«Психологический климат педагогического коллектива»
методическая разработка на тему
Доклад на психолого-педагогическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_klimat.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка»
«Психологический климат педагогического
Подготовила: воспитатель I квалификационной категории
Коллектив работников не может быть однородным. В его составе есть люди с различными характерами, взглядами, интересами, опытом, возрастом и т.д. Между отдельными членами коллектива иногда возникают недоразумения, которые касаются как личных, так и общих интересов. Но, все же спорные вопросы решаются доброжелательно, если нужно, то и коллективно, и тогда они не влияют отрицательно на трудовую жизнь коллектива. В таком случае говорят о благоприятном психологическом климате и слаженности в работе всех членов коллектива.
Что же такое психологический климат?
Так, советский психолог К.К. Платонов понимает под психологическим климатом общественные настроения. «К массовым явлениям, свойственным любым группам, относится общественное настроение. Оно то и создает в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроение, служат межличностные отношения» , — пишет он.
Основоположник социальной психологии Е.С. Кузьмин значительно расширяет содержание этого понятия. По его мнению, «понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе» .
Советский психолог Б.Ф. Ломов считает, что психологический климат включает в себя:
- Систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба и т.д.);
- Психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие и т.д.);
- Систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
Итак, под психологическим климатом следует понимать эмоционально-психологический настрой педагогического коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Из наиболее важных форм проявления эмоционально-психологического климата в коллективе выступают совместимость, сработанность и сплоченность.
Под совместимостью принято понимать эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом.
Сработанность — процесс и результат взаимодействия людей, который характеризуется максимально возможным успехом деятельности при незначительных эмоционально-энергетических издержках.
Сплоченность коллектива является мерой упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность (традицию) жизнедеятельности коллектива.
Основными показателями положительного психологического климата является:
• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
• признание авторитета руководителей;
• жизнеутверждающее настроение в коллективе;
• сплоченность и организованность членов коллектива;
• практическое отсутствие текучести кадров.
Психологический климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь, завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если его не урегулировать в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного и воспитательного процессов. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования. От того, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
Климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на психологический климат коллектива. За руководителем признаётся право принятия значимых для коллектива решений. Именно руководитель, должен следить за эффективным использованием времени каждого педагога, созданием и использованием благоприятных условий труда и отдыха, заботиться о здоровье и всестороннем развитии каждого члена педагогического коллектива. В целях упорядочения труда педагога, прежде всего, необходимо правильно определять объем учебной нагрузки каждого педагога, составлять рационально продуманное расписание, четко распределять служебные обязанности между администрацией, между отдельными членами коллектива.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, но иногда на его фоне возникает опасность возникновения конфликтов. Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающая по причине несовпадения (столкновения) желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликты могут возникнуть на фоне нервозности, раздражительности и обидчивости, в коллективе могут присутствовать чувства тревоги, неудовлетворенности, усталости или страха, при неясных целях результатов всей работы и каждого рабочего дня.
И.П. Павлов считал людей наиболее сильными раздражителями, которые часто меняют настроение друг другу как в лучшую, так и в худшую сторону. Большинство людей, положительно влияют на окружающих своей моральной чистотой, чуткостью, знанием дела, стремлением постоянно оказать помощь. Они, как правило, своим присутствием улучшают настроение всем членам коллектива, с ними легко работается.
Но встречаются и такие, которые отрицательно влияют на самочувствие коллектива. Они отличаются резкостью, тревожностью, капризностью, не могут поддерживать нормальный психологический климат в коллективе. Это зависит от их темперамента, характера, интересов и тому подобное. Конфликты порождают неприязнь, враждебность, апатию, что отрицательно отражается на психологическом климате коллектива.
Есть деструктивные конфликты, которые создают напряжение в коллективе, осложняют межличностные и межгрупповые отношения. Но конфликты бывают и конструктивными, когда благодаря им вскрываются негативные взаимоотношения между членами коллектива, мешавшие работе, или конфликт разрывает состояние равнодушия и апатии, сложившееся в коллективе, побуждает к действиям, творческому поиску.
Для благоприятного психологического климата характерны доброжелательный стиль взаимоотношений, творческая атмосфера коллективного поиска эффективных методов и форм обучения и воспитания детей, единство педагогических требований, высокий уровень трудовой дисциплины и самодисциплины.
Только в коллективе педагог находит вдохновение, поддержку, сочувствие, без которых не может быть полного удовлетворения трудом, только в коллективе получает гарантию и помощь в случае неудач и ошибок. Здесь наблюдается четкая взаимосвязь: удовлетворенность трудом зависит от климата в коллективе, а одним из слагаемых здорового нравственно — психологического климата является удовлетворенность трудом.
Как известно, сплоченному коллективу всегда присущи взаимопомощь и взаимовыручка. Каждый считает за честь иметь поддержку коллектива, поделиться личными делами, посоветоваться, что-то обсудить.
