Школа радости открытый урок

Классный час «Школа радости»
классный час на тему

Классный час «Школа радости» направлен на развитие у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитание профессионально значимых качеств будущего специалиста на примере великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_shkola_radosti.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Школа радости

Цель: способствовать развитию у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитывать профессионально значимые качества будущего специалиста на примере великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского.

Задачи: 1. Познакомить студентов с педагогической деятельностью великого педагога — Василия Александровича Сухомлинского .

2. Формировать разностороннее представление о значении, об особенностях педагогической профессии.

3. Воспитывать у студентов интерес и ответственность к своей профессиональной деятельности.

Форма проведения: классный час, дискуссия

Оборудование: портрет и высказывание В.А.Сухомлинского, : «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства», «Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее»,

«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитанию…Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка», «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»; схема профессионально значимых качеств (таблицы)

Предварительная работа: подготовить выступление студентов выпускной группы, подобрать высказывание В.А.Сухомлинского о педагогической профессии, продумать формы эмоционального воздействия на личность студента.

Сообщение темы и цели классного часа (Тема: «Школа радости» появляется на доске).

Вступительное слово (классного руководителя) .

> Вы готовитесь стать педагогом. Профессия педагога – самая благородная профессия на Земле, потому что педагог своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном счете, Будущее своего ученика, воспитанника.

> Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Это труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

— Что вы знаете о профессии педагога?

— Что побудило вас выбрать данную профессию?

-Определите свой профессиональный идеал, то ест, какие именно качества вы считаете профессионально значимыми для педагога образовательного учреждения?

-Какие качества называются профессиональными?

> Каждый педагог должен обладать перечисленными профессионально значимыми качествами, и если он считает, что какое-то качество у него развито не на достаточном уровне, он должен развивать его в себе.

> Важная задача педагога – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо во всем. Каждый ваш урок, занятие должны оставить в душе ребенка то положительное, интригующее ощущение. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидание — старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать интерес ученика – важнейшее условие достижения в обучении и воспитании, а следовательно и вашего успеха как профессионала.

>Преподаватель, воспитатель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебой, работой, когда воспитанники не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия.

>Замечательным примером такого педагога, педагога профессионала, с которого вам необходимо брать пример, является Василий Александрович Сухомлинский, с деятельностью которого вы сейчас познакомитесь.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература. В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда. В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Она помещалась в небольшом и неказистом здании, построенном в начале XX в.; здесь размещались и квартира, где Сухомлинский жил с семьей, и его кабинет — маленькая комнатушка.

Павлышская школа, ставшая знаменитой в 60—70-е гг., объединяла уже несколько зданий, оранжерею, сад, пасеку, виноградник, опытные участки. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованных рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», — так называл ее Сухомлинский.

«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник, объединены множеством интересов и увлечений».

До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директор Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнил счастьем».

Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Результатом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Воспитание коммунистического отношен труду» (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.

В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию и остался в школе. В 1968 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Опыт творческой работы Павлышской школы, обобщенный и отраженный в книгах и статьях В.А. Сухомлинского, вызвал большой интерес педагогов как в СССР, так и в других странах.

Учение школьника. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и насыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию, радости знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте», — писал Сухомлинский.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильности учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и, вне школы, не только развивает, но нередко подавляет детский ум. Сухомлинский это очень остро чувствовал и не преставал писать о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное значение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его школой: у Сухомлинского дети как дети. Он не только не глушил, не сокращал, но наоборот, раздвигал, удлинял, всячески продлевал детскость. Возможно, в этом состоит одна из наибольших его заслуг.

Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потребность ответить на вопрос, и вызвать ее — самое трудное дело и наиболее верный показатель педагогического мастерства.

«Учитель в ходе изложения должен быть щедрым на факты обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно анализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, в процесс — победа и торжество ученика. Научить ученика думать самая важная задача учителя.

Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его. Кажется простое дело — оценка. Но нередко можно наблюдать «погони» учителя и родителей за отличными оценками, тогда несчастный ребенок, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником

Если ученик еще не достиг тех результатов, которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.

Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ребенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.

Приводимые выдержки из отдельных работ Сухомлинского позволяют понять, каким он видел учителя и с какими педагогами работал.

Что значит хороший учитель? Это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимав близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, некогда не забывает, что и сам он был ребенком.

Хороший учитель — это, во-вторых, человек, хорошо знающий на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный нее, знающий ее новейшие открытия и достижения.» Гордостью школы становится учитель, который к тому же обладает способностью к самостоятельному исследованию. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки — все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу изучаемого предмета и самого учения. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель своих учеников.

Хороший учитель — в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель — это, в-четвертых, человек владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. в хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии педагогического труда: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

Стать хорошим учителем можно, являясь хорошим воспитателем, так как без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура и все знания педагога являются мертвым багажом.

Воспитывать только на уроках невозможно, считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учениками и вне класса. Поход и школьный вечер — вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не может ограничиваться только передачей знания, он призван развивать особенный интерес к чему-то. Ученик должен найти свой интерес и во внеклассной работе, чтобы у него разгорелся огонек духовной деятельности, укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет, например, списывать контрольную у товарища. Надо развить у ребенка чувство гордости и достоинства, разбудить в нем совесть. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку.

И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей.

«Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой — только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты».

И, конечно, без любви учителя к детям не может быть успешной его деятельности. А «научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него»

«Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого, скрупулёзного отношения к делу, соединяемого с творчеством, многогранным интересом, окрыленностью, выдумкой. Иногда кажется, что силы его неисчерпаемы, а запас времени — вдвое или втрое больше, чем у человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда была полная отдача сил, словно эта часть работы — единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было.

> Таким образом, на примере педагогической деятельности Василия Александровича Сухомлинского , следует отметить, суть данной профессии — профессии педагога заключается не только в том, чтобы дать знания, а в высокой миссии, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке.

> В заключение классного часа хотим, чтобы вы обратили внимание на следующие высказывания великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, и поделились своим мнением по их поводу:

1. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства»;

2.«Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее»;

3.«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитанию…Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»;

4. «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999
  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002
  1. Мухин М.И. В А.Сухомлинский об умственном воспитании. – Киев, 1983
  1. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М.,1961
  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1973

Источник

Читайте также:  Как руководствоваться своими эмоциями
Оцените статью