегматик – самый надежный из всех видов темперамента. Медлительность психических процессов, присущая флегматику, не позволяет ему действовать под влиянием эмоций и сиюминутных факторов.
Флегматика нельзя назвать «человеком легким в общении». Из-за его длительных пауз перед ответом окружающим порой кажется, что происходящие вокруг события нисколько не интересуют флегматика. В отличие от представителей других темпераментов, в дискуссиях и переговорах убедить флегматика эмоциями невозможно, он воспринимает только доводы и факты. Идеи флегматика в большей степени продуктивны, он способен преодолевать значительные трудности на длительном пути к решению задачи.
МЕЛАНХОЛИК
Меланхолик — человек чувствительный и утонченный. Для меланхолика характерна сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при их слабом внешнем выражении. Эмоции у меланхолика преимущественно негативные, и доминирует среди них склонность к печали.
В работе меланхолик, как правило, пассивен. Чувства и эмоциональные состояния у него отличаются глубиной и длительностью – меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Меланхолик склонен к замкнутости и одиночеству, в обществе новых или малознакомых людей часто смущается и проявляют большую неловкость. Все новое и необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Общение для меланхолика затруднено его обидчивостью и мнительностью.
Меланхолик плохо переносит стресс, реакция на дефицит времени у него травматическая – он устает уже от одной мысли о жестких сроках. Обстановка конфликта для меланхолика просто невыносима.
При этом привычной и спокойной обстановке меланхолик чувствует себя спокойно и работает очень продуктивно. Он не просто человек слова, он суперобязателен.
Отличительной чертой меланхолика является его умение распределять внимание в пространстве, что является его преимуществом перед представителями других темпераментов.
В описаниях четырех типов темперамента, возможно Вы узнали себя. Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Представители какого из типов темперамента лучше приспособлены к жизни?» У каждого из них существуют сильные и слабые стороны. Холерик хорошо ориентируется в быстро меняющихся ситуациях, легко переключается с одного вида работы на другой, а флегматик, наоборот, легко справляется с длительной однообразной работой, а частые переключения для него сложны. Меланхолик хорошо ориентируется в тонких нюансах человеческих переживаний, но недостаточно устойчив к стрессу. Сангвиник же к стрессу устойчив, зато для него характерна некоторая поверхностность.
Советы, приведенные ниже, помогут представителям различных темпераментов действовать эффективно в различных ситуациях.
Если Вы сангвиник, Вам не помешает коррекция склонности к положительному прогнозу. Бдительность и контроль ситуации не будут Вам помехой. Доведение начатого до конца, к сожалению, не является Вашей сильной стороной. Поэтому, перед тем, как приступать к делу — проверьте, есть ли у Вас четкий план его выполнения, разбейте задачу на короткие отрезки и старайтесь не браться за несколько задач одновременно.
Эффективность деятельности холерика намного увеличится, если он будет ставить перед собой конкретные задачи, дробя их на части для того, чтобы избежать монотонности работы. Если Вы холерик — Вам не помешает внимательность к мелочам, контроль доведения начатого до конца и внимание к чувствам других. Помните о том, что Ваши резкие слова, брошенные «сгоряча», могут обидеть Вашего собеседника.
Для флегматика необходимо выделение необходимого времени для того, чтобы сменить вид деятельности. Поэтому Вам будет намного легче справляться с заданиями, если Вы выработаете у себя привычку представлять себе каждую новую задачу как продолжение предыдущей.
Если Вы меланхолик – не стремитесь делать все идеально. Помните о том, что окружающие Вас люди, так же как и Вы несовершенны. Не переоценивайте негативные события, мысли и оценки и больше доверяйте себе.
И, главное, помните — нет такого тип темперамента, который бы помешал достигать целей и быть счастливым!)))
Источник
Темперамент в трудных жизненных ситуациях
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Установлено, что наиболее роль темперамента выступает в тех ситуациях, где наблюдается высокий уровень нейропсихологического напряжение (или стресс). Показано, что большое влияние на деятельность человека оказывает профиль темпераментальных свойств, который во многом определяет стрессоустойчивость личности. Способность овладеть ситуацией в значительной мере зависит от психологической устойчивости индивида. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности приобретенного в той сфере, где она развивалась. В исследованиях зарубежных авторов неоднократно подчеркивалась важная роль свойств темперамента в разграничении реакций индивида на социальное и физическое окружение, а также в различных ситуациях выбора, в развитии стратегий предпочтения (Lerner, 1984; Thomas, 1977; Buss, Plomin, 1984). В отечественной практике влияние типа темперамента на совладающее поведение не изучалось. Поэтому в рамках проекта РГНФ №99-06-0198а (руководитель Крюкова Т.Л.) была предпринята попытка изучения влияния типа темперамента, уровня экстраверсии — интроверсии и нейротизма (эмоциональная стабильность – лабильность) как составляющих темперамента на выбор стратегий совладания в раннем юношеском возрасте.
