- «Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – жанр, смысл, идея
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Подробный анализ стихотворения гумилева «шестое чувство». «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва Тропы и образы
- Краткий анализ
- Библейские аллюзии стихотворения
- Композиция
- Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»
- Тест по стихотворению
- В каком году Н. Гумилев написал стихотворение «Шестое чувство»?
- История создания
«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – жанр, смысл, идея
Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.
Краткий анализ
История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.
Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
Жанр – философская элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.
Сравнение – “как мальчик”.
История создания
Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилевым в 1920 году, за два года до расстрела. Но при этом в нем нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит только размышления о том, что же такое это особенное чувство и какова его природа.
Напечатано это произведение в последнем прижизненном сборнике поэзии Гумилева под названием “Огненный столп”.
Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развито некое чувство, которое помогает ему это делать. И хотя люди не всегда осознают его природу, отрицать существование этого чувства глупо и бессмысленно.
Композиция
Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.
Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.
И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.
Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.
Средства выразительности
Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:
- Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
- Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.
- Сравнение – “как мальчик”.
Предыдущая
Источник
Подробный анализ стихотворения гумилева «шестое чувство». «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва Тропы и образы
Краткий анализ
История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.
Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
Жанр – философская элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.
Сравнение – “как мальчик”.
Библейские аллюзии стихотворения
Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.
Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.
Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.
Композиция
Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.
Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.
И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.
Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»
Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.
Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее, чем за год до собственной смерти. В это произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.
С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения .
Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.
Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной . Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства. Таким образом Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели
в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее, чем через год после создания этого стихотворения.
Тест по стихотворению
В каком году Н. Гумилев написал стихотворение «Шестое чувство»?
Начать тест(новая вкладка)
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
История создания
«Шестое чувство» Гумилев написал в 1920 году. Через два года его арестуют и расстреляют. Он словно чувствовал такой конец и выражал свои опасения через стихи. В новой работе он не обращается к теме мистики, пророчеств. Поэт только размышляет о том, что такое шестое чувство и в чем его особенности.
Стихотворение было опубликовано в сборнике «Огненный столп», который был издан при жизни поэта. Гумилев придерживался позиции фундаментализма, поэтому он написал, что все люди стремятся только к материальным благам. Минимальный набор для мужчины:
Шестьдесят лет имя Гумилева было под строжайшим запретом. Шесть десятилетий его стихи ждали своего часа. И вот они открыты для каждого. Что же в них? Политический манифест поэта? Проклятья в адрес большевиков? Ненависть к новой власти, как в стихах З. Гиппиус, в дневниках И. Бунина, в статьях М. Горького в «Новой жизни»?
Отнюдь. Гумилев был аполитичным человеком. Мы не найдем в его поэзии отрицания революции, протеста против насилия и жестокости большевиков. Но его стихи есть героическими по сути, это поэзия идеала «без ломания себя до меняющихся политических лозунгов». Его стихи — гимн мужественному человеку, поклоняющемуся красоте. Недаром он возглавлял Цех поэтов, девизом которого стало «Акмэ», то есть совершенство, вершина, расцвет. На щите акмеистов было начертано — «ясность, простота, утверждение реальности жизни». Сам Гумилев подчеркивал в поэзии акмеистов «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
Близкий друг Н. Гумилева Г. Иванов рисует облик поэта следующими штрихами: «От природы робкий, тихий, болезненный, книжный человек, он приказал себе быть охотником на львов, солдатом, награжденным двумя Георгиями…, и то же, что со своей жизнью, он проделал над своей поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он сломал свой лиризм, сорвал свой не особенно сильный, но необыкновенно чистый голос, желая вернуть поэзии ее прежнее величие и влияние на души — быть звенящим кинжалом, жечь сердца людей».
Это стихотворение, написанное поэтом за год до гибели, увидело свет в 1921 году, в последний год жизни Гумилева. Стихотворение входит в последний прижизненный сборник стихов «Огненный столп». Этот сборник — качественно новый по сравнению с первыми томиками поэта. Здесь звучит голос не юноши, грезящего дальними странами от Нила до Невы, а голос зрелого поэта и человека.
«В стихотворениях «Огненного столпа» мы видим нового, «вершинного» Гумилева, чье отточенное поэтическое искусство лидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием причудливо переплетающихся прозаически-бытовых и фантастических деталей для создания многомерного…художественного образа». Лирический герой «Огненного столпа» занят вечными проблемами — поисками смысла жизни и счастья, противоречиями идеального и реального, сомнениями человека, уже знающего, что такое жизнь. Читатель вслед за героем идет на поиски счастья, радуется и печалится вместе с ним. Стихи этого сборника обрели глубокую метафоричность и точность, четкое и выверенное по форме звучание, мудрость жизненного опыта. «Трудно назвать настроение этой книги оптимистическим, хотя чистые и светлые чувства, возникающие от соприкосновения с любовью, красотой и гармонией, пронизывают всю ткань сборника», — писал А. Мандельштам в книге «Серебряный век: русские судьбы».
В одном из своих первых стихотворений «Кредо» Гумилев сказал о себе вещие слова:
Всегда живой, всегда могучий, Влюбленный в чары красоты…
Вот эту влюбленность поэт пронес через всю свою жизнь, короткую, но наполненную испытаниями. И в последних стихах он не отрекается от своего кредо, жизненного и поэтического, а открыто провозглашает гимн красоте, «шестому чувству», которое не дано человеку при его появлении на свет, но может в нем в муках родиться.
