Синдром эмоционального выгорания психология презентация

Синдром эмоционального выгорания. Что делать чтобы не «сгореть» на работе? — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемpsy.mosuzedu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Синдром эмоционального выгорания. Что делать чтобы не «сгореть» на работе?» — Транскрипт:

1 Синдром эмоционального выгорания. Что делать чтобы не «сгореть» на работе?

2 Что такое эмоциональное выгорание? Термин эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

3 Согласно современным данным, под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

4 Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

5 К чему приводит эмоциональное выгорание специалиста?

6 Изменение в мышлении выгоряющего Неспособность концентрировать внимание Ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям Усиление подозрительности и недоверчивости Циничное, порицающее отношение к клиентам Озабоченность собственными потребностями, личным выживанием

7 Изменение в чувствах «выгорающего» Саркастический юмор Чувство неудачи, вины, самообвинения Гнев, чувство обиды и горечи Повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома Ощущение, как будто к нему постоянно придираются Чувство обескураженности и равнодушия, бессилие

8 Изменение в состоянии здоровья у «выгоряющего» Нарушенный сон Частые, длительно текущие незначительные недуги Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям Утомляемость/усталость и истощение на протяжении целого дня Ускорение нарушений психического и физического здоровья. Повышенный риск травматизма

9 Изменение в поведении или как другие могут заметить симптомы «выгорающего» в его поведении Сотрудник часто смотрит на часы. Усиливается сопротивление выходу на работу. Часто опаздывает. Утрачивает творческие подходы к решению проблем. Сами достижения в профессии становятся меньше. Сотрудник все чаще уединяется и избегает коллег. Присваивает собственность учреждения. Увеличивает употребление меняющих настроение психически-активных веществ. Утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья. Становится все более подвержен несчастным случаям.

10 Поведенческие признаки эмоционального выгорания чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества; ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от учеников и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за учеников; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками. работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность.

11 Фаза напряжения Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.

12 Фаза резистентности (сопротивления) При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

13 Фаза истощения Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления.

14 Фазы эмоционального выгорания в зависимости от стажа работы специалиста

15 Факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание Внешние факторы: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность дестабилизирующая организация деятельности повышенная ответственность за исполняемые функции и операции неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. Внутренние факторы: склонность к эмоциональной сдержанности; интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности; неэмоциональность или неумение общаться невозможность высказать словами свои ощущения трудоголизм люди с ограниченными ресурсами.

16 Способы разрешения проблем

17 Эмоции. Как наше тело выражает переполненную чашу терпения? Первым делом, наверное, красное лицо! Потому что чувства как кашель: невозможно запретить человеку кашлять. Некоторое время он, конечно, сможет выдержать, но недолго. Головную боль один из первых симптомов сильных невыраженных чувств. Бессонницу она придет следом за головной болью, потому что мысли и невыраженные чувства отбирают у нас спокойный, восстанавливающий сон. Изменение кровяного давления чувства тяжелым грузом давят на человека. Кровяное давление падает, не в силах вынести груз. Если организм все-таки будет бороться, кровяное давление возрастет. Боли в желудке, язвы доказанный механизм проявления стресса от неосознанных, невыраженных, негативных чувств. Вы видели кого нибудь, кто бы мучался язвой от счастья?

18 Что делать, чтобы не «сгореть»? Будьте внимательны к себе. Отмечайте, что вызывает дискомфорт и быструю усталость, а что помогает восстановиться. Определяйте краткосрочные цели и стремитесь к ним. Хватит искать в работе счастье или утешение. Работа — не убежище, наслаждайтесь самим ее процессом. Больше посвящайте времени себе. Вы имеете право и на частную жизнь! Если коллега слезно просит сделать за него работу, подумайте, может быть, он все же справится сам? Избегайте ненужной конкуренции, ведь иногда участие важнее победы. Воспринимайте внешние факторы, на которые вы не можете повлиять, как погоду. На дождь раздражаться глупо. Многие проблемы усугубляются из-за того, что современный человек слишком много живет в «голове», зацикливается на мысленном процессе. Йога, танцы или массаж – прекрасный способ «переселиться» обратно в тело и не дать себе засохнуть.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект для детей что это

