- Школа радости кто создатель
- Система воспитания в «Школе радости»
- В.А.Сухомлинский
- Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»
- Готовые работы на аналогичную тему
- «Школа радости» Сухомлинского В.А или какие принципы воспитание использовал гуманный педагог?
- Новое в блогах
- Василий Сухомлинский. Школа радости. Сила воспитания нового человека.
Школа радости кто создатель
Конференция: Проблемы и перспективы развития образования
Автор: Полторыхина Анастасия Дмитриевна
Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»
Населенный пункт: Тульская область, г. Тула
Витторино да Фельтре — это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.
В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.
«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными»[3,72]. Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.
Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.
Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.
Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти[2,56]. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.
В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.
Литература:
1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007
2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.
Источник
Система воспитания в «Школе радости»
Вы будете перенаправлены на Автор24
В.А.Сухомлинский
Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в семнадцать лет. Это была небольшая школа, расположенная недалеко от родного села. На дневном отделении педагогического института Василь смог проучиться только два года. После тяжелого заболевания плевритом был вынужден перевестись в Полтавский пединститут уже на заочное отделение. Окончил институт Сухомлинский в 1939 году. Ранее этот же институт окончил Макаренко.
За свою жизнь В.А. Сухомлинский написал сорок книг и пособий, множество научных и научно-популярных статей. Его работы были изданы во многих странах мира, на различных языках. Наиболее известными и популярными произведениями являются следующие: «Сердце отдаю детям»; «Как воспитать настоящего человека»; «Мудрая власть коллектива»; «Разговор с молодым директором школы»; «Родина в сердце»; «Хрестоматия по этике»; «Письма к сыну»; «Потребность человека в человеке»; «Об умственном воспитании»; «Книга о любви»; «Человеческая личность неповторима»; «Верьте в человека»; «Нравственный идеал молодого поколения»; «Рождение гражданина»; «Павлышская средняя школа»; «Воспитание коллективизма у школьников»; «Мудрость родительской любви».
Сухомлинского вдохновляла на эффективную работу директором школы и одновременное написание научных работ, прежде всего, любовь к детям.
Главным предметом в его школе было человековедение. Сухомлинский считал это важной частью в образовании и воспитании маленького человека. Истоки такого подхода скрыты в трагедии войны, которую испытали миллионы людей, в том числе и Сухомлинский.
Василий Александрович стал директором Павлышской средней школы в 1947 году. С тех пор он целые дни проводил с детьми. Сухомлинский был счастлив, обучая, воспитывая, перевоспитывая, выхаживая детей переживших ужасы войны. Работать Сухомлинский начинал рано, уже в четыре-пять часов утра, он сидел в своем кабинете и работал. В восемь часов он каждый день на протяжении многих лет выходил встречать детей, их голоса радовали его сердце.
Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»
Опыт В.А. Сухомлинского в разной степени используется в современном образовании воспитателями и педагогами. Идеи Сухомлинского касались разных областей воспитания, а в частности:
Готовые работы на аналогичную тему
- умственного воспитания;
- нравственного воспитания;
- трудового воспитания;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- семейное воспитание;
- такому средству воспитания, как природа;
- средству воспитания — сказке.
Сухомлинский большую роль отводил использованию природы в воспитании дошкольников и младших школьников. В.А. Сухомлинский считал, что познание природы провоцирует умственное развитие детей. Он отводил общению с природой много учебного времени, считая это уроками мышления и развития ума. Он полагал, что развитие детского мозга наиболее эффективно происходит среди наглядных образов, в частности среди образов родной природы. Постепенно мысли ребенка переключаются с наглядного образа на обработку информации об этом образе (Рис. 1). Изоляция детей от природы, восприятие знаний только через слово, порождает утомляемость и не способность справиться с задачами, которые ставит педагог.
Сухомлинский считал природу источником нравственного воспитания и доброты.
Человечность и доброта, ласка и доброжелательность, согласно теории Сухомлинского, зарождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
В красоте природы он видел неиссякаемый источник поэтического творчества детей. Природа способствует сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.
Естественным источником детского здоровья также является природа. В.А. Сухомлинский вместе с медиками изучал состояние здоровья детей в «Школе радости». Он совмещал укрепление здоровья детей и познание явлений природы. Первые три-четыре недели «Школы радости» ребята проходили каждый день два-три километра; во второй месяц это расстояние увеличивалось до пяти; в третий до шести километров. Всё это реализовывалось среди родной природы.
Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в «Школе радости» применял следующие методы:
- Закаливание ног. В весенние, летние и осенние месяцы дети ходили в школу босиком.
- Пешие прогулки среди природы.
- Питание на природе, с целью развития аппетита у детей.
- Создание и использование детских площадок для возможности игр на свежем воздухе.
- Проведение различных праздников и мероприятий.
- Создание материальной базы для реализации трудовой деятельности детей.
Для повышения эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предлагал продолжать эти мероприятия в семье. Он формулировал их так:
- Обязательное употребление детьми меда в лечебных целях, желательно со своей пасеки.
- Высадка плодовых деревьев в семейном саду, особенно яблонь.
- Запас продуктов на весенние месяцы, богатых витаминами.
