РАДОСТЬ
РАДОСТЬ 02.05.2017 22:32
РАДОСТЬ – вопрос о древнем корне этого слова является спорным. Наиболее распространенное предположение: * red/rod- «веселый, бодрый». К этому корню относят санскритское *radhas (раджас) «милость, благословение». Есть обоснованные предположения о родстве рад с греческим эрос «любовь», со славянским род «кровные узы», праязыковым аръ- (*ar- с расширителем *dh-) «свет Неба». Также заслуживает внимания предположение об отдаленном ветвенном родстве радости с английским словом ray «луч» («сиять, светиться от радости»). В культуре русского православия радость прочно связана с целостным всеобъемлющим представлением о единении людей в любви, свете, тепле, веселье, духовном родстве. Радость, согласно Священному Писанию, — это наилучшее состояние души, которому всегда предшествует избавление от духовной нечистоты и прощение грехов – очищение: «Окропи́ши мя́ иссóпом, и очи́щуся: омы́еши мя́, и пáче снѣ́га убѣлю́ся. Слýху моемý дáси рáдость и весéлiе: возрáдуются кóсти смирéнныя. Отврати́ лицé твоé от грѣ́х(ов) мои́х и вся́ беззакóнiя моя́ очи́сти. Сéрдце чи́сто сози́жди во мнѣ́, Бóже, и дýхъ прáв обнови́ во утрóбѣ моéй. Не отвéржи менé от лицá твоегó и Дýха твоегó святáго не отими́ от менé. Воздáждь ми́ рáдость спасéнiя твоегó и Дýхом Влады́чним утверди́ мя. Научý беззакóнныя путéм твои́м, и нечести́вiи к тебѣ́ обратя́тся. Избáви мя́ от кровéй, Бóже, Бóже спасéнiя моегó: возрáдуется язы́к мóй прáвдѣ твоéй» (Псалом Давида 50, 9-16). В Евангельских притчах Христос открывает, что радость победы над нечистой силой и очищения грешного человека от его грехов, многократно превышает радость о девственной чистоте непорочных праведников: «Речé же к ни́м при́тчу сiю́, глагóля: кíй человѣ́к от вáс имы́й стó овéц, и погýбль (потеряв) еди́ну от ни́х, не остáвит ли девяти́десяти и девяти́ в пусты́ни, и и́дет вслѣ́д поги́бшiя, дóндеже обря́щет ю́ (до тех пор, пока не обретет ее)? И обрѣ́тъ (найдя) возлагáет на рáмѣ (плечи) свои́ рáдуяся: и пришéд в дóм, созывáет дрýги и сосѣ́ды, глагóля и́м: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обрѣтóх овцý мою́ поги́бшую. Глагóлю вáм, я́ко тáко рáдость бýдет на небеси́ о еди́номъ грѣ́шницѣ кáющемся, нéжели о девяти́десятих и девяти́ прáведник(ах), и́же не трéбуют покая́нiя. Или́ кáя женá имýщи дéсять дрáхм, áще погуби́т дрáхму еди́ну, не вжигáет ли свѣти́лника, и пометéт хрáмину, и и́щет прилѣ́жно, дóндеже обря́щет? И обрѣ́тши созывáет други́ни и сосѣ́ды, глагóлющи: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обрѣтóх дрáхму поги́бшую. Тáко, глагóлю вáм, рáдость бывáет пред áнгелы Бóжiими о еди́ном грѣ́шницѣ кáющемся» (От Луки, 15:3-10). Наивысшей радостью как в земной, так и в вечной жизни будущего века, согласно Евангелию, является радость от победы над смертью – воскресения: «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (От Иоанна, 16: 19-22).
См. веселие, воскресение, плач.
Источник
Школьный этимологический словарь радость
1. лексическое значение.
Словарь Даля
Радость — ж. веселье, услада, наслажденье, утеха, противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствиежеланного случая; | самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства.
