- Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе
- Исследование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
- Подборка методик для изучения социально-психологической адаптации детей к ДОУ
- № 7. Рисуночный тест «Я в детском саду»
- Принцип проведения теста
- Алгоритм интерпретации художественного теста
Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе
Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе.
1. Депрессия (понижение настроения)
1) Поведение без признаков депрессии ………………………………………………..+ 10
2)Эпизодические проявления снижения настроения…………………………………. +7
3)Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае в случае интересных занятий и игр……………………………………………………………………………………………+2
4) Депрессия умеренная, задумчив, вял, рассеян, вовлекается в педпроцесс с трудом….-3
5) Депрессия отчетливо выражена; заторможен, на лице выражение грусти, периодически плачет без видимых причин……………………………………………………………………-6
6) Выраженная «активная « депрессия; негативное отношение к школе………………….-8
7) Полное нежелание идти в школу, идет в не со слезами, в сопровождении родителей..-10
2. Социальные контакты.
2) Активно ищет и устанавливает социальные контакты с незнакомыми сверстниками………………………………………………… +8
3) Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками…………………………..+4
4) Избирателен в общении из-за робости малоинициативен……………..-3
5) Активно не поддерживает социальных контактов……………………..-5
6) Замкнут, недоверчив, находится в добровольной изоляции…………..-9
3. Познавательная деятельность.
1) Активно и с интересом участвует в занятиях, старателен, пытается все лучше делать, чем другие……………………………………………………………….+10
2) Без принуждения участвует в занятиях, во всем старается разобраться сам….+8
3) Проявляет избирательный интерес к определенным видам занятий и остается безучастным к другим……………………………………………………………..+2
4) Учится без видимого желания, формально, принуждая себя……………………-7
5) К учебе не проявляет интереса, тяготится ею…………………………………….-10
1) С особой тщательностью и усердием выполняет все требования, нередко старается превосходить их……………………………………………………………………..+10
2) Выполняет практически все требования учителя; усидчив, старателен, мало отвлекается. …………………………………………………………………………….+8
3) Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда удается несобранности и отвлекаемости…………………………………………………………………………..+2
4) Требования учителя выполняет неохотно, формально………………………………-3
5) На уроках отвлекается, часто занят посторонним делом или «отсутствует»……….-5
6) Игнорирует требования учителя, а иногда поступает вопреки им…………………..-9
5.Реакции агрессии и гнева.
1) Гнев проявляется редко и в адекватной ситуации……………………………………….+9
2) Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей – умение все решать мирным путем, не унижая своего достоинства………………………………….+8
3) Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением от пребывания в школе, но ребенок не может защитить себя…………………………………………………………-3
4) Гнев отсутствует совершенно, но ребенок не может постоять за себя, а иногда убегает от обидчика…………………………………………………………………………………-9
5) Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников………….-4
6) Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников………………..-8
7) Агрессия временами достигает силы аффекта. Школьник озлоблен, дерзит, вступает в пререкания с персоналом школы или учителями. В знак протеста паясничает, хулиганит, может уйти из школы……………………………………………………….-10
2) Эпизодически робок, застенчив и стеснителен………………………………………………..+5
3) Ребенок явно робок и застенчив, легко теряется при попытке выяснить какой-либо вопрос..-3
4) Указанные черты выражены ярко…………………………………………………………………-6
5) В случае выраженной тревоги и неуверенности ученик ищет защиты у учителя или более зрелых сверстников. В некоторых случаях предпочитает оставаться дома……………………-9
7. Игровая деятельность.
1) Заводит в играх, выдумывает новые варианты игр……………………………………+9
2) Эпизодически может принимать участие в играх по собственной инициативе……. +6
3) Присматривается к игре с любопытством……………………………………………….+3
4) Интерес к игре проявляет, но при активном побуждении может кратковременно и без особого желания участвовать в игре……………………………………………………..-2
8. Двигательная активность в перемену.
