Школа возможностей социально эмоциональное развитие детей

Электронные материалы УМК «Социально-эмоциональное развитие детей»

Учебно-методический комплект включают в себя ряд электронных материалов для каждого года обучения. Это презентации и материалы для родителей.

Презентации

Любой материал воспринимается легче с визуальной опорой, поэтому к каждой родительской встрече подготовлены презентации, отражающие важные моменты предлагаемого содержания.

Дошкольный возраст — 1 год (4 файла, zip, 12 МБ)

Дошкольный возраст — 2 год (4 файла, zip,15 МБ)

Младший школьный возраст — 1 год (4 файла, zip, 13 МБ)

Младший школьный возраст — 2 год (4 файла, zip, 13 МБ)

В случае необходимости педагог может создать свою презентацию для уроков или других мероприятий по социально-эмоциональному развитию, воспользовавшись предложенным шаблоном.

Материалы для родителей

Материалы для родителей созданы для того, чтобы погрузить родителей в ценности и смыслы программы, а также вовлечь в совместную деятельность с детьми. В них собраны короткие советы и подсказки, как организовать выполнение семейных заданий максимально полезно для социально-эмоционального развития детей. Рекомендации могут быть переданы каждой семье в печатном варианте или размещены в интернете с онлайн-доступом.

Дошкольный возраст — 1 год (3 МБ)

Дошкольный возраст — 2 год (3 МБ)

Младший школьный возраст — 1 год (15 МБ)

Младший школьный возраст — 2 год (12 МБ)

Дополнительные ресурсы для родителей

Дополнительные ресурсы помогают понять, как организовать дома взаимодействие с детьми, способствующее социально-эмоциональному развитию ребёнка, а также созданию и поддержанию доброжелательной атмосферы в семье. Это повышает эффективность реализации УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», способствует социализации ребенка в коллективе сверстников и достижению более высоких академических успехов.

Курс поможет узнать больше о собственных эмоциях и эмоциях своего ребенка, а также подскажет, как научить своих детей использовать этот уникальный ресурс развития личностного потенциала.

В подкасте эксперты (психологи, специалисты детского развития) Ирина Млодик, Надежа Уфимцева, Анна Быкова, Александр Покрышкин отвечают на актуальные для родителей вопросы: кто такой «эмоциональный воспитатель», для чего нужны границы в семье, почему родителю полезно быть «ленивым» и др.

  • Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала

Материалы Хрестоматии (300 художественных произведений) подскажут, как развивать личность ребенка, читая и анализируя литературу. Книги помогут юным читателям понять, как справиться с неприятными эмоциями и общаться с другими. Произведения способствуют развитию эмпатии, социально-коммуникативных навыков, усвоению морально-нравственных норм.

  • Развивающий просмотр мультфильмов в онлайн-кинотеатре Ноль Плюс или Оkko

Специальным образом отобранные мультфильмы проектов «Смотрим вместе» и «Эмоциональный интеллект для детей» помогут родителю понять, как в привычном и понятном ребенку материале увидеть инструмент социально-эмоционального развития.

Источник

Учебно-методический комплект «Социально-эмоциональное развитие детей»

Концепция учебно-методического комплекта (УМК) «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» базируется на положениях современной отечественной психологической науки о социализации ребёнка и развитии социальной компетенции, а также учитывает результаты зарубежных исследования и разработок в области развития эмоционального интеллекта.

Программа социально-эмоционального развития детей в первую очередь решает задачу социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников. Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора.

«Курс распространен на всю жизнь класса. На литературном чтении, на математике работаем по УМК – ищем, какие проявлены эмоции… Дети приходят в понедельник, и у нас первым уроком занятие по УМК СЭР. Это заряд на всю неделю, который я пытаюсь держать… Они уже начинают в этом жить, и для них это не становится отдельным предметом. Если будет высоко развит социально-эмоциональный интеллект, то все остальное придет. Дети сейчас живут в других реалиях, они не такие, как мы». Участник апробации УМК «Социально-эмоциональное развитие детей»

Предложенные инструменты и техники применимы и за рамками специальных занятий. Они легко интегрируются в другие виды деятельности дошкольника и школьника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на мотивацию детей и, как следствие, их академическую успеваемость.

