Шиманская эмоциональный интеллект монсики

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Осознанность
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Читайте также:  Как вернуть девушку когда у нее остыли чувства

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Самоконтроль
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду.

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.

Как определить уровень развития EQ?

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:

Осознаете свои чувства и эмоции.

Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

Используете критику как возможность что-то улучшить.

Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

Хвалите и вдохновляете других.

Даете полезную обратную связь.

Извиняетесь и признаете ошибки.

Прощаете и забываете.

Выполняете свои обязательства.

Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.
Как справиться с трудностями и применять это в жизни

Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.
Чтобы развить эмоциональный интеллект

Читайте также:  Какие чувства может передать взгляд

Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
Ищите и понимайте причину эмоции.
Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.

Источник

Развиваем эмоциональный интеллект с «Монсиками»

Н а днях вышел релиз новой книги Виктории Шиманской «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мы решили пообщаться с автором этого издания, чтобы узнать, о чём в нём рассказывается, а также попробовать понять основы методики развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения.

– Виктория, как разрабатывалась методика развития эмоционального интеллекта детей «Монсики»? Откуда всё пошло?

– Однажды в моей семье наступил момент, когда нужно было по-настоящему объединить нас, родителей, и ребёнка. Тогда появилась первая книга о Монсиках. Я и мой старший сын Глеб написали её вместе. Она помогает мамам и папам увидеть мир глазами детей, а детям – в чём-то лучше понять своих родителей. Поэтому, создавая каждую главу, мы вместе с Глебом проживали её. Благодаря этому, удавалось найти образы и слова, которые действительно близки детям. Очень надеюсь, что эта книга поможет всем мамам лучше понять своих детей. А потом уже на основе этой книги и её героев, основываясь на научных разработках в области развития эмоционального интеллекта, началась работа над методикой.

– На чём базируется эта методика?

– Методика основывается на пяти шагах, за которые для ребёнка раскрывается всё богатство и возможности эмоционального мира: эмоции, черты личности, чувства и переживания. Так же методика позволяет освоить все необходимые навыки социализации. Как это работает? Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребёнку необходимо пройти через пять этапов игрового образовательного процесса. В него включены пять составляющих: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю».

Модель развития эмоционального интеллекта по методике «Монсики»:

А добрые сказочные герои Монсики являются проводниками ребёнка в мир эмоций и помогают освоить эти пять шагов через игровой процесс.

Методический комплекс состоит из курсов, рассчитанных на 2, 6 и 12 месяцев, а также предусматривает ранжирование в соответствии с возрастом детей (4-6 лет, 7-8 лет, 9-12 лет).

– Какими специальными знаниями необходимо обладать, чтобы овладеть основными принципами Вашей методики?

– В разработке принимают участие нейрофизиологи, психологи, педагоги, спортивные тренеры, режиссеры и сценаристы. Именно такой состав позволяет сделать занятия по-настоящему качественными. Но для того, чтобы играть и развивать по этой методике своего ребёнка, совсем не нужно быть нейрофизиологом. Педагогов, которые работают по ней с группами, мы обязательно обучаем основным принципам работы мозга с точки зрения нейро-психо-педагогики. Очень важно понимать ключевые принципы восприятия информации, памяти, влияния сенсорики, психофизилогии. Но как раз ключевая задача разработки методики заключается в том, что во время процесса и у ребёнка, и у педагога создается ощущение игры – идти по сценарию легко, а все задания вплетены в него как игры. Именно такой процесс дает максимальный результат.

– Как появилось слово «Монсики»? Что оно означает?

– Монсики появились не просто так. Вы знаете, почему детям нравятся монстры? Да, именно монстры. Потому что, согласно исследованиям, самой лучшей формой познания мира для детей является соединение фантазии и реальности. Монстры в этом понимании – не страшные чудовища, а просто выдуманные существа. Но, чтобы никого не пугать, мы убрали слово «страх» из «монстров».

