Шоколад свойства предмета канал передачи информации орган чувств человека вид информации

Шоколад свойства предмета канал передачи информации орган чувств человека вид информации

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Читайте также:  После свидания с мужчиной чувствую себя опустошенной

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Технология. 5 класс

Восприятие информации

Найдите и выделите цветом лишнее в каждой из групп.

Виды информации

Заполните пропуск в тексте.

Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к информации

Виды информации

Распределите виды информации по соответствующим группам.

Визуальная информация

Аудиальная информация

Тактильная информация

Информация
Информация и каналы её получения

Определите вид информации, канал получения информации в зависимости от способов её восприятия человеком. Заполните таблицу.

Виды информации

Всё, что мы слышим, – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин – относится к:

Информация и органы чувств

Внимательно прочитайте примету. Какой вид чувств соответствует данной примете? Подчеркните правильный ответ.

Гром зимой услышать – к ветреной погоде.

Аудиальная информация

Отметьте характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи органов слуха.

Понятие информации

Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Информация – об объектах и явлениях окружающей среды, их , состоянии и проявлениях, которые воспринимают организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Источник

Урок по информатике для 5 класса «Виды информации»

Выбранный для просмотра документ 5 кл 1 урок.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информация. Информатика. Компьютер. Информация — это сведения об окружающем нас мире Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния Орган Чувство Вид информации Глаза Зрение Зрительная Уши Слух Звуковая Язык Вкус Вкусовая Нос Обоняние Обонятельная (запах) Кожа Осязание Осязательная (ощущение)

У орла наиболее развито зрение, у волка — обоняние, у летучей мыши — слух, у дельфина — слух, у крота — обоняние. Органы человека Информационный процесс Компьютер Органы чувств Прием (ввод) информации Клавиатура, мышка, сканер Мозг Хранение информации Память (дискета, флешка, диск) Мозг Обработка информации Процессор Органы речи и опорно-двигате­льной системы Передача (вывод) информации Монитор, принтер

Глаза Орган восприятия Форма получения человеком Форма представления Примеры Зрение Текстовая Книга, текст учебника, сочинение, газетное сообщение, бегущая строка на рекламном щите Графическая рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии Числовая Числа в тетрадках, возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы ископаемых, площади лесов Видеоинформация фильмы, мультфильмы

Уши Орган восприятия Форма получения человеком Форма представления Примеры Слух Звуковая человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин

Орган восприятия Форма получения человеком Примеры Язык Вкус Сладкий вкус конфеты, кислый вкус лимона Нос Обоняние Запах дыма, запах духов Кожа Осязание Гладкая поверхность стола, холодное окно, горячий чайник

Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться. Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – вверх посмотрим, вниз посмотрим, влево, вправо. Можно также поморгать, Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть!

Форма представления информации или ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ТЕКСТОВАЯ ЗВУКОВАЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ЧИСЛОВАЯ

Виды информации по форме представления Числовая информация – количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы ископаемых, площади лесов и т.д. Текстовая информация – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. Графическая информация – рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д. Звуковая информация – все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д. Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

Информатика – это наука, которая занимается изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации. Хранение, обработка и передача информации называется информационными процессами.

Выбранный для просмотра документ к уроку 1.doc

Каждый день вы что-то узнаёте, чего не знали раньше. В ходе повседневной жизни каждый из нас воспринимает самую разнообразную информацию.

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Сведения (от кого: чтение книг, просмотр телепередач,)

Сообщения (новости по радио или от друзей)

Знания (от учителей в школе, чтение энциклопедий)

Сигналы (дорожные знаки, сигналы светофора, сигналы автомашин,)

Как и Что помогает нам воспринимать информацию?

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоня­ния.

Тема урока: Информация. Информатика. Компьютер.

Виды информации по форме представления

Форма получения человеком

Книга, текст учебника, сочинение, газетное сообщение, бегущая строка на рекламном щите

Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии

Числа в тетрадках, возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы ископаемых, площади лесов

Форма получения человеком

человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин

Форма получения человеком

Сладкий вкус конфеты,

кислый вкус лимона

Запах дыма, запах духов

Гладкая поверхность стола, холодное окно, горячий чайник

Выбранный для просмотра документ план урока 1.doc

Тема урока: Информация. Информатика. Компьютер

познакомить учащихся с учебником;

дать представление о предмете изучения;

Познакомить с правилами техники безопасности и организации рабочего места.

Особенности изложения содержания темы данного урока:

I . Организационный момент. Знакомство с классом.

Познакомить учащихся со структурой учебника (главы, нумерация параграфов, эле­менты навигации, терминологический словарь, справоч­ник) и систему условных обозначений. Это по­может лучше ориентироваться в учебнике и будет способствовать формированию общей информационной культуры.

