Синдром трудного темперамента это

Темперамент вашего ребенка

Понятие темперамента * возникло на основе учения древнегреческого мыслителя и врача Гиппократа, жившего в VI веке до нашей эры. Он предложил теорию темперамента, связывающую индивидуальные особенности людей с соотношением различных жидкостей в их организме (кровь, лимфа, желчь). В связи с этим выделялись четыре типа темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), флегматический (от греч. phlegma – слизь), холерический (от греч. chole – желчь), меланхолический (от греч. melaina chole – черная желчь).
Физиологический «фундамент» под учение Гиппократа подвел русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов.
Он выделил основные свойства нервных процессов:

Сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные или длительно действующие средней силы раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы возбуждения, то его поведение, как правило, неуравновешенно, он нетерпелив, склонен к сильным кратковременным эмоциональным переживаниям, агрессии, риску. Нередко такой человек переоценивает свои способности.

Сила торможения (способность нервных клеток давать адекватный ответ на тормозные раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы торможения, то для него характерны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей.

Уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения.

Подвижность – скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения.

Четыре основных типичных сочетания этих свойств и соответствуют четырем типам темперамента.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

Сангвиники общительны, уверенны в себе (порой чрезмерно), активны, открыты, беззаботны, любят и ценят комфорт и удобства. Они жизнерадостны, часто обладают чувством юмора, склонны к лидерству. В то же время сангвиники бывают поверхностны и не очень разборчивы в общении: едва познакомившись с новым человеком, сангвиник может считать его своим другом, и таких друзей у него не один десяток. Сангвиники редко бывают усидчивы: они быстро переключаются с одного дела на другое, легко оставляют прежние увлечения и далеко не всегда доводят начатое до конца.
Так как сангвиники постоянно находятся в движении и тратят в течение дня много энергии, им нужны продолжительный ночной сон и возможность отдыхать в дневное время. Желательно давать сангвиникам задание на короткий промежуток времени, чтобы они успели закончить, прежде чем отвлечься. Это будет способствовать достижению конкретных результатов.
Следует обращать внимание на круг общения ребенка-сангвиника: вероятность попасть под влияние других людей велика из-за того, что сангвиник слишком контактен и готов хорошо относиться ко всем без разбора.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

Флегматики эмоционально устойчивы, работоспособны, усидчивы. Они сдержанны и неразговорчивы, что может создавать им трудности в общении. Они медленнее включаются в деятельность, зато потом долго могут работать в заданном темпе. Стрессоустойчивы и спокойны.
Следует постепенно и доброжелательно побуждать флегматика к переходу от размышлений к действиям. Пробуйте вместе какие-нибудь новые вещи, делайте открытия, помогайте привыкнуть к общению с другими детьми. Если разбудить у флегматика интерес и любопытство, то под руководством взрослого друга он и сам начнет проявлять инициативу.

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

Холерики активны, инициативны, настойчивы и целеустремленны. Их энергия порой так велика, что холерик без труда преодолевает препятствия на своем пути. Настроение холерика часто переменчиво. Он эмоционален, даже импульсивен. Бывает обидчивым, раздражительным и конфликтным.
С холериками бессмысленно вступать в конфронтацию – они склонны к протестному поведению. Вместо этого лучше их живой темперамент направить по правильному пути. Поощряйте ответственность и самостоятельность холериков, создавайте условия для проявления инициативы – они с удовольствием возьмут ответственность на себя и правильно приложат свои силы, играя ведущую роль.

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный

Меланхолики чувствительны и тревожны. В отношениях с другими людьми чаще занимают пассивную позицию, демонстрируют обидчивость и ранимость. Нередко обладают хорошим художественным вкусом и развитыми умениями, связанными с мелкой моторикой (вязание, вышивание, бисероплетение, выжигание, лепка, рисование). Хорошо работают с большими объемами информации: умеют ее упорядочить, обобщить и проанализировать.
Меланхолик может нуждаться в том, чтобы его «заразили» жизненной энергией, помогли отвлечься от погруженности в свои переживания, обратили его внимание на других людей. При взаимодействии следует учитывать быструю утомляемость меланхоликов, организуя для них щадящий режим занятий с перерывами для отдыха.
В отношении меланхолика недопустимы резкость и грубость. Желательно чаще хвалить такого ребенка за его успехи, решительность и волю, тем самым способствуя закреплению этих качеств.
Очень редко черты темперамента представлены в «чистом» виде; обычно приходится наблюдать смешанные типы, хотя и среди них чаще всего можно выделить преобладающий.
Уже в самом раннем возрасте малыши отличаются по активности и проявлению эмоций. К середине – концу первого года жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере темперамента. Наблюдая за малышом, можно попробовать определить его ведущий тип.