Словарь Ожегова
1) Радость — Веселое чувство, ощущение больного душевного удовлетворения
2) Радость — Радостное, счастливое событие, обстоятельство
3) Радость — То, что (тот, кто) вызывает такое чувство
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли:
др.-русск., ст.-слав. радъ (др.-греч. περιχαρής)
укр. ра́дий, рад, белор. рад, болг. рад,
словенск. ràd, rádа «рад, охотный»
чешск. rád — то же
словацк. rád
польск., в.-луж., н.-луж. rad.
родство с англос. rót «радостный, благородный»
др.-исл. rǿtask «проясняться, веселеть»
англос. rǿtu ж. «радость».
Против этих весьма правдоподобных сопоставлений выдвигают возражение, что *рад могло также произойти из *ārda-, ср. ср.-греч. ᾽Αρδάγαστος — имя одного вождя славян (Феофан, Chron. еd. dе Вооr 2, 254, 11)
из слав. Radogostь, собств.
нов.-греч. ᾽Αρδαμέρι — местн. н. в округе Лангада, Македония — из формы, предшествующей слав.
Radoměrь, а также вепс. Arśkaht — местн. н., которое соответствует совр. русск. Радогоща.
В таком случае следовало бы привлечь греч. ἔραμαι «люблю», ἔρως (род. п. -ωτος ср. р.) «любовь».
Эти слова трудно отрывать от форм, приводимых на радеть, ради.
3.синонимы.
Радость-чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения. Восторг и восхищение- высшая степень удовлетворения, удовольствия.
Радость, восторг, восхищение кого-чего: ребенка, победителя; семьи. Чувство радости, восторга, восхищения. Испытывать, выражать радость, восторг, восхищение. Прыгать, плясать, смеяться от радости, от восторга, от восхищения. Делать что-л., смотреть на кого-л., с радостью, с восхищением, с восторгом. Вызывать у кого-л., восторг, восхищение. Быть в восторге, в восхищении.
-Спасибо вам, вы мне доставили большую радость.
Мальчик сиял от радости: ему подарили настоящий футбольный мяч (А.Чехов).
4. антонимы.
Радость- горесть, скорбь, грусть, печаль, тоска, кручина, огорчение.
«Сердце мое испытало много радостей и горестей» Тургенев.
«Выражение радости — выражение скорби. Ο Как раньше, свой раскачивая горб впереди поэтовых арб — неси один и радость, и скорбь, и прочий людской скарб.» Маяковский.
«Не может же радость (как и скорбь) гореть одним и тем же накалом, время изменяет степень накала.» О. Смирнов.
«Шумная радость — тихая грусть. Ο Напрасно! мертвым не приснится Ни грусть, ни радость прошлых дней.» Лермонтов.
5. однокоренные слова.
радушие,рад, радовать, радостный, радостно, радостность, радоваться, радёшенька.
(ОБрадоваться, ПОрадоваться).
6. стихотворные строки.
Печальные залы большого Кремля
Печальные залы большого Кремля
Вместители душ, судеб чьих — то творцы
То радость побед, то обманы суля
Злаченые залы , надежды — дельцы.
Неважно, что реет на башне у вас
Потомки татар! Византии сыны!
И стражник-звезда, одинокий ваш глаз
Всего лишь отрезок большой простыни.
Проклятые людом, сквозь призму стены
Вы смотрите важно на муки страны!
На слезы и крики, на боль и на смерть
Закрытые двери, метель- круговерть.
Май — Июнь. Начало лета
Люблю тепло… точнее – месяц май,
Пока не удушило жаром лето,
Трель соловья – хорошая примета,
Прозрачен воздух, греет пастораль,
Когда в салоне мчишь кабриолета
На первый аппетитнейший шашлык,
Где дым костра оближет смачно мясо
Пройдёт чуть-чуть, не больше получаса,
Ты скажешь тост за радость выходных…
И блеск в глазах, и впечатлений масса.
Июнь грешит переизбытком чувств,
Начало лета зеленее, краше –
Эмоции возвышены на «марше»…
У жизни необычно-яркий вкус –
Любовь пьянит, и сердце бьётся чаще.