Читайте также:  У меня тоже пока нет чувствую

Программа является важным элементом средообразования и создаёт условия для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию. Особое внимание в программе уделено вовлечению родителей, так как максимальная эффективность обучения может быть достигнута только при условии сотрудничества всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.

Авторы материалов учебно-методических комплектов:

  • Макарчук Анна Владимировна, программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, среди которых «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающихся «Я — Россиянин», «Интерактивные методы формирования толерантности среди детей и молодежи»;
  • Горинова Елена Валерьевна, ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, психолого-педагогического сопровождения детей;
  • Дворецкая Ирина Александровна, директор Детского центра Еврейского музея и центра толерантности. Член экспертного совета проекта PJ LIBRARY in Russia – «Пижамная библиотечка«, руководитель проекта «У ребёнка 100 языков«;
  • Олег Евгеньевич Хухлаев, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Автор и ведущий тренинговых программ в области межкультурной коммуникации, специалист по кросс-культурному менеджменту.
  • Катеева Марина Ивановна, психолог, профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
  • Рычка Нина Евгеньевна, психолог, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для дошкольников и младших школьников прошел психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендован к интеграции в систему дошкольного и общего образования, а также к использованию в рамках развития личностного потенциала детей.

Учебно-методический комплекс включает в себя два УМК, направленных на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет) и детьми младшего школьного возраста (1-4 класс). Для каждого года обучения разработаны методические пособия для педагога, рабочие материалы для детей, рекомендации для родителей.

Все материалы, необходимые для проведения занятий с детьми и мероприятий для родителей, вы найдете в информационно-библиотечном ресурсе ресурсе УМК «Школа возможностей».

В нашей библиотеке в материале Ресурсы для родителей УМК «Школа возможностей» мы собрали для вас, родители, статьи, онлайн-курсы, подкасты, игры и видеоматериалы, которые позволят вам не только с удовольствием, но и с пользой провести время с детьми, в кругу семьи.

Тематические вебинары помогут вам в социально-эмоциональном развитии детей и в работе с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей».

Источник

Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТИ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 «

Заместитель директора по ВР

Директор МКОУ«СОШ№ 7»

по внеурочной деятельности

(наименование учебного предмета, /курса/)

4 «А» класс (9-10 лет)

(период реализации программы)

Срок реализации 1 год

Каримова Гульнара Галинуровна, учитель начальных классов

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория

Программа внеурочной деятельности «Школа развития возможностей» соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также Федеральным государственным образовательным стандартам.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что впервые она охватывает весь период взросления и социализации ребенка от детского сада до окончания средней школы, а также в том, что она направлена на развитие широкой гаммы навыков: работать в команде, управлять своими эмоциями, понимать эмоции и мотивы других людей, сопереживать, эффективно взаимодействовать с людьми, отстаивать свою позицию, мотивировать себя, находить компромисс. Программа направлена на развитие умений управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими людьми, ставить и достигать цели и быть ответственным за свою жизнь. В фокусе программы задача развития личностного потенциала ребёнка.

Скорейшая адаптация к школе и эффективность обучения во многом зави сят от включённости всех участников образовательного процесса (педаго гов, учащихся, родителей) и создания комфортных условий для каждого ребёнка. Программа направлена на оптимизацию вхождения детей в ши рокое социальное пространство, в мир взрослых. В ней отражена система условий социализации и развития младших школьников, включая формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения взрос лых и детей. Программа отвечает на запрос ФГОС — расширить роль внеурочной работы в средней школе.

Читайте также:  Прошел через чувство любви

Составленная программа внеурочной деятельности по работе с эмоциональной сферой младших школьников ориентирована на решение некоторых проблем в развитии эмоциональной сферы.

Тип программы: формирующий.

Цель программы: развитие личностного потенциала личности, через социально-эмоциональную сферу каждого учащегося.

1. Формирование адекватной Я-концепции;

2. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, работать в команде, правильно аргументировать свои выводы;

3. Снижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения;

4. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

5. Формирование умения работать с информацией в разном формате, в том числе в цифровой среде;

6. Развитие умения правильно идентифицировать и описывать эмоциональные состояния, предлагать нестандартные решения.