Стихотворение «Шестое чувство» начинается неспешно. Поэт говорит о радостях бытия, вполне земных, реальных:
Прекрасно в нас влюбленное вино, И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться.
Ну что ж, человеку свойственно есть, пить, предаваться любви. Это составляет суть жизни. И поэт говорит об этом без иронии. Человеческие чувства: зрение, осязание, ощущение, вкус, обоняние — удовлетворяются повседневными радостями. Но неужели это все, что человеку необходимо?
Вторая строфа стихотворения — это вопросы, мучающие лирического героя, это его размышления вслух. Это не сомнение в «полезности» хлеба, вина, любовных наслаждений, а сомнение в том, что лишь это нужно человеку. Возникает неосознанный спор с людьми базаровского толка, которые одобряют лишь то, что полезно. Но как тогда относиться к жизненным явлениям, которые «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать»? Зачем они человеку? Как они тешат его пять вполне земных чувств? Полезно ли любование «розовой зарей над холодеющими небесами»? Какой прок от «бессмертных стихов»?
Неповторимые мгновения жизни «бегут неудержимо». Сам автор стихотворения переполнен тоской о невозможности задержать, продлить уходящие мгновения красоты: «И мы ломаем руки, но опять осуждены идти все мимо, мимо». Как щемяще это повторение слов: «мимо, мимо»!
Но ведь многие живут, не видя звезд над головой, не испытывая потрясения от рифмующихся строчек, их не может взволновать любование природой. Они никогда не воскликнут: «Остановись, мгновение: ты прекрасно!» Что это? Простота или недоразвитость чувств? Возможно, эти люди лишены того органа, которым воспринимаешь красоту? А может быть, они наделены этим «шестым чувством», но не дали ему проявиться? Скорее всего, эмбрион чувства красоты есть в каждом человеке. Ведь потрясен мальчишка, почувствовавший неведомый ему ранее восторг любования прекрасным. Он, «ничего не зная о любви, все ж мучится таинственным желаньем».
Даже у «скользкой твари» могут прорезаться крылья.
Но развитие «шестого чувства» сопряжено с болью: эта «тварь» «ревела от сознания бессилья…», не разумея (если это слово можно отнести к земноводным), что, «рожденная ползать», она получает возможность летать.
Высокое и прекрасное рождает боль и в душе человека. Приходит на ум утверждение Достоевского о том, что путь к счастью лежит через страдание. Многие сознательно или же бессознательно берегут себя от страданий, от переживаний, на которые обречен тонко чувствующий человек. Эти люди лишают себя крыльев. Но природа человеческая мстит за измену.
Как здесь не вспомнить балладу И. Драча о крыльях, которые вырастают «у дядьки Кирила» вопреки его воле. (На уроке, если состоится живой разговор о стихотворении Гумилева, можно прочитать ученикам «Балладу о крыльях», дать им возможность подумать об общности идеи двух произведений, об отличительных художественных свойствах стихотворения Гумилева и баллады Драча. Возможна письменная работа компаративного характера).
Финал стихотворения Н. Гумилева по-настоящему высок. В нем чувствуется уверенность в том, что «органом для шестого чувства» будут наделены все. Нужно время («век за веком»), работа духа и плоти и вмешательство «природы и искусства». Поэт торопит этот момент, призывает его, обращается к Господу с просьбой о приближении этого часа («Скоро ли, Господь?»).
Стихотворение скупо наделено художественными украшениями в виде тропов и стилистических фигур. Есть емкие эпитеты (розовая заря, холодеющие небеса, бессмертные стихи, скользкая тварь, таинственное желанье и др.), есть точные развернутые сравнения (содержание четвертой и пятой строфы). Метафоричность понятия «шестого чувства» расширяет до необъятного пределы понимания этого явления. Что это: чувство прекрасного, чувство высокого, идеального, ирреального, иррационального? Каждый читатель, надо надеяться, даст свой ответ.
В стихотворении есть риторические вопросы, которые, не требуя ответа, все же заставляют задуматься над истинными человеческими ценностями.
Но эти немногие художественные средства всегда уместны, лаконичны, точны. Стихотворение мужественно в том смысле, что написано настоящим мужчиной, который без лишних слов и витиеватостей говорит о главном, о том, что его волнует. Автор обращается к читателю с самым сокровенным, надеясь, что тот разделит с ним его ощущения. Такого читателя всю жизнь искал поэт. Он говорил о читателе-друге, который «переживает творческий миг во всей его остроте… Для него стихотворение дорого во всей его материальной прелести… Прекрасное стихотворение входит в его сознание как непреложный факт, меняет его, определяет его чувства и поступки. Только при условии его существования поэзия выполняет свое мировое значение облагораживать людскую природу. Такой читатель есть…» Гумилев в это верил. И мы поверим в то, что читатели стихов Н. Гумилева облагорожены его поэзией и что их шестое чувство при чтении гумилевских строчек получит высокое эстетическое наслаждение. Стихотворение «Шестое чувство» обжигает. Оно прекрасно и возвышенно. Строчки будоражат и призывают, настаивают и убеждают, предвещают и ожидают.
Стихотворение действительно имеет большой отклик в сердцах старшеклассников. В этом я убедилась на уроках, посвященных поэзии Гумилева. Стихотворение, возможно, трудно воспринимается на слух учащимися с первого раза, но, постепенно углубляясь с учениками в смысл поэтических строчек «Шестого чувства», видишь, как оно околдовывает сердца юных читателей. Возможно, они не могут иногда дать определение этому чувству, но их смутные догадки так или иначе переходят в прозрение.
Источник