Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.
Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека.
Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций).
Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пяти бальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время.
В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени.
Цель второй шкалы — определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель «эмоциональной черты».
Ниже дается перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания.
Ваши возможные оценки:
1 – переживание полностью отсутствует;
2 – переживание выражено незначительно;
3 – переживание выражено умеренно;
4 – переживание выражено сильно;
5 – переживание выражено в максимальной степени».
1. Внимательный | 11. Концентрированный | 21. Собранный |
2. Наслаждающийся | 12. Счастливый | 22. Радостный |
3. Удивленный | 13. Изумленный | 23. Пораженный |
4. Унылый | 14. Печальный | 24. Сломленный |
5. Взбешенный | 15. Гневный | 25. Безумный |
6. Чувствующий омерзение | 16. Чувствующий отвращение | 26. Чувствующий неприязнь |
7. Презрительный | 17. Пренебрегающий | 27. Надменный |
8. Пугающий | 18. Страшный | 28. Сеющий панику |
9. Застенчивый | 19. Робкий | 29. Стыдливый |
10. Сожалеющий | 20. Виноватый | 30. Раскаивающийся |
Ключ.
Обработка результатов
Процедура обработки данных по этой методике включает два этапа.
На первом этапе подсчитываются оценки по каждой из 10 базовых эмоций – для этого суммируются баллы по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получаются 10 показателей базовых эмоций, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов.
Используя полученные показатели, можно построить «профиль эмоций», где по оси абсцисс наносятся наименования или номера базовых эмоций, по оси ординат – полученные балльные оценки по каждой из них. На рисунке представлен образец профиля базовых эмоций.
На втором этапе подсчитываются обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций:
1)индекс позитивных эмоций (ПЭМ), характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
ПЭМ = ? (Интерес + Радость + Удивление);
2) индекс острых негативных эмоций (НЭМ), отражающий общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
НЭМ = ? (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение);
3) индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ), определяющий уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса, опосредующих субъективное отношение человека к наличной ситуации:
ТДЭМ = ? (Страх + Стыд + Вина).
Диапазоны разброса оценок показателей
Значения показателей по данной методике могут варьировать в диапазонах: ПЭМ – от 9 до 45 баллов, НЭМ – от 12 до 60 баллов, ТДЭМ – от 9 до 45 баллов.
Интерпретация результатов
Интерпретация данных по обобщенным показателям методики ШДЭ проводится с учетом следующих градаций по каждому из индексов:
Источник
Шкала дифференциальных эмоций — Differential Emotions Scale
Шкала дифференциальных эмоций (DES) ( Изард , 1997) — это многомерное устройство самоотчета для оценки эмоций человека (будь то фундаментальные эмоции или паттерны эмоций). DES помогает измерять настроение на основе теории дифференциальных эмоций Кэрролла Изарда, DES состоит из тридцати пунктов, по три для каждой из десяти основных эмоций, представленных Изардом : интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. / застенчивость и чувство вины, которые представлены по 5-балльной шкале Лайкерта . В настоящее время существует четыре различных версии шкалы. Несмотря на разные версии, основная идея очень похожа. Участников просят оценить каждую эмоцию по шкале, и, в зависимости от данных инструкций, они оценивают свои текущие чувства, чувства за последнюю неделю или долгосрочные черты характера (т.е. как часто вы чувствуете эту эмоцию в своем теле). повседневная жизнь). DES аналогичен другим шкалам, таким как Контрольный список прилагательных множественных воздействий (MAACL) и Пересмотренный контрольный список прилагательных множественных воздействий (MAACL-R), которые используются для оценки влияния состояния или черты путем изменения времени, в течение которого инструкции раздаются участникам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теория
Теория дифференциальных эмоций оценивает интенсивность первичных эмоций, чтобы понять между основными эмоциями и связанными конструкциями выражения лица. Теория определяет эмоции как сложный процесс в нервно-мышечной, феноменологической и нейрофизиологической областях. В нервно-мышечном аспекте это активность лица, формирование паттернов и реакция тела. В феноменологическом аспекте именно мотивационный опыт или опыт имеет мгновенное значение для человека. Что касается нейропсихологического аспекта, это, прежде всего, закономерности электрохимической активности мозга.
Теория подчеркивает отдельные эмоции вместе с пятью предположениями (одно: фундаментальные эмоции; два: каждая фундаментальная эмоция имеет отличительные мотивационные свойства; три: эти фундаментальные эмоции приводят к разным переживаниям и поведению; четыре: эмоции взаимодействуют, и одна эмоция может вызвать другой; пять: эмоции влияют и взаимодействуют с другими процессами, такими как: гомеостатические, влечения, перцептивные, когнитивные и моторные процессы).