Программа содействует внедрению компетентностного подхода в образовании посредством создания комплекта учебно-методических решений по развитию и оценке навыков у детей дошкольного и школьного возраста и будет интегрирована в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Концепция учебно-методического комплекса «Социально-эмоциональное развитие детей» учитывает зарубежные теории развития эмоционального интеллекта, а также положения отечественной психологии о социализации ребёнка и развитии социальной компетенции. Авторами концепции стала группа отечественных учёных под руковод ством доктора психологических наук, профессора Института психологии РАН

Е. А. Сергиенко. Их материалы легли в основу разработки учебно-методических решений для комплекса.

Учебно-методический комплекс включает в себя УМК, направленных на работу с младшими школьниками:

  1. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. М. Дубовская).
  2. Концепция учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: М. И. Катеева, Н. Е. Рычка).
  3. Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе. Методическое пособие (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева).
  4. Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (9+) (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева).
  5. Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенных для организации групповой работы в классе.
  6. Набор плакатов: «Квадрат настроения» и «Базовые эмоции». Плакаты послужат хорошей визуальной опорой для раз

Программа социально-эмоционального развития детей в первую очередь решает задачу социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников.

Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора.

Предложенные инструменты и техники применимы и за рамками специальных занятий, они легко интегрируются в другие виды деятельности школьника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на мотивацию детей и, как следствие, их академическую успеваемость.

Программа является важным элементом средообразования и создаёт условия для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию.

Особое внимание в программе уделено вовлечению родителей, так как максимальная эффективность обучения может быть достигнута только при условии сотрудничества всех сторон — участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.

Принципы, используемые в программе:

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность развитие личностного потенциала с дошкольного обучения и до 11 класса.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей . Построение упражнений с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Принцип учета эмоциональной сложности коррекционного материала . Начало, и завершение занятия построено на основе заданий, которые способствуют созданию позитивного эмоционального фона.

Читайте также:  Депрессия проблемы с кожей

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития личностного потенциала младшего школьника, во-вторых – в улучшении успешности обучения в школе.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договоренности.

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя. Умение делать выводы и обобщения.

Категория: обучающиеся 4 класса

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Продолжительность программы: на протяжении всего обучения

Продолжительность занятия: 35 минут.

Проведение занятий: 1 раз в неделю.

Количество занятий: 34 занятия.

Организационная структура занятий:

1. Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть. Цель: решение задач данной программы.

3. Заключительная часть. Цель: подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа третьего года обучения ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы. Годовой цикл начинается вводным совместным детско-родительским мероприятием и завершается итоговым занятием. Все темы можно условно поделить на 5 блоков.

Вводное занятие направлено на укрепление доброжелательного психологического климата в классе, актуализацию имеющихся знаний и навыков в области социально-эмоционального развития, а также формирование мотивации на обучение по программе.

Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения . Темы этого блока посвящены навыкам саморегуляции в ситуации неопределённости и относятся к «мастерской выбора» . Дети учатся распознавать собственное эмоциональное состояние и управлять им и своим мышлением, а также осознавать влияние внешних факторов на личный выбор. В ходе обсуждения расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей, что становится основой для формирования установок толерантности.

Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели. Акцент в этом блоке сделан на умении сотрудничать, договариваться при достижении общей цели. Содержание тем способствует формированию здоровой самооценки, развитию умения обращаться за помощью и поддержкой и быть благодарными. Задания и упражнения направлены на формирование позитивного самоотношения, устойчивой самооценки и относятся к «мастерской достижения».

Управление собой в стрессовых ситуациях . Темы данного блока направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать доброжелательные отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе, а также на усвоение эмоционально-ориентированных (направленных на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором) копинг-стратегий , которые могут быть применимы как в ситуациях, связанных с учёбой (контрольные, экзамены, ответ у доски и пр.), так и во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками, другими учащимися школы, педагогами и пр.). Содержание блока можно отнести к «мастерской жизнестойкости».

Подведение итогов . Последнее занятие третьего года обучения посвящено рефлексии, осмыслению полученного опыта, а также постановке задач на летние каникулы.

Р ТРЕТИЙ Г О Д ОБУ ЧЕНИЯ тий

Источник

Оцените статью