Сплочение педагогического коллектива реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации.
Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы педагоги в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Это все успешно реализуется через применение нетрадиционных форм работы с педагогами, таких как конкурсы педагогического мастерства, фестивали педагогических идеи и т.д. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических объединений, опытных педагогов и молодых специалистов.
Важная роль в формировании психологического климата принадлежит системе методической работы с педагогическим кадрами. Педагоги, объединенные общей продуктивной деятельностью, коллективным творчеством всегда выступают как команда единомышленников при решении коллективом каких-либо важных и сложных задач, в процессе их коллективной деятельности налаживается продуктивное взаимодействие между педагогами, складывается система конструктивного общения, а если и возникают конфликтные ситуации, то они решаются с наименьшим ущербом для психологического здоровья педагогов. Немаловажная роль в этом принадлежит руководителям методических объединений.
Содействуя становлению позитивного психологического климата в коллективе необходимо также отмечать достижения педагогов.
В школе должна быть система материального и морального стимулирования творчески работающих педагогов, педагогов показывающих стабильные результаты в своей профессиональной деятельности. Для педагога важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации. Эффективным в этом плане является награждение педагогов Почетными грамотами, сертификатами, дипломами за успехи в профессиональной деятельности, а также юбиляров и награждение педагогов к профессиональному празднику.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в педагогическом учреждении будет сформирован благоприятный психологический климат климат, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного и воспитательного процесса процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности.
Источник
Система эмоционально психологических состояний коллектива отражающих характер взаимоотношений между
Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А.С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.
Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.
В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С. Кузьмин, А.Г. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся:
Источник
Социально-психологический климат и конфликты в педагогическом коллективе
Особое значение для функционирования педагогического коллектива играет социально-психологический климат в нем. Он представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. К основным функциям социально-педагогического климата в педагогическом коллективе относят: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая. Консолидирующая функция заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании эмоциональных потенциалов коллектива, его энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.
К оценке социально-психологического климата существуют различные подходы. В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся: удовлетворение членов коллектива своим пребыванием в нем, процессом и результатом труда; признании авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении им; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; практическое отсутствие текучести кадров (Сластенин В.А.).
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. Выполняя широкий круг профессиональных обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей (например, руководителей, коллег и др.). Таким образом, одним из путей влияния социальнопсихологического климата коллектива на педагога является объективная оценка его личностных, профессиональных качеств, личного вклада педагога в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.
Механизм влияния социально-психологического климата на педагога состоит в подражании — непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. Влияние социально-психологического климата коллектива не педагога может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоциональнопсихологическую волну своих коллег. Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, состоянием её психических процессов, состояний и свойств. Общий климат в коллективе зависит от личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт его членов.
К числу факторов, препятствующих формированию положительного социально-психологического климата в коллективе, относятся конфликты. В педагогическом коллективе они являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между педагогами, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Взаимосвязи «ролевого» характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуально-типологическими особенностями.
В педагогическом коллективе можно выделить три группы конфликтов:
— конфликты личностной несовместимости.
Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда, организации педагогического процесса, внесения корректив в режим работы образовательного учреждения и др. Сложно разрешаются конфликты личной несовместимости. В таких случаях руководители избирают также пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.
Практикум
Ниже представлены задания и тесты, выполнив которые, Вы лучше поймете свои особенности в плане конфликтности и способов разрешения конфликтов.
Тест «Конфликтная личность»
Тест позволяет определить степень вашей конфликтности или тактичности. Выберите один из трех предложенных вариантов ответа: «а», «б», «в».
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:
А) избегаете вмешиваться в спор;
Б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
В) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения?
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
Б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
В) всегда критикуете за ошибки.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
А) если другие вас поддержат, то да;
Б) разумеется вы будете поддерживать свой план;
В) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных?
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:
А) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;
Б) да, но только по принципиально важным вопросам;
В) вы спорите со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:
А) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;
Б) возмущаетесь, но про себя;
В) открыто высказываете свое негодование.
6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:
А) выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;
Б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;
В) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки?
7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:
А) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
Б) говорите, что эта вещь безвкусна;
В) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?
8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:
А) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих плохо воспитанных детей?»;
Б) делаете им замечание;
В) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали?
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
А) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;
Б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
В) это будет поводом для скандала?
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:
А) да, но если вы даже и выскажите ему какие-нибудь претензии, это вряд ли что-то изменит;
Б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
В) вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантах?
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:
Б) разумеется, признаете;
В) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?
Ключ к тесту
Каждый вариант ответа получает определенное количество баллов: ответ «А» — 4 балла; ответ «Б» — 2 балла; ответ «В» — 0 баллов. Подсчитайте сумму набранных очков.
От 30 до 44 баллов. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладите, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.
От 0 до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, в большей части которые излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1442; Нарушение авторского права страницы
Источник