Школа радости начальные классы

Начальная школа- школа радости
методическая разработка на тему

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.

В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение становится для школьника тяжелым грузом. Обучение для ребенка желательно и увлекательно там, где оно является неотъемлемой частью его многогранной духовной жизни. «Радость учения и радость общения» – вот кредо преподавателей начальной школы.

Начальная школа является подготовительным звеном для обучения в основной школе.

Скачать:

Вложение Размер
6_nachalnaya_shkola-_shkola_radosti.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.

В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение становится для школьника тяжелым грузом. Обучение для ребенка желательно и увлекательно там, где оно является неотъемлемой частью его многогранной духовной жизни. «Радость учения и радость общения» – вот кредо преподавателей начальной школы.

Начальная школа является подготовительным звеном для обучения в основной школе.

Само название говорит о целях и задачах.

Главное: подготовить учащихся морально, психологически, физически к дальнейшему обучению, обеспечить умственное развитие не просто для обучения, а для успешного обучения детей основной школе.

Необходимо уже в начальной школе создать ученический коллектив, обеспечить его творческими, интеллигентными учителями, до мелочей продумать учебные планы, организовать всю школьную жизнь детей, чтобы учащиеся с удовольствием шли в школу, с надеждой ожидали встречи с учителем, с нетерпением искали общения с одноклассниками — и все это для того, чтобы учебный труд стал радостью.

Думаю что это нам делать удается .

Учителя начальной школы постоянно работают над совершенствованием форм и методов учебно-воспитательного процесса, над созданием условий для эффективного внедрения основных концептуальных идей личностно-ориентированного обучения и воспитания младших школьников.

В своей работе учителя начальных классов используют элементы обучения Вальдорской школы, школы Монтессори, элементы методики Е.Д.Худенко, а также собственные идеи и наработки.

Интересными методическими идеями отличается педагогическая деятельность учителя начальных классов Гуляевой Г.В. по теме «Индивидуальная форма работы на уроках чтения как средство повышения результативности обучения младших школьников».

Урок-практикум по использованию элементов методики Е.Д. Худенко провела Федорова Т.Л.

Внедрение деятельного типа обучения, элементов новых технологий позволили учащимся не только лучше усвоить больший объем знаний, но и учителям более результативно управлять развитием личности ребенка.

Поэтому в центре внимания педагогической деятельности каждого учителя начальной школы находится свободное, всестороннее развитие неповторимой личности каждого школьника во всех ее индивидуальных проявлениях и способностях в атмосфере любви, понимания, психологического комфорта, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Основными направлениями развития в начальном звене были и останутся обучающее, развивающее, воспитывающее и эстетическое направления.

Предметы общеобразовательного цикла дают возможность заложить базу основных и прочных знаний, но этого уже недостаточно.

Необходимо, чтобы знания становились гибкими, даже в начальном звене имели бы прикладную ценность. Возникло новое направление – это развитие нормативного мышления на любом этапе учебного процесса, на примере любого предмета, т. е. совершенствование мыслительных операций и приемов.

Так как на уроках чтения, математики, или на любом другом предмете мы вносим в работу развивающие упражнения, логические задачи, разнообразные тесты, то со временем возникла необходимость проведения отдельных уроков, полностью посвященных развитию мышления: уроки занимательной математики ( Сыченко Л.А.), урок словесной игры.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогов начальной школы.

В этом направлении можно отметить положительный опыт работы психолога школы Головиной Л.В., которая в своем классе ведет специальный курс индивидуальных занятий «Развитие памяти, внимания, мышления».

Учителя и воспитатели активно внедряют нестандартные формы проведения учебных и внеклассных занятий:

Заочные путешествия и экскурсии

Театрализованные представления и соревнования

Уроки – концерты, панорамы, смотры

Развитию индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи способствует проведение уже в начальных классах предметных олимпиад. Эти дни торжества грамотности, большого трудолюбия, радости, успеха создают праздничную обстановку, делают детей уверенными в том, что их видят, ценят, понимают. Именно в начальных классах начинается восхождение маленьких «звездочек», которые в старших классах превращаются в гордость школы.

