Школа чувств пойми меня
I УРОВЕНЬ — Знакомство и получение первых результатов
Вопросы дневника, инструкция, список чувств и потребностей, которые помогут вам познакомиться и опробовать на практике с методикой.
Как на самом деле разобраться в истинных потребностях и начать говорить о них от сердца
Голос сердца для родителей
Как применять ненасильственное общение с детьми
Записи онлайн-встреч школы общения
Курс «Лето в ресурсе»
II УРОВЕНЬ — Прояснение методики и инструментов
Интенсив «Язык жирафа»
Как за 5 минут в день изменить общение в семье
Интенсив
«Как говорить НЕТ»
Ненасильственно о границах
Интенсив «Ограничивающие убеждения»
Как освободиться от негативных установок, мешающих в жизни
III УРОВЕНЬ — Углубление с обратной связью
Следите за стартами потоков!
2 месяца еженедельной поддержки
Онлайн-тренинг «Исцеление раненого ребенка»
Верните себе радость в жизни, способность добиваться целей и строить гармоничные отношения
Курс «7 Навыков Эффективного Общения»
IV УРОВЕНЬ — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Жизнь в системе
Для тех, кто экономит свое время и бережет нервы
Как быть хозяйкой своего времени
Конфликтология для мамы
Как научиться общаться спокойно, слышать себя и ставить границы без обидных уступок
В детский сад без частых слез и болезней 2.0
Привыкание к детскому саду без частых слез и истерик
Как хвалить ребенка?
Как давать обратную связь детям и формировать положительную самооценку без вреда
Внесите ясность и понимание в ваши отношения со старшим поколением и узнайте как не передавать родительские сценарии своим детям
Интенсив
«Уровень нормы: простой способ изменить все»
3-х дневный интенсив
Реалити-шоу «Мир в семье за три недели»
Создайте правила, которые выполняются, и договоренности, которые соблюдаются
5 уроков по работе с критикой
Как на самом деле разглядеть за состояниями чувства и потребности
Как помочь с уроками и не свести с ума себя и ребенка
Совместная лекция ведущих школы общения и педагога Оксаны Бондаревой. Как сделать, чтобы учеба была по-настоящему в радость
Источник
Деловая игра «Пойми меня»
Елена Каменских
Деловая игра «Пойми меня»
Известно, что каждый человек может «рассказывать» о себе самыми различными способами и средствами. Невербальное общение занимает важное место в процессе общения людей. Речь идет о так называемых невербальных средствах общения людей. Само название раскрывает суть этого метода контактов — «несловесный». Наука невербалика изучает жесты человека, позы, интерпретирует улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия человеческого общения и влияние невербальных способов на результаты контактов в различных сферах деятельности. В том числе, естественно, и в сфере знакомств.
Общаясь с другими людьми, мы составляем впечатление о них не только по тому, что они говорят, но и как – по мимике, интонации, движениям тела. Научившись понимать этот «язык», можно определить реальное состояние человека, ведь люди так часто надевают «маски» — из вежливости слушают скучный рассказ, демонстрируя интерес, прячут обиду или подавляют слезы и т. п. Кроме самих слов, при передачи сообщения человек использует систему невербальных символов и знаков. Это огромный источник информации, которую мы можем получить при непосредственном общении с человеком.
Поэтому, невербальные сигналы являются своеобразным кодом. Важно теперь суметь произвести декодирование этой информации (распознать ее). Ведь, как мы уже говорили — коммуникация оказывается тем более эффективной, чем ближе по смыслу посланное и принятое сообщение.
При непосредственном общении «лицом к лицу» уловить и, тем более, распознать невербальное сопровождение речи непросто — необходимы хорошо развитые навыки психологической наблюдательности и знания (как правильно растолковать тот или иной жест).
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет, если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.
Итак, общение с помощью слов называется вербальным, а невербальное общение – то, что мы говорим друг другу без слов. Попробуем и мы сегодня пообщаться друг с другом с помощью невербальных средств. В нашей игре принимают участие две команды педагогов.
Задание 1. «Разминка».
Участвует обе команда.
Вспомните детскую игру «Сломанный телефон». Первый игрок выбирает карточку, по команде передают шёпотом слово следующему. Чья команда быстрее передаст слово по цепочке? Последний игрок называет слово, которое он услышал.
Слово 1 – й команде: аттестация
Слово 2 — й команде: комиссия
Задание 2. «Угадай слово».
Участвует вся команда.
Первый игрок читает слово на выбранной карточке. Он должен объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов. Чтобы тот догадался, о чём идёт речь; второй игрок объясняет третьему и т. д. Чья команда быстрее?