1) Двигательная активность очень высокая, шумит, шалит…………. ……………….+8
2) Подвижен, оживлен, бегает по коридору……………………………………………..+6
3) Двигательная активность низкая………………………………………………………+1
4) Не может найти себе подходящего места и занятия. Двигательная активность крайне низкая……………………………………………………………………………….……-8
9. Общее самочувствие.
1) Жалоб нет, после занятий чувствует себя бодрым…………………………………….+10
2) Активно не жалуется, но в беседе может выявить чувство рабочей усталости……..+7
3) Жалуется на недомогание, головную боль и. т. п……………………………………….-3
4) Усиление жалоб, имеющих в основном функциональную или органическую патологию……………………………………………………………………………………..-6
5) Жалобы принимают характер устойчивой симуляции………………………………….-8
Появление или усиление вредных привычек или невротических расстройств…………..-10
От +86 до 40 – благоприятное течение адоптации.
Источник
Исследование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время коренным образом перестраивается взгляд на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап интеграции ребёнка в современное социокультурное пространство [1]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется в качестве ведущего ориентира развития социально-адаптивной личности, способной выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми [2]. Решение этой проблемы возможно, если образовательная среда дошкольного учреждения представляет систему условий адаптации и развития младших дошкольников.
Теоретико-методологические основой при проведении исследования явились:
— исследования, посвященные проблеме адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [3], Е.В. Жердева [4], Н.В. Кирюхина [5], К.Л. Печора [6], Р.В. Тонкова-Ямпольская [7]);
— исследования особенностей взаимодействия детского сада и семьи (В.О. Алямовская [8], Ю.В. Василькина [9], Т.А. Доронова [10], Е.П. Морозова [11]);
— исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.А. Николаев [12], Н.В. Соколовская [13], Е.А. Стребелева [14], Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. [15, 16];
— исследования в области разработки психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ и внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании (Ю.А. Афонькина [17], Е. В. Башкирова [18], Л.Н. Галигузова [19], В.И. Долгова [20], Ю.И. Забаровская [21], Н. В. Кирюхина [22]).
— исследования в области психологии управления образовательной средой (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Н.В. Крыжановская, [23]).
Практическая значимость проведенного исследования состоит в создании методических рекомендаций для воспитателей и родителей по адаптации младших дошкольников к условиям детского дошкольного учреждения. Материалы исследования могут применяться при проведении психолого-педагогической диагностике адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
База исследования – МДОУ ДС № 125 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 25 человек (17 девочек, 8 мальчиков) 2-3 летнего возраста первой младшей группы.
Нами разработана технологическая карта внедрения результатов исследования в практику, которая представлена в Таблице 1.
Технологическая карта внедрения результатов исследования в практику
Источник
Подборка методик для изучения социально-психологической адаптации детей к ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида « Звёздочка»
Свердловская область, г. Богданович
Подборка методик для изучения социально-психологической адаптации детей к ДОУ
№ 1.Метод для определения степени адаптации ребенка в ДОУ Печора К.Л.
1. Эмоциональное состояние ребенка
+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+ 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+ 1 Иногда задумчив, замкнут.
— 1 Легкая плаксивость, хныканье.
— 2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
— 3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
— 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
— 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
— 2 Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
— 3 Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+ 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный.
— 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
— Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
— 3 Отвращение к еде, кормление мучительно.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
до 15 дн. – 3 нед.
до 25 дн. – 5 нед.
Первые признаки того,
Что ребенок адаптировался
● охотное общение с другими детьми,
● адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
● Нормальное эмоциональное состояние.
№ 2. Методика изучения адаптационных возможностей
ребенка раннего возраста к ДОУ
В основу методики , разработанной Е.И.Морозовой , положены выделенные ею критерии, характеризующие поведение ребенка в ситуации адаптации к ДОУ:
Ситуация 1. «Знакомство».