Обучение в начальной школе создает предпосылки для самовыражения ребенка в разных видах деятельности, морально-этического и эстетического развития, подготовки к самоуправлению в учебном процессе.

Раскрытию и развитию талантов младших школьников способствует систематическая разноплановая, разнообразная внеурочная работа воспитателей начального звена.

Радость – великая воспитательница.

Она необходима для роста и развития ребенка.

Внеурочная жизнь младших школьников приносит им эту радость во время подготовки и проведения вместе со своими сверстниками и воспитателями конкурсов, спортивных праздников, походов в театры, экскурсий, традиционных семейных салонов, которые проходят в каждом классе. Тематика салонов разнообразна:

«Мой родной Междуреченск»

«День Святого Валентина»

«Парад культур» и т.д.

Спортивные праздники: «Зов джунглей», «Меткий стрелок» (с выходом на спортивную площадку) сплачивают не только детей и педагогов.

Внеклассную работу воспитатели в начальной школе организуют нешаблонно, воспитывают у учащихся чувство коллективизма и товарищества.

Главное направление в воспитательной работе – создание условий для творческого развития ребенка, стремление учителя видеть возможности, способности и таланты каждого ученика, помочь ему проявить себя, поощрять любое, даже самое незначительное продвижение вперед.

Педагоги начальной школы бережно формируют мир каждого ученика, дают толчок их мысли и чувству.

Вся система учебной и воспитательной работы готовит младших школьников к успешному обучении в основной школе и призвана обеспечить плавный переход учащихся, сохраняя преемственность в стиле общения, воспитания, в методах обучения, в единых требованиях и содержании образования.

Педагоги начальной школы постоянно находятся в творческом поиске, повышают свое педагогическое мастерство, методическую подготовку.

Так педагоги начальной школы регулярно посещают школьные и городские семинары по методике работы в классах КРО.

Приняв участие в конкурсе «Учитель 2002 года»- Зубарева И.Я. вошла в десятку лучших учителей, за что была награждена памятным подарком, педагог-психолог Кузнецова Ю.В. – победитель конкурса «Учитель года-2011».

Можно без преувеличения сказать, что начальная школа, для детей стала школой поиска и радости, для родителей – школой спокойствия и удовлетворения, а для учителей – школой дерзаний и творчества.

Источник

«Школа радости» Сухомлинского В.А или какие принципы воспитание использовал гуманный педагог?

В «школу радости» ходили детки 6 лет. Часто занятия проводились в очень неординарной форме. Дети могли ходить босиком по траве, им разрешали думать нестандартно, а оценки ставились в старшей школе.

Детей старались приучать к труду, чаще всего трудовая деятельности проводилась на улице.

Так же детей приучали ценить собственный и чужой труд. Основным принципом было, считать заслугой только то, что сделано своими руками с помощью творчества.

Приучали ценить подарки, в которых были вложены собственные трудовые или умственные усилия.

У Сухомлинского отметка всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень. Именно позитивное отношение к отметке помогало не чувствовать чувство не полноценности у троечников , и успокоить родителей в погоне над «высокими результатами» .

Давайте познакомимся с гуманистическими принципами:

  • учеба без отметок
  • творчество это ценный труд
  • ответственность за свой выбор
  • необходимо доверять ребенку
  • необходимо воспитывать без наказаний

Чаще всего, после 1 — го класса ребенок больше не хочет идти в школу. Так как становится все труднее, психологически атмосфера не подходит ребенку, пугает система оценок..

Василий Сухомлинский считал, что школа не должна убивать в ребенке его первоначальное желание учится. Никто и никогда не должен торопить ребенка в получении знаний. ( не забываем системно — деятельностный подход). И оценочная система устанавливались только в старших классах.

В плане родителей считалось, что их необходимо приглашать только тогда, когда Вы хотите ПОХВАЛИТЬ ребенка, чаще всего у нас происходит наоборот..

Так же, один из мало важных принципов было то, что учили ценить природу, смотреть более расширенно на окружающий мир и любить людей!

В своей практике, Сухомлинский считал, что важно объединить семью и школу! Но, можем ли представить как это в наше время?
А смысл заключался вот в чем!

Каждый родитель, поступал в школу за 2 года до начала обучения и учился до окончания школы.