19 Что необходимо сделать на работе? Обустройство рабочего места, создание максимально возможных комфортных условий. Регулярное повышение квалификации, обучение. Обсуждение трудных рабочих ситуаций с коллегами. Соблюдение режима труда, отдыха и питания. Определение целей и возможностей дальнейшего карьерного роста. Поиск в рутинной работе положительных моментов. Отдых соразмерно нагрузкам. Отпуск

20 Что можно сделать после работы? Художественная литература (в том числе философская). Фильмы, спектакли. Различные виды искусства. Просмотр юмористических передач. Любимый фильм. Кулинарные изыски. Танцы, йога, шейпинг. Правильное питание. Различные виды спорта, прогулки.

Источник

Презентация на тему «Эмоциональное выгорание». Теория, диагностика, рекомендации и примеры упражнений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Стадии СПВ Первая стадия: Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но: скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Вторая стадия: Возникают недоразумения с учащимися, коллегами; Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учащихся, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Третья стадия: Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Три аспекта профессионального выгорания: 1. Снижение самооценки. Как следствие такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию; 2. Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. 3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Испытуемыми стал педагогический коллектив, состоящий из 46 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 1. 36 учителей-предметников, 2. 10 учителей начальных классов. Испытуемые: -женщины от 22 до 63лет; — мужчины от 23 до 46 лет. Тестирование проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных, сделаны выводы о влиянии стажа на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Цель: Изучение степени профессионального выгорания. Содержание показателей: 1. Эмоциональное истощение – основная составляющая “профессионального выгорания”: переживание пониженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение. 2. Деперсонализация –отношения с другими людьми. 3. Редукция личных достижений –оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов.

Стаж работы Субшкала НИЗКИЙ уровень (ч.) СРЕДНИЙ Уровень (ч.) ВЫСОКИЙ уровень (ч.) От 0 до 3 лет. Всего 15 человек Эмоциональное истощение 7 7 1 Деперсонализация 7 8 0 Редукция личных достижений 5 5 5 От 4 до 10 лет. Всего 2 человека Эмоциональное истощение 1 1 0 Деперсонализация 2 0 0 Редукция личных достижений 0 2 0 >10 лет. Всего 29 человек Эмоциональное истощение 5 15 8 Деперсонализация 12 13 3 Редукция личных достижений 2 17 9

Высокий уровень эмоционального истощения. Снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность или эмоциональное перенасыщение. Возможны частые агрессивные реакции, необоснованные вспышки гнева, появление симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания. Средний уровень эмоционального истощения. Присутствуют отдельные симптомы эмоционального истощения (эмоциональная отстраненность, утрата интереса к окружающему), что при высоких показателях по другим шкалам, сигнализирует о начале эмоционального выгорания. Низкий уровень эмоционального истощения. Адекватные происходящему эмоциональные реакции, сохранённые способности сочувствовать и сопереживать. Хороший эмоциональный тонус.

Высокий уровень деперсонализации. Равнодушное или негативное отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Формализация, обезличивание отношений с другими людьми. Ученик воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Возможна повышенная зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к ним. Частая раздражительность, конфликтность. Средний уровень деперсонализации. Возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Зарождение скрытых негативных установок к ним, реализующихся пока во внутренне сдерживаемом раздражении, но в скором времени готовых проявиться наружу. Низкий уровень деперсонализации. В большинстве случаев наблюдается адекватное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы.