«Монсики» появились от слова «монстрики», только без букв «тр», которые созвучны слову «страх». Это сказочные персонажи, которые помогают детям научиться распознавать свои эмоции и делятся с ними своими навыками, умениями и знаниями.

– Как создавались эти весёлые существа, помогающие детям познавать самих себя?

– Каждый образ сначала описывался с точки зрения его «психологической роли», дальше к делу приступали художники. Важным этапом был процесс семиотического акцента на позитивное восприятие мира. Но, конечно, главным тестом была практика игры и обучения, на данный момент, уже более чем с 5 000 детей. Дети «влюбляются» в Монсиков с первой игры, и они помогают им справляться со многими задачами. У девочек любимица – Мими, а вот мамам часто помогает Хохотайка, Бесстрашный чаще других упоминается детьми, так как много раз помогал справляться со страхами. Но и Грустякин, и Помогайка, и Сомневайка, и, конечно, весёлые братья Смыслики – все находят отклик в сердцах маленьких героев и их родителей.

– «Эмоциитворение», «счастьелогия» – насколько эти необычные науки, с которыми знакомят ребят Монсики, могут помочь детям в дальнейшей жизни? Чему они их учат?

– Все курсы учат детей лучше понимать себя и этот мир. А родителей – лучше понимать своих детей. Каждый раз они осваивают очень важные и практичные навыки, которые им пригодятся в обычной жизни: как учиться расслабляться, как преодолевать страхи, а когда страх может быть полезен, как быть внимательным, как научиться слушать других и уверенно выражать свою точку зрения, как ставить цели и достигать их. Просто они делают это, отправляясь в Кругобуквенное путешествие или в лабораторию Академии, встречая темнораков и других волшебных существ, попадая в город Счастья, преодолевая болота Лени и забираясь на пик Успеха. Потому что детям нужна сказка, мир, в котором они уверенно могут тренировать свои навыки и умения, порой ошибаться, достигать успеха в принимающей среде. Принятия ребёнка – это ключ к раскрытию его индивидуальности.

Читайте также:  Время для лечения депрессии

– Видел в числе любимых цитат Монсиков высказывания Карла Маркса, Феликса Дзержинского. Неожиданно. И здесь не без политики?

– Среди любимых цитат Монсиков высказывания разных знаменитых людей, которые раскрывают тему взаимоотношений родителей и детей, ценностей в жизни. Это не про политику.

– Эмоциональный интеллект – какую можете дать по возможности наиболее полную расшифровку этому понятию?

– «Когда эмоции – друзья, они становятся помощниками в достижении цели». Вот простое объяснение. Эмоциональный интеллект (EQ) – это восприятие, понимание, управление и осознание эмоций для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Задача развития эмоционального интеллекта – вырастить ребёнка гармоничной саморазвивающейся личностью, умеющей управлять не только своими эмоциями, но и чувствами, переживаниями, эффективно взаимодействовать с миром, а главное – это научить быть успешным и счастливым.

Другими словами, от уровня развития и типа эмоционального интеллекта зависит то, как ребёнок, а потом и взрослый, воспринимает окружающий мир, какое он придаёт значение словам и событиям, и какой в итоге выбирает способ реагирования.

– С пониманием своих собственных чувств, переживаний, эмоций всё более-менее понятно. Но каким образом можно научиться понимать эмоции и переживания окружающих?

– Одним из способов этого как раз являются занятия по методике «Монсики», которая построена на базе образовательного игрового процесса. В структуре методики присутствует работа с базовыми эмоциями и работа с конкретными навыками: коммуникативными, развития лидерства, уверенности в себе и другими личностными навыками и навыками социализации.

А ещё можно прийти на занятия в наш центр развития эмоционального интеллекта «Долина Монсиков», где работают потрясающие педагоги, психологи, нейропсихологи, режиссёры и актёры.