Читайте также:  Цитрат магния при стрессах

На какие особенности поведения следует обращать внимание?

1. Активность (главным образом двигательную). Является ребенок активным или медлительным?

2. Ритмичность проявления поведенческих реакций (например, проявлений голода, отправления физиологических функций, смену циклов сна и бодрствования и т.д.).

3. Первую реакцию ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее). Эта особенность названа приближение – удаление.

4. Адаптивность – то есть степень легкости, с которой ребенок способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.

5. Интенсивность реакции, то есть энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (высокий или низкий).

6. Порог чувствительности. Это уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.

7. Обращаем внимание на доминирующее настроение ребенка – негативное или позитивное.

8. Отвлекаемость. Определяем, в какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его.

9. Внимание, настойчивость (или усидчивость) – длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам.

В результате исследований были выделены «легкий», «средний» и «тяжелый» (или «трудный») типы темперамента.
Дети с «легким» темпераментом положительно относятся к новым ситуациям, отличаются регулярностью отправления своих биологических функций, быстрым привыканием к изменению распорядка дня и спокойным, ровным настроением.
Дети со «средним» темпераментом порой негативно реагируют на новых людей и ситуации, они медленнее привыкают к изменяющимся условиям.
Синдром «трудного» темперамента характеризуется низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения и реакцией удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохой адаптивностью и высокой интенсивностью реакций.
Означает ли это, что у ребенка с «трудным» генетически заданным темпераментом обязательно сложится «трудный» характер? Ученые считают, что на формирование поведения влияют не только унаследованные черты, но и особенности отношений между детьми и родителями. Например, интенсивность проявления негативных эмоций у детей уменьшается, если в семье хорошие отношения между супругами и матери обладают высокой самооценкой. Также замечено, что способность родителей обсуждать с детьми эмоциональные проблемы улучшает их способности к саморегуляции.
Несмотря на то что кардинально изменить темперамент не удастся, можно повлиять на его проявления. Для этого следует выбирать такие меры воспитательного воздействия, которые не только препятствовали бы углублению недостатков темперамента, но и развивали его сильные стороны. Психологи призывают не подавлять, а управлять типом темперамента.
Определив тип темперамента ребенка и используя рекомендации по индивидуальному подходу, родители могут помочь ребенку справиться с проявлениями «трудного» темперамента.
Узнать темперамент ребенка можно не только путем наблюдения, но и с помощью психологических тестов.

Тест «Определяем темперамент своего ребенка»

Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.

1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?

Читайте также:  Что чувствует алкоголик когда его бросает жена

А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?

А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если Г, то меланхолик.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…

Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.

Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.

Причины детской медлительности

Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик).

Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых.

Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла.

Как общаться с медлительным ребенком

Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам.

Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени.

Поощряйте детские увлечения.

Заранее предупреждайте о смене деятельности.

Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.

В любом случае выражайте положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем внимании.

Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.

Что является причиной гиперактивности?

особенности строения и функционирования головного мозга;

последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний;

Гипер (hyper) – превышение нормы; activus – активный, деятельный.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.

Помните: настоящий диагноз ставит только врач.

Нарушения внимания: ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.

Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.

Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.

Советы родителям гиперактивных детей

Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.

Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.

Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.

Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.

Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.

Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами.

Оставайтесь терпеливыми и спокойными.

Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.

Источник

Синдром трудного темперамента это

Отечественная психология имеет огромный теоретический и эмпирический материал по проблеме темперамента, его свойств и их взаимосвязей. Особое место в развитии научных представлений о темпераменте занимают работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.С. Мерлина и В.М. Русалова [9]. На сегодняшний день к особенностям темперамента по результатам как зарубежных, так и отечественных исследований чаще всего относят такие свойства, как активность и эмоциональность, темп и скорость, пластичность и устойчивость к стрессу. Критерии темперамента в большинстве отечественных и зарубежных концепций являются сходными. Свойства темперамента характеризуют динамику деятельности или стиль поведения, связаны с биологическими характеристиками, имеют генетическую обусловленность, онтогенетическую первичность и стабильность, надситуативность и проявляются при стрессовых для человека условиях [7]. При этом зарубежные авторы подчеркивают, что для понимания происхождения личности необходимо изучать темперамент [13, 14].