Читайте также:  Как вылечить если не чувствуешь запах

Высокий уровень редукции личных достижений. Тенденция к негативному оцениванию себя, снижение значимости собственных достижений, преуменьшение собственного достоинства и неоправданное ограничение своих возможностей. Негативизм относительно служебных обязанностей, стойкое ощущение, что выполняемая деятельность бесполезна и не нужна. Снятие с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим. Снижение самооценки и профессиональной мотивации, недовольство собой, негативное отношение к себе как личности. Средний уровень редукции личных достижений. Появляющаяся тенденция негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи. Либо защитное преуменьшение собственного достоинства, бессознательное ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Низкий уровень редукции личных достижений. Адекватная самооценка своих профессиональных достижений, наличие значимой мотивации профессиональной деятельности.

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) . 2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. 3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. 4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». 5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 6. В выходной позвольте себе подольше поспать. 7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями. 8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье. 1. Привычки правильного питания, что подразумевает: · регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи; · включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп; · ограничение жирной пищи, растительных масел и белков; · очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день). 2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма. 3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом. 4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни. 6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников. 7. Сказать «нет» вредным привычкам. 8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания. 9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой. 10. Общаться с домашним любимцем. 11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги. 12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие.

Ректор Северного медицинского университета, один из ведущих психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности: · используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); — займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием; · уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ); ·вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным); · старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; · учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; · проще относитесь к конфликтам на работе; · не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Предлагаю записать свои рекомендации, как Вы справляетесь с выгоранием на листочке. — Это можно делать Анонимно. — Написать не менее 5-ти рекомендаций

Предлагаю каждому назвать, точнее написать на листочке свое полное имя и прилагательное, которое начинается на первую букву Вашего имени и может вас охарактеризовать. Далее напишите прилагательное на вторую букву Вашего имени, третью, и т.д. например, Галина – гостеприимная, а – аккуратная, л – лояльная, и т.д. Все понятно? Начинаем!

Предлагаю каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

Читайте также:  Радость от работы синоним

Всем участникам необходимо написать анонимно 3 самых искренних, самых добрых пожелания/. На это дается 5 минут. Подумайте! Например, 1) Притягивай к себе все то, что суждено – Любовь, Удачу, Здоровье и Добро! 2) Пусть всегда, везде и повсюду тебе от души улыбаются люди! 3) Пусть в жизни будет только белой полоса!

После того, как все напишут по три пожелания, листочек нужно свернуть «в трубочку», либо сложить пополам. Отдать Ведущему. Он перемешивает все листочки. Подходит к каждому участнику, и тот выбирает для себя один любой листочек, разворачивает, а там…. Его ждет анонимное доброе пожелание от коллеги.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Оборудование: листы бумаги, ручки Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. Задание. Каждый из вас должен: обведите свою левую руку на листе бумаги; на ладошке напишите свое имя; потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое — нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Нарисовать карикатуру на себя «Я на работе» или «Я – учитель». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.)

Можно также использовать методы психотерапии для предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Например, библиотерапию. Цель библиотерапии: воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, либо оптимизации его психики. Использование этих методов дает человеку возможность: путем эмоциональных переживаний их содержания, обогатить свои внутренний мир, понять его сложность и уникальность; понять и принять внутренний мир окружающих людей; стимулировать процессы удовольствия покоя, уверенности, снятия напряженности, страха, облегчения страдания, общего укрепления психики человека.

Библиотерапия использует различные литературные жанры. Наиболее удачными, на наш взгляд, являются такие жанры как философская, биографическая и автобиографическая, научно-фантастическая, юмористическая литература, фольклор и сказки разных народов мира. В целом, литература подбирается исходя из проблем, которые тревожат человека. Плюсом библиотерапии является ее акцент на чувствах человека, что способствует большой проработке проблемы, осознания и принятие ее, через идентификацию с персонажами литературы, как части своего жизненного опыта. Особенно позитивное воздействие оказывают притчи, сказания и легенды.

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла еще до одного человека, который тоже был известным и мудрым в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. Он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил.

«Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках? Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я спрошу его: «А какая это бабочка, живая или мертвая ?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько, надавлю ее своими ладонями так, что, когда я их раскрою все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда они увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Всё в твоих руках…

Источник

Оцените статью