- Поездки родителей с детьми в поля с воздухом насыщеном фитонцидами злаков.
- Высадка родителями под окнами детских комнат ореховых деревьев, запах которых убивает микробы и отпугивает вредных насекомых.
- Оборудование во дворе летнего душа.
В «Школе радости» проходило планомерное вовлечение всех учащихся в общественно полезный труд, трудовые обязанности выполнялись в основном на свежем воздухе.
Сухомлинским были сформулированы правила вовлечения детей в общественно полезный труд, которые реализовывались в «Школе радости»:
- включение всех детей с пяти-шести лет в полезный физический труд;
- собственной заслугой может считаться только сделанное своими руками, разумом и творчеством;
- ценность имеют подарки в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия.
Еще одной особенностью «Школы радости» был принцип оценки знаний.
У Сухомлинского отметка всегда всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень.
Сухомлинский добился, чтобы родители его учеников не требовали от них высоких оценок. «Школа радости» не знала психоза погони за отличными отметками. Отличники не чувствовали себя счастливчиками, а троишников не угнетало чувство неполноценности.
Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского имеет огромное значение. Оно актуально в современном мире, когда на первый план в образовании снова выходит формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.
Источник
«Школа радости» Сухомлинского В.А или какие принципы воспитание использовал гуманный педагог?
В «школу радости» ходили детки 6 лет. Часто занятия проводились в очень неординарной форме. Дети могли ходить босиком по траве, им разрешали думать нестандартно, а оценки ставились в старшей школе.
Детей старались приучать к труду, чаще всего трудовая деятельности проводилась на улице.
Так же детей приучали ценить собственный и чужой труд. Основным принципом было, считать заслугой только то, что сделано своими руками с помощью творчества.
Приучали ценить подарки, в которых были вложены собственные трудовые или умственные усилия.
У Сухомлинского отметка всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень. Именно позитивное отношение к отметке помогало не чувствовать чувство не полноценности у троечников , и успокоить родителей в погоне над «высокими результатами» .
Давайте познакомимся с гуманистическими принципами:
- учеба без отметок
- творчество это ценный труд
- ответственность за свой выбор
- необходимо доверять ребенку
- необходимо воспитывать без наказаний
Чаще всего, после 1 — го класса ребенок больше не хочет идти в школу. Так как становится все труднее, психологически атмосфера не подходит ребенку, пугает система оценок..
Василий Сухомлинский считал, что школа не должна убивать в ребенке его первоначальное желание учится. Никто и никогда не должен торопить ребенка в получении знаний. ( не забываем системно — деятельностный подход). И оценочная система устанавливались только в старших классах.
В плане родителей считалось, что их необходимо приглашать только тогда, когда Вы хотите ПОХВАЛИТЬ ребенка, чаще всего у нас происходит наоборот..
Так же, один из мало важных принципов было то, что учили ценить природу, смотреть более расширенно на окружающий мир и любить людей!
В своей практике, Сухомлинский считал, что важно объединить семью и школу! Но, можем ли представить как это в наше время?
А смысл заключался вот в чем!
Каждый родитель, поступал в школу за 2 года до начала обучения и учился до окончания школы.
- теория воспитания;
- теория личности;
- возрастная психология и много других дисциплин!
Таким образом, образовывалась связь «сотрудничества» между школой и родителями. Они лучше понимали своих деток и воспитывали в любви и понимании.
Уникальность методики Василия Сухомлинского заключалась именно в воспитании трудом, коллективом и уважением к природе! Педагог ставил личность ребенка, как САМУЮ дорогую драгоценность!
А я предлагаю ознакомиться с не менее интересным педагогом и ее уникальной методикой:
Эти две педагогические личности оставили огромный след в истории педагогики!
Все картинки и информация взяты на просторе интернета в открытом доступе.
Источник
Новое в блогах
Василий Сухомлинский. Школа радости. Сила воспитания нового человека.
Школа радости
В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Он взял ребятишек, которым надо было идти в школу через год, шестилеток, 16 мальчиков и 15 девочек, и открыл в селе Павлыш, рядом с обычной средней школой, новую, особую. Позже ее назвали школой радости.
Дети собрались в школу, но учитель не повел их к тем дверям, куда шли все ученики. Он повел их в сад.
— Вот здесь и начинается наша школа, — торжественно, словно поднимая занавес в театре, говорит учитель. И занавес поднимается: — Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце.
Школа? Да, это школа, самые истоки школы. Учитель, который встречает детей в классе и открывает перед ними Букварь, начинает спектакль не с первого, а сразу со второго действия, будто ему очень некогда или будто его бедные ученики опоздали к началу, провинились.