3 глава – это «Материал для любознательных». В ней много интересного материала, на который из-за недостаточного количества времени, скорее всего, не успеем обратить внимание на уроке, поэтому он для самостоятельного изучения для интересующихся детей и дополнения по домашним заданиям.

Вводится важнейшее понятие кур­са — информация. Оно сознательно дается на упрощен­ном, бытовом уровне, доступном для понимания уча­щихся 5 класса (§ 1.1).

— Каждый день вы узнаёте что-то, чего не знали рань­ше, — получаете новую информацию. Расскажите, что вы знаете про информацию?

(На доске таблица, которая заполняется в ходе дискуссии — таблица 1, I часть).

Да, информация — это знания, получаемые вами от учителя в школе, это сведе­ния, которые вы черпаете из книг, телепередач, это ново­сти, которые вы слышите по радио или от людей, с кото­рыми общаетесь.

В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. (см. заполнение таблицы 1)

(записать в тетрадь: Информация — это сведения об окружающем нас мире).

Затем отмечается роль органов чувств в восприятии информации человеком.

Первичную информацию об окружающем мире ­о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, фи­зических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему. (В ходе дискуссии продолжается заполнение таблицы 1, II часть, где рисунок и табличка).

Можно также организовать небольшую дискуссию по заданию № 5 (стр. 11 учебника — карандашом).

(записать в тетрадь: Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния).

Обсуждение видов информации по форме представ­ления проводится на основании соответствую­щей таблицы — аппликации. (см. таблица – аппликация, работа в парах или группах, где один из детей направляющий (сильный ученик), более стеснительный может наклеивать или письменно вписывать примеры. Задание: наклеить из предложенных названий в соответствующие ячейки, а примеры вписать ручкой или карандашом самостоятельно, параллельно можно проговорить о видах информации. В конце проделанной работы составить рассказ):

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и так далее.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и так далее.

Виды информации по форме представления

Числовая информация – количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы ископаемых, площади лесов и т.д.

Текстовая информация – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Графическая информация – рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д.

Звуковая информация – все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.

Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

(записать в тетрадь: По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию).

Далее необходимо отметить роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией и определить информатику — науку, занимающуюся изучением всевозможных спо­собов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.

Расскажите теперь, как люди стремились облегчить свой труд, что они для этого придумывали? (С давних времён люди всегда стремились облегчить свой труд. Они придумали подъёмный кран, автомобиль, самолёт и множество других машин, механизмов и при­способлений, усиливающих их физические возможности. В ХХ веке были созданы компьютеры. Они облегчают умст­венный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигантскими объёма­ми информации, не только выполняет матема­тические расчеты, управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфиль­мы и делать многое другое).

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, назы­вают данными.

Изучением всевозможных способов передачи, хране­ния и обработки информации занимается наука информа­тика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер. (на доске наглядность)

(записать в тетрадь: Информатика – это наука, которая занимается изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации. Хранение, обработка и передача информации называется информационными процессами).

В общих чертах рассказ об устройстве компьютера и провести аналогию между функциями органов че­ловека и функциями устройств компьютера (например, на основании задания № 4 на стр. 56 рабочей тетради — записать).

III . Правила ТБ. Важный этап этого урокаправила техники безо­пасности и организации рабочего места, достаточно по­дробно изложенные в учебнике (5 класс, § 2.2). ( презентация №2).

На первом уроке не предполагается работа на компь­ютере, но рабочие места за учащимися уже можно за­крепить, расписать в ЖТБ.

IV . Домашнее задание:

§ 1.1, (уметь отвечать на вопросы в конце параграфа); § 2.2,

РТ: № 1, № 2 — стр. 3.

(§ 3.10) прочитать о сферах применения компьютеров (дополнительно)

V . Подведение итогов: Отметить активных учеников при устных ответах, при письменных заданиях.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике, № 5, стр. 11

У орла наиболее развито зрение, у волка — обоня­ние, у летучей мыши — слух, у дельфина — слух, у крота — обоняние.

Задания в рабочей тетради, №4, стр.56

Прием (ввод) информации

Клавиатура, мышка, сканер

Память (дискета, флешка, диск)

Органы речи и опорно-двигате­льной системы

Передача (вывод) информации

Все задания, предложенные ученикам на дом, вы­полняются на основании имеющегося в учебнике мате­риала.

Выбранный для просмотра документ таблицы для работы учеников.doc

Источник

Читайте также:  Для нас орудие одно нам чувство
Оцените статью
Изображение Свойство предмета Канал получения Вид информации
Шарф