Симптом неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отлича­ющимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем по­лезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержан­ные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «эконо­мит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его со­стояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы пережи­вать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет мес­то тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне про­фессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди ста­новятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, ре­дукция проявляется в попытках облегчить или сократить обя­занности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в со­стоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы про­фессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной дефор­мации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушев­ленный предмет, как объект для манипуляций — с ним прихо­дится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «не­навижу. », «презираю. », «взять бы автомат и всех. ». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими про­явлениями личности, с неврозоподобными или психопатичес­кими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к про­фессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной дея­тельности, провоцирует отклонения в соматических или психи­ческих состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциа­ции, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в об­ласти сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологическая защита — «выгора­ние» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходо­вать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.

Эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) [10]. Стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные явления. Различие между стрессом и выгоранием состоит, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый», «накопленный» во времени стресс. Другим различием между стрессом: и выгоранием явля­ется степень их распространенности. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание проявляется в связи с профессиональной деятельностью. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Подавляющее число профессионалов способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Читайте также:  День рождения без настроения

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако, депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения [10].

Существенным различием между выгоранием и утомлением заключается в том, что при утомлении специалист может достаточно быстро восстановиться, а при выгорании – нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоционального выгорании и обычного состояния утомления. Кроме того, эмоциональное выгорание как правило сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.

Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Однако, более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выго­рание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсут­ствия результата», «работа впустую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.

В тесной связи с понятием профессионального выгорания находятся и меры по профилактике нарушений профессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специалистов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких–либо признаков эмоционального выгорания. Однако, в профессиях экстремального профиля, к которым относятся спасатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к системе профилактики профессиональных деструкций.

Профессиональная деятельность, профессиональное развитие, профессиональное здоровье, психологическая устойчивость, психограмма, профессионально важные качества, профессиональные деструкции, профессиональные деформации, эмоциональное выгорание.

Приведите пример, нарушения профессионального развития.

Приведите пример биографии профессионала, достигшего этапа наставничества.

Перечислите этапы профессионального становления личности.

Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.

Приведите пример профессионала, у которого сформировался синдром выгорания.

В чем отличия симптома эмоционального выгорания «неадекватное эмоциональное реагирование» от раздражения?

Перечислите, на какие сферы может оказывать негативное влияние, сформировавшийся синдром эмоционального выгорания у специалиста.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Бодров В. А. , Бессонова Ю. В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал, 2005, том 26, № 2, с. 45-56.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996.

Елисеева И.Н. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика»: методические рекомендации – М., 2006

Зеер З.Ф. Психология профессий. – М.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998

Крюкова М. А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: Руководство. — ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург), М. 2000.

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психоло­гии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999а. — С. 76-97.

Орел В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. — Екатеринбург, 1996. С. 113-115.

Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

Источник

Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
консультация по психологии на тему

Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте стрессоустойчивости, сохранение или повышение которой связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий. Ресурсами – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Симптомы эмоционального «выгорания»: К. Маслач и С. Джексон выделяют 4 основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь от излишних напряжений. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, падает работоспособность, проявляются различные симптомы недомоганий.

Деперсонализация. Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Специалист начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, повышение негативизма, циничности. Очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация. Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений. Постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии.

Фазы «выгорания» (по В.В. Бойко)

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и запускающим механизмом выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»:

проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение растет, накапливается отчаяние и негодование.

Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.

Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»

происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)

Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.

Читайте также:  Арт терапия при депрессии упражнения

Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.

Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» — полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и

инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:

Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей.

Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов

Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.

На физиологическом уровне — это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».

Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.

Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.

Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном — ролевая неопределенность, низкий статус.

Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:

Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.

Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» — способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.

Внешние (социальные) ресурсы

противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

Составители: педагоги-психологи ГБНОУ «ГМЛИ» Колотилина В.В., Сокол Е.Б. Кемерово 2015

Источник

Оцените статью