- Медицинские интернет-конференции
- Языки
- Профессиональное выгорание в фармации
- Как не сгореть за первым столом
- Эмоциональное выгорание фармацевтов провизоров — профилактика профессионального синдрома
- Причины развития синдрома
- Внешние факторы
- Внутренние факторы
- Как развивается профессиональное выгорание?
- Симптомы выгорания — как оно проявляется?
- Способы борьбы с профессиональным выгоранием
- Профилактика синдрома профессионального выгорания
- Как фармацевтическому специалисту справиться со стрессом
- Хороший и плохой стресс
- Механизм развития стресса
- Как не дать ситуационному стрессу стать хроническим
Медицинские интернет-конференции
Языки
Профессиональное выгорание в фармации
Профессиональное выгорание в фармации
Научный руководитель: к.п.н., доцент Новокрещенов И.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Актуальность. В современных условиях профессиональная деятельность фармацевтических работников качественно изменилась. Увеличилось количество и качество требований к личности и профессиональной состоятельности фармацевтов. Соответственно возросли и психологические нагрузки, и, как следствие, увеличилось в разы количество стрессовых ситуаций на рабочем месте. Специалисты при выполнении своих профессиональных обязанностей зачастую не обращают внимания на появившуюся усталость, раздражительность и излишнюю тревогу. Тем временем, накапливающиеся в них стрессы способны привести к серьезному осложнению, получившему название выгорание.
Цель исследования: выявление особенностей деятельности фармацевтических работников, приводящих к возникновению синдрома профессионального выгорания на основании анализа литературных данных.
Результаты. Профессиональное выгорание характерно для специалистов, чья деятельность связана с оказанием помощи людям, именно работа с людьми влечет за собой развитие профессионального стресса за счет переживаний, возникающих вследствие осознания груза ответственности за жизнь человека. На работников аптеки возложен двойной груз общения, так как в течение рабочего дня он сталкивается с огромным количеством незнакомых лиц, и выступает либо в качестве утешителя, либо в качестве мишени для снятия раздражения и агрессии. За счет давящего на плечи груза ответственности рождаются переживания по поводу чужих проблем и, вследствие этого, ухудшается здоровье специалиста, его психоэмоциональное состояние, а также снижается результативность его работы.
Основными причинами выгорания фармацевтических работников являются:
- постоянное общение с большим количеством покупателей;
- частые контакты с людьми, находящимися в проблемных ситуациях;
- невозможность отказа от общения с посетителем;
- незащищенность от недоброжелательного поведения;
- необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным;
- продолжительная рабочая смена.
Выводы. Для фармацевтических работников установлена высокая степень развития синдрома профессионального выгорания вследствие особенностей их профессиональной деятельности (постоянные стрессы, высокая психоэмоциональная нагрузка). Существует необходимость изучения распространенности синдрома выгорания у фармацевтических работников, и применения методов его профилактики.
Источник
Как не сгореть за первым столом
Бизнес-тренер Нина Тельпуховская помогает определить, есть ли у вас симптомы профессионального выгорания
- Длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций
- Неравномерный режим работы, длительные рабочие смены
- Высокая или сверхурочная рабочая нагрузка
- Большое количество обязанностей
- Негативные переживания, связанные с чувством незащищенности перед покупателями
- Необходимость постоянно сдерживаться и не проявлять негативных эмоций, «держать лицо»
- Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным
- Общение с покупателями, находящимися в стрессовом или агрессивном состоянии, в сложных жизненных обстоятельствах
- Постоянное общение с большим количеством людей
- Невозможность отказаться от общения с неадекватными посетителями аптеки
- Недостаточное вознаграждение за работу
- Неудовлетворенность профессией и современным восприятием покупателями образа провизора/фармацевта («продавец»)
- Отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и руководства
- Риск штрафных санкций
- Отсутствие видимых результатов работы и недостаток морального удовлетворения
- Невозможность дальнейшего обучения и профессионального совершенствования
Упражнение
- Я устаю на работе, потому что .
- Самым напряженным на работе для меня является .
- Мне тяжело, когда покупатели .
- Мои самые сложные ситуации на работе —
- это когда .
- Я чувствую себя особенно незащищенной на работе, когда .
- Мне не всегда нравится, когда моя заведующая .
- Меня не устраивает, когда мои коллеги .
- Бывает, мне не хватает времени на отдых,
- потому что .
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
16 сентября 2021
14 сентября 2021
Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.
Источник
Эмоциональное выгорание фармацевтов провизоров — профилактика профессионального синдрома
В мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения признала синдром эмоционального выгорания болезнью и описала его признаки.