Занятия в центре распределены по возрастным особенностям и интересам посетителей: «Эмоции с мамой» для детей от 1 до 3 лет, «Кругобуквенное путешествие» от 3 до 5 лет, «Академия Монсиков» для детей от 3 до 7 лет, «Театральное искусство», «Лего-конструирование» и «Арт-дизайн» для детей от 4 лет.

Обязательно все занятия сопровождают сказочные персонажи Монсики – главные герои одноимённых книг по развитию эмоционального интеллекта детей. Они превратят процесс познания в увлекательную игру, погружая ребёнка в свой удивительный мир, полный приключений и особой творческой атмосферы.

– Насколько часто у детей при попытках понимания эмоций и переживаний окружающих могут возникать с этими окружающими конфликтные ситуации?

– Конфликтные ситуации возникают у всех детей. В основе как раз чаще всего непонимание или неприятие своих чувств и эмоций и отсутствие необходимых навыков коммуникации и работы в команде. А когда занятия проходят в состоявшихся группах – в детских садах, в классах – то педагоги отмечают существенное снижение агрессивности в коллективе и улучшение взаимопонимания.

– Не возникает ли после занятий по Вашей методике у детей крен в сторону желания испытывать только положительные эмоции? Сохраняется ли в этом вопросе какой-то разумный баланс?

– Скорее, наоборот. В основе методики – принятие всех базовых эмоций. Страх, грусть и даже отвращение – необходимы. Необходимы и радость, и интерес, и доверие. Человек, который научился понимать свои эмоции – вовсе не постоянно улыбающийся человек. Хотя, безусловно, он ощущает себя более счастливым. Важно научиться принимать грусть, пережить её и отпустить. Важно понимать, что страх может защитить от опасности. Опознав это чувство, у меня есть выбор: прислушаться и остановиться или преодолеть. Мы учим детей пониманию своеобразной «дуальности» всех эмоций. Хотя, признаюсь, часто взрослые сами не очень готовы это осознать. Поэтому для родителей мы проводим тренинги. И в методике заложены совместные занятия родителей с детьми.

– Можно понять, что только при тёплой атмосфере в семье Ваша методика максимально действенна. Так ли это на самом деле?

– Для ребёнка всё начинается с семьи. И любая методика будет более действенна при «тёплой атмосфере». Я уже немного говорила о роли принятия. Самое важное, что могут родители дать ребёнку – это принять его, показать свою безусловную любовь. Надо понимать, что это вовсе не означает поощрение капризов. Осознанный, принимающий взрослый понимает, что есть ограничения, есть безопасность, и он учит этому. В том числе и через свою твёрдую, но очень спокойную позицию. Принимающий взрослый старается увидеть в своём ребёнке индивидуальность, помочь ему найти свой путь. Принимающий родитель готов сам развиваться, зная, что он является примером. И не подменяет свои «недоуспехи» требованиями к ребёнку.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своей новой книге. Как она называется? О чём она? Какое место займет в ряду уже выпущенных других ей подобных книг?

– Книга «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» – это, с одной стороны, книга-приключение мальчика и девочки, которые сталкиваются с жизненными ситуациями, хорошо знакомыми каждой семье. Монсики помогают им понять, что же с ними происходит. А ребята помогают Монсикам спасти Долину от разных неприятностей. Но, одновременно с этим, это книга-практикум, книга-игра. Основная проблема современных думающих родителей – то, что они всё-всё знают. Сейчас можно много что прочитать, как должно быть правильно, но очень сложно перейти к реализации этих знаний. И в этом уникальность книги. Читая её, родители начинают играть вместе с ребёнком.

Одновременно выходят также книги «Цветная книга эмоций» и «Легенды Долины Монсиков» – для их прочтения понадобятся краски и цветные карандаши.

Это книги про эмоции и про то, как родители смогут помочь своим детям разобраться в этих эмоциях, понимать свои чувства и переживания, эмоции окружающих. Это очень важно для того, чтобы в дальнейшем ребёнок стал счастливым и успешным.

Источник

Оцените статью