Во многих определениях темперамента, выдвинутых без проработки вопроса о механизмах его детерминации со стороны задатков, смешиваются и психологические черты, и свойства нервной системы. Кроме того, в состав темпераментальных свойств часто вклютаются не только формально динамические, но и содержательные характеристики поведения человека.
Л.С. Выготский (1931) к темпераменту относил особенности склада всех природных и наследственных реакций. Согласно его представлениям, темперамент – это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных эмоциональных и рефлекторных реакциях человека и проявляется прежде всего через телесную выразительность и характер и темп движений [3].
И.П. Павлов (1926) отождествлял темперамент с типом нервной системы: «темперамент – есть наиболее общая характеристика нервной системы, и эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность индивидуума» [12].
Отечественные психологи А.Г. Ананьев (1977), Н.Д. Левитов (1982), В.С Мерлин (1973), В.Д. Небылицин (1976), С.Л. Рубинштейн (1946), В.М. Русалов (1986), Б.М. Теплов (1952), занимавшиеся изучением темперамента, считают, что темперамент представляет собой индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости, в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувства во вне, в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, скорости, амплитуде психических процессов. К другим важнейшим показателям темперамента относят чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания собственных поступков и действий, яркость эмоций. В наиболее общем виде темперамент – характеристика энергетическая и биологически и генетически обусловленная.
Среди зарубежных концепций следует отметить теории Я. Стреляу и Г. Айзенка (Eysenck H.J). К основным психологическим составляющим темперамента Я. Стреляу (1983) относил два ряда характеристик поведения: энергетический уровень (реактивность и активность) и временные параметры (скорость и устойчивость реакций во времени, подвижность, темп, ритмичность реакций) [16].
Теория Eysenck H.J. (1967), который опирается на такие характеристики личности, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм, является одной из самых популярных в практической психологии.
Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении К. Юнгом, в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, обнаруживающаяся в его мировоззрении или в реакциях на различные стимулы.
H.J. Eysenck, заимствуя концепцию экстраверсии-интроверсии у К. Юнга, дает ее физиологическую интерпретацию. Он считает, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией, которые он относит к наследственно обусловленным свойствам, имеется большое сходство. В его схеме экстраверсия, интроверсия и нейротизм выступают как суперчерты, или типы, оказывающие мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностное отражение основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. Так, например, экстраверсия включает общительность, живость, активность, настойчивость, стремление к успеху [20,21].
Нейротизм и экстраверсия — интроверсия не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Eysenck соотносит предложенные типы с гиппократовскими: сочетание экстраверсии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; экстраверсии и эмоциональной устойчивости – с сангвиником; интроверсии и эмоциональной устойчивости – с флегматиком, а интроверсии и эмоциональной лабильности с типом меланхолика [21]. Следует иметь в виду, что «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке в обоих диапазонах типов. Eysenck особое значение придавал индивидуальным различиям, подчеркивая, что никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая.
Таким образом, темперамент представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант и которые предполагают обычный стиль эмоциональных и поведенческих ответов индивида, являющихся предсказуемыми.
Опираясь на такое понимание темперамента, логично было бы предположить, что темперамент наряду с такими базовыми характеристиками как уровень тревожности, тип мышления, особенность локуса контроля, направленность характера является предиктором совладания, т.е. оказывает весьма существенное влияние на предпочтение способа совладания с трудными жизненными ситуациями (Либина А., Либин А., 1998).
Это предположение подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследований. Анализ темпераментальных и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (Thomas, 1977; Гришина, 1981) показал, что стратегия избегания оказалась связанной с такими признаками темперамента как низкая предметная (т.е. направленная на дело) активность и высокая эмоциональность, понимаемая как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов В. М., 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (Пактилеев, 1994). Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (т.е. потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальности локуса контроля (Rotter, 1996) и позитивным отношением со стороны окружающих. Предпочитающие стратегию приспособления отличаются низкими показателями предметной и коммуникативной активности [18].
Buss и Plomin (1984), считают что три основные характеристики личности – эмоциональность, энергичность и общительность, присутствующие еще в раннем возрасте и остающиеся практически неизменными в течении жизни, могут играть важную роль в смягчении влияния стресса на человека в детстве и юности. Hauser и Bowlds (1990), доказывают, что темперамент влияет на выбор стратегий, которые вызываются человеком для того, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, и в то же время на то, какие ситуации человек воспринимает как стрессовые [18].