  • теория воспитания;
  • теория личности;
  • возрастная психология и много других дисциплин!

Таким образом, образовывалась связь «сотрудничества» между школой и родителями. Они лучше понимали своих деток и воспитывали в любви и понимании.

Уникальность методики Василия Сухомлинского заключалась именно в воспитании трудом, коллективом и уважением к природе! Педагог ставил личность ребенка, как САМУЮ дорогую драгоценность!

А я предлагаю ознакомиться с не менее интересным педагогом и ее уникальной методикой:

Эти две педагогические личности оставили огромный след в истории педагогики!

Все картинки и информация взяты на просторе интернета в открытом доступе.

Источник

Школа радости В. А. Сухомлинского

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»

Школа радости В. А. Сухомлинского

Выполнила: О. Цыганова, студентка V курса группы МДМ 109 очной формы обучения

Проверила: М. В. Дубова, к. п. н., доцент кафедры методики начального образования

1 Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В.А. Сухомлинского………………………………………………………………..

2 Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе. Школа радости…………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………..

В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И. И. Горбуновым-Посадовым. «В нашей школе, — писал он, — не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека». Такие культурно-исторические аналоги гуманной школы создавали и другие известные отечественные педагоги. Образ «идеальной школы» нарисован К. Н. Вентцелем в виде «Дома свободного ребенка», Ш. А. Амонашвили — в виде «Школы жизни», В. А. Сухомлинским — в виде «Школы радости». В. А. Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах блестяще воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.

Официальная наука относилась к нему крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эти выпады Сухомлинский отвечал: «Я — учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой — да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека. Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».

1 Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского

В основе педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.

Рассмотрим основные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»

Отсюда главная цель воспитания — гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Проблемой современной школы, обучения и воспитания, по мнению Сухомлинского, является то, что человек, получивший хорошее образование, не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность — практическую и нравственную — к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно, исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное.

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше.

В педагогическом опыте В.А.Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали. Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, принятие ответственности за свой выбор.

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы. Итак, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота [2].

2 Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе. Школа радости

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт В. А. Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям». По такому закону жило его большое сердце.

С 1948 года и до ухода из жизни 2 сентября 1970 года Сухомлинский возглавлял Павлышскую среднюю школу Кировоградской области. Он был не только талантливым педагогом, но и учёным-исследователем, тонким и глубоким мыслителем. Для него высшим счастьем было «ТВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКА».

Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов – обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком… В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу к детям.

Сухомлинский писал двадцать лет. Он – автор более 30 книг и 600 статей, замечательных детских рассказов и сказок [1].

Книга «Павлышская средняя школа» содержит богатый фактический материал, оригинальные эмпирические и теоретические обобщения фактов, педагогические гипотезы, результаты их проверки, ценные педагогические выводы.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник. «Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Романтизм Сухомлинского вылился в «Школу радости», в которой дошкольникам-малышам прививалось радостное мировосприятие, любовь к жизни, природе, матери. Не случайно считают, что в Павлышской школе существует три культа: науки, труда и матери. В Школе Радости царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты. Сухомлинский провёл эксперимент.

В 1953 году он летом собрал шестилеток и своём селе. И родителям сказал, что хочет подготовить их к школе. Он организовал «Школу радости» для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались «аппетитные» прогулки. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» — подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для «начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

Школа молодых родителей начиналась с беседы «Отношения взрослых в семье и нравственное воспитание детей». Молодым родителям говорили о том, что главное условие здорового развития ребенка — это гармония отношений взрослых людей, окружающих ребенка. Взрослые дают детям ощущение счастья, уверенности в своих силах, ощущение справедливости мира, в котором они живут. Здесь учили родителей, как правильно ориентировать ребенка в сложной нравственной сфере человеческих желаний и возможностей их удовлетворения, учили разбираться в таких понятиях, как «хочу», «надо», «нельзя», «можно», в том, как воспитывать человечность в ребенке.

Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Как бы хорошо ни был организован учебный процесс, в нем всегда есть известное однообразие. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу.

Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми. Сухомлинский видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни».

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном счете, ослабляет и школу.

