Шкала дифференциальных эмоций это

Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард)

Данная методика разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины.

Данная методика включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным оттенкам эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются три частные шкалы, расположенные в следующем порядке:

1. Интерес (п. 1-3); 2. Радость (п. 4-6); 3. Удивление (п. 7-9); 4. Горе (п.10-12); 5. Гнев (п. 13-15); 6. Отвращение (п. 16-18); 7. Презрение (п. 19-21); 8. Страх (п. 22-24); 9. Стыд (п. 25-27); 10. Вина (п. 28-30).

В данной методике все шкалы прямые, т.е. возрастание оценок по ним соответствует увеличению силы эмоционального переживания.

Инструкция. «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до5, соответствующий по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим Вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще Вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается Ваше первое ощущение!»

Ваши возможные оценки:

1 — переживание полностью отсутствует; 2 – переживание выражено незначительно; 3 – переживание выражено умеренно; 4 – переживание выражено сильно; 5 – переживание выражено в максимальной степени.

Источник

Шкала дифференциальных эмоций это

Повышение квалификации «Психологи онлайн» запись закреплена

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)
+ Тест «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда»

Эмоция («собственно эмоция» в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Изард выделил 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Читайте также:  Эндогенная депрессия психический статус

Итак, фундаментальные эмоции по К. Изарду :

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

Читайте также:  Как помочь человеку справиться со стрессом

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию»

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда

— Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций.

Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К. Изарда.

Тест и ключ к тесту прикреплены ниже .

Источник

Методика «Шкала дифференциальных эмоций»

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.

Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека.

Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций).

Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пяти бальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время.

В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени.

Цель второй шкалы — определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель «эмоциональной черты».

Ниже дается перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания.

Читайте также:  Что делать если вечером депрессия

Ваши возможные оценки:

1 – переживание полностью отсутствует;

2 – переживание выражено незначительно;

3 – переживание выражено умеренно;

4 – переживание выражено сильно;

5 – переживание выражено в максимальной степени».

1. Внимательный 11. Концентрированный 21. Собранный
2. Наслаждающийся 12. Счастливый 22. Радостный
3. Удивленный 13. Изумленный 23. Пораженный
4. Унылый 14. Печальный 24. Сломленный
5. Взбешенный 15. Гневный 25. Безумный
6. Чувствующий омерзение 16. Чувствующий отвращение 26. Чувствующий неприязнь
7. Презрительный 17. Пренебрегающий 27. Надменный
8. Пугающий 18. Страшный 28. Сеющий панику
9. Застенчивый 19. Робкий 29. Стыдливый
10. Сожалеющий 20. Виноватый 30. Раскаивающийся

Ключ.

Баллы 1 Интерес: 1, 11, 21 2 Радость: 2, 12, 22 3 Удивление: 3, 13, 23 4 Горе: 4, 14, 24 5 Гнев: 5, 15, 25 6 Отвращение: 6, 16, 26 7 Презрение: 7, 17, 27 8 Страх: 8, 18, 28 9 Стыд: 9, 19, 29 10 Вина: 10, 20, 30

Обработка результатов

Процедура обработки данных по этой методике включает два этапа.

На первом этапе подсчитываются оценки по каждой из 10 базовых эмоций – для этого суммируются баллы по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получаются 10 показателей базовых эмоций, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов.

Используя полученные показатели, можно построить «профиль эмоций», где по оси абсцисс наносятся наименования или номера базовых эмоций, по оси ординат – полученные балльные оценки по каждой из них. На рисунке представлен образец профиля базовых эмоций.

На втором этапе подсчитываются обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций:

1)индекс позитивных эмоций (ПЭМ), характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:

ПЭМ = ? (Интерес + Радость + Удивление);

2) индекс острых негативных эмоций (НЭМ), отражающий общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:

НЭМ = ? (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение);

3) индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ), определяющий уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса, опосредующих субъективное отношение человека к наличной ситуации:

ТДЭМ = ? (Страх + Стыд + Вина).

Диапазоны разброса оценок показателей

Значения показателей по данной методике могут варьировать в диапазонах: ПЭМ – от 9 до 45 баллов, НЭМ – от 12 до 60 баллов, ТДЭМ – от 9 до 45 баллов.

Интерпретация результатов

Интерпретация данных по обобщенным показателям методики ШДЭ проводится с учетом следующих градаций по каждому из индексов:

Источник

Оцените статью