Слово 1 – й команде: директор.
Слово 2 – й команде: собрание.
Рисунок – это своеобразная графическая речь, помогает общаться с помощью жестов, знаков, рисунков.
Задание 3. «Написать слово на ладони».
Участвует вся команда.
Все игроки отворачиваются. Первый игрок выбирает карточку и «пишет» указанное слово на ладони второго игрока. Произносить слова нельзя, но можно кивнуть головой – «понял» или «нет», если непонятно, написать ещё раз. Второй игрок пишет слово на ладони третьего и т. д. Последний игрок называет слово и т. д. Последний игрок называет слово. Какая команда быстрее?
Слово 1 – й команде: друзья
Слово 2 – й команде: коллеги
Задание 4. «Спой песню».
Участвует вся команда.
Первый участник, прочитав название песни, должен объяснить остальным игрокам мимикой и жестами, не произнося ни одного слова, о чём говорится в этой песне. Чья команда быстрее запоёт песню?
Песня 1 – й команде: «Маленькой ёлочке холодно зимой…»
Песня 2 – й команде: «В траве сидел кузнечик…»
Задание 5. «Сурдоперевод».
Играют два участника от команды.
Один участник команды – «диктор», другой – «переводчик». «Диктор» читает стихотворение, переводчик показывает его с помощью мимики и жестов (стихотворение по выбору команды – стихи А. Барто, К. Чуковского).
Задание 6. «Пантомима».
1. Показать походку плотно пообедавшего человека.
2. Показать человека, у которого жмут ботинки.
3. Показать человека, который пнул кирпич.
4. Показать человека, у которого внезапно начался приступ радикулита.
5. Показать человека, который ночью оказался в лесу.
6. Показать человека, который резал картошку и внезапно порезал палец.
Изобразить пантомимой профессии людей:
Задание 7. «Картина – замри».
Участвует вся команда.
Одна команда изображает задание, другая команда — отгадывает.
Задание 8. «Немое кино»
В задании участвует вся команда.
С помощью движений показать простую сказку (по выбору команды): «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».
Наша встреча закончилась. Надеюсь, что наше путешествие в мир невербального общения было для вас интересным.
Литература:
1. Блажина В. В. Игра «Пойми меня» — Газета для педагогов начальной школы «Педсовет» № 12 — 2002, с. 7.
2. Долгоева Н. В. Игра «Пойми меня». –Газета для педагогов начальной школы «педсовет». № 1 – 2001, с. 7.
2. Интернет — ресурсы
3. Никонова Л. П. Весёлое домино. – Последний звонок. Журнал для организаторов внеклассной работы. №3 – 1999, с. 17.
Учитель – логопед Каменских Елена Викторовна
Дата проведения: 26. 01. 12
Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство — короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.
Источник
«Пойми меня»
план-конспект по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poymi_menya.docx | 29.49 КБ |
prezentatsiya_poymi_menya.pptx | 198.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области»
Щигры 2016 «Пойми меня»
Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения
- Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Знакомство с техникой построения «Я-высказывания»
- Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
- Развитие мыслительных способностей
- Обогащение опыта межличностного взаимодействия
- Развитие рефлексии, эмпатии
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний
Методы обучения: беседа, рассказ, упражнения, игра.
Оборудование : компьютер , интерактивная доска, презентация, аудиозапись, раздаточный материал
I Оргмомент Учащиеся сидят на стульях полукругом.
— Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со стихотворения Людмилы Румянцевой «Порой понять друг друга сложно»
Не знаю я с чего начать,
Могу, конечно, попытаться,
Но где слова такие взять,
Чтоб прямо в сердце постучаться.
Дни сплетаются в мосты,
По ним назад вернуться можно,
Но нужно очень осторожно,
Не повредить чтоб струн души.
Как жаль, что нет в нас простоты.
Порой понять друг друга сложно
И разобраться невозможно –
Кто прав из нас? Возможно – ты!
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно, это стихотворение о том, как сложно нам бывает понять друг друга. Наше занятие называется «Пойми меня». Сегодня мы узнаем, какой многогранный, сложный, но очень интересный процесс общения.
— Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я начну, а вы продолжите. Это легко – я поворачиваюсь к соседу справа, называю его по имени, и говорю: «Я хочу тебя поприветствовать, мне очень нравиться твой… (называют какой-либо признак). Дети по очереди приветствуют сидящего рядом, говорят ему комплимент.
— Вам приятно было, когда к вам обращались по имени? Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени. Кстати, это и будет 1 секретом общения .
— Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое занятие: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы будете молча!
Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых темных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!
Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями быстро и правильно!
(дети садятся на места).
