Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива
Попов Д.Г., доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук.
В статье излагаются основные проблемы морально-психологического состояния сотрудников и социально-психологического климата в служебном коллективе. Автор приходит к выводу, что благоприятный морально-психологический климат в коллективе — залог высоких производственных показателей и результат систематической работы руководителей.
Каждому руководителю, безусловно, всегда желательно, чтобы его распоряжения выполнялись точно и в срок, а подчиненные структурные подразделения действовали с четкостью хорошо отлаженного часового механизма. Хотелось бы, чтобы так обстояли дела в руководимых коллективах в идеале. Но в реальной жизни не все так просто, а люди — это не заведенные механизмы. И как бы мы ни пытались себе представить, что «заводим пружину», задавая подчиненному систему стимулов и получая от него заранее запланированную реакцию, так не бывает. Механистические подходы бихевиоризма, разработавшие формулу «стимул — реакция» и отбросившие сознание человека как ненужную деталь, не оправдали себя. Люди — гораздо сложнее и тоньше устроенные существа, существа как биологические, так и социальные, и психологические.
Графически, схематично человека можно представить как вектор, который является суммой трех этих перечисленных векторов (биологического, психического и социального). Другими словами, решая, кто прав, а кто виноват в известном споре по вопросу, что же собой представляет человек (социально-биологическую систему или биолого-социальную), не надо забывать, что взаимодействие этих двух безусловно важных составляющих человека как личности происходит при непосредственном участии психики. Этим и определяется актуальность представленной вашему вниманию темы.
Подход к человеку некоторых начальников как к «механической игрушке» с выражением «срежу зарплату» и «уволю» в качестве основных стимулов крайне ограничен.
Эффективность управления подчиненными будет во многом зависеть от того, насколько хорошо руководитель, администратор представляет себе человека как биологическую, социальную и психологическую целостность и как возможно выстроить систему взаимоотношений в звене «начальник — подчиненный», «подчиненный — начальник», «сотрудник — сотрудник».
Кроме того, специфика деятельности той или иной организации всегда накладывает определенный специфический отпечаток на систему взаимоотношений в звене «начальник — подчиненный». Здесь, как и в шахматах, совершенно невозможно сказать, какой ход «самый лучший». Многое зависит от конкретной социальной ситуации, ранее существовавших отношений и социального опыта всех участников взаимоотношений.
Проблема морально-психологического состояния нашла свое отражение в военном искусстве и отечественной военно-психологической мысли еще на заре существования Русского государства, когда было замечено, что слабый числом, но сильный духом противник часто побеждает, возможно, более многочисленного, но духом слабого и не ориентированного на победу врага. И всегда наиболее успешным был тот полководец, военачальник, командир, который мог воодушевить своих подчиненных, своих солдат. И «воодушевить» здесь не просто красивое слово. В нем заложен глубокий смысл того, что во второй половине XIX в. один из первых отечественных военных психологов Николай Николаевич Головин в своем труде «исследование боя: исследование деятельности и свойств человека как бойца» назвал «моральной упругостью войск». Наиболее полно проблема морально-психологического состояния была разработана в 80 — 90-е годы XX в. в русле такого направления, как морально-психологическое обеспечение.
На сегодняшний день существует большое количество определений морально-психологического состояния, как и подходов к пониманию его структуры. Приведем некоторые примеры.
Морально-психологическое состояние сотрудников — качественная характеристика, отражающая состояние психики сотрудника или психологии служебного коллектива в определенное время и в конкретной обстановке, которые проявляются в индивидуальных и коллективных взглядах, суждениях, чувствах, установках, доминирующих в сознании и поведении сотрудников и свидетельствующих об их готовности решать поставленные задачи.
Морально-психологическое состояние — это сложное, системное, многомерное, многофакторное, динамичное, относительно устойчивое во времени явление духовной жизни сотрудников, отражающее профессиональную, психологическую, социальную сторону их жизнедеятельности, характеризующееся уровнем развития психики и сознания отдельных сотрудников и духовной силы всего служебного коллектива, их моральную и психологическую готовность выполнять поставленные задачи в данный момент времени и в конкретных условиях обстановки.
Морально-психологическое состояние является системным, двухкомпонентным образованием (социально-психологическим), образующим определенный ориентационный уровень состояния психики (психологическую готовность) сотрудников и служебных коллективов, выражающееся в их отношении к реальной действительности и проявляющееся в готовности и способности решать поставленные задачи.
Подходить к определению морально-психологического состояния можно с точки зрения различных подходов: процессуального, системного или деятельностного. С точки зрения деятельностного подхода морально-психологическое состояние — это результат деятельности командиров (начальников) по достижению такого уровня психологической готовности сотрудника либо формированию настроя подчиненного коллектива, при котором гарантированно достигается выполнение поставленных оперативно-служебных задач.