Цель: изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым
Ход исследования: Психолог выступает в роли незнакомого взрослого. Он заходит в групповую комнату и предлагает ребенку поиграть. Если ребенок отказывается следовать за ним, он берет на руки, успокаивает, ласкает, предлагает игрушки. При появлении первых игровых действий ребенка, взрослый выходит из активного контакта. Если ребенок долго бездействует, взрослый побуждает его с помощью речи: «Поиграй. Смотри, какие интересные игрушки». Если этого недостаточно, взрослый сам начинает играть, побуждая ребенка к подражанию своим действия, вызывая совместные игровые действия.
Далее ребенку предлагается регламентированное задание :бросание мелких предметов в сосуд. После чего ребенка взрослый берет на колени и рассказывает короткую сказку, а затем организует эмоционально – речевой контакт в виде словесно-тактильной игры – потешки («Коза – коза», «Бодашки »).
Ситуация 2. «Зайчики».
Цель: выявление эмоционального состояния, вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия.
Ход исследования. Ребе6нка отводят в комнату, где стоят коробочки разной формы, закрытые крышками. Взрослый предлагал посмотреть, что в них находится. Открыв их, ребенок обнаруживал маленьких зайчиков. Взрослый предлагает ребенку определенный сюжет игры – повести зайчиков погулять в лес. Потом зайчики возвращались, и взрослый, на глазах у ребенка вкладывал их в коробки и закрывал крышками, обучая ребенка подбирать соответствующую крышку с помощью целенаправленных проб. Игра повторяется три раза. На четвертый раз появляется собака, которая хотела схватить зайчиков. Им предлагается быстро убежать и скрыться в своих домиках, которые ребенок как можно скорее должен закрыть крышками.
Ситуация 3. «Матрешки».
Цель: выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.
Ход исследования: Взрослый ставит на стол матрешку и предлагает ребенку посмотреть, что у нее внутри. Затем взрослый перемещает половинки матрешки и просит ребенка снова ее собрать. Независимо от правильности выполнения, он периодически подбадривает ребенка: «Молодец, очень хорошо у тебя получается».
На втором этапе применяется отрицательное воздействие : «Плохо ты делаешь».
На третьем этапе оценка действиям ребенка не дается.
Оценку взрослый выражает в речевой, мимической и жестовой форме.
В протоколе фиксируются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в каждой из трех ситуаций.
На основе анализа поведения ребенка в трех экспе6риментальных ситуациях, его относят к одной из подгрупп.
Подгруппа 1 А. Дети отрицательно реагируют на новое помещение, плакали, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Ин6огда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.
Подгруппа 1 Б. В групповом помещении дети спокойно играют с игрушками. Быстрее успокаиваются в новом помещении – в течение не более 10 минут.
Подгруппа 2. В групповом помещении дети играют достаточно близко друг от друга. Эмоциональный фон положительный. При появлении нового взрослого дети не меняют поведения, охотно соглашаются с ним выйти из помещения. В новой комнате проявляют активные ориентировочные реакции, интерес к игрушкам. Эмоциально – тактильный контакт со взрослым воспринимают положительно, но сами его не требуют. Самостоятельно организуют игру, активны и целенаправленны. К установлению делового контакта со взрослым относятся положительно, выполняют регламентированные действия, слушают сказку с интересом.
Подгруппа 1. Дети негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других – пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции .Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются ,прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание. Отмечаются невротические признаки: навязчивые действия , движения и пр. Таким образом, у детей, в том числе у тех. кто второй год посещает ДОУ, идет процесс дезадаптации.
Подгруппа 2. Дети активно играют в групповом помещении. Доброжелательно относятся к новому взрослому. Не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку. Некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре. Все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения (без тактильного контакта). Дети находятся в состоянии психологического комфорта.
Шкала уровня адаптированности
(определяется на основе эмоциональных и поведенческих реакций ребенка в экспериментальных ситуациях)
1 балл –отсутствие активности при стертых отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению).