Синдром профессионального выгорания — состояние умственного и эмоционального истощения, которое развивается на фоне хронического стресса на работе. Человек может испытывать нехватку физических сил, снижение работоспособности, негативное и циничное отношение к своим рабочим обязанностям.
Существуют категории профессий, которые больше подвержены профессиональному выгоранию, чем остальные. К ним относятся и работники аптеки: провизоры и фармацевты. Это связано с тем, что специалисты фармацевтической отрасли постоянно взаимодействуют с другими людьми, например, покупателями. Однако есть и другие причины развития такого состояния, которые мы рассмотрим далее.
Причины развития синдрома
К выгоранию приводят различные причины, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внешними могут быть события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций.
Внутренними — особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.
Рассмотрим внешние и внутренние факторы более детально.
Внешние факторы
- Воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;
- Отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;
- Атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;
- Поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.
Внутренние факторы
Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.
Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности — в таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.
Из-за негативного опыта у человека может наблюдаться сильная восприимчивость к критике, и как следствие — нежелание брать на себя дополнительную ответственность и стремление уклониться от выполнения определенных задач.
Чувство ответственности может возрасти еще больше, если сотрудник считает свое рабочее место престижным — в таком случае может ощущать себя в постоянном напряжении и испытывать страх совершить ошибку.
Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых.
Как развивается профессиональное выгорание?
Опасность этого синдрома заключается в том, что он развивается постепенно и незаметно для человека и окружающих его людей. Зачастую сначала сотрудник не связывает физическую усталость и эмоциональные проявления между собой.
По версии американского исследователя К. Маслача существует 3 стадии выгорания.
- Начальная стадия сопровождается утратой «остроты» эмоций и чувств. Положительные эмоции могут притупляться или исчезать — человека может сопровождать чувство пустоты. В рабочем процессе появляются мелкие ошибки, например провизор может не сразу вспомнить название препарата или неправильно посчитать сдачу для клиента. Такие проявления легко списать на обычное переутомление, но они не исчезают и после отдыха.
- Промежуточная стадия характеризуется потерей интереса к работе и возникновением раздражения; специалист быстро устает от коммуникаций с посетителями и коллегами, стараясь ограничить его — иногда делая это резко и грубо. Апатия и усталость сопровождают человека почти все время, а после выходных или отпуска сотрудник не чувствует себя отдохнувшим.
- На завершающей стадии человек не только чувствует себя уставшим, но и не видит смысла в выполняемой работе. Все действия, которые он совершает, выполняются «на автомате». Стремление к карьерному и личностному росту исчезает — возникает полная потеря интереса к работе и жизни в общем, наступает эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними.
Симптомы выгорания — как оно проявляется?
Некоторые признаки указывают на приближение к выгоранию или характеризуют его:
- сотрудник может уставать больше, чем обычно;
- физическое недомогание, частые простуды, головные боли;
- проблемы со сном и аппетитом;
- повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность;
- формализм, неприятие общих идей (например, внутри коллектива);
Стоит уточнить, что не всегда подобные симптомы являются предвестниками выгорания — иногда это состояния, которые не связаны друг с другом.
Способы борьбы с профессиональным выгоранием
Это состояние требует серьёзного подхода к восстановлению.
- Нормализация режима сна и отдыха как забота о собственном здоровье. Часто причиной профессионального выгорания фармацевтов становится дисбаланс между работой и отдыхом. Важно уделять достаточное количество времени сну, физическому и эмоциональному состоянию.
- «Оставлять работу — на работе». Сотрудник может продолжать думать о рабочих вопросах или ситуациях, которые произошли в течение дня — особенно этому подвержены менеджеры, сотрудники руководящего звена. Для того, чтобы не думать о рабочих вопросах, можно мысленно оставлять «рюкзачок с проблемами за порогом аптеки», чтобы вернуться к ним только в тот момент, когда сотрудник вновь вернется на работу. Полезно отключать рабочие чаты или оповещения электронной почты.
- Обратиться за помощью к специалисту. Да, иногда собственных «инструментов» воздействия на это состояние недостаточно. Консультация с психологом может помочь найти корень проблемы и подсказать направления для решения.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
Провизор сам может заранее позаботиться о профилактике «выгорания». Что можно сделать для этого?
- Разделить личное время и время работы. Каждому человеку необходимо помнить, что помимо работы в его жизни есть и другие сферы, требующие внимания и времени. Важно задавать себе вопрос: «Если в моей жизни не будет работы, что в ней останется?»
- Уделять время близким, друзьям, увлечениям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Отдых, семья, хобби — такие же важные пункты, как и работа. Важно уделять этому достаточное количество времени.