Скажите, при выполнении этих заданий вам необходимо было общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого и второго заданий?
Да, общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.
IV Развивающие упражнения
Чтобы по знакомиться с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:
Ответ: Язык до Киева доведет.
— Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!
Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным. Вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей, это 2 секрет общения.
— Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).
— Действительно, общаться можно по разному, не только вербально. Общение без помощи слов, при помощи жестов, мимики называется невербальным – это 3 секрет общения. При этом необходимо помнить, что от 60% до 80% информации мы получаем именно невербально, хотя часто даже не осознаем этого.
Сейчас вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.
Игра «Пойми меня»
— Вам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: я раздам вам карточки с понятиями, которые относятся к вербальному или невербальному общению. Те, кому достанутся слова, относящиеся к вербальному общению, станут справа от меня, к невербальному общению – слева от меня. (Слова: жесты, мимика, поза, движения, взгляд, улыбка; слова, предложения, фразы, беседа, диалог, разговор).
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду строго следить.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом при помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.
Встаем в шеренгу, отворачиваемся. Поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке, только ближайшие от меня игроки. (Варианты слов: цапля, корова).
А теперь озвучьте, пожалуйста, слова, которые, как вы считаете, до вас пытались донести члены вашей команды (начинаем с последних игроков в командах).
— Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов?
Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали. (Дети подводятся к выводу, что все люди разные и используют разные средства и приемы общения).
— Это 4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому, если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
V Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)
— Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Садитесь так, чтобы вам было удобно, и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
И расслаблено все тело
Будто мы сидим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше понимаем.
Дружно глазки открываем! (Дети открывают глаза)
— Возвращаемся к нашему занятию. Итак, при общении с людьми необходимо понимать мысли и чувства других людей, а еще уметь доносить до окружающих свои мыли и чувства. Особенно это бывает сложно, когда нас кто-то обидел или сделал нам неприятно. Как правило, мы в ответ тоже пытаемся нагрубить или сделать больно. И даже когда говорим о своих переживаниях, кажется, что нас не понимают.
— Сегодня мы познакомимся с такими приемами общения, которые помогут нам донести наши мысли до слушателя. Для этого мы будем использовать «я — высказывания». «Я — высказывание» — способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. Пример «я — высказывания»: «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».
Противоположность «я-высказываний» — «ты-высказывания» («тыканья»). Примеры «ты-высказываний»: «Ты хотел меня обидеть, поэтому так сделал». Сравните с «я-высказыванием»: «Я расстроился, что ты так сделал».
В нашей речи более распространены «ты-высказывания», однако «я-высказывания», как правило оказывают более влияние на слушателя.
Правильно построить «я-высказывание» довольно сложно, поэтому на сегодняшнем занятии мы с вами потренируемся находить «я-высказывания» из предложенных вариантов. Разделимся на группы. Я раздам вам карточки, на которых описана ситуация и дан ряд высказываний к ней. Вам необходимо выбрать «я-высказывания». На выполнение занятия даю вам 2 минуты.
Ситуация 1. В столовой громко разговаривают. Это вам мешает.
Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговариваю за столом».
Ситуация 2. Тебе необходимо сделать уроки, а твой одноклассник постоянно отвлекает тебя.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я занят».
2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занят. Когда я закончу свою работу, то обязательно с тобой поиграю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро сделать работу».
— Итак, при общении необходимо говорить о своих чувствах, мыслях, свершившихся фактах, а не строить домыслы относительно мыслей и чувств других людей – это 5 секрет общения.
Упражнение «Цена улыбки»
— Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)
— Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!
VI. Подведение итогов занятия
— Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
- человеку приятно, когда его называют по имени
- вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
- существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь, и несут от 60% до 80% информации
- слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства
- чаще используйте в своей речи «Я-высказывания»
- улыбка помогает сделать общение приятным.
VII. Заключительное упражнение «Свеча» (рефлексия)
— А еще ваше общение будет вдвойне приятным, если вы сможете подарить человеку тепло своей души.
Первый участник берет свечу, поворачивается к соседу и говорит: «(Имя), мне приятно было с тобой общаться! Ты такой… (веселый, обаятельный, добрый и т.д.)» и передает ему свечу. Свеча обходит весь круг обучающихся.
Педагог подводит итог.
- Корнеева Е.Н. Детские капризы. – М., 2011.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2005.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
- Попова М.В. Психология растущего человека. – М., 2002.
- Развитие познавательных способностей. Младший школьник / Под. ред. И.В. Дубровиной.
- Спенс Дж. Как побеждать в споре. – М., 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
- Интернет-ресурсы.
Источник