2 балла – отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциональных реакциях (пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
3 балла – агрессивно – разрушительная активность, направленная на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик).
4 балла – положительный эмоциональный фон с незначительными проявлениями конструктивной активности, состояние нестабильно, новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям.
5 баллов –устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, позволяющее ребенку проявить поисковую активность как в речевом, так и в действенном плане.
6 баллов – радостный эмоционально положительный фон настроения, активный контакт со взрослым и с окружающими предметами, проявления ориентировочного поискового интереса.
Баллы 1 и 2 характеризуют неготовность ребенка к преодолению стрессовых ситуаций – дезадаптивный вариант поведения.
3 балла – выражают активный протест, который может привести к преодолению стресса и дальнейшей адаптации или к формированию патологических черт характера при неправильных воспитательных воздействиях взрослого.
4-6 баллов характеризуют адаптивный вариант поведения ребенка.
Поведение ребенка в трех экспериментальных ситуациях оценивается по данной 6 – балльной шкале, применительно к каждой из 12 стрессовых ситуаций.
1.Встреча с коллективом ровесников при отрыве от матери.
2.Знакомство с новым взрослым и выход за пределы знакомого помещения.
3. Поведение в знакомом помещении.
4.Включение в самостоятельную игру.
5.Выпролнение задания, регламентированного взрослым (деловой контакт).
6.Эмоционально – тактильные игры – действия взрослого, направленное на неожиданный и тесный физический контакт с ребенком, нарушающим его персональное пространство.
7.Самостоятельные действия с игрушками.
8.Действия при поощрении.
9.Действия при порицании.
10 Принятие новой игровой задачи от взрослого.
11.Действия ребенка в условиях обучения.
12.Действия ребенка в условиях лимита времени.
На основе балльной оценки составляется индивидуальный график – профиль, отражающий адаптационные возможности ребенка , показывающий, на каком этапе адаптационного процесса он находится, какие адаптационные механизмы реализуются успешнее6 по горизонтали отражаются 12 ситуаций, а по вертикали – баллы.
Методику, предложенную Е.И.Морозовой , целесообразно дополнить наблюдением за свободной деятельностью ребенка в групповой комнате.
Отношение к окружающему
— инициативность, любознательность, интерес к людям, игрушкам;
— неустойчивый интерес, незначительное желание действовать;
— отказ от деятельности;
— спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого;
— достаточно спокойный и длительный при помощи взрослого, но неглубокий;
— прерывистый, беспокойный, успокаивается при помощи взрослого;
— уровень возбуждения очень высокий, сон длится 10-15 минут, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает;
— явно избирателен в пище;
Контролирует, сигнализирует взрослому о нужде;
— контроль нарушен, но испытывает стыд, чувство вины;
— контроль нарушен, но отрицательно реагирует не дискомфорт;
— не реагирует на дискомфорт;
Общее нервно-психическое состояние
— вредные привычки (грызет ногти, губы и пр.);
— навязчивые действия (например, раскачивания;
№ 3. Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм)
• Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
• Как часто он капризничает (нормативно реже 1 —2 раз в неделю)?
• Ложится ли ребенок спать спокойно?
• Все ли ест Ваш ребенок, в достаточном количестве, не капризничая?
• Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?
• Часто ли ребенок выходит из себя?
• Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?
• Удается ли ему не мочиться в постели?
• Нет ли у него привычек сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
• Можете ли Вы оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?
• Хорошо ли ребенок ведет себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?
• Нет ли у ребенка каких-либо незначительных страхов?
Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3 лет.
Опросник построен на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность), возврате к более ранним привычкам, отставании в развитии.
Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалист
№ 4. Анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ
Е.О. Смирновой и М.В. Быковой
Анкета содержит 22 вопроса открытого типа, направленных на выяснение степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения. Предполагалось, что личностное отношение будет выявляться в ответах, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родительского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ребенка в конкретной ситуации), в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт. Поскольку личностное отношение предполагает отсутствие жесткой стратегии воспитания, мы полагали, что оно может также проявляться в неопределенных ответах, типа «затрудняюсь ответить», «не знаю» и пр. Предметное отношение, предположительно, должно было выразиться в конкретных ценностных ориентациях родителей по таким параметрам как: 1) ценность общения и морального развития, 2) ценность интеллекта и умственного развития ребенка, 3) развитие воли и произвольности, 4) самостоятельности.
1. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?
2. Что Вы будете делать в ситуации, когда Ваш ребенок требует вещь, которая может быть для него опасной?
3. Когда Вы занимаетесь с ребенком, Вы предпочитаете
4. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок капризничает без особого повода?
5. Больше всего Вас огорчает когда Ваш ребенок:
6. Как Вы поступите в том случае, если Ваш ребенок отказывается выполнять то, что Вы его просите сделать?
7. Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы:
8. Как Вы поступите, если ребенок отказывается есть?
9. Вы больше всего радуетесь, когда Ваш ребенок
10. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок Вас не слушается?
11. Как Вы поступите, если ребенок испортил ценную вещь?
12. В отношениях с Вашим ребенком Вам не хватает:
13. Что Вы предпримите, если ребенок отказывается спать?
14. Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок стал более
15. Как Вы поступите в ситуации, если ребенок навязчиво пристает и мешает?
16. Вам не нравится когда Ваш ребенок
17. Как Вы поступите, если ребенок нарушил Ваш запрет?
18. В Вашем ребенке Вы больше всего цените:
19. Как Вы поступите, если Ваш ребенок обидел другого ребенка?
20 Что Вы предпримите в ситуации, когда Ваш ребенок взял чужую вещь без спроса?
21. Какие качества, на Ваш взгляд, надо развивать в первую очередь у ребенка в этом возрасте?
22. Что Вы предпримите, если ребенок отказывается идти в ясли?
№ 5. Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог — психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
эмоциональное состояние ребенка;
социальные контакты ребенка;
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Поведенческие реакции (П)
До 5 дней -1 неделя
А1 и П1 высокий
До 15 дней — 3 недели
А1 и П3 средний
До 25 дней — 5 недель
А2 и П4 сложный
А3 и П4 дезадаптация
№ 6. Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».
После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».
квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +.
треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка и т. д.
+, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат.
Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:
узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;
узор, выполняемый самостоятельно.
Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.
Узор полностью соответствует заданному – 2
Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов – 1
Задание не выполнено – 0
Выполнение узора по инструкции взрослого.
5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.
0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.
Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.
4-6 баллов – хороший.
1-2 балла – средний.
0 баллов – низкий.
№ 7. Рисуночный тест «Я в детском саду»
Период социальной адаптации ребенка в детском саду является значимым этапом не только для него самого, но и для всей семьи в целом. Без проблем пройденная адаптация выступает ключевым фактором, определяющим положительное восприятие садика в сознании ребенка, как следствие делает его посещение желаемым.
Особенности психологического портрета каждого конкретного ребенка влияют на длительность адаптационного периода, продолжительность которого существенно варьируется и может занимать от недели до 6-7 месяцев. Во внимание следует брать и тот факт, что после длительного отсутствия в садике, смены воспитателей или обновления состава группы процесс привыкания к новым условиям происходит заново.
Приоритетной задачей для родителей на этом этапе является попытка понять специфику отношения ребенка к детскому саду и выяснить, насколько комфортны для него общие условия дошкольного заведения. Многие родители также совершают распространенную ошибку, когда идут на поводу у импульсивных желаний ребенка. Часто бывает, что ребенок принципиально отказывается заходить в группу, цепляясь за родителей, устраивая истерики. Такие эмоциональные всплески обычно продолжаются не больше 15 минут, после чего дети переключаются на нормальное поведение, увлекаются игровым процессом и общением.