Читайте также:  Лекарства повышающие настроение по рецепту

Одним из основных подходов к изучению темперамента на сегодняшний день является рассмотрение темперамента как стиля поведения (А. Томас, С. Чесс) [15]. Большинство исследований детского темперамента опираются на 9 свойств, выделенных в Нью-Йоркском лонгитюде, полученных через наблюдения и интервью родителей об их детях [7, 15]. Впоследствии эти категории получили психометрические подтверждения [13]. При сопоставлении с факторами «Большой пятерки» обнаруживается явное соответствие 9 свойств А. Томаса и С. Чесс этой модели. При изучении темперамента в большом числе работ [13, 14], посвященных изучению структуры темперамента в детстве, было отмечено, что существуют как минимум три или четыре основных свойства темперамента: негативная эмоциональность, экстраверсия, контроль усилий [14].

Современный взгляд на детско-родительские отношения не может не учитывать характеристиках и родителя и ребенка [1, 2]. Исследуя родительское отношение в связи с различными синдромами темперамента детей, можно оценить, в какой степени происходит детерминация внутрисемейных отношений особенностями ребенка [6]. Темперамент ребенка оказывается медиатором, который изменяет отношения родителей к нему, особенно это касается негативных проявлений свойств. В некоторых исследованиях [9] рассматривается роль детских черт как переменных, опосредующих связи между личностью родителя и его родительским функционированием. В частности, было показано, что положительные проявления детского свойства темперамента – самоконтроля ‒ положительно связаны с материнской чувствительностью и приводят к стремлению позитивно регулировать поведение ребенка [5, 12]. Поэтому цель данного исследования ‒ выявить взаимосвязи свойств темперамента и параметров родительского отношения у дошкольников с разными синдромами темперамента.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 119 матерей из полных и неполных семей с одним, двумя или тремя детьми, проживающими совместно. Возраст матери М = 31,12; SD = 5,69. Возраст детей: М = 5,63; SD = 0,57. Исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений города г. Перми и г. Соликамска. Для определения свойств темперамента у детей использовался опросник В. Керри [11], позволяющий диагностировать следующие свойства темперамента: активность, предсказуемость поведения, контактность (удаление – приближение), приспособляемость, интенсивность эмоциональных реакций, преобладание негативного или позитивного настроения, настойчивость в достижении цели, отвлекаемость, порог чувствительности. Для определения параметров родительских отношений опросник взаимодействия родителей с ребёнком (ВРР) Марковской И.М. [8], позволяющий выявить особенности родительского отношения: нетребовательность-требовательность, мягкость-строгость родителя, степень автономности или контроля по отношению к ребенку, уровень эмоциональной дистанции-близости ребенка к родителю, отвержение-принятие ребенка, отсутствие или наличие сотрудничества, несогласие-согласие между ребенком и родителем, непоследовательность-последовательность родителя, авторитетность родителя и удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выделения подгрупп дошкольников в зависимости от синдрома свойств темперамента по методике В. Кэрри применялся кластерный анализ (метод К-средних). Для выделения синдромов темперамента были использованы 5 свойств: предсказуемость, контактность, приспособленность, интенсивность эмоциональных реакций, преобладание негативного-позитивного настроения. В результате выборка детей была разделена на 3 кластера-группы, которые отличаются по выраженности пяти характеристик, являющихся наиболее важными для характеристики темперамента по А. Томасу и С. Чесс.

В кластер 1 (40 человек) вошли дети с достаточно предсказуемым поведением, высококонтактные, со средней степенью эмоциональных реакций и нейтральным настроением. Таким образом, данный кластер можно обозначить как группу с синдромом легкого темперамента, табл. 1.

Особенности результатов 2 кластера (39 человек) можно охарактеризовать как детей с предсказуемым поведением, с трудом вступающих в контакт, средними показателями приспособляемости, практически нейтральных по интенсивности эмоциональных реакций и преобладанием позитивного настроения. Данный кластер можно обозначить как группа с преобладанием реакции удаления.

Кластер 3 (40 человек) можно обозначить как группу с трудным темпераментом, так как в него вошли дети с непредсказуемым поведением, приспособляющиеся к изменяющимся условиям, высокой интенсивностью эмоциональных реакций и преобладанием негативного настроения.

Средние значения и стандартные отклонения показателей темперамента у детей

Источник

Оцените статью