Было также обнаружено, что экстравертированные подростки справлялись со стрессом достаточно успешно. Они усердно работают, остаются более спокойными, фокусируются на позитиве, общаются с друзьями, обращаются за социальной поддержкой, используют различные формы отвлечения, включая активный отдых. Неврастеники демонстрируют склонность к волнениям, беспокойству, мечтам, игнорированию проблемы, самообвинению, а также желание получать поддержку от других людей. Страдающие психозом более склонны к использованию стратегий, снимающих напряжение, к игнорированию проблем и к обвинению себя во всех неприятностях. Кроме того, невротики и психотики чаще не справляются с трудностями.
И.М. Никольской и Р.М. Грановской было проведено исследование зависимости выбора копинг – стратегий от личностных свойств детей младшего школьного возраста. Было установлено, что дети напряженные, возбудимые, с низким самоконтролем склонны использовать стратегии аффективного отреагирования. Эти стратегии также характерны для детей, склонных к риску, недобросовестных, с низким уровнем интеллекта. Тревожные ребята использовали стратегии социальной поддержки, в том числе «молюсь». Дети с интровертированным типом личности склонны к уходу в себя, к избеганию социальных контактов и физического напряжения. Реакция ухода, как правило, сопровождалась страхами, депрессивным фоном настроения, расстройствами сна, повышенной утомляемостью [11].
Таким образом, базовые психологические свойства личности детерминируют в значительной степени выбор стилей реагирования и оценки ситуаций, т.е. стилей и стратегий совладания, под которым понимается осознанное поведение, направленное на устранение травмирующих факторов или адаптацию к ним (Крюкова Т.Л., 2000).
С целью изучения роли темперамента в совладании с трудностями под нашим руководством выпускницей Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова Маянцевой С. А. (2003) было проведено исследование, на результаты которого мы и опираемся в данной статье. Респондентами послужили старшеклассники школ г. Костромы (135 чел.).
Для диагностики совладающего поведения была использована Юношеская копинг- шкала (ACS – Adolecent Coping Scale) E. Frydenberg, R. Lewis (1993), адаптированная Крюковой Т.Л. (2002). Авторы выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля.
Первый стиль – совладание, направленное на решение проблемы, — включает в себя:
1. Фокусирование на решение проблемы – систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрений; 2. Упорная работа, достижения – добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3. Фокусирование на позитиве – оптимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении, поддержание бодрости духа; 4.Активный отдых – занятие физкультурой и спортом.
Ко второму стилю, ориентированному на получение социальной поддержки относятся: 1.Поиск социальной поддержки – стремится поделиться своей проблемой с другими, заручаясь поддержкой, одобрением; 2.Друзья – общение с близкими друзьями и приобретение новых; 3. Стремление принадлежать – интерес к тому, что думают об этом другие и действия, направленные на получение их одобрения; 4. Общественные действия – поиски поддержки путем организации групповых действий для решения проблем, посещение собраний; 5. Обращение за профессиональной помощью – обсуждение своей проблемы с профессионалом; 6. Поиски духовной опоры – молитвы о помощи и постановления, чтение духовной литературы.
К третьему стилю «неконструктивное совладание» принадлежат: 1. Беспокойство – беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности; 2. Надежда на чудо – надежда на лучшее, на то, что все само по себе уладиться, что случиться чудо; 3. Несовладание – отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4. Разрядка – улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты и наркотики; 5. Игнорирование проблемы – сознательное блокирование проблемы. Как будто ее не существует; 6. Самообвинение – строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7. Уход в себя – замкнутость, непосвещение других людей в свои заботы; 8. Стремление отвлечься и отдохнуть – отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе [19].
Опросник диагностирует лишь вербализированное поведение человека в жизненных ситуациях. Опросник ACS рассчитан на юношеский возраст.
Диагностику типа темперамента мы проводили с помощью опросника EPI Г. Айзенка [1]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существующих компонентов личности: экстраверсии – интроверсии и нейротизма.
По результатам исследования типов темперамента выборка распределилась следующим образом: из 135 человек 50 – человек холерики, 36 – сангвиники, 23 – меланхолики, 21 – флегматики.
Результаты изучения выбора стратегий совладания представлены в таблице 1.
Таблица 1. Рейтинги средних значений в выборе стратегий совладания у старшеклассников с различными типами темперамента.
Источник