В таких ситуациях родителям очень важно выяснить, где именно сокрыта причина, объясняющая негативный настрой ребенка. Она может корениться как в самом детском саду (конфронтация с другими детьми, отсутствие взаимопонимания с воспитателями, бытовой дискомфорт), так и вне его пределов, что может быть обусловлено поведением родителей, личной неуверенностью, чувством ревности по отношению к младшей сестре или брату и прочими факторами.
Узнать насколько гладко и главное корректно прошел период социальной адаптации ребенка к условиям садика можно посредством незамысловатого рисуночного теста «Я в детском саду». Трактовка психологических тестов подобного рода не требует каких-либо специальных навыков, является увлекательным процессом одинаково полезным как для ребенка, который выплеснет внутренние переживания, так и его родителей, которые проявят сочувствие и помогут разрешить проблему.
Принцип проведения теста
Перед родителями стоит задача в непринужденной обстановке попросить малыша нарисовать себя в обстановке детского сада. Никаких дополнительных объяснений давать не стоит, ребенок должен изображать то, что сам считает нужным. Для рисования желательно использовать карандаши или фломастеры, т.к. работая кистями, ребенку будет тяжело изобразить мелкие детали, которые имеют существенное значение в ходе интерпретации.
После завершения рисунка без перерыва на отдых, который может сгладить детские мысли, возникающие в ходе творческого процесса, ребенку следует задать ряд ключевых вопросов:
Как настроение у персонажей на рисунке?
Кто именно там нарисован?
Чем занимаются изображенные люди?
В случае, если в сюжете отсутствуют человеческие персонажи, узнать, где они?
Поинтересоваться, кто придет сюда первым, и чем он займется?
Спросить, что сам ребенок делает на этом рисунке или же чем бы он хотел заняться?
Если его нет на изображении, уточнить, где он и почему?
По мере ответов на текущие вопросы малыш может делать художественные изменения, которые родители должны внимательно отслеживать. В ходе интерпретации рисованных психологических тестов работает стандартное правило, согласно которому внесенные корректировки — это желаемая ситуация, в отличие от изначально прорисованной, соответствующей объективным реалиям. К примеру, на изначальном рисунке малыш играет один, что можно трактовать как нехватку общения, после внесенных дополнений – с Андрюшей, это значит, что с ним он желал бы дружить в реальности.
Алгоритм интерпретации художественного теста
I. Характер нарисованного сюжета
Большинство детских сюжетов изображаемых в рамках этого задания условно можно разделить на 3 категории:
1. Изображается только сам детский сад (вид снаружи либо его пустые интерьеры);
2. Ребенок изобразил себя одного или же остальных детей за исключением себя;
3. Малыш изобразил себя в окружении детей и воспитателей.
1. Наличие в прорисованном сюжете людей – это ключевой момент, на который следует обращать внимание, давая трактовку теста. Если такие персонажи отсутствуют, это однозначно свидетельствует о том, что у ребенка прослеживаются трудности в естественном общении со сверстниками. Характер подобных проблем может быть как ситуативным (если люди отсутствуют лишь на одном рисунке), так и постоянным (принципиальное отсутствие человеческих персонажей на всех рисунках). Сам же ребенок может либо страдать по этому поводу, приводя стандартный детский аргумент, – «Со мной никто не дружит», либо вовсе не испытывать необходимости общения с друзьями. Вне зависимости от ситуации, расширение круга общения должно выступить приоритетной задачей в процессе социализации.
Таким образом, если на детском рисунке отсутствуют люди, велика вероятность того, что процесса адаптации ребенка в дошкольном заведении не свершилось. Как правило, такие малыши ощущают себя замкнутыми в окружении других детей, им всегда грустно и не с кем общаться в группе, что в свою очередь формирует негативное отношение к саду. Родители должны предложить дорисовать предметы, ассоциирующиеся с весельем, веселой динамикой и полнотой жизни.