Первое действие школы — не в школе, а в природе. Здесь — «источник слова и разума». Дети Сухомлинского припадают к нему. Они много ходят вместе со своим учителем — по пять, по шесть километров в день, они встречают рассветы и сумерничают, осенью они всматриваются в облака, а зимой — в очертания сугробов и фантазируют, слушают сказки, сочиняют их, придумывают стишки и потом вместе с учителем кричат от радости и бегают вокруг кустов, повторяя только что придуманные строчки… Но все это не просто игры и забавы. «До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромата слова… нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, он обрекает дитя на тяжелый труд…»
Ученики школы радости рассматривают освещенный солнцем луг, слушают жужжание мошкары, стрекотание кузнечика, потом рисуют луг и, наконец, подписывают: «Луг». Для них «Л» — это согнутый стебелек, для них «Р» в слове «Роса» — это росинка на стебельке, для них каждое слово и каждая буковка приходят как открытие, они встречаются не в книге — в живом лесу, на живом лугу Сухомлинский, обучая, вторгается в святая святых педагогики, куда очень и очень немногие учителя рискуют вступить. Эта область, о которой так много пишут, которую так тщательно исследуют и в которой многие еще новички, — область эмоций, чувств, подсознательного.
Эмоциональность для Сухомлинского не добавка к другим, основным «сторонам» обучения, не десятый пункт в перечне требований к уроку, не средство заинтересовать ребенка, а единственная возможность развивать его ум, единственная возможность обучать детей и сохранять им детство. «Эмоциональное пробуждение разума» — вот метод Сухомлинского и его коллег — учителей Павлышской школы. Детский ум они пробуждают, обращаясь не к уму, а к чувству — и лишь через чувство к уму.
Кажется, прямая дорога: знание учителя — знание ученика. Да не выходит, кратчайшая эта дорога оказывается самой длинной и самой трудной, если не обратиться к проводнику — к чувству. «Знание учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика» — так выходит короче…
«Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества, — таким будет обучение моих питомцев», — размышляет В.А.Сухомлинский, когда его дети переходят из школы радости в первый класс. Его ученик — это не ребенок с мешком за плечами, куда надо насовать побольше знаний. Он даже не стремится «овладеть знаниями». Такая цель недоступна ребенку, считает Сухомлинский: «Учить следует так, чтобы дети не думали о цели, — это облегчит умственный труд». Сухомлинский дает ребенку радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний, ребенок стремится к этой радости, и оттого хорошо учится. Для него цель — удовольствие, радость! И эта радость — в школе.
Дети в школе что-то теряют от своей детскости. У Сухомлинского они только в школе и становятся настоящими детьми… Школа не обрывает детство, а продлевает его. Больше того — она возвращает детство тем ребятам, которые по каким-то причинам не получили его в семье.
У Сухомлинского дети играют в куклы до десяти лет, и это нисколько не мешает им уже с первого класса выращивать на делянке хлеб, много работать руками, заботиться о деревьях, птицах, рыбках, строить модель ветровой электростанции и тридцать других таких же сложных моделей, всем до одного играть в шахматы («без шахмат нельзя представить себе полноценного воспитания умственных способностей и памяти»), проводить математическую олимпиаду уже в третьем классе и свободно употреблять такие слова, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, различие, сходство…
Нет, «не мешает» — это сказано плохо. Именно сказки, игры, собственное творчество детей, задачи на смекалку из народной педагогики — именно это и открывает кратчайший путь к самому современному в науке, к абстрактным представлениям, ибо пробуждает, развивает, обогащает мышление.
ПОЧЕМУ порой так трудно идет учение, почему с первых же классов ребята начинают отставать, оставаться на второй год, пока насовсем, на всю жизнь не поссорятся со школой? Встречается еще учитель, который, применяя хитроумные методы и большое искусство, строит здание без фундамента, громоздит блок на блок, а они рассыпаются. Учитель терпеливо собирает их вновь и все-таки — великий мастер! — выводит этаж за этажом, сохраняя постройку и на время школьных лет, а затем, после школы, это шаткое здание блистательно рушится…
Со всех сторон раздаются требования «повысить эффективность урока», причем на практике «эффективность» часто оборачивается «интенсивностью».
Дети Сухомлинского не торопятся. Учитель старается сохранить им душевное равновесие — чувство полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах. Они и к школьному-то режиму привыкают вовсе не с первого дня (чем так гордятся многие хорошие учителя), а лишь спустя 3—4 месяца, некоторым из них поначалу разрешено выходить из класса когда захочется — учитель воспитывает детей, а не ломает их привычки. Он гордится успехами своих учеников, но, быть может, вот главный его успех: уже в 3—4 классе ни один из ребят ни разу не простудился! И НИ РАЗУ не расплакался из-за неуспехов в учении, из-за двоек.
Сухомлинский не ставит своим ученикам плохих отметок. Его ребята вышли в пятый класс, не получив ни одной двойки. Учитель не представляет себе, как можно ставить маленькому ребенку двойку. Он, говоря словами Корчака, «уважает детское незнание», он терпелив: год, два, три года у ребенка «может что-нибудь не получаться, но придет время — научится». Детское сознание — могучая, но медленная река. Если что-то не выходит, учитель вообще не ставит отметки. Ребенок не опозорен, не наказан, он просто старается заслужить отметку.
У Сухомлинского отметка всегда оптимистична, это вознаграждение за трудолюбие, а не наказание за лень. Сухомлинский добился, чтобы и родители его учеников не требовали от ребятишек высоких оценок. Его школа не знает «психоза погони за отличными отметками»: «отличники не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности»…
Источник