Поэтому одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. В.А.Сухомлинским была образована родительская школа, в которой читался курс психологии и педагогики, теории физического, умственного, нравственного воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы.

Занятия проводились 2 раза в месяц, основная форма занятий — лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей, курс психологии и педагогики был рассчитан на 250 часов. На занятиях педагоги стремились к тому, чтобы теоретические знания, которые родители получали в родительской школе, соотносились ими с духовной жизнью ребенка.

В родительской школе в Павлыше иногда проводились занятия только с матерями. По мнению В. А. Сухомлинского, это необходимо при разъяснении вопросов, связанных с половым воспитанием подростков. Также необходимо проводить занятия с отцами, на которых педагоги должны разъяснять отцам о высокой миссии мужчины в семье. Этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная. На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, необходимо рассказывать, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость в воспитании.

Впоследствии В. А. Сухомлинский отмечал, что «без родительской школы мы не представляем полноценного семейно-школьного воспитания».

Итак, школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Именно поэтому в Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

В Павлышской школе постоянно организовывались всевозможные праздники, которые постепенно становились традициями: праздник первого звонка для первоклассников; праздник последнего звонка для выпускников; встречи выпускников прошлых лет (эти встречи воспитывают уважение к своей школе); праздник матери; праздник девочек; день неизвестного героя; новогодняя елка для самых маленьких; весенние праздники и т.д. Уже сама подготовка к этим праздникам была волнующим событием в жизни школы, т.к. готовились к ним совместно: и учителя, и родители, и, конечно, сами воспитанники. На эти праздники обязательно приглашались родители, бабушки и дедушки, сестры и братья учеников. Таким образом, связь школы и семьи укреплялась. К примеру, «торжественная церемония вручения галстуков постепенно становится важным событием и в семейной жизни: родители переживают событие как определенный шаг, который совершили в жизни их сын или дочь».

Один из идеалов воспитания — труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычной для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием.

Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд. Под трудом он понимал деятельность, направленную на создание общественного богатства. А потому труд детей должен иметь как можно больше элементов, сближающих его с производительным трудом взрослых и в отношении общественной значимости, и в технике, и в технологии трудовых процессов.

В Павлыше почти все было сделано руками ребят. Простейший ручной труд малышей соседствует со сложными монтажными работами старшеклассников. Также разнообразные сельскохозяйственные работы, доступные павлышским ребятам, специальный строительный полигон и кружки. Разнообразие кружков и занятий помогает приохотить ребят к учению и умственному труду.

Сухомлинский и педагогический коллектив учили работать, объясняли смысл работы, и давали возможность работать интересно. Так, используя весь этот сложнейший комплекс средств, методов и условий, добиваются своего: труд становится ребятам в радость.

В. А. Сухомлинский утверждал, что трудовое воспитание — весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи. Для ребенка младшего школьного возраста коллективность самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Итак, увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы.

Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении — детские неврозы на почве учебных неуспехов. «Парадоксальность дидактогений, — писал В.А.Сухомлинский, — заключается в том, что они бывают только в школе — том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем» [2].

Сухомлинский писал: В наших школах не должно быть несчастных детей — детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей желание учиться.

И потому в воспитательной системе Сухомлинского ребенку вначале внушается, что он хороший, и на этой основе он действительно стремится быть таким[3]. В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения В. А. Сухомлинского являются: природа, книга, сказка, труд.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача — добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологи, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание. Также большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности. Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну — с обязательным материалом, другую — рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники. Для каждого вопроса из обязательной программы создавался своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного.

В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент — незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом.

Итак, вся образовательно-воспитательная система Школы Радости была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он называл стиль — «содружества семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе.

Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе.

Воспитание В. А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, — утверждал выдающийся педагог, — чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань — в этом искусство воспитания». Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

Недавно в Китае (г. Хуаши) построили школу, которая носит имя Сухомлинского. В светлых, просторных корпусах Школы Радости учится 5 тыс. учеников. В школе есть музей Сухомлинского, памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманного воспитания и четырёх культов великого педагога. Ценное качество – применять лучшие достижения.

Источник

Читайте также:  Мужчина не может выражать свои чувства
Оцените статью