- Установить границы в рабочем общении. Работая с людьми, есть «соблазн» принять проблемы посетителей или конфликты с ними близко к сердцу. Нужно разделить: проблемы клиента ≠ проблемы сотрудника. Возможная негативная реакция направлена не на сотрудника «целиком», а на его «должность» — роль, которая выполняется им в аптеке.
- Следить за удовлетворением от выполняемой работы. Иногда профессиональное выгорание происходит потому, что эта профессия или должность становится «узка» для сотрудника, и пришло его время двигаться дальше.
Профилактику развития синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников полезно проводить и в рамках аптеки. Будут полезны психологические тренинги, создание здоровой атмосферы в коллективе, обучение работе с возражениями и негативно настроенными покупателями.
Важна и правильная мотивация — комфортные условия отдыха и работы, хорошее отношение к сотрудникам, достойная заработная плата и система поощрений.
Источник
Как фармацевтическому специалисту справиться со стрессом
Стресс — неотъемлемая часть жизни работников аптек. Постоянный контакт с посетителями, высокий уровень ответственности, важность принимаемых решений — всё это не способствуют эмоциональному спокойствию. Прибавьте к этому неравномерный режим работы, многозадачность, высокую нагрузку, конфликты. Список “аптечных” стрессоров можно продолжать бесконечно. Как сохранить спокойствие и здоровье в таких условиях? Разберемся вместе с психологом Ольгой Сергеевной Песковой .
Хороший и плохой стресс
Первым изучать стресс начал канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье. Именно он сформулировал современную концепцию стресса:
Стресс — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров, нарушающая его гомеостаз.
Селье выделил «хороший» стресс (эустресс) и «плохой» (дистресс). Эустресс повышает функциональный резерв организма, помогает адаптироваться к стрессовому фактору и ликвидировать сам стресс. Он повышает личную эффективность, помогает сфокусировать внимание, усиливает рациональное мышление, помогает найти эмоциональный баланс. Такой стресс мы испытываем, сталкиваясь с интересными жизненными задачами, с азартом принимая эти вызовы.
Однако если стресс слишком интенсивен или продолжителен (дистресс), он, напротив, истощает защитные силы организма, приводит к срыву механизмов адаптации и ухудшению здоровья. При этом полное отсутствие стресса — это тоже плохо. Жизнь кажется скучной рутиной, пропадает интерес и вкус к жизни.
Ганс Селье отмечал в своей теории, что каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии, и этот запас ограничен. В результате истощения адаптационной энергии организм болеет, стареет и умирает. Вызвать стресс может любое действие или событие, и не имеет значения — позитивное оно или негативное, значима лишь интенсивность.
Если запас энергии истощается, а стресс — совсем наоборот, продолжается и усиливается, следует физиологическая реакция организма. Чаще всего страдают от стресса сердечно-сосудистая система и ЖКТ. Вот самые типичные последствия:
- Кардиомиопатия такоцубо (стрессовая кардиомиопатия) или «синдром разбитого сердца»;
- Артериальная гипертензия;
- Гастриты, язвенная болезнь желудка и ДПК;
- Психовегетативный синдром (панические атаки);
- Неврозы, депрессивные и тревожные расстройства;
- Хроническая бессонница;
- Головные боли напряжения, мигрень;
- Преходящие когнитивные нарушения (ухудшение внимания, памяти, способности к интеллектуальной деятельности).
Стресс, связанный с профессиональной деятельностью — отдельная история. Почти 50 лет назад американский психиатр Герберт Фрейденберг ввел понятие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ, burnout syndrome) — это состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического стресса на рабочем месте. «Каждый работник осознает, что стресс может стать огнем радости от работы, которая выполняется. Но если у работника не хватает ресурсов для управления этим огнем, он может “сгореть”…» — поэтично писал Фрейденберг.
Механизм развития стресса
«Представим, произошла неприятная ситуация — например, на вас накричал посетитель аптеки, недовольный высокой ценой препарата, — рассказывает психолог Ольга Пескова , — Мгновенно у вас возникает мысль — например, «меня уволят». Мысль вызывает определенную эмоцию (в нашем случае, конечно, негативную). Запускается гормональный процесс. Если мысль положительная — вырабатываются эндорфины. Если негативная — вырабатываются кортизол и адреналин, тело приходит в так называемое состояние «бей-беги», когда мышцы в тонусе и напряжении».
Ольга отмечает, что эмоция, которую мы чувствуем в момент ситуации, «живет» всего лишь одну-три минуты. Очень редко — до 12 минут, но не более. А всё оставшееся время, которое мы «накручиваем» себя — это результат заложенной в нас программы, наших жизненных установок, убеждений. Так, мысль «меня уволят» возникает не просто так, за ней кроется убеждение «я не имею ценности как работник». Именно это убеждение — виновник долгоиграющего стресса. Если вы продолжаете переживать одну и ту же ситуацию несколько часов, а то и дней — стоит постараться вычислить, что за негативное убеждение заставляет вас это делать, и работать именно с ним.