Первое существенное свидетельство в поддержку DET основано на нейрокультурной теории Экмана (1971) (распознавание выражения лица и эмоций). Данные, собранные в этой области исследований, привели Изарда к разработке DET. В отличие от исследований и теории Экмана, в которых основное внимание уделяется объяснению универсальных и культурных различий в выражении эмоций на лице, Изард фокусируется на функциях эмоций и их роли как компонента в мотивации человеческого поведения.
Разработка
Название «Шкала дифференциальных эмоций» возникло в результате изучения словесных ярлыков и выражений лица. Исследования показали, что участники разного происхождения (т. Е. Этнической, культурной, языковой) могут прийти к согласию и различать различные выражения лица среди основных эмоций. Было проведено исследование с участием американцев, англичан, французов и греков, которых попросили устно описать серию фундаментальных эмоциональных фотографий кросс-культурных и стандартизированных выражений лица. Это обеспечило фоновую поддержку и позволило продолжить разработку DES, помогая генерировать набор слов для различных эмоций, которые можно было бы понять в разных культурах.
DES-IV
DES-IV — это версия DES, в которой 49 элементов. Эта версия инвентаризации настроения и состояния — многомерный инструмент, который используется для просмотра и изучения частоты множества фундаментальных человеческих эмоций. 49 пунктов DES-IV помогают измерить 12 основных эмоций (интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, враждебность, страх, стыд, застенчивость и чувство вины). Бойл (1985) также высказал предположение, что DES-IV и опросник восьми состояний являются одними из наиболее многообещающих многомерных инструментов самооценки состояния настроения.
Надежность и достоверность
DES принимает форму самоотчета , когда людей просят классифицировать свои эмоции в рамках дискретных категорий фундаментальных эмоций. Из-за компонента этой системы, основанного на субъективном опыте, это приводит к многочисленным опасениям и критике относительно того, будет ли это препятствовать надежности и достоверности достигнутых результатов. DES отличается от других многомерных методов измерения состояний настроения, поскольку основан на принципе, согласно которому характерные паттерны фундаментальных эмоций участвуют в таких состояниях настроения, как тревога и подавленные чувства.
Многие исследования были проведены на больших выборках, эти факторные анализы подтвердили, по крайней мере, восемь из предложенных фундаментальных эмоций. Однако результаты этих исследований также предполагают, что конструктивная валидность подшкал DES не ясна. Для повышения общей надежности и достоверности потребуется улучшение в части подшкал, внутренней согласованности и надежности прибора на протяжении повторных испытаний. Одна из самых больших неудач такого масштаба — фактор самооценки. Прозрачность элементов может привести к самоискажению и предвзятости ответа (например, к плохому самовосприятию или ложным ответам).
Во многих исследованиях использовался DES, и они смогли доказать, что факторы эмоций очень стабильны. Из этих исследований и анализа можно сделать вывод, что приобретенные факторы являются постоянными с теоретически определенными факторами. DES использовался в исследованиях тревожности и депрессии, моделей эмоций в любви и ревности, а также отношений субъективного сексуального возбуждения и эмоций.
Аналитическая техника
Вычислительный анализ
Вычислительный анализ — это стратегия, состоящая из исследовательского или связывающего факторного анализа, который затем также обрабатывается подтверждающим факторным анализом. Результаты исследовательского анализа могут предоставить эвристическую и наводящую на размышления ценность, которая затем может быть полезна при генерации гипотез, позволяющих проводить более объективное тестирование. Подтверждающий факторный анализ обеспечивает прямую проверку конкретной модели, что делает ее основным источником при определении достоверности DES. Анализ также обеспечивает оценку корреляции между элементами внутри групповых факторов и корреляции между групповыми факторами.
Критика
Хотя теория Изара и дифференциальная шкала использовались во многих исследованиях, ее также критиковали за то, что она слишком узка и слишком сильно фокусируется на отрицательных эмоциях, а не на поддержании баланса. Хотя DES позволяет исследователям оценивать эмоции в непрерывном аспекте, из-за исключения и отсутствия внимания к состояниям с низким уровнем энергии (например, усталость и безмятежность), он может повлиять на результаты, полученные с помощью различных исследований эмоций. Фактически, эти состояния с низкой энергией, как говорят, имеют большое отношение к настроению, а также являются чувствами, которые обычно испытываются в нашей повседневной жизни. Следовательно, это означает, что они имеют большое значение и должны учитываться в процессе изучения настроений, чувств и эмоций.
Еще одна критика шкалы дифференциальных эмоций Изарда заключалась в том, что невозможно уловить небольшие различия в повседневном опыте без включения множества различных состояний вместо использования неспецифических терминов (например, расстроен, огорчен), которые неоднозначны и не соответствуют одной отдельной эмоции. . Это относится к положительным эмоциям, так как обычно используются термины интерес, радость, счастье и волнение.
Несмотря на то, что он способен показать высокие взаимные корреляции, масштаб этого инструмента может показать только низкую внутреннюю согласованность. Из-за минимального количества элементов это также может вызвать проблемы с надежностью получаемых результатов.
Источник