Каждое из приведенных выше определений имеет право на существование.
Обобщим приведенные выше определения и выделим основные черты, просматривающиеся в них.
- Морально-психологическое состояние (МПС) — характеристика интегративная, ситуативная, качественная, формирующаяся в определенных условиях и при сохранении этих условий достаточно устойчивая.
- Сущностной характеристикой МПС является определенный уровень отношений личности к цели и смыслу деятельности организации, позволяющий гарантированно выполнять задачи по предназначению.
- Уровень отношений, в свою очередь, обеспечивается качествами сотрудника как индивидуальными, так и проявляющимися в деятельности группы.
- Как качественная характеристика — это наличие, степень сформированности качеств, определяющих психологическую готовность как отдельных сотрудников, так и направленности служебного коллектива на решение задач, что позволяет учитывать человеческий фактор в оценке обстановки, правильно планировать, принимать и осуществлять управленческие решения.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние в коллективе — это интегративная качественная характеристика служебного коллектива, отражающая уровень развития у сотрудников мотивационно-ценностных образований, доминирующих психоэмоциональных состояний, а также характер взаимоотношений в рамках формальной и неформальной структуры коллектива, гарантированно обеспечивающий выполнение поставленных служебных задач.
Гарантированное выполнение служебных задач подразумевает сформулированные руководителями требования к моральным, психологическим, профессиональным качествам сотрудников.
Требования к моральным и психологическим качествам сотрудников обусловлены спецификой деятельности. Они обусловлены следующими факторами:
- сложностью решаемых задач;
- эмоциональной напряженностью;
- динамичностью условий деятельности;
- высоким уровнем ответственности за принятые решения и совершенные поступки;
- определенным официальным статусом сотрудника.
Требования по моральным и психологическим качествам сотрудников можно разделить на общие и специальные.
Общие требования являются обязательными для всех вне зависимости от конкретного направления деятельности и выполняемой задачи. Специальные требования к моральным и психологическим качествам сотрудников определяются с учетом конкретного направления их деятельности.
В соответствии с общими требованиями сотрудники должны обладать моральными и психологическими качествами, под которыми понимаются устойчивые особенности личности человека, проявляющиеся в его поведении, значимые для его социального окружения и необходимые для эффективного осуществления деятельности по предназначению.
К моральным качествам относятся:
- патриотизм;
- чувство личной ответственности за судьбу государства и порученное дело;
- верность профессиональному долгу;
- законопослушность, уважение к личности, правам и свободам граждан;
- дисциплинированность;
- честность и принципиальность, стойкость и выдержка;
- мужество и смелость при выполнении своих обязанностей.
Психологические качества включают в себя:
- высокий уровень развития психических познавательных и волевых процессов (ощущений, восприятия, представлений, воображения, речи, памяти, внимания, мышления, воли) и общих способностей (точность, последовательность, логичность и активность мыслительной деятельности); быстроту принятия решений, гибкость мышления, наличие творческого подхода к решению задач;
- психоэмоциональную устойчивость, обеспечивающую достаточный уровень работоспособности в сложных условиях: выдержку и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль за поведением и внешними проявлениями эмоций; эмоциональную зрелость (способность отдавать себе отчет о собственных эмоциях и чувствах, а также управлять ими);
- адаптированность в профессиональной и социальной среде: высокую работоспособность как в условиях монотонности и однообразия, так и при быстрой смене форм деятельности и воздействии разнородных внешних факторов и умение работать в команде;
- мотивированность к службе, позитивную социальную ориентацию, конструктивную направленность ценностно-смысловых установок личности: осознание моральной ответственности за качество труда;
- потребность в приобретении новых знаний, расширении интересов, профессиональном и служебном росте.
Таким образом, содержание морально-психологического состояния составляют моральные и психологические качества сотрудников.
Для служебного коллектива сущность морально-психологического состояния может быть выражена как уровень развития у сотрудников мотивационно-ценностных образований, доминирующих психоэмоциональных состояний, а также характер взаимоотношений в рамках формальной и неформальной структуры коллектива, коллективные мнения, коллективные настроения, направленность.
Морально-психологическое состояние коллектива принято называть социально-психологическим климатом коллектива. Интересно само значение слова «климат». Климат — от греческого слова КаппаЛямбдаИотаМиАльфа (климатос), что в переводе означает «наклон». Греки считали, что температурный режим на той и иной территории определяется наклоном солнечных лучей к земной поверхности. В современном географическом определении климат — это статистически многолетний режим погоды, характерной для данной местности в силу ее географического положения, одна из основных географических характеристик той или иной территории.
Понятие «климат» по отношению к состоянию или уровню взаимоотношений в организации стало применяться относительно недавно.