7. фразеологические обороты.
не в радость
на радостях
быть вне себя от радости
8. пословицы, поговорки, скороговорки.
Слово «радость» в русском фольклоре: в пословицах и поговорках
Богатому старость, а убогому радость.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
В носу свербит — к радостной вести.
В один день по две радости не живет.
В радости сыщут, а в горести забудут.
Встретил с радостию, а проводил с жалостию.
Слово радость в народных заговорах
Заговор на радость.
Чтобы не быть скучной в компаниях, на отдыхе или просто в кругу друзей, поможет заговор на радость.
Если в кампаниях вы выглядите очень хмурой, у вас не бывает улыбки на лице, вам скучно общаться с вашими друзьями — возможно, на вас наслали порчу на безрадостность, а может, это всего лишь черта вашего характера.
В любом случае с этим нужно бороться, и вот как. Перед тем как идти куда-либо или просто находясь дома, скажите вслух 1 раз заговор:
«В радость я улыбаюсь (улыбнитесь), в печаль я грущу (изобразите на лице грусть), в счастье радуюсь (улыбнитесь), в несчастье духом не упаду (продолжайте улыбаться). Да будет так!»
9.цитаты из художественных произведений
Слово «радость» в названиях произведений классической и современной литературы
Семейство, или Домашние радости и огорчения. Роман шведской писательницы Фредерики Бремер…
«…И однако ж Фредерика Бремер не буквально повторила собою Августа Лафонтена: она, как бы против воли своей, принуждена была сделать значительную уступку духу времени: в заглавии ее романа стоят не одни «радости» семейные, но и «огорчения». А! так эта утопия имеет и свои огорчения, даже в романах! Прочтите роман г-жи Бремер – и то ли еще увидите!…» Белинский Виссарион Григорьевич.
Радости земной любви (Три новеллы) . Н.Гумилев
От радости, что ее взяли гулять, она (Каштанка) прыгала, бросалась с лаем на вагоны..и гонялась за собаками. «Каштанка» А.П.Чехов
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
«Ворона и лисица» И.А.Крылов
10. предложения из научных статей.
Это же самоенеобходимо претерпевают и жалостливые и пугливые, и все вообще прочие впечатлительные , поскольку каждого одолевает одна из поименованных страстей и у всех возникает некий катарсис и вместе с удовольствием дает облегчение; подобным же образом катартические напевы доставляютлюдям безвредную радость».
11. названия картин, фильмов, книг, журналов.
Фильмы: Нечаянная радость (Фаносян Мартирос) [2006г., Комедия]
Радость моя (Апурва Лакхия) [2003 г.,
Мелодрама] (Индийское кино)
Дом радости [ Художественный фильм 2006 г. с
участием Джиллиан Андерсон.]
Радости и печали маленького лорда (2002)
Одна радость [ Художественный фильм, 1933 г.]
«Печали-радости Надежды».[ Третьего сентября 2011 года начался показ картины.]
Источник
Какова этимология слова «радость»?
Радость — это существительное с корнем «рад-» и суффиксом «-ость». Рад — это краткое прилагательное, которое соответствует корню слова «радость». Бог солнца у древних славян — это «РА». В древности слово «рад» представлялось как «давать», и «испытывать хорошее настроение от религиозных обрядов». Отсюда произошли кроме «радости» такие украинские слова как «рада» и «порада». Рада (украинский парламент) даёт местные законы. Порада (совет) кто-то своему другу по его вопросу дал совет. А вот для обозначения существительного, что поясняет весело настроение человека было выбрано слово «радость».
Стяжатель — это человек, который склонен к алчному накоплению материальных ценностей. Поняти е «стяжательство» присутствует в действующем законодательстве РФ, и означает склонность к получению максимальной выгоды от судебных процессов (это если просто дать определение). Также стяжательство является одним из смертных грехов в христианской религии.
Русалка с древних времен была исконно нашим, славянским образом — персонажем мифов, легенд, сказок и поверий.
В языческие времена водяную деву в разных славянских местностях называли по разному:
водяница, болотница, омутница, берегиня, купалка, навка, шутовка и др.
