Школа как причина стресса

Что такое школьный стресс и как с ним бороться?

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

Читайте также:  Задания для развития у детей чувства времени

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Читайте также:  Радость бизнеса симон миласас

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник

Стресс, вызванный посещением школы: как помочь детям справиться

Поступление в первый класс для большинства детей является стрессовой ситуацией. В ответ на коренное изменение режима дня, новую обстановку и требования, увеличение потока познавательной информации и уровня нагрузки, организм мобилизуется, чтобы приспособиться к новым условиям.

Знакомства с новыми людьми, выстраивание репутации, встреча со школьной системой оценки, необходимость соблюдения новых социальных правил – всё это стрессовые ситуации, в которые попадает ребёнок, когда идет в первый класс. Вне всяких сомнений, каждый родитель задается вопросами: как избежать школьных кризисов и помочь сыну или дочери справиться со стрессами, вызванными посещением школы?

Адаптация к школе может продолжаться от двух месяцев до полугода. Задача родителей в этот период – помочь детям справиться с новыми условиями, преодолеть волнение.

Причины появления стресса у школьников

Основной причиной появления стресса у школьников является смена обстановки и привычного образа жизни. Позади последнее лето, проведённое вне категорий школы: без списка обязательной литературы для чтения, без домашнего задания, без дополнительных занятий по отдельным предметам. Совсем недавно у ребёнка сложилось относительно устойчивое мнение об образе жизни внутри семьи, где у каждого есть конкретная социальная роль. А сейчас перед его глазами – школьная доска, парта и учитель, которого по непонятной причине нужно уважать и внимательно слушать.

Справиться с этой стрессовой ситуацией поможет подготовительный процесс, организация которого ложится на плечи родителей. Для того, чтобы ваш ребёнок не испытывал дискомфорта и излишнего волнения в первый учебный год, заранее начните знакомить его с тем, что ему предстоит увидеть за порогом учебного заведения. Объясните своему сыну или дочери, что такое воскресная школа, выберите оптимальный вариант её посещения, ориентируясь на расположение в городе, отзывы и учителей. Также помогут ролевые игры, в которых ребёнок может примерить роль как ученика, так и учителя. Создайте домашний учебный уголок, в котором будет удобный стол с хорошим освещением, подходящие письменные принадлежности. Образовательная атмосфера дома поможет вашему первокласснику сориентироваться в классе, быстрее привыкнуть к школьной парте.

Читайте также:  Чувство тухлого во рту

Следующая ситуация, которая вызывает стресс у тех, кто впервые почувствовал на себе тяжесть гранита науки – это знакомство с новыми людьми и первые этапы жизненно важной социализации.

В том случае, если вы замечаете какие-то проблемы с общением вашего ребёнка со сверстниками – не спешите решать всё сами. Вполне возможно, что вашему ученику требуется помощь профессионала – хорошего детского психолога. Если вы видите, что проблема не имеет глубоких корней, и общение идет с трудом из-за обычной застенчивости или по другой подобной причине – не бойтесь помочь вашему ребёнку. Главное – не забывайте, что с того момента, как ваша дочь или сын перешагнули школьный порог – ваши социальные действия по отношению к ней или к нему будут фиксироваться и впоследствии влиять на все одиннадцать классов.

Как проявляется стресс у школьников?

Разобравшись с причинами стресса у школьников, перейдем к тому, как стресс проявляется в повседневной жизни и как вовремя его идентифицировать.

Признаки стресса у школьников мало чем отличаются от тех, которые появляются у взрослых: плохое настроение, угнетенное состояние, нервозность, слезы и повышенная эмоциональность, хроническая усталость. Профилактикой во всех случаях является диалог. Говорите с вашим ребёнком, обсуждайте происходящее в школе. Порой родительский совет действует лучше целого штата детских психологов, не забывайте об этом.

Стресс не всегда выглядит как негативная реакция. В первые месяцы обучения ребёнок может испытывать радостное возбуждение, активно делиться с родителями новыми впечатлениями, с энтузиазмом готовить домашние задания. Это и есть первая стадия стресса, которую родители часто принимают за восхищение школьной жизнью.

Вот что происходит дальше:

  • в организме накапливается усталость от постоянной нагрузки. Кроме уроков, дети посещают развивающие занятия, спортивные секции, сил на подготовку домашних заданий остается меньше;
  • вставать по утрам становится сложнее;
  • возникает рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание.

Вторая стадия стресса может быть воспринята родителями как привычка, нормальное явление. Жалобы ребёнка на усталость, головную боль игнорируются. Делается акцент на успеваемость, в которой намечается тенденция к ухудшению.

Неверная оценка состояния в данный период может привести к хроническому стрессу, потере мотивации к обучению, физическому истощению.

Как избавиться от стресса?

Оцените поведение ребёнка. Если участились простуды, высказываются жалобы на головные боли, расстройства пищеварения, плохой сон, следует исключить инфекции и анемию, имеющие сходные со стрессом симптомы. Родителям нужно пересмотреть уровень нагрузки, оставить только приоритетные дополнительные занятия, а также:

  • не ругать детей при проблемах с успеваемостью. Здоровье важнее, чем отметки в дневнике;
  • оптимизировать режим дня, отведя в нем достаточное время для активных игр, прогулок, сна;
  • обогатить рацион питания продуктами, содержащими витамины и микроэлементы;
  • выяснить, какие отношения сложились с учителями и сверстниками.

Благополучно адаптироваться к школе позволяют развивающие программы. Если ваш дошкольник будет посещать различные обучающие курсы, то он привыкнет к новым детям и взрослым, новым условиям. Он научится жить в соответствии с конкретным графиком, адекватно воспринимать победы и поражения.

Источник

Оцените статью