2. Если ребенок нарисовал лишь себя или же, наоборот, всех за исключением автора, то логично прийти к выводу, что адаптация находится в процессе – ему еще не удалось влиться в группу, но все впереди. В этой ситуации следует задать несколько наводящих вопросов на основе двух вымышленных ситуаций:
Ребята из группы возвращаются с прогулки и заходят в помещение, где находиться он один. Уточнить, кто именно это будет? Каковы будут его действия? Кто еще зайдет в группу и пригласит ли он их играться вместе с собой?
Представить ситуацию, в которой ребенок приходит в группу, где уже много других детей. Расспросить про дальнейшие действия, как он себя поведет? К кому бы он подошел или хотел бы подойти?
За малышом остается право нарисовать себя столько раз, сколько он хочет, к примеру, рядом с няней, в игровой зоне, с разными детьми и так далее, в этом случае он осознает возможность выбора.
3. Последняя категория рисунков, где на изображении нарисовано более двух персонажей вместе с самим автором. При трактовке внимание следует фокусировать на расстановке и масштабе персонажей – самая ближняя к ребенку или контрастно выделяющаяся человеческая фигура – это наиболее значимая для малыша личность в группе. Следует обратить внимание, что значимый — это не синоним близкий.
В роли значимого персонажа может выступать требовательный воспитатель, недоброжелатель из группы или хороший приятель. Для того, что бы понять суть детских эмоций вложенных в изображение, прежде всего, необходимо выяснить характер ситуации: является ли она дружественной, напряженной или конфликтной. В случае если окрас происходящего негативный, необходимо придумать совместное решение сложившейся ситуации, если положительный – адаптация завершилась успешно.
II. Специфика прорисованных фигур
Психологическая трактовка теста выполняется по следующей схеме. Составляем общее впечатление о рисунке, выясняем сюжетные особенности и переходим к интерпретации графических частностей. Характер изображенных фигур, специфика линий и цветовые особенности рисунка – источник важной информации, позволяющей понять внутренние мироощущения ребенка.
Если автор изобразил себя стоящим на плоскости или просто на линии, это свидетельствует о его уверенности. Если его персонаж развернут лицом к другим людям – это также хороший признак, свидетельствующий о его открытости и успешно пройденной адаптации. Если образ ребенка изображен стоящим спиной – то у него еще остались какие-либо проблемы в вопросе социализации в коллективе.
Наличие на изображении воспитательницы – признак ее значимости в жизни малыша. Здесь следует обратить внимание на детали. Если сделаны акценты на ее рте: он открытый, озлобленный, с зубами или черного цвета, скорее всего, ребенок испытывает переживания из-за ее частых упреков, замечаний и т.д. Следует понимать, что это вовсе не значит, что воспитатель целенаправленно истязает вашего ребенка, просто таково внутренне восприятие ситуации в детском сознании.
III. Интерпретация цветов
Цветовая палитра рисунка и характер штриховки – две важных определяющих, которые могут предоставить много полезной информации в процессе прохождения теста.
Пестрая цветовая гамма, состоящая из ярких цветов, – хороший признак, свидетельствующий о положительной адаптации в детской группе. Зацикливание на темных оттенках – свидетельствует об обратном. Преобладание красного цвета имеет двусмысленное значение, поэтому лучше уточнить у ребенка, что хотел он сказать этим цветом и что он для него значит, с чем ассоциируется.
Немаловажен и характер штриховки. На перенапряжение и присутствие внутренней тревоги могут указывать сильные нажимы, зачеркивания, обильная штриховка или постоянные перерисовывания. Проследив за тем, на каких персонажах или деталях ребенок начинает проявлять эмоции или рисует их с трудом, после завершения рисунка следует попытаться выяснить его отношение к этим изображенным объектам.
Источник