Водяная дева считалась спутницей водяного и относилась к духам, к нечистой силе, так же, как и кикимора, леший,
домовой, упырь, банник и др.
Таким образом, родина русалки там, где существовали её прототипы, т.е. на землях славян — великороссов, малороссов,
белорусов и балканских народов.
Слово «русалка» — заимствованное и произошло от названия весеннего праздника в Древнем Риме — «розалии»,
когда чествовали память умерших специальными обрядами, пением, украшали гробницы венками из роз.
С принятием христианства слово «русалка» стало общеславянским и с тех пор обозначает дух, существо женского рода, которое живет преимущественно в водной среде.
В отличие от других духов, призраков и привидений, наши русалки вполне осязаемы, имеют приятные формы и черты и их бывает сложно отличить от обычных людей.
Если бы А.Крамской не подписал картину, было бы трудно догадаться, что это русалки.
В Западной Европе существует поверье, что русалка обязательно должна быть с рыбьим хвостом. Так их обычно и изображают на иллюстрациях, на картинах, на татуировках.
Тогда возникает вопрос — а как же они тогда залезают на деревья, бегают по полям, заходят в селения, водят хороводы во время русальной троицкой недели?
Скорее всего, западные романтически настроенные писатели, поэты, художники и скульпторы изображают не русалок, а морских дев, сирен и нимф, а наши русалки отлично обходятся без хвостов.
У лингвистов и мифологов существуют и другие версии происхождения слова «русалка» —
- по названию священных рек Росса и Руса,
- по названию цвета волос — русые,
- по связи с водной стихией и речным руслом,
- по связи с росой (влагой).
Считаю, что вариант с латинским заимствованием названия праздника «розалии» наиболее предпочтительный.
История происхождения бутылки уходит в далёкое прошлое, первая стекольная мастерская была найдена археологами в Тель-эль-Амарне (Египет) и датирована 1370 г. до н. э.. Древние египтяне придавали большое значение форме бутылок, делали фигуры человека или какого-либо овоща, изготовлялись они методом формирования кварцевой пасты вокруг металлического стержня. Египетские стёкла принадлежали к группе так называемых натриево-кальциевых кремнезёмных стёкол.За сто лет до н. э. в Сидоне, в Финикии появилось решающее техническое новшество для изготовления стеклянных бутылок — стеклодувная трубка, отменившее утомительную формовку, и металлический стержень, что ускорило процесс изготовления. Немалое количество уцелевших предметов из стекла, относящихся к периоду Римской империи, найденных при археологических раскопках, свидетельствует о широком употреблении бутылок, флаконов в различных целях. Бутылки в древнем Риме выдувались по определённому образцу и клеймо на них было одинаковое.
С крестовыми походами изготовление стеклянных изделий переняли и в Европе, в XIII веке произошло развитие венецианской стекольной промышленности.[4] Ещё одно важное техническое новшество в стекольном производстве произошло в Англии (1611) — была изобретена и запатентована печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. Ранее стекло обжигалось на древесном огне, получавшиеся изделия были непрочными. Температура обжига на каменном угле была интенсивнее, дольше держалась и способствовала изготовлению прочных бутылок из тёмного стекла, что очень понравилось виноделам. Постепенно, благодаря техническому прогрессу, бутылка превратилась из предмета роскоши в удобный сосуд, пригодный для торговли разными продуктами.
Ещё более продуктивная технология производства бутылок была изобретена англичаном Майклом Оуэнсом в 1901 году — появился первый автоматический бутылочный станок.
Перечисленные слова имеют только общее происхождение (см. данную ниже информацию из этимологического словаря) и, действительно, когда-то имели общий корень «-спе-«.
В современном русском языке семантика у слов изменилась, лексическая связь исчезла, отсюда и разные корни: доспех/и (вся основа — корень), спеш/ка, успе/х.
Следовательно, однокоренными эти слова не являются.
Словарные статьи из этимологического словаря Г. Цыганенко
Источник