Как не дать ситуационному стрессу стать хроническим
«Стресс бывает ситуационным и хроническим, — рассказывает психолог Ольга Пескова , — ситуационный стресс — это то, что сопровождает нас буквально каждый день. Он связан и с отрицательными, и с положительными событиями. Это и конфликт на работе, и свадьба, и повышение по службе. Если не получается справляться с ситуационным стрессом, он накапливается и становится привычным, хроническим. Это состояние опасно тем, что может привести к серьезным последствиям для здоровья».
Как правильно пережить стресс и не позволить ему перейти в хроническую форму? Психолог Ольга Пескова дала несколько практических рекомендаций.
- Признавать и переживать эмоции
Ольга рекомендует в первую очередь отследить и честно признать эмоцию, которую вы испытываете. «Очень важно научиться говорить себе, что я чувствую в данный момент, — подчеркивает Ольга, — Да, я испытываю злость, я очень зла. На кого? На этого покупателя. Я имею право на эмоции, на злость, раздражение, отвращение. Очень важно — признать это и прожить.
Со временем может обнаружиться, что злость или отвращение вы чувствуете не к конкретному человеку, а к какому-то более давнему пережитому опыту. Попробуйте вспомнить, когда вы в первый раз ощутили это состояние? Возможно, если разобраться с тем старым опытом (например, с помощью психолога), удастся избежать стресса в будущем».
- Применять техники для снятия напряжения
Способов для снятия напряжения много — это спокойная музыка, медитации, творчество, рукоделие: главное — найти то, что ближе и интереснее вам. Ольга поделилась с нами одной из таких расслабляющих техник, мы её приводим в заключительной части статьи.
- Заботиться о физическом здоровье
Здоровый сон, отдых, прогулки на природе и физические упражнения — обязательная программа для стабильной психики. Важно планировать свой отдых так же тщательно, как другие дела, не забывая радовать себя такими приятными бонусами как массаж, ванна или контрастный душ. Это не баловство, а ценная инвестиция в свое здоровье.
Речь как раз о той самой привычке «накручивать» себя, подолгу проживая неприятную ситуацию. Можно страдать долго и с упоением — включить «ту самую» песню из прошлого, уйти в депрессивное состояние и застрять в нем надолго. А можно переключиться на другие мысли и впечатления. Разница, как говорится, налицо.
- Мыслить позитивно
Чрезвычайно полезный навык — уметь находить плюсы там, где, казалось бы, сплошные минусы. И, как любой другой навык, он поддается тренировке.
- Обратиться за помощью к психологу
Вариант для тех, кто хочет разобраться с причиной, а не следствием. Специалист поможет провести работу шаблонами, установками, которые заставляют нас раз за разом испытывать стресс.
- Обратиться за медицинской помощью
Бывают ситуации, когда перечисленные методики не в силах помочь. В таком случае стоит пройти обследование (в том числе на уровень гормонов) и — получить рекомендации врачей, если найдутся неполадки.
Техника управления стрессом. Инструкция психолога
Сделайте глубокий вдох, выдох, расслабьтесь. Закройте глаза и вспомните состояние, когда вы испытывали стресс. Ощутите его в теле. Попробуйте представить, какого цвета стресс, находящийся в вашем теле? Попробуйте оценить уровень этого стресса по шкале от 0 до 10. Запишите свои ответы.
Так же, с закрытыми глазами, во всех подробностях представьте одну из недавних ситуаций, которая вызвала у вас стресс. При этом старайтесь максимально расслабиться, спокойно и ровно дышать. Представьте, что вы словно выходите из тела и смотрите на ситуацию со стороны. Вы спокойно наблюдаете, что происходит с вами, с другими участниками ситуации. Вполне возможно, что со стороны это вовсе не выглядит таким ужасным, как казалось изнутри.
Сомкните ладони, потрогайте себя — телесный контакт очень важен — и начните глубоко дышать животом. Выдох должен быть длиннее, чем вдох. Представляйте, как тот цвет стресса, который был внутри вас и распространился по всему телу, выходит вместе с каждым выдохом. Сделайте 10 вдохов и выдохов. Не торопитесь. На каждом выдохе шкала стресса понемногу снижается, тело расслабляется.
После этого попробуйте еще раз оценить свой уровень стресса по шкале от 0 до 10 и сравните результат.
Умение правильно работать со стрессом — навык, жизненно необходимый для работников аптеки. Узнать больше о стрессе и работе с ним, а также задать свои вопросы эксперту вы сможете на лекциях Ольги Песковой в рамках вебинаров: »
Источник