В зарубежной социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, которая опирается на формирование социально-психологического климата как показателя отношений между работниками. Отечественные исследователи оперируют не термином «организация», а термином «коллектив». Они выделяют в качестве сущностных характеристик коллектива следующие:
- целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, потребности, ценностные ориентации членов коллектива, средства и способы взаимодействия;
- мотивированность, раскрывающая причины служебной, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов коллектива;
- эмоциональность, проявляющаяся в отношении людей к взаимодействию, в специфике неформальных отношений в коллективе;
- стрессоустойчивость, характеризующая способность коллектива согласованно и быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным факторам;
- интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий;
- организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления;
- доверительность сложившихся отношений.
В отечественной социальной психологии термин «социально-психологический климат» рассматривается как устойчивая характеристика психологических связей членов коллектива, сложившаяся на основе их симпатии, антипатии, совпадения характеров и их противоречий, интересов, склонностей, настроений и отношений (мировоззренческих установок) и возникающая в процессе совместной деятельности.
Климат отношений между людьми состоит из трех составляющих. Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и выполняемых задач по предназначению. Вторая составляющая — моральный климат, определяющийся принятыми и поддерживаемыми (традиции) моральными ценностями организации. Третья составляющая — это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между сотрудниками в процессе совместной деятельности.
Феномен «социально-психологический климат» включает понятие состояния психологии коллектива как единого целого, которое интегрирует частные и групповые состояния стихийно сложившихся микрогрупп, составляющих коллектив. Социально-психологический климат как интегративное состояние коллектива включает целый комплекс различных характеристик.
Все эти характеристики рассматриваются во взаимосвязи. Взаимосвязь между эффективностью деятельности коллектива по его предназначению и его социально-психологическим климатом очевидна. И проблема формирования здорового социально-психологического климата — одна из важнейших в управленческой деятельности руководителя любого уровня. Важно понимать, что благоприятный социально-психологический климат — это итог систематической работы руководителей, выраженный в сформированных межличностных отношениях сотрудников, сложившихся в процессе их совместной деятельности, и направленности служебного коллектива.
Источник
5.1.1. Коллективные эмоциональные состояния и их функции1
К коллективным эмоциональным состояниям относят, прежде всего, настроение коллектива (эмоциональный настрой), коллективные переживания. Соответственно, одной из важнейших характеристик коллективного эмоционального состояния является динамичность. Вопрос о динамике коллективных настроений и переживаний широко обсуждается в различных психологических исследованиях. В частности подчеркивается, что колебания настроения связаны с социальными детерминантами (Л.Н. Войтоловский): чем больше люди чувствовали себя «господами» обстоятельств, тем больший прилив энергии ощущали в себе; при неудаче, в горе человеческое существо опускается, теряет силы. Отсюда деление настроений на два разряда: когда энергия нарастает и когда происходит постепенное или внезапное падение энергии. Этому соответствуют две тональности настроений: жизнерадостная, бодрая, активная и унылая, слабая, пассивная. Смена этих тональностей подчиняется определенной периодичности 2 .
1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
В. М. Бехтерев вывел закон периодичности или ритма. Так, прежде всего, необходимо установить, что настроение коллектива подвергается периодическим сменам в ту или иную сторону, что обусловливается не одними внешними условиями, которые могут в одно время быть благополучными для коллектива, а в другое — неблагоприятными для него, но и неустойчивостью самого настроения, которое не может оставаться бессменно одним и тем же в течение долгих периодов времени.
Обсуждая вопросы динамики общественных настроений и их значения в жизни общества, Б.Д. Парыгин обращает внимание на закономерность приливов и отливов социальных настроений, на соотношение стихийного и сознательного моментов в этой цикличности.
А.Н. Лутошкин выдвигает и подтверждает следующие гипотезы, касающиеся динамики эмоциональных состояний в коллективе 1 :
По мере становления и развития коллектива в нем вырабатывается определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности. Он будет тем четче и определеннее, чем выше уровень развития коллектива. У групп низкого уровня развития эмоциональный пульс может не обнаруживаться.
Природа эмоциональной ритмики коллектива связана с разнообразием явлений социальной жизни и выражается в адекватности ее отражения членами коллектива. Вместе с тем периодичность смены настроений связывается с биологическими детерминантами, обеспечивающими нормальные условия жизнедеятельности человека.
В различные периоды циклов эмоционального ритма могут создаваться оптимальные или, наоборот, менее подходящие условия для организации коллективной деятельности, для восприятия членами коллектива значимых явлений окружающей жизни.
1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.— 128 с.
Таким образом, важно подчеркнуть, что эмоциональная пульсация индивидуальна для разных коллективов, и прежде всего, для коллективов, находящихся на разных уровнях своего развития. В сплоченных коллективах наблюдается обычно ровный, четкий ритм с размашистой амплитудой колебания от радости к неприятностям и обратно. В этом проявляется эмоциональное единство коллектива. Коллективы высокого уровня развития дружно откликаются на успехи и неудачи своих членов, переживают все события, происходящие в них. Если же «пульс» едва пробивается или же лихорадочно скачет, то можно смело утверждать: в этом коллективе не всё в порядке, здесь нередко царит равнодушие или постоянно конфликтуют группировки, люди не могут найти общий язык.
Обращает внимание на себя и такая особенность: в сплоченных коллективах отрицательные эмоции чаще переживаются, чем в малосплоченных. Действующий коллектив, встречая на своем пути препятствия, живо реагирует на неудачи, непримирим к ним. Отсюда и душевная отзывчивость, насыщенность эмоциональной жизни.
В развитом коллективе его члены тоньше чувствуют эмоциональный тон коллектива, динамику его эмоциональной жизни. В коллективах низкого уровня развития в большинстве своем люди затрудняются точно определить общий тон своего коллектива в данный момент. Такое положение дед характерно для коллективов, где редко проявляются взаимопомощь и взаимодействие, недостаточно знание людьми друг друга, где существует своеобразная «слепота» к эмоциональным состояниям своих коллег.
Важно отметить, что психолог, работающий в организации, должен всегда учитывать динамические особенности эмоциональных состояний. Эмоциональная пульсация отражается и на состоянии потенциалов активности коллектива: в разные периоды происходит увеличение или снижение возможностей коллектива в выработке ресурсов «жизненной энергии». Соответственно, это необходимо принимать во внимание, организуя кор-рекционно-развивающую работу с эмоциональными потенциалами коллектива.
Функции коллективных эмоциональных состояний
Существует несколько точек зрения на проблему функций коллективных эмоциональных состояний. В частности, Б.Д. Парыгин выделяет три функции эмоциональных явлений в коллективах. По его мнению, это:
1) функция регулятора и тонизатора психической активности людей,
2) функция установки восприятия любой информации,
3) функция ценностной ориентации или направленности внимания и деятельности.
Все эти выделенные функции носят ценностно-установочный характер, поскольку настроение представляет собой «такое интегральное структурное образование, в котором аккумулируются результаты всей психической деятельности человека в определенный отрезок времени» 1 .
Прежде всего следует отметить, что функции коллективных эмоциональных состояний можно рассматривать как самую общую характеристику эмоциональных потенциалов коллектива. С этой точки зрения представляется возможность увидеть, что следует и что не следует ждать в изменении поведения людей в группах и в коллективах в условиях совместного переживания, общего эмоционального отношения к тем или иным явлениям.
С точки зрения А.Н. Лутошкииа, наиболее значимой является побудительная функция коллективных эмоциональных состояний. Переживание стенических чувств оказывает мобилизующее влияние на людей, способствует повышению их активности в различных сферах жизнедеятельности. Важно подчеркнуть, что побуждение, активизация поведения членов коллективов в одинаковой степени могут быть направлены как на созидательную деятельность, так и на разрушение, иметь в своей основе социально полезные ценности и действия, идущие вразрез с социально значимыми установками.
1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.— 128 с.
Эмоциональные состояния в коллективе обладают функцией сплочения, объединения людей. Пребывание людей в одной эмоциональной ситуации, переживание ими одного состояния способствуют созданию общности, их единению.
Коллективные эмоциональные переживания могут выполнять функцию оказания психологического давления на личность (подавляющая функция). В этих условиях человек пытается подчинить свои переживания и вытекающие отсюда действия скрытому давлению других лиц.
Социально ориентировочная функция эмоциональных состояний в коллективе заключается в том, что в эмоциональных состояниях свернуто отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, к существующим нравственным ценностям. Расхождение в эмоциональных реакциях заставляет членов группы пересматривать собственные оценки, позиции.
Еще одна функция эмоциональных состояний в коллективе — стилеобразующая. В практике хорошо известно, насколько порой разительно могут отличаться по внешнему поведению первичные коллективы. В одних коллективах эмоциональные реакции членов групп выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью; в других выражение общих переживаний происходит сдержанно, спокойно. Подобные явления эмоциональной жизни коллективов характеризует эмоционально-динамический стиль их жизнедеятельности.
Потенциалообразующая функция. Она представлена с точки зрения формирования установки к восприятию информации (Б. Д. Парыгин) и к будущей деятельности, а также с точки зрения способности эмоциональных состояний создавать своеобразный запас энергии не для сиюминутного действия, а для несколько отдаленного во времени, как бы «на завтра». Эту функцию наиболее полно выполняют психологическая атмосфера и